РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2019 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретаре Пензиной О.С.,
с участием прокурора Семитко С.Е.,
Главы муниципального образования «Инкинское сельское поселение» ФИО1,
представителя ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО2,
представителя Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-64/2019 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании недействующим в части решения Совета Инкинского сельского поселения от 25 ноября 2013 года №52 «Об утверждении Генерального плана Инкинского сельского поселения»,
установил:
решением Совета Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области от 25 ноября 2013 года №52 утвержден Генеральный план Инкинского сельского поселения (далее – Решение №52).
Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в Ведомостях органов местного самоуправления Инкинского сельского поселения №13 (111) от 29.11.2013 и размещено на официальном сайте Инкинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Совету Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области, в котором, с учетом уточнения требований, просило признать недействующим со дня принятия решение Совета Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области от 25 ноября 2013 года №52 «Об утверждении Генерального плана Инкинского сельского поселения» в части включения в границы поселка Юрты Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда выдел 3 (часть) квартала 24 урочища «Совхоз Инкинский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества Колпашевского района Томской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением №52 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы п.Юрты с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов. Факт включения лесных участков в границы поселка Юрты установлен по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, что подтверждается представленным заключением.
В судебное заседание не явились стороны, представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, администрации Колпашевского района Томской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 213, частями 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании Глава муниципального образования «Инкинское сельское поселение» ФИО1 заявленные требования не признала. Пояснила, что Генеральный план принят с соблюдением требований законодательства. Доступ к проекту генерального плана муниципального образования «Инкинское сельское поселение» и материалам по его обоснованию был обеспечен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), заключения от федеральных органов в орган местного самоуправления не поступали, следовательно, проект согласован. Отметила, что в 1991 году земельные участки переданы в ведение сельского поселения, в то время как в материалы лесоустройства 1989 года соответствующие изменения не внесены.
Представитель ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО2 пояснил, что на основании поручения Рослесхоза было подготовлено заключение о пересечении границ населенного пункта на земли лесного фонда. Разрешение заявленных требований по существу оставил на усмотрение суда.
Представитель Департамента лесного хозяйства /__/ ФИО3 поддержал заявленные требования. Вместе с тем отметил, что участок лесного фонда, включенный в границы поселка Юрты, находился во владении сельскохозяйственных организаций.
Представитель МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях ФИО4 в письменном отзыве полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи с тем, что процедура согласования Генерального плана соблюдена не была, в границы населенного пункта необоснованно включены земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Томской области ФИО5 указал, что, исходя из предмета заявленных требований, Управление не обладает материально-правовой заинтересованностью в исходе дела, разрешение вопроса по существу оставляет на усмотрение суда.
Представитель администрации Колпашевского района Томской области ФИО6 в письменном отзыве, не признавая заявленные требования, указала, что пересечение могло возникнуть в силу отсутствия сведений о земельных участках лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимого имущества, в то время как Генеральный план подготовлен на основании данных ЕГРН. Отметила, что указанное пересечение является незначительным, в связи с чем полагала нецелесообразным удовлетворение заявленных требований, учитывая, что в настоящее время органами местного самоуправления Инкинского сельского поселения ведется работа по разработке и утверждению нового генерального плана.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетеля, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.
Статьей 7 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Как следует из Устава муниципального образования «Инкинское сельское поселение» Колпашевского района Томской области (далее - Устав), принятого решением Совета Инкинского сельского поселения от 28 октября 2011 года №189, редакция которого действовала на момент принятия Генерального плана, муниципальное образование «Инкинское сельское поселение» наделено статусом сельского поселения и установлены его границы на основании Закона Томской области от 09.09.2004 №195-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установлении границ муниципальных образований на территории Колпашевского района». Территория Инкинского сельского поселения включает в себя территории следующих населенных пунктов: село Инкино, деревня Пасека, поселок Юрты; административным центром является село Инкино (т.2, л.д.117).
Совет Инкинского сельского поселения согласно статье 2 Устава является представительным органом муниципального образования.
Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Инкинского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Решение Совета Инкинского сельского поселения № 52 от 25 ноября 2013 года подписано Главой Инкинского сельского поселения ФИО1 (т.1, л.д.187).
Само решение №52 от 25 ноября 2013 года и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Инкинское сельское поселение» в соответствии с п.12 Положения о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления Инкинского сельского поселения, утв. решением Совета Инкинского сельского поселания от 18.11.2005 №5, было опубликовано в официальном издании – Ведомости органов местного самоуправления Инкинского сельского поселения №13 (111) ноябрь 2013 (т.2, л.д.1), а также размещено на официальном сайте муниципального образования «Инкинское сельское поселение» в сети Интернет.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.
Представленные в материалы дела письменные доказательства: распоряжение администрации Инкинского сельского поселения №30 от 26.03.2012 «О подготовке проекта генерального плана Инкинского сельского поселения» (т.1, л.д.144), решение Совета Инкинского сельского поселения №37 от 17.07.2013 «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана, правил землепользования и застройки Инкинского сельского поселения» (т.1, л.д.155), протокол №2 от 21.08.2013 проведения публичных слушаний с.Инкино (т.1, л.д.160-161), протокол №3 от 22 августа 2013 года проведения публичных слушаний д.Пасека (т.1, л.д.165-166), протокол №4 от 23 августа 2013 года проведения публичных слушаний д.Юрты (т.1, л.д.170-171), заключение по итогам проведения публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Инкинского сельского поселения (т.1, л.д.175-176), протокол №12 собрания Совета Инкинского сельского поселения от 25 ноября 2013 года свидетельствуют об отсутствии нарушений при разработке проекта Генерального плана, организации и проведении публичных слушаний, принятии решения об утверждении Генерального плана.
При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 15 116 040000 кв.м с адресом объекта: Томская область, Колпашевский район, Колпашевское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АБ269451 от 19 ноября 2008 года (т.2, л.д.108). Документами - основаниями регистрации права указаны: выписка из реестра объектов недвижимости федеральной собственности, расположенной на территории Томской области, выдана Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области №ТУ-6547 от 17.10.2007г; приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ №249 от 11.09.2008; часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ №200-ФЗ от 04.12.2006г; статья 19 Лесного кодекса РФ №22-ФЗ от 29.01.1997г.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №249 от 11.09.2008 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в состав Колпашевского лесничества Томской области входит, в том числе, Шудельское участковое лесничество.
Как следует из Лесохозяйственного регламента Колпашевского лесничества Томской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 №69, общая площадь лесничества составляет 1511604 га, в административно-хозяйственном отношении подразделяется на три участковых лесничества: Колпашевское, Елтыревское, Шудельское. Деление на участковые лесничества и их площади приведены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 №249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ». Структура участковых лесничеств приведена в приложении 4.
Приложением 4 установлено, что в состав участкового лесничества Шудельское входит, в том числе, урочище «Совхоз Инкинский» (структурное подразделение бывшего лесхоза – Совхоз Инкинский Чажемтовского лесничества Колпашевского сельского лесхоза).
Согласно плану лесонасаждений совхоза «Инкинский» Чажемтовского лесничества Колпашевского межхозяйственного лесхоза (лесоустройство 1989 года) и таксационному описанию совхоза «Инкинский» Чажемтовского лесничества (1990 г.), которые являются первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду, указанный в административном иске лесной участок входит в состав урочища «Совхоз Инкинский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества Томской области и относится к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация (т.3, л.д.91-100).
Как установлено в ходе судебного заседания, Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» во исполнение поручения Федерального агентства лесного хозяйства подготовлено заключение №19 о пересечении
(наложении границы населенного пункта (п.Юрты) на земли лесного фонда. Согласно данному заключению в границы населенного пункта поселок Юрты вошли земли лесного фонда: часть выдела 3 квартала 24 урочища «Совхоз Инкинский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества площадью 2921 кв.м (т.2, л.д.107).
Из показаний главного специалиста М., подготовившего данное заключение, допрошенного в качестве свидетеля, следует, что указанное заключение подготовлено на основании актуальной редакции материалов лесоустройства и данных о границах населенного пункта с использованием картометрического метода в программе MaсInfo. В результате проведенного совмещения указанных материалов установлено частичное включение земель лесного фонда в границы населенного пункта, что отражено на схеме в заключении.
Проанализировав содержание Устава ФГБУ «Рослесинфорг», Положение о Томском филиале ФГБУ «Рослесинфорг», представленную должностную инструкцию, суд находит представленное заключение Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» относимым и допустимым доказательством.
Учитывая изложенное, суд находит установленным факт включения указанного в иске лесного участка земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенного пункта поселок Юрты Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области.
Ссылка на то, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта границы лесничества в соответствии с лесным законодательством установлены не были, а информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости во внимание принята быть не может по следующим основаниям.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.
К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества определено на основании материалов лесоустройства, не противоречит информации, содержащейся в плане лесонасаждений совхоза «Инкинский» Чажемтовского лесничества Колпашевского межхозяйственного лесхоза (лесоустройство 1989 года), являющегося первичным источником информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.
То обстоятельство, что сведения о лесных участках взяты из материалов лесоустройства 1989 года, не свидетельствует о недостоверности данной информации, так как позднее лесоустройство не проводилось, а доказательств тому, что после 1989 года какие-либо участки лесного фонда в установленном законом порядке были переведены в иную категорию земель, в материалы дела не представлено.
Довод о том, что в отношении границы населенного пункта поселок Юрты никаких изменений генеральным планом, утвержденным в 2013 году не производилось, его границы оставались неизменными, в связи с чем отсутствует факт включения в территорию поселка Юрты участка земель лесного фонда, суд находит несостоятельным.
В подтверждение данного обстоятельства представлены материалы по передаче земель в ведение Инкинского сельского (поселкового) Совета народных депутатов Колпашевского района Томской области 1991 года (т.2, л.д. 167-180), а также материалы по установлению границ земель, переданных в ведение Инкинского сельского Совета Колпашевского района Томской области 1994 года (т.3, л.д.28-41).
Из постановления Исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов от 28.02.1991 №118 «Об уточнении состава земель населенных пунктов, передаваемых в ведение сельских (поселкового) советов народных депутатов» следует, что исполнительный комитет решил принять за основу уточненные площади земель сельских населенных пунктов, состав и соотношение угодий в установленных границах согласно приложению (т.2, л.д.169).
В экспликации земель Инкинского сельского Совета от 07.03.1991 в составе земель поселка Юрты указаны земли постоянного пользования – 519,30, постороннего пользования – 75,15. В том числе в составе земель указаны лесные земли, в том числе покрытые лесом.
Согласно материалам 1994 года по землям, переданным в ведение сельского Совета народных депутатов, они включают в себя, в том числе чертеж земель, переданных в ведение сельского Совета из земель бывшего совхоза «Инкинский» (т.3, л.д.31)
Проанализировав содержание указанных документов, суд приходит к выводу, что из указанных документов не следует, что какие-либо земли совхоза Инкинский Чажемтовского лесничества Колпашевского сельского лесхоза переведены в установленном законом порядке в состав земель населенного пункта, указанные документы не являются документами территориального планирования, вопросы перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решают, границы населенных пунктов, в том числе поселка Юрты, не устанавливают.
Абзацем 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусматривалось, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 8 этого же Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Приведенные положения законов в их нормативном единстве позволяют сделать вывод, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности.
Ссылка на то обстоятельство, что лесной участок, вошедший в территорию поселка Юрты, ранее относился к колхозным лесам, не свидетельствует о том, что данный участок не является федеральной собственностью.
В соответствии с Положением о колхозных лесах (с изменениями на 26.09.1990), утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 04 марта 1968 года №144, которое утратило силу в связи с принятием Лесного кодека Российской Федерации, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов (пункт 1).
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 №4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).
Доказательств того, что спорная часть выдела 3 квартала 24 урочища «Совхоз Инкинский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества переведена в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действующим законодательством, или в порядке статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона №172-ФЗ, не представлено.
Проанализировав представленные документы, проект Генерального плана, суд приходит к выводу, что границы населенного пункта поселок Юрты Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области были утверждены оспариваемым нормативным правовым актом.
Таким образом, учитывая факт включения лесного участка земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы поселка Юрты проект Генерального плана муниципального образования «Инкинское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Инкинское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).
Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции от 5 июня 2013 года, был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.
Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Инкинское сельское поселение» в установленном порядке не согласован.
Доводы о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения в части согласования с уполномоченными органами проекта генерального плана путем его размещения с материалами по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и направлении уведомления суд находит необоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Аналогично согласование проектов генеральных планов регламентировано в Порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69, согласно которому уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений (пункт 2.1).
Порядок ведения информационной системы территориального планирования определен Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года №289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».
Пунктами 9 и 10 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент согласования и утверждения оспариваемого генерального плана) предусмотрено, что федеральная информационная система используется в том числе для согласования проектов документов территориального планирования участниками согласования и получения предложений по проектам указанных документов от иных пользователей информации, осуществляемой в электронной форме. Размещение информации в федеральной информационной системе о согласование проектов документов территориального планирования участниками согласования осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
В ходе судебного заседания установлено, что проект генерального плана Инкинского сельского поселения был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, доступен с 14.06.2013.
Представлено уведомление Главы Инкинского сельского поселения об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования №124 от 14.06.2013, адресованное директору Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации (т.1, л.д.147).
В подтверждение его направления представлен Журнал регистрации отправляемых документов администрации Инкинского сельского поселения (2002-2017), где за номером 124 указано, что 14.06.2013 в адрес Департамента стратегического развития направлено уведомление (т.1, л.д.153).
Также в ходе судебного заседания установлено, что по результатам публичных слушаний были внесены изменения в проект Генерального плана, указанный проект с учетом изменений также был размещен во ФГИС ТП 12.09.2013 (т.3, л.д.17). Уведомления о размещении доработанного проекта в адрес Минрегиона России не направлялось. Вместе с тем, из принятых во внимание по результатам публичных слушаний дополнений и изменений в проект Генерального плана, не следует, что эти изменения и дополнения касались изменений границ населенных пунктов.
Доказательств вручения первоначального уведомления от 14.06.2013 не представлено.
Согласно письму Рослесхоза №АВ-01-46/20309 от 03.12.2018 проект Генерального плана Инкинского сельского поселения на согласование в Рослесхоз не поступал (т.2, л.д.109).
Однако само по себе размещение проекта территориального планирования в информационной системе и направление уведомление об обеспечении доступа к нему не может рассматриваться как соблюдение требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом суд отмечает следующее.
Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт – обосновывающая часть. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Однако материалы по обоснованию генерального плана Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержат сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенного пункта поселок Юрты.
Учитывая, что материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана не соответствуют требованиям законодательства (части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в границы поселка Юрты вошел земельный участок земель лесного фонда, один только факт размещения проекта генерального плана в информационной системе и не поступление в течение трех месяцев замечаний на проект, по мнению суда, не может подтверждать соблюдение порядка принятия генерального плана поселения в части согласования с уполномоченным органом.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленный на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.
С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования с Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта Генерального плана муниципального образования «Инкинское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границы населенного пункта, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части.
Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Инкинское сельское поселение», утвержденный решением Совета Инкинского сельского поселения от 25.11.2013 №52, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан, которым предоставлялись земельные участки. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении суд считает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании недействующим в части решения Совета Инкинского сельского поселения от 25 ноября 2013 года №52 «Об утверждении Генерального плана Инкинского сельского поселения» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Инкинского сельского поселения от 25 ноября 2013 года №52 «Об утверждении Генерального плана Инкинского сельского поселения» в части включения в границы поселка Юрты Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда выдел 3 (часть) квартала 24 урочища «Совхоз Инкинский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества Колпашевского района Томской области.
Возложить на Совет Инкинского сельского поселения Колпашевского района Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий