ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/2023 от 09.10.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-65/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 9 октября 2023 года

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре Волкове И.П.,

с участием прокурора Степенковой О.В.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Правительства Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 об оспаривании постановления Правительства Тверской области № 237-пп от 7 июня 2023 года «О внесении изменений в постановление правительства Тверской области от 2 ноября 2022 года № 612-пп» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066 к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования» и постановления Правительства Тверской области № 238-пп от 7 июня 2023 года «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области» в части изменения производственной зоны V класса вредности (П1) на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066,

установил:

постановлением Правительства Тверской области от 7 июня 2023 года № 237-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области № 612-пп» (далее постановление № 237-пп) внесены изменения в генеральный план Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 2 ноября 2022 года № 612-нп, связанные с изменением наименования населенных пунктов, на которые он распространяется: д. Андрейково, д. Березино, д. Гришкино Большое, д. Поддубки и территории земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:695; 69:10:0000025:6043; 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066.

Тем же постановлением применительно к населенным пунктам д. Андрейково, д. Березино, д. Поддубки и территории земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066; 69:10:0000025:6043 утверждены:

- карта планируемого размещения объектов местного значения Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области (приложение 5);

- карта границ населенных пунктов, входящих в состав Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области (приложение 6);

- карта функциональных зон Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области (приложение 7).

Внесены изменения в Положение о территориальном планировании Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области, в том числе в сведения о планируемых для размещения объектах местного значения (таблица 2 пункт 5 раздела II), в раздел III Положения (параметры функциональных зон) - дополнен зоной транспортной инфраструктуры и иными зонами сельскохозяйственного назначения (пункты 9,10); определена площадь зоны сельскохозяйственного использования - 107,19 га, в которую включены земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:0000025:695; 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066 с исключением из существующей производственной функциональной зоны (таблица 3); изменена площадь производственной зоны сельскохозяйственных предприятий, зоны транспортной инфраструктуры, иных зон сельскохозяйственного назначения (таблицы 3.1, 6, 7).

Постановлением Правительства Тверской области от 7 июня 2023 года № 238-пп «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области» (далее постановление № 238-пп) в Правила землепользования и застройки территорий муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденные решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 24 декабря 2012 года № 52 внесены изменения, в том числе:

- в части II Правил:

в карте градостроительного зонирования Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области в статье 24:

в части условных обозначений предусмотрена «зона обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5)»;

производственная зона V класса вредности (П1) изменена на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5) в границах земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:695; 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066.

Градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования (статья 33) дополнен разделом «Зона обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5)», основными видами разрешенного использования которой являются: размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.

Постановление № 237-пп и постановление № 238-пп с приложениями опубликованы в газете «Тверские Ведомости» № 22 (2482) от 14-20 июня 2023 года, размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

ФИО3 обратился в суд с административным иском о признании недействующими постановления Правительства Тверской области № 237-пп в части отнесения принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066 к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования», постановления Правительства Тверской области № 238-пп в части изменения производственной зоны V класса вредности (П1) на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности в границах указанных земельных участков.

Административный истец полагает оспариваемые в части нормативные акты незаконными, принятыми в нарушение требований ч. 1 и 2 статьи 2 ГрК РФ, поскольку они не соответствуют целям территориального планирования, приняты без учета требований, предъявляемых к градостроительным регламентам, нарушающими законные права и интересы правообладателя.

Генеральный план Бурашевского сельского поселения Калининского района был утвержден решением Совета депутатов 26 декабря 2011 года № 69. С указанного времени до издания оспариваемого постановления принадлежащие истцу земельные участки относились к производственной зоне V класса вредности. Генеральным планом обуславливалось выделение этой зоны для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз, имеющих санитарно-защитные зоны. Учитывался фактор близости таможенного терминала города Твери, аэродрома Мигалово, соседствующее положение с трассой М-10.

Изменение функциональной зоны с производственной на зону сельскохозяйственного использования в оспариваемом генеральном плане не обосновано. Не содержится обоснования увеличения площади зоны сельскохозяйственного использования с 4,9 га до 107,19 га. Сельскохозяйственных предприятий на указанной территории не создано, граничащие земельные участки отнесены к землям промышленности с расположением промышленных объектов, что исключает ведение сельского хозяйства в связи с непригодностью земель.

Предприятий сельского хозяйства на участках истца и прилегающих к ним не имеется, что препятствует их использованию согласно видам разрешенного использования установленной территориальной зоны Сх5.

В судебном порядке истцом оспаривается отказ Правительства Тверской области в переводе указанных в административном исковом заявлении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, принятие оспариваемых нормативных правовых актов препятствует в реализации его права на перевод земельных участков в другую категорию.

Кроме того, административный истец полагает, что была нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, которую следует проверить на соответствие требованиям статей 2, 5.1, 23, 24, 28, 30, 33, 35, 36 ГрК РФ.

В судебном заседании представитель ФИО3, действующий на основании доверенности ФИО1, поддержал требования административного истца и приведенные выше доводы.

Представитель Правительства Тверской области ФИО2 в судебном заседании, представитель Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО4 в направленном суду отзыве требования административного истца полагали не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы письменных возражений. Оспариваемые нормативные правовые акты полагали принятыми уполномоченным органом в соответствии с установленной законом процедурой, не нарушающими прав и законных интересов административного истца.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

На основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Степенковой О.В. об отсутствии оснований признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что ФИО3 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066, расположенных в районе д. Боровлево Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Оспариваемыми постановлениями Правительства № 237-пп и № 238-пп в расположении данных земельных участков изменена производственная зона на функциональную зону сельскохозяйственного использования в Генеральном плане и зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5) в Правилах землепользования и застройки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми в части нормативными правовыми актами.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Кодекса).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 части 1 статьи 1 Кодекса).

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 статьи 18 Кодекса).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний или общественных обсуждений по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний или обсуждений (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Тверской области от 20 декабря 2019 года № 89-ЗО перераспределены отдельные полномочия в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Тверской области (статья 2).

Согласно областному Закону № 89-ЗО, с 01 января 2020 года органы государственной власти Тверской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в области градостроительной деятельности, в числе которых:

- установление состава, порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы;

- принятие решения о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, решения о внесении изменений в такие документы и подготовка таких документов;

- утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и изменений в такие документы;

- принятие решения о создании согласительной комиссии в случаях, установленных в части 9 статьи 21, части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены особенности содержания генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов, в том числе возможность подготовки генерального плана применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, территориям поселения, муниципального округа, городского округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального округа, городского округа (пункт 4).

Согласно подпункту 12.5 части 1 статьи 5 Закона Тверской области от 24 июля 2021 года № 77-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Тверской области» такие особенности определяет Правительство Тверской области.

Постановлением Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп утвержден Порядок, которым урегулированы вопросы подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, согласно которому уполномоченным органом, осуществляющим подготовку проектов градостроительных решений, является Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.

Пунктом 31.1 Порядка № 238-пп предусмотрена возможность подготовки генерального плана поселения, генерального плана округа применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, округа, территориям поселения, округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, округа.

Порядок организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Тверской области урегулирован постановлением Правительства Тверской области № 227-пп от 19 апреля 2021 года (далее Порядок № 227-пп).

Распоряжением Правительства Тверской области от 12 января 2023 года № 24-р в соответствии с пунктом 2 Порядка № 238-пп принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области, обеспечение подготовки и согласования документов территориального планирования и градостроительного зонирования поручено Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.

8 февраля 2023 года уполномоченным органом размещены в открытом доступе на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) проект внесения изменений в Генеральный план с материалами по обоснованию и проект Правил землепользования и застройки, тем самым обеспечен заблаговременный доступ к проекту нормативных актов до их утверждения.

Приказами Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности от 16 февраля 2023 года № 19-од и 20-од приняты решения о проведении общественных обсуждений по проектам внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, определены сроки проведения обсуждений со 2 по 10 марта 2023 года, приема замечаний и предложений, места размещения выставок-экспозиций, дата, время и место проведения консультаций.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса и п. 6-9 Порядка № 227-пп информация о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана опубликована 22 февраля 2023 года в газете «Тверские ведомости» № 7 (2467), размещена на официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в сети Интернет.

Согласно представленной уполномоченным органом информации экспозиция и материалы по проектам изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки были размещены в холле 1 этажа здания администрации Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области, где находились в открытом доступе со 2 по 10 марта 2023 года.

Срок проведения экспозиции, предусмотренный пунктом 22 постановления Правительства Тверской области № 227-пп, организатором общественных обсуждений соблюден.

По результатам общественных обсуждений по проектам внесения изменений в градостроительную документацию при отсутствии замечаний и предложений заинтересованных лиц 14 марта 2023 года составлены протоколы, 16 марта 2023 года – заключения.

Информация о результатах общественных обсуждений опубликована в газете «Тверские ведомости» 22 марта 2023 года № 11 (2471), размещена официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в сети Интернет.

Проект внесения изменений в генеральный план в порядке статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 40-41 постановления Правительства № 238-пп был согласован органом местного самоуправления и уполномоченными органами государственной власти.

26 мая 2023 года Межведомственной комиссией при Правительстве Тверской области по земельным отношениям рассмотрены проекты изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки и рекомендованы к утверждению.

Таким образом, судом установлено, что подготовка и принятие оспариваемых административным истцом градостроительных решений, осуществлены уполномоченными органами в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и областным Законом о перераспределении отдельных полномочий № 89-ЗО, процедуры обнародования проектов, их общественных обсуждений, принятия и опубликования нормативных правовых актов соблюдены.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении требований градостроительного законодательства оспариваемыми положениями генерального плана и правил землепользования и застройки в связи с изменением ранее установленных функциональной и территориальной зоны в местоположении принадлежащих административному истцу земельных участков.

Принципами законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 2, часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Кодекса)

Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Кодекса).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границах территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.

Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278 расположенные в районе д. Боровлево Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства.

Земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066, расположенные в районе д. Боровлево Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области, относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, иного специального назначения, виды разрешенного использования – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.

Увеличение площади зоны сельскохозяйственного использования до 107,9 га в оспариваемом генеральном плане за счет включения указанных земельных участков административный истец полагает необоснованным, не связанным с развитием территории поселения, обусловленным исключительно воспрепятствованием ему в переводе участков в категорию земель промышленности.

Суд не может согласиться с доводом истца об отсутствии законного основания изменения функциональной зоны территории в генеральном плане.

Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244 предусматривают осуществление подготовки проекта генерального плана:

с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и предложений заинтересованных лиц;

на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в ФГИС ТП;

на основании сведений о состоянии территории, ее использовании, об ограничениях ее использования, содержащихся в государственных кадастрах, фондах, реестрах, иных государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах (п. 5.4).

Указанным требованиям градостроительного законодательства и методических рекомендаций рассмотренный органом государственной власти проект генерального плана соответствует, поскольку содержит обоснование функционального зонирования территории эффективностью ее использования, комплексностью благоустройства.

Согласно Положению о территориальном планировании Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района генеральный план применительно к отдельным населенным пунктам и территории указанных земельных участков разработан с целью пространственной организации территории, обеспечивающей их устойчивое социально-экономическое развитие.

Принятию нормативного акта об изменении Генерального плана и Правил землепользования предшествовал анализ информации о фактическом состоянии положения территории поселения, включающей сведения администрации Калининского муниципального района о площади земель сельскохозяйственного назначения, количестве сельскохозяйственных организаций, составе сельскохозяйственной техники в районе, а также администрации Бурашевского сельского поселения о необходимости в целях обеспечения реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 20 от 21 января 2020 года перевода земель, ранее отнесенных к землям промышленности в районе д. Боровлево в функциональную зону земель сельскохозяйственного использования, поскольку на участках отсутствуют объекты, приводящие к использованию земли не в соответствии с категорией, строительная и иная деятельность на участках не осуществляется (т. 2 л.д. 74-75, т. 3 л.д. 25).

Довод административного истца о противоречии положений генерального плана положениям пункта 33 Стратегии развития промышленности Тверской области на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Тверской области от 24 января 2023 года № 60-рп, согласно которому на территории индустриально-промышленной зоны «Боровлево-2» планируется строительство второй очереди промышленного производства ООО «Тек-Ком Производство», не может быть принят судом, поскольку данных об установленных санитарно-защитных зон, связанных с данным строительством, распространяемых на земельные участки истца, в деле не имеется.

По сведениям публично-кадастровой карты планируемое расположение промышленного предприятия относится к земельным участкам с кадастровыми номерами 69:10:0000025:8991 и 69:10:0000025:9392, которые удалены от земельных участков административного истца на 1000-1500 м.

Схема территориального планирования Калининского района Тверской области, утвержденная решением Собрания депутатов муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 16 августа 2013 года № 52, которая предусматривала в районе д. Боровлево промышленно-производственную зону в качестве зоны приоритетного развития хозяйственной деятельности с обоснованием строительства предприятий машиностроения и металлообработки, не была реализована применительно к местоположению земельных участков административного истца, что следует из информации администрации Калининского района и Бурашевского сельского поселения, что, по мнению суда, не препятствовало изменению функционального назначения территории.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из анализа приведенных норм следует, что Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения, действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории.

Таким образом, несоответствие установленной оспариваемым нормативным правовым актом функциональной зоны существующему землепользованию не противоречит действующему правовому регулированию в данной сфере.

Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в границах земельных участков административного истца сформирована зона обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5), для которой установлен градостроительный регламент с видом разрешенного использования земельных участков 1.18, предусматривающий размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.

Как указано выше, из принадлежащих административному истцу, включенных в зону СХ5, 20 земельных участков относятся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, два участка (69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066) – к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.

Данные участки, учитывая их конфигурацию и местоположение, обеспечивают проезд к иным земельным участкам, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3.1 СП 99.13330.2016 могут использоваться в качестве местных дорог, предназначенных для транспортного обслуживания объектов по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что изменение документов территориального планирования и градостроительного зонирования в оспариваемой части не создало препятствий в использовании принадлежащих административному истцу земельных участков в соответствии с установленной категорией и разрешенным видом использования.

Доводы истца о препятствиях в переводе земельных участков в иную категорию в связи с изменением градостроительной документации носят исключительно частноправовой характер и не могут быть приняты судом, поскольку целесообразность внесения изменений в нормативные акты не входит в предмет оценки в рамках абстрактного нормоконтроля.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, оснований признания их недействующими не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО3 о признании недействующими постановления Правительства Тверской области № 237-пп от 7 июня 2023 года «О внесении изменений в постановление правительства Тверской области от 2 ноября 2022 года № 612-пп» в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066 к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования» и постановления Правительства Тверской области № 238-пп от 7 июня 2023 года «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области» в части изменения производственной зоны V класса вредности (П1) на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 69:10:0000025:258 - 69:10:0000025:262; 69:10:0000025:168 – 69:10:0000025:170; 69:10:0000025:174 – 69:10:0000025:177; 69:10:0000025:179; 69:10:0000025:180; 69:10:0000025:207; 69:10:0000025:3840; 69:10:0000025:162; 69:10:0000025:163; 69:10:0000025:1277; 69:10:0000025:1278; 69:10:0000025:1282; 69:10:0000025:5066 отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение составлено 19 октября 2023 года.

Председательствующий А.В. Кустов