Дело № 3а-71/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.М.Бурковой,
с участием прокурора Е.Г.Криковцовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2012 года № 18 «Об утверждении генерального плана Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края»,
у с т а н о в и л:
Решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2012 года № 18 утвержден генеральный план Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Текст документа опубликован 23.07.2012 года в информационном бюллетене Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 21.
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2012 года № 18 «Об утверждении генерального плана Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» в части включения в границы сельского поселения «Село Корсаково-2» части земельного участка, назначение земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, площадь 1200 кв.м., адрес: Хабаровский край, Хабаровский район, садоводство «Зубровое» в районе с.Корсаково-2 вдоль реки Правой, участок 299, с кадастровым номером №.
Обосновывая свои требования, административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №. После проведение кадастровых работ по определению границ земельного участка, он обратился в Росреестр с заявлением о внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах земельного участка. Но Росреестр в письменной форме уведомил его, что через земельный участок проходит граница Корсаковского сельского поселения, и земельный участок фактически находится в двух населенных пунктах. Такая редакция генерального плана противоречит положениям части 2 статьи 36, пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, пункту 4 части 1 статьи 8, части 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ, нарушает его права и законные интересы, поскольку создает неопределенность правового режима земельного участка.
Определением суда от 14.03.2019 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица, на стороне административного ответчика, Собрание депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитет по управлению имуществом администрации Хабаровского муниципального района.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте его проведения. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, и учитывая, что административный истец не просил об отложение слушания дела и не сообщил суду о причине своей неявки, его явка не признана обязательной, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное разбирательство в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 (доверенность от 21.12.2018 года сроком действия три года), поддержала замыленные требования, сославших в их обоснование на те же обстоятельства, что изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО3 (доверенность от 10.04.2019 года сроком действия по 31.12.2019 года) в судебном заседании пояснил, что решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2012 года № 18 утвержден генеральный план Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, частью которого является графическое описание сельского поселения «Село Корсаково-2». Земельный участок, которым на праве собственности владеет административный истец, находится на кадастровом учете, но без указания координат его границ. Это не позволило точно установить границы этого земельного участка. При проведении публичных слушания никаких замечаний по графическому описанию сельского поселения от граждан, в том числе от административного истца, не поступало. После поступления заявления ФИО4 о наличии у него препятствий к внесению в ЕГРН сведений о границах земельного участка, была проведена проверка, которая подтвердила, что действительно граница сельского поселения «Село Корсаково-2» проходит через земельный участок этого гражданина. В настоящее время работает комиссия по подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план, которые позволят устранить допущенные ошибки в определении границ сельского поселения.
Представитель заинтересованных лиц Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Комитета по управлению имуществом администрации Хабаровского муниципального района ФИО3 поддержала доводы административного ответчика.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, заслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд пришел к таким выводам.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).
Как указано в частях 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствие с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 8, частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 20 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ).
Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-ФЗ в Федеральный закон № 131-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2015 года вопросы по утверждению генеральных планов сельского поселения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ, осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Законом Хабаровского края от 30.06.2004 года № 194 "О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ" муниципальное образование Хабаровский район наделен статусом муниципального района (статья 16).
Законом Хабаровского края от 28.07.2004 года № 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ" статусом сельского поселения в Хабаровском муниципальном районе наделено Корсаковское сельское муниципальное образование, в состав которого включены: с. Краснореченское; с. Корсаково-1; с. Корсаково-2; с. Рощино (пункт 17 статьи 2, статья 2.1, пункт 17.11 Приложения №3).
Законом Хабаровского края от 28.07.2004 года № 207 "О наименованиях органов местного самоуправления городских, сельских поселений" (пункт 11 части 17 статьи 17) установлены наименования органов местного самоуправления городского, сельских поселений Хабаровского муниципального района, в частности Корсаковского сельского поселения: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Корсаковского сельского поселения; глава муниципального образования - глава Корсаковского сельского поселения; местная администрация - администрация Корсаковского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2011 года № 18 утвержден генеральный план Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Решение вступило в силу со дня его официального опубликования в печатном издании муниципального образования – Информационном бюллетене № 21 от 23.07.2012 года. Данный генеральный план включает в себя предложение по территориальному планированию (Приложение к решению) и графическое описание сельского поселения «Село Корсаково-2».
Представленные административным ответчиком письменные доказательства подтверждают, что установленные законом порядок принятия, официального опубликования, вступления в законную силу решения Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2012 года № 18 соблюдены. Порядок их принятия и опубликования административным истцом не оспаривается.
ФИО1 с 15.02.1993 года владеет на праве собственности земельным участком, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, площадь 1 200 кв.м, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, садоводческое товарищество «Зубровое», в районе с.Корсаково-2 вдоль реки Правой, участок 299, кадастровый №. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.02.1993 года, право собственности возникло у административного истца на основании решения администрации Хабаровского района Хабаровского края от 15.02.1993 года № 150. В Единый государственный реестр недвижимости сведения о правообладателе внесены.
ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, без одновременной государственной регистрации права.
Уведомлением от 12.11.2018 года № КУВД-001/2018-6032912/1 и от 14.12.2018 года № КУВД-001/2015-6032912/2 Управление Росреестра по Хабаровскому краю ув5домило ФИО1 о приостановлении осуществления действия по изменению основных характеристик объекта недвижимости в отношение земельного участка с кадастровым номером № в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы населенного пункта. При нанесении на кадастровую карту координат узловых и поворотных точек, границы уточняемого земельного участка не полностью входят в границы населенного пункта, что недопустимо согласно действующему законодательству.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ указано, что градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Генеральный план содержит и карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. 5. На указанной карте отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают: границы поселения, городского округа; границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; (часть 1, пункт 3 части 3, пункт 2 части 5, часть 5.1, части 6, 7, 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ).
В частях 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ указано, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Согласно статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (часть 2).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (части 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Исследованные судом письменные доказательства (уведомление Росреестра по Хабаровскому краю от 12.11.2018 года и от 14.12.2018 года, заключение № 01/19 от 09.01.2019 года специалиста-кадастрового инженера о границах фактически используемого земельного участка), объяснения сторон, свидетельствуют о том, что границы сельского поселения «Село Крсаково-2» установлены без учета границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в Хабаровском крае, Хабаровском районе. Границ сельского поселения «Село Корсаково-2», сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, проходят через земельный участок с кадастровым №.
Таким образом, при подготовке и утверждении генерального плана Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в состав которого входит и сельское поселение «Село Корсаково-2» не были учтены границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором с 15.02.1993 года имелись в государственном кадастре недвижимости.
Исходя из того, что графическое описание сельского поселения «Село Корсаково-2», приведенное в генеральном плане Корсаковского сельского поселения, не отвечает требованиям принадлежности земельного участка с кадастровым номером № только к одному населенному пункту, и не соответствует правилам, по которым границы сельских поселений не могут пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, суд приходит к выводу, что в этой части генеральный план Корсаковского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 13.12.2012 года № 33, противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Незаконное отнесение земельного участка к двум муниципальным образованием безусловно затрагивает права и законные интересы административного истца, являющегося его собственником, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей правообладателя земельного участка с кадастровым номером № по его существующему и планируемому использованию.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановление от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил (в пункте 28), что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 215, 244, 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Графическое описание сельского поселения «Село Корсаково-2» генерального плана Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.07.2012 года № 18, в части включения в границы сельского поселения «Село Корсаково-2» части земельного участка, назначение земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, площадь 1200 кв.м., адрес: Хабаровский край, Хабаровский район, садоводство «Зубровое» в районе с.Корсаково-2 вдоль реки Правой, участок 299, с кадастровым номером №.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
.
Судья краевого суда Е.А.Бузыновская