ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-731/2023 от 28.08.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-731/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 28 августа 2023 года

Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретарях Кондрашовой Ю.Ю., Ждакове А.В.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области ФИО1,

представителя административного ответчика Оренбургской региональной общественной организации по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Оренбургской региональной общественной организации по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (далее – Управление Минюста РФ по Оренбургской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что Оренбургская региональная общественная организация по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» (далее – Организация) зарегистрирована 7 марта 2019 года, основной государственный регистрационный номер (далее – ОГРН) , учётный номер .

Управлением в порядке контроля, предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), а также в соответствии с планом проверок некоммерческих организаций на 2023 год, утвержденным приказом Управления Минюста РФ по Оренбургской области от 28 октября 2022 года № 130, в период с 1 марта по 29 марта 2023 года проводилась плановая документарная проверка организации.

По адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), Организации заказным письмом с простым уведомлением о вручении были направлены уведомление от 6 февраля 2023 года № 56/03-525 и копия распоряжения от 3 февраля 2023 года № 71-р о проведении плановой документарной проверки, в которых был указан перечень документов, необходимых для проведения проверки, которых Организацией необходимо представить. Однако письмо возвращено в Управление с отметкой «возврат», что свидетельствует о том, что Организация по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не обеспечивает получение корреспонденции.

В нарушение пункта 1 части 2 статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ Организация не представила документы на проверку, указанные в уведомлении о проведении проверки от 6 февраля 2023 года № 56/-3-525 и распоряжении № 71-р от 3 февраля 2023 года.

По результатам проведенной плановой документарной проверки в адрес Организации Управлением Минюста РФ по Оренбургской области вынесено предупреждение № 56/03-1307 от 29 марта 2023 года об устранении выявленных нарушений в месячный срок со дня получения, которое вместе с актом проверки от 29 марта 2023 года № 56/03-1300 направлены по почте в адрес Организации. Однако документы Организацией не получены, письмо возвращено в Управление с отметкой «возврат».

Управление полагает, что непредставление документов на проверку является грубым нарушение неустранимого характера, так как проверка завершена в установленные ежегодным планом проверок некоммерческих организаций сроки, однако деятельность Организации не проанализирована контрольно-надзорным органом в полном объеме.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократные или грубые нарушения общественным объединением действующего законодательства Российской Федерации являются основанием для его ликвидации.

Принимая во внимание вышеизложенное, административный истец просит ликвидировать Оренбургскую региональную общественную организацию по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» и исключить ее из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования, просила их удовлетворить, поскольку документы для проведения проверки организацией представлены не были, в связи с чем проверка проведена не была и деятельность организации не проанализирована. Представленное организацией в Управление письмо после окончания проверки свидетельствует о том, что деятельность организацией не осуществляется, документы, подтверждающие обратное, не представлены.

Представитель административного ответчика Оренбургской региональной общественной организации по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. В обоснование доводов указал, что допущенные организацией нарушения не являются грубыми и неустранимыми и не могут повлечь такой меры правовой ответственности как ее ликвидация, которая не соразмерна характеру и степени допущенных нарушений. Оренбургской региональной общественной организации по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» осуществляет деятельность по адресу места регистрации, где зарегистрирован и проживает один из соучредителей организации ФИО3, и исправно получает почтовую корреспонденцию от других отправителей. Кроме того, согласно пункту 51 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля у организации имеется электронный почтовый ящик, на который Управление могло направить запрос об истребовании документов

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 2 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Учитывая, что приняты все возможные меры для извещения административного ответчика по почте по адресу, указанному в административном исковом заявлении, принятые меры результатов не дали, суд признает административного ответчика надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом № 82-ФЗ.

Исходя из положений статей 26 и 44 названного Федерального закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае – Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности оно обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

На основании части первой статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении контроля орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Оренбургская региональная общественная организация по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 7 марта 2019 года, ОГРН <***>, учётный номер № 5612011616, адрес юридического лица: 460035, <...>, о чем были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно распоряжению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 3 февраля 2023 года № 71-р, в отношении Оренбургской региональной общественной организации по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» в период с 1 марта 2023 года по 29 марта 2023 года проведена плановая документарная проверка. Проверка проводилась в целях исполнения плана проверок некоммерческих организаций на 2023 год, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 28 октября 2022 года № 130. Задачей проверки являлось: установление соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям; применение мер в случае выявление нарушений.

В адрес организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, были направлены уведомление о проведении плановой документарной плановой проверки от 6 февраля 2023 года № 56/03-525 и копия распоряжения о проведении проверки от 3 февраля 2023 года № 71-р. Однако указанные документы организацией не получены, корреспонденция возвращена с отметкой «возврат».

Таким образом, в нарушение пункта 1 абзаца 2 статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ организация не представила документы на проверку, указанные в уведомлении о проведении проверки от 6 февраля 2023 года № 56/3-525.

Установленные нарушения действующего законодательства Российской Федерации отражены в акте проверки № 56/03-1300 от 29 марта 2023 года.

По результатам проведенной проверки в адрес организации Управлением Минюста России по Оренбургской области вынесено предупреждение от 29 марта 2023 года № 56/03-1307 об устранении выявленных нарушений, которое вместе с актом проверки направлены в адрес организации, однако, по адресу регистрации организации не получены.

Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые им нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает ликвидацию юридического лица по решению суда по иску органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61).

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" исходя из того, что закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым осуществляется судом, который в качестве такого нарушения может расценить в том числе нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами), а также несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 пояснил, что организация деятельность осуществляет, представив в подтверждение документы: протоколы общих собраний от 11 февраля 2019 года, 24 мая 2021 года, 2 февраля 2023 года, 1 марта 2023 года, 15 апреля 2023 года, 30 апреля 2023 года; штатное расписание на период 1 января 2023 года, согласно которому в состав организации входит председатель правления; приказ № 1-а от 24 мая 2021 года о вступлении ФИО4 в должность председателя правления; платежные поручения № 1 и № 2 от 19 мая 2021 года о перечислении денежных средств; благодарность главы г. Оренбурга КИП за оказанную спонсорскую помощь в организации и проведении городского детского конкурса-пленэра в 2023 году.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля КИП пояснил, что является членом Оренбургской региональной общественной организации по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья», которая осуществляет свою деятельность по юридическому адресу организации. Деятельность организации заключается в помощи своим соотечественникам в трудоустройстве, оформлении документов. В 2023 году организация оказывала спонсорскую помощь в организации и проведении городского детского конкурса, за что ему была вручена благодарность главы г. Оренбурга как члену организации. Также организация оказывает материальную помощь детскому дому. Он как член организации ездил в г. Мариуполь для оказания помощи в виде продуктов питания.

В судебном заседании представителем административного истца было представлено письмо Оренбургской региональной общественной организацией по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья», направленное в Управление Минюста России по Оренбургской области 11 августа 2023 года, из которого следует, что документы, подтверждающие деятельность организации, в том числе, бухгалтерско-финансовые документы, информация о пожертвованиях, полученных и направленных организацией юридическим и физическим лицам, сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных организацией, отсутствуют.

Таким образом, представленные административным ответчиком доказательства, как и показания свидетеля КИП не подтверждают факт осуществления деятельности организацией и не опровергают доводы административного истца. Кроме того, административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие, что КИП является членом данной организации..

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что приведенные нарушения являются существенными и грубыми, так как Оренбургская региональная общественная организация по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» не представила документы для проведения плановой документарной проверки, что явилось следствием невозможности ее проведения и проверки деятельности организации.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705, пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 Управление Минюста РФ по субъекту вправе обратиться в суд с административным иском о ликвидации общественного объединения (регионального отделения).

Принимая во внимание, что допущенные нарушения являются существенными и грубыми, соответственно административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области подлежит удовлетворению, а Оренбургская региональная общественная организация по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья» подлежит ликвидации по основаниям абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.

Ликвидировать Оренбургскую региональную общественную организацию по развитию азербайджанской культуры «Азербайджанская диаспора Оренбуржья», ОГРН , исключив сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда Р.Т. Чувашаева

Мотивированное решение составлено 8 сентября 2023 года.

Судья Оренбургского

областного суда Р.Т. Чувашаева