ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-81/20 от 03.08.2020 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-81/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 августа 2020 г. г. Белгород

Белгородский областной суд в составе

судьи Квасова А.С.

при секретаре Пановой Н.А.,

с участием прокурора прокуратуры Белгородской области Шепелевой М.А., представителя административного ответчика департамента строительства и транспорта Белгородской области Монаковой Т.П., представителя заинтересованного лица Управления лесами Белгородской области Пустовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части распоряжения департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 № 60 «Об утверждении генерального плана Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области»,

установил:

пунктом 1 части 1 статьи 2 закона Белгородской области от 21.12.2017 № 223 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области» (в редакции на дату приятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органа исполнительной власти Белгородской области, осуществляющего функции проведения единой государственной политики в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, транспорта и дорожного комплекса отнесено утверждение документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов.

На территории Белгородской области органом исполнительной власти, осуществляющим функции проведения единой государственной политики в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, транспорта и дорожного комплекса является департамент строительства и транспорта Белгородской области (положение о Департаменте, утвержденное постановлением Правительства Белгородской области от 20.08.2012 № 346).

Указанным Департаментом 01.03.2018 принято распоряжение № 60 «Об утверждении генерального плана Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области».

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Белгородский областной суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия распоряжение департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 № 60 «Об утверждении генерального плана Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области» в части включения в границы Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области (х. Плесо) участка лесного фонда общей площадью 563 кв. м, местоположением: <адрес> с координатами поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда:

№ контура

№ точки

X

Y

1

1

326462.38

2267346.99

1

2

326463.62

2267344.52

1

3

326306.19

2267078.83

1

4

326304.55

2267079.55

1

5

326454.75

2267333.14

1

1

326462.38

2267346.99

с указанием в резолютивной части решения, что судебный акт является основанием для внесения изменений в ЕГРН сведений об исключении из границ Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области (х. Плесо) земельных участков с координатами поворотных точек вышеназванных границ.

Требования Рослесхоза мотивированы тем, что согласно информации ФГБУ <данные изъяты>» в результате графического совмещения материалов лесоустройства со схемами генерального плана Белоколодезского сельского поселения установлено, что в границы населенного пункта х. Плесо частично включены земли лесного фонда общей площадью 563 кв. м, местоположением: <адрес>.

Генеральный план, в части включения в границы муниципального образования участков лесного фонда общей площадью 563 кв. м, принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования», так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией, как собственником земель лесного фонда, перевода лесных участков в земли населенных пунктов, влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.

Административный истец Рослесхоз, заинтересованные лица Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Курской и Белгородской областях, Управление Росреестра по Белгородской области и администрация Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в порядке части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу получено лицами 22.06.2020, 19.06.2020, 16.06.2020 и 20.06.2020 соответственно, явку своих представителей в суд не обеспечили.

Явка названных лиц обязательной судом не признавалась, ввиду чего дело рассматривается в отсутствие их представителей (часть 5 статьи 213 КАС РФ).

Представитель административного ответчика департамента строительства и транспорта Белгородской области Монакова Т.П. считала административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Пояснила, что проект генерального плана Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области, который впоследствии был утвержден распоряжением Департамента от 01.03.2018 № 60, в силу подпункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, однако такая процедура соблюдена не была.

Представитель заинтересованного лица Управления лесами Белгородской области Пустовая И.А. административный иск Рослесхоза считала обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы, приведенные административным истцом в административном исковом заявлении, объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области Шепелевой М.А. полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Белоколодезское сельское поселение образовано в составе муниципального образования «Вейделевский район» (статья 7 закона Белгородской области от 20.12.2004 № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района»).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования. Генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ также предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Порядок принятия генерального плана поселения установлен статьями 24, 25 и 28 ГрК РФ и предусматривает ряд последовательных процедур, к которым относятся: принятие главой местной администрации поселения решения о подготовке проекта генерального плана; обязательное согласование проекта в соответствии со статей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 упомянутого кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления муниципального района с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе муниципального образования на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Закон Белгородской области от 21.12.2017 № 223 отнес к полномочиям департамента строительства и транспорта Белгородской области полномочие органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности по утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов.

Из представленных суду материалов следует, что генеральный план Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области разработан на основании постановления администрации Белоколодезского сельского поселения от 03.07.2017 № 24 «О разработке проекта решения о внесении изменений в Генеральный план Белоколодезского сельского поселения».

Распоряжение департамента от 01.03.2018 № 60 принято полночным органом с соблюдением надлежащей формы, подписано полномочным должностным лицом, опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.

Как следует из генерального плана Белоколодезского сельского поселения, им установлены границы с. Белый Колодезь, х. Плесо. Указанное согласуется с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривающим, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац 8 пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).

При этом, в силу пункта 3 статьи 8 ЗК РФ, нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пункт 2 части 1 статьи 11 названного Федерального закона допускает перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Согласно заключению № подготовленному филиалом ФГБУ «<данные изъяты>» от 30.04.2020 о наложении границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда адрес (местоположение) лесного участка: <адрес>, выявлено наложение земель населенного пункта на земли лесного фонда. Границы участков земель лесного фонда не являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

Картографическими материалами генерального плана, утвержденного распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 № 60, также подтверждается, что лесной участок площадью 563 кв. м входит в границы Белоколодезского сельского поселения.

Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Лесной участок имеет кадастровый номер (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ) включает в себя, в том числе, квартал 13. Субъектом права выступает Российская Федерация.

Выпиской из государственного лесного реестра (Информация о лесном квартале) от 08.07.2020 подтверждается, что по материалам лесоустройства 2012 года квартал 93 ранее – по материалам лесоустройства 1994 года имел наименование «квартал 13» (бывший АО «Золотое Руно»).

Согласно представленным представителем Управления лесами Белгородской области материалам лесоустройства 2015 года, земельный участок является лесным фондом Российской Федерации и относится к категории земель – земли лесного фонда.

Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

При этом в соответствии с частями 7 и 8 статьи 9, пунктом 2 части 2 статьи 57.1 ГрК РФ уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения, а также в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уведомить органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту – Порядок).

Пункт 1.3. названного Порядка предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роскосмос» осуществляют согласование проектов документов территориального планирования посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее по тексту – ФГИС ТП) с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования - fgis.economy.gov.ru.

Пункт 1.4 Порядка предусматривает, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.

Согласно подпункту «в» пункта 2.7 Порядка отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.

В силу пункта 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, таким отраслевым органом является названное агентство.

Процедура подготовки заключений на проект документа территориального планирования, а также порядок работы согласительной комиссии урегулированы разделами II-III указанного выше Порядка.

Из представленных суду документов, объяснений представителя административного ответчика следует, что проект генерального плана, предполагающий включение в границы населенного пункта земель лесного фонда с уполномоченными федеральными органами государственной власти в соответствии с названным выше Порядком, не согласовывался.

Принимая во внимание, что при рассмотрении данного административного дела нашел свое подтверждение тот факт, что проект оспариваемого нормативного правового акта не согласовывался в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что распоряжение департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 № 60 «Об утверждении генерального плана Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области» принято с нарушением процедуры, предусмотренной частями 7 и 8 статьи 9, частями 8, 12, 17 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ, в связи с чем подлежит признанию недействующим в оспариваемой части.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений приведенной нормы и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» и учитывая, что генеральный план Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области, утвержденный распоряжением Департамента от 01.03.2018 № 60, применялся в течение значительного времени и на его основе реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что он, в оспариваемой части, подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 предусмотрено, что оспаривание нормативного правового акта, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты, либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших (пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Учитывая приведенную норму и данные разъяснения, суд не находит оснований к указанию в резолютивной части решения, как того просит административный истец, что оно является основанием для внесения изменений в ЕГРН сведений об исключении из границ Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области (х. Плесо) земель лесного фонда с координатами поворотных точек вышеназванных границ.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 № 60 «Об утверждении генерального плана Белоколодезского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области» в части включения в границы Белоколодезского сельского поселения муниципального района Вейделевский район Белгородской области (х. Плесо) участков из земель лесного фонда общей площадью 563 кв. м, местоположением: <адрес>, координаты поворотных точек:

№ контура

№ точки

X

Y

1

1

326462.38

2267346.99

1

2

326463.62

2267344.52

1

3

326306.19

2267078.83

1

4

326304.55

2267079.55

1

5

326454.75

2267333.14

1

1

326462.38

2267346.99

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Квасов

В окончательной форме решение принято 17.08.2020

Решение17.08.2020