Дело № 3а-88/2023
70OS0000-01-2023-000107-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года Томский областной суд в составе
председательствующего судьи Точилина Е.С.
при секретаре Волкове А.В.
с участием прокурора Семеновой О.О., административного истца Обуховой Н.В, представителей административного ответчика Законодательной Думы Томской области Железчиковой Л.Н. и Козьменко И.А., представителей административного ответчика Думы Города Томска Татарчук Т.В. и Суворова Д.И., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области Попик З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-88/2023 по административному исковому заявлению Обуховой Надежды Викторовны к Законодательной Думе Томской области, Думе Города Томска о признании недействующими
части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» в редакции Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ;
пунктов 2 – 6 статьи 34 Устава Города Томска в редакции решения Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547;
решения Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска»;
решения Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска»,
установил:
статьей 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» регламентируется порядок избрания и полномочия глав муниципальных образований Томской области.
Законом Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ в данную статью внесены изменения, согласно которым часть 2 статьи 2 признана утратившей силу, а часть 1 статьи 2 изложена в следующей редакции:
«Глава муниципального образования Томской области, наделенного статусом муниципального района, городского округа, избирается представительным органом муниципального образования Томской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию».
До внесения изменений части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ излагались в следующей редакции:
«1. Глава муниципального образования Томской области, наделенного статусом муниципального района, городского округа, за исключением случая, установленного частью 2 настоящей статьи, избирается представительным органом муниципального образования Томской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
2. Глава муниципального образования «Город Томск» избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию».
Статьей 34 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 определен правовой статус Мэра Города Томска, установлены основные нормы, регламентирующие порядок его избрания.
Решением Думы Города Томска от 22.12.2022 № 547 статья 34 Устава Города Томска изложена в следующей редакции:
«1. Мэр Города Томска является главой муниципального образования, высшим должностным лицом Города Томска, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Мэр избирается Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра устанавливается Думой.
Кандидатом на должность Мэра может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
3. Решение Думы об избрании Мэра принимается квалифицированным большинством (2/3) голосов от установленной численности депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней для тайного голосования.
4. В случае если кандидатур на голосование представлено две и ни одна из них не набрала необходимого для избрания количества голосов, на очередном собрании Думы проводится повторное голосование по избранию Мэра из указанных кандидатур.
В случае если кандидатур на голосование представлено более двух и ни одна из них не набрала необходимого для избрания количества голосов, проводится второй тур голосования. Во втором туре на голосование выносятся две кандидатуры, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов.
В случае если во втором туре ни одна из двух вынесенных на голосование кандидатур не набрала необходимого для избрания количества голосов, на очередном собрании Думы проводится повторное голосование по избранию Мэра из двух указанных кандидатур.
5. После принятия решения об избрании Мэра Дума направляет извещение об этом кандидату, избранному на должность Мэра, в порядке, установленном частью 3 статьи 73 Закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области».
Кандидат, избранный на должность Мэра, обязан в пятидневный срок со дня получения извещения Думы представить в Думу копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом Мэра, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей.
В случае, если кандидат, избранный на должность Мэра, не выполнит настоящее требование, Дума отменяет свое решение об избрании кандидата.
6. Решение Думы об избрании Мэра подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 5 рабочих дней после выполнения избранным кандидатом требования о представлении в Думу копии приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей.
7. Одно и то же лицо не может занимать должность Мэра более двух сроков подряд.
8. Полномочия Мэра начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Мэра.
Днем вступления Мэра в должность считается день публичного принятия им присяги. Мэр не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения Думы об избрании Мэра приносит присягу на собрании Думы следующего содержания:
«Клянусь осуществлять данные мне полномочия исключительно в интересах населения города, всей своей деятельностью способствовать его социально-экономическому развитию и благополучию. Клянусь отстаивать самостоятельность и независимость местного самоуправления, соблюдать и защищать Устав Города Томска».
Собрание Думы для публичного принятия присяги Мэром проводится не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения Думы об избрании Мэра.
9. Мэр возглавляет администрацию Города Томска.
10. Мэр подконтролен и подотчетен населению и Думе.
Мэр представляет Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой. Ежегодный отчет Мэра о результатах его деятельности и деятельности администрации представляется в форме доклада на собрании Думы в порядке, определенном Думой.
По результатам заслушивания ежегодного отчета Мэра Думой принимается решение о принятии отчета либо о непринятии отчета и неудовлетворительной оценке деятельности Мэра, которое подлежит официальному опубликованию.
11. Мэр Города Томска должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия Мэра Города Томска прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска; установлено что решение о проведении конкурса по отбору кандидатур для замещения муниципальной должности Мэра Города Томска впервые после вступления в силу Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ принимается Думой Города Томска в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу данного решения, которое вступает в силу после его официального опубликования.
В данное решение Думы Города Томска внесены изменения решениями Думы Города Томска от 07.02.2023 № 585, от 10.05.2023 № 639.
Решением Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 в связи с принятием решения Думы Города Томска от 11.04.2023 № 621 «О признании выборов Мэра Города Томска несостоявшимися» назначено проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска; определены дата, время и место проведения конкурса, его условия, срок и место приема документов.
Обухова Н.В. обратилась в Томский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия:
изменений, внесенных Законом Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ в части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области», то есть о возвращении прежней редакции части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 в части касающейся исключения выборов Мэра;
пунктов 2 – 6 статьи 34 Устава Города Томска в редакции решения Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547 в части касающейся исключения выборов Мэра;
решения Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 «О Порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска»;
решения Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска».
В обоснование заявленных требований указано, что 09.08.2023 по адресу электронной почты Думы Города Томска Обухова Н.В. направила документы для участия в конкурсе на должность Мэра Города Томска. В ответ получено уведомление об отказе в приеме и регистрации документов со ссылкой на решение Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567. Данное решение является недействующим с момента его принятия, поскольку противоречит Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» – исходя из данного Федерального закона недопустимо требовать от кандидата справку об отсутствии судимости. Закон Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ о внесении изменений в части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» является недействующим с момента принятия, поскольку административного истца лишили возможности избирать Мэра Города Томска на муниципальных выборах. Цель административного искового заявления вернуть прежнюю редакцию Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ. Требования о признании недействующими пунктов 2 – 6 Устава Города Томска в редакции решения Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547 обусловлены незаконным изменением способа выбора Мэра Города Томска Законом Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ. В этой связи, как последствие признания недействующими изменений, внесенных в Закон Томской области и Устав Города Томска, подлежат признанию недействующими полностью с момента принятия решение Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 «О Порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска» и решение Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска».
10.11.2023 административным ответчиком Думой Города Томска представлены письменные возражения, согласно которым оспариваемые положения Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ в редакции Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ; Устава Города Томска в редакции решения Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547, решение Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 и решение Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 соответствуют положениям федерального законодательства, приняты уполномоченными органами в соответствии с установленным порядком.
13.11.2023 административным ответчиком Законодательной Думой Томской области представлены письменные возражения, согласно которым изменения, внесенные Законом Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ в части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области», приняты уполномоченными органом в соответствии с установленным порядком и не противоречат нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
20.11.2023 административный истец Обухова Н.В. направила в суд дополнения, в которых указала, что Закон Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ официально не опубликован общедоступным способом, поскольку размещение нормативного правового акта только на интернет-портале является недостаточным.
23.11.2023 административным ответчиком Законодательной Думой Томской области представлены дополнительные письменные возражения, согласно которым оспариваемый Закон Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и в номере Собрания законодательства Томской области (11/1 (302), том 1).
В судебном заседании административный истец Обухова Н.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что при голосовании за Закон Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ пять депутатов передали свои голоса, однако Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в своём регламенте запретила депутатам голосовать по доверенности.
Представители административного ответчика Законодательной Думой Томской области Железчикова Л.Н. и Козьменко И.А., административного ответчика Думы Города Томска Татарчук Т.В. и Суворов Д.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области Попик З.А. в судебном заседании пояснила, что у регистрирующего органа замечаний к оспариваемым нормативным правовым актам не имелось.
Прокурор Семенова О.О. в судебном заседании дала заключение, согласно которому административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя прокуратуры г. Томска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обухова Н.В. по электронной почте Думы Города Томска направила документы для участия в конкурсе на должность Мэра Города Томска; уведомлением от 11.08.2023 № 01-740 в принятии данных документов отказано.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что Обухова Н.В. относится к лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, в связи с чем административное исковое заявление подано надлежащим лицом.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
На основании части 7 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, содействуют развитию местного самоуправления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в указанных целях органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления; осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных приведённым Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Названные в вышеуказанной норме пределы полномочий субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления.
Абзацем вторым части 1 статьи 6 поименованного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом.
В частности, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации, и данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 2 и абзацы первый и третий части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Таким образом, указанный Федеральный закон прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется, в том числе, законом субъекта Российской Федерации, которым осуществляется конкретизирующее правовое регулирование в этой сфере в рамках предусмотренных на уровне федерального закона правовых предписаний.
Проверив в соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия органа, принявшего оспариваемый Закон Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ, которым внесены изменения в Закон Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области», процедуру его принятия, введение в действие и опубликования, суд пришел к выводу, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
На федеральном уровне положения, относящиеся к праву законодательной инициативы, а также к порядку принятия и обнародования нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, закреплены в Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ предусмотрено, что законодательный орган субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации, прокурору субъекта Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления.
В силу статьи 12 Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом; проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным органом субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях; решение о принятии либо об отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа субъекта Российской Федерации (части 2 и 4).
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным органом субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для подписания и обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обнародует конституцию (устав), подписывает и обнародует закон субъекта Российской Федерации либо отклоняет закон в срок и в порядке, которые устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 58 и 59 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы от 26.07.1995 № 136, Законодательная Дума Томской области является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Томской области; Законодательная Дума Томской области является однопалатным органом, состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
К полномочиям Законодательной Думы Томской области относится осуществление правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в Томской области в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством (подпункт «ш» пункта 1 статьи 64 Устава).
В соответствии с постановлением Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 № 1 признаны полномочия 42 депутатов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва согласно прилагаемому списку (т. 3 л.д. 88-90).
Проект закона Томской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» был внесен в Законодательную Думу Томской области 18.10.2022 (входящий номер 4791/0601-22) депутатами Законодательной Думы Томской области К., К., А., В., М., П., Р., С., П. (т. 3 л.д. 66-67).
Согласно пояснительной записке к проекту закона (т.3 л.д. 68) глава городского округа «Город Томск» будет избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять местную администрацию; аналогичный порядок избрания глав городских округов и муниципальных районов Томской области (за исключением Города Томска) был предусмотрен с 2018 года; данная модель избрания глав муниципальных образований с момента принятия Федерального закона от 03.02.2015 № 8-ФЗ показала свою жизнеспособность и эффективность; позволяет выявить кандидатов, наиболее отвечающих уровню профессиональных требований в современных условиях, способных эффективно осуществлять полномочия главы муниципального образования и обеспечить исполнение органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; предлагаемые изменения учитывают сложившийся опыт регионов в части избрания глав муниципальных образований.
Таким образом, рассмотрение оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта было инициировано надлежащим субъектом права законодательной инициативы, в связи с чем представленные материалы обоснованно приняты Законодательной Думой Томской области в работу.
В соответствии с Регламентом Законодательной Думы Томской области председатель Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в ответственный комитет Думы, который определяет соответствие законопроекта требованиям статьи 91 данного Регламента, а также в юридический отдел аппарата Думы для проведения правовой экспертизы (пункт 2 статьи 93). Ответственный комитет направляет законопроект Губернатору Томской области, прокурору Томской области, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, а также другим субъектам, чьи интересы затрагивает указанный законопроект, для получения предложений и замечаний (пункт 2 статьи 94). До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право в связи с поступившими на него заключениями доработать текст законопроекта и внести его в установленном порядке в Думу (подпункт 1 пункта 2 статьи 95).
Из представленных в дело материалов усматривается, что после поступления законопроекта в Законодательную Думу Томской области он был направлен для дачи заключения в Администрацию Томской области, прокурору Томской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Думу Города Томска.
Юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области проведена правовая экспертиза, по результатам которой дано заключение от 20.10.2022 о соответствии законопроекта федеральному законодательству (т. 3 л.д. 76).
Проект закона Томской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» в соответствии со статьей 96 Регламента рассмотрен 21.10.2022 комитетом по законодательству, государственному устройству и безопасности Законодательной Думы Томской области; решением № 117 законопроект внесен в повестку очередного собрания Думы, рекомендован к рассмотрению и принятию в двух чтениях при условии получения положительных заключений (т. 3 л.д. 72).
Согласно заключению от 20.10.2022 № ОП-489, подписанному заместителем Губернатора Томской области – начальником Департамента финансов Ф., проект закона Томской области рассмотрен и поддержан (т. 3 л.д. 73).
В соответствии с заключением прокуратуры Томской области от 25.10.2022 № 07-18-2022 законопроект федеральному законодательству не противоречит (т. 3 л.д. 74).
Управление Минюста России по Томской области в своём заключении от 24.10.2022 № 70/02-3731 предложений и замечаний к представленной редакции законопроекта не указало; коррупциогенных факторов не выявило (т. 3 л.д. 75).
Постоянная комиссия по регламенту и правовым вопросам Думы Города Томска решением от 21.10.2022 № 198 полагала возможным рассмотрение проекта закона Законодательной Думой Томской области; предложила предусмотреть, что новый способ избрания главы муниципального образования будет носить срочный характер (т. 3 л.д. 78-79).
В Регламенте Законодательной Думы Томской области указано, что заседание Думы считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей от установленного числа депутатов (пункт 3 статьи 37). По предложению ответственного комитета при наличии необходимых заключений законопроект может быть рассмотрен во втором чтении на этом же собрании Думы и принят в качестве закона (пункт 6 статьи 103).
27.10.2022 на 15-м собрании Законодательная Дума Томской области рассмотрела законопроект в первом и во втором чтении и приняла его в качестве Закона Томской области. Решение о принятии Закона в соответствии с абзацем 7 пункта 6 статьи 103 Регламента оформлено постановлением Думы № 462 (т. 3 л.д. 85).
Ход заседания и результаты голосования 15-го собрания Законодательной Думы Томской области отражены в выписке из протокола заседания от 27.10.2022 (т. 3 л.д. 80-83).
Из протокола следует, что собрание Думы состоялось при наличии кворума (присутствовало 34 депутата), решение по законопроекту в первом и во втором чтениях принято большинством голосов от установленного числа депутатов с учетом голосов депутатов, отсутствующих на заседании и подавших письменное заявление о распоряжении правом на голосование, что соответствует пункту 2 статьи 79 Регламента.
Как следует из выписки из протокола, рассмотрение законопроекта осуществлено в соответствии с требованиями статей 100-103 Регламента Законодательной Думы Томской области; в ходе обсуждения рассматриваемого проекта закона депутаты, желавшие высказаться, довели свою позицию относительно данного законопроекта до сведения присутствовавших депутатов, что позволяло им с учетом полученных по законопроекту материалов и заслушанных выступлений сформировать по нему свое мнение и выразить его в голосовании, результаты которого являются следствием свободного волеизъявления каждого из депутатов; озвученные возражения отклонение законопроекта в первом чтении не повлекли; предложенные к законопроекту поправки большинством голосов не приняты.
Рассмотрение законопроекта в двух чтениях на одном собрании законодательного органа при наличии соответствующего предложения комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности и необходимых заключений соответствует пункту 6 статьи 103 Регламента и не противоречит статье 65 Устава Томской области, а также статье 12 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ.
Нарушений порядка обнародования оспариваемого Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ не допущено.
Письмом от 27.10.2022 № 1-080/2610-22 Закон вместе с постановлением Законодательной Думы Томской области от 27.10.2022 № 462 направлен Губернатору Томской области для подписания (т. 3 л.д. 84).
В этот же день Закон № 93-ОЗ подписан Губернатором Томской области и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) за № 7000202210270003 и вступил в силу с 27.10.2022 (т. 3 л.д. 94), что соответствует требованиям статей 5 и 6 Закона Томской области от 12.09.2022 № 83-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Томской области и иных правовых актов Томской области».
Также текст Закона № 93-ОЗ опубликован в официальном печатном издании, учрежденном Администрацией Томской области, – Собрании законодательства Томской области № 11/1 (302) том 1, вышедшем 21.11.2022.
Анализ приведенных нормативных правовых актов и изученных судом документов указывает на то, что оспариваемый Закон № 93-ОЗ принят по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Оценивая содержание Закона № 93-ОЗ на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что предписано частью 7, пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из следующего.
Согласно абзацу 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из правовых предписаний, закрепленных в части 3 статьи 34, части 1, пункта 1 части 2 статьи 36 приведенного Федерального закона, следует, что, определяя статус главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования и предусматривая в связи с этим возможные способы его избрания (на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса), федеральный законодатель также не исключил закрепление конкретного способа избрания главы муниципального образования законом субъекта Российской Федерации.
Положения частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 01.12.2015 № 30-П изложил правовую позицию о праве субъектов Российской Федерации в своих законах устанавливать единственно возможный (безальтернативный) вариант порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав городских округов и муниципальных районов.
Поскольку федеральный законодатель, гарантируя соблюдение принципа самостоятельности, не устанавливал никаких критериев и условий для выбора региональным законодателем одного из трех предусмотренных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ вариантов избрания главы муниципального образования, предусмотренный оспариваемым Законом № 93-ОЗ измененный порядок избрания главы муниципального образования «Город Томск» (представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса) полностью соответствует абзацу 17 части 1 статьи 2, пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом в силу разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (пункт 28).
Оспариваемый Закон Томской области № 93-ОЗ, которым региональным законодателем устанавливается новый порядок избрания главы муниципального образования «Город Томск» представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не нарушает избирательных прав граждан, на что ошибочно ссылается административный истец, так как не исключает их прав на участие в муниципальных выборах депутатов представительного органа, избирающих главу муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.09.2011 № 1319-О-О указал, что Конституция Российской Федерации не называет непосредственно главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо иной конкретный порядок замещения этой должности. При этом Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что Конституция Российской Федерации, провозглашая свободные выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа и закрепляя избирательные права граждан Российской Федерации и право на участие в референдуме (статья 3, часть 3; статья 32, части 1 и 2), вместе с тем не рассматривает выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации (Постановление от 21.12.2005 № 13-П).
В этой связи установленный оспариваемым Законом № 93-ОЗ способ избрания главы муниципального образования в рамках унифицированного подхода федерального законодателя к определению структуры органов местного самоуправления, и будучи по своей правовой сути обусловленным необходимостью эффективного осуществления должностных полномочий органами местного самоуправления, отражающими тенденцию на усиление роли представительного органа местного самоуправления, гарантий его самостоятельности во взаимоотношениях с главой муниципального образования и местной администрацией, отнюдь не направлен на ограничение прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Поскольку по изложенным выше мотивам Закон № 93-ОЗ не противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам и правовым позициям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015 № 30-П, а также не нарушает прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив полномочия органа, принявшего решение Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547, которым внесены изменения в Устав Города Томска (в том числе в пункты 2-6 статьи 34), процедуру его принятия, введение в действие и опубликования, суд пришел к выводу, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Согласно части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 Дума является представительным органом Города Томска.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (часть 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В соответствии с Уставом Города Томска организационно-правовой формой работы Думы Города Томска являются собрания (пункт 1 статьи 28 Устава).
Согласно пункту 1 статьи 55 Устава города Томска Дума на своих собраниях принимает муниципальные правовые акты в форме решений.
Дума правомочна принимать решения, если на собрании Думы присутствует не менее двух третей депутатов от числа избранных депутатов Думы (пункт 2 статьи 55 Устава Города Томска).
В соответствии с пунктом 7 статьи 55 Устава Города Томска нормативное правовое решение Думы направляется Мэру для подписания и обнародования в течение десяти дней. Мэр подписывает и обнародует нормативное правовое решение Думы в течение десяти дней с момента его получения.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов или соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании «Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск». Датой официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта и соглашения в периодическом печатном издании «Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск» считается дата выхода в свет его выпуска (пункт 4 статьи 52 Устава).
Решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 принят Устав Города Томска, официально опубликованный в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 23.1 (2010) (т. 2 л.д. 65-82)
Согласно письму Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 15.01.2021 № 543/01-08 (т. 2 л.д. 60) 13.09.2020 избраны 37 депутатов Думы Города Томска седьмого созыва сроком на 5 лет.
Решением Думы Города Томска от 01.11.2022 № 528 назначено проведение публичных слушаний по обсуждению проекта решения Думы «О внесении изменений в Устав Города Томска», которым предлагалось изложить, в том числе, статью 34 Устава в новой редакции, исходя из новой процедуры выборов, установленной в Законе Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ в редакции Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ.
Данное решение вместе с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в Устав опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 51 (2022), вышедшем 03.11.2022 (т. 2 л.д. 123-127).
Публичные слушания состоялись 15.11.2022; их результат оформлен заключением (т. 2 л.д. 128-139), согласно которому 65 участников публичных слушаний (из 85 голосовавших) поддержали проект изменений в Устав Города Томска, 19 – голосовали против.
Данное заключение опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 55 (2022) (т. 2 л.д. 140-146).
Решение Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547, которым статья 34 Устава Города Томска изложена в новой редакции, принято при правомочном составе большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов (участвовало 32 депутата, за принятие решения проголосовало 25 депутатов из 37).
Данное обстоятельство подтверждается копией протокола собрания Думы Города Томска от 06.12.2022 № 25 (т. 2 л.д. 150-153).
Решение Думы подписано лицом, исполняющим обязанности Мэра Города Томска и председателем Думы Города Томска; зарегистрировано в Управлении Минюста по Томской области 07.12.2022 № RU703010002022003 (т. 2 л.д. 147-149).
Указанное решение Думы опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 58 (2022), вышедшем 08.12.2022 (т. 2 л.д. 154-158).
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547 «О внесении изменений в Устав Города Томска» принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Решение Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547 принято с целью приведения устава муниципального образования в соответствие с Законом Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ в редакции Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ (оценка законности которого дана выше), в связи с чем оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя оспариваемые административным истцом Обуховой Н.В. решение Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска» и решение Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска», суд приходит к следующим выводам.
Данные решения, также как и положения статьи 34 Устава Города Томска в новой редакции, оспариваются административным истцом в связи с изменением порядка выборов Мэра Города Томска, предусмотренным Законом Томской области № 93-ОЗ.
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления (абзац второй части 2.1 статьи 36).
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (абзац третий части 2.1 статьи 36).
В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (абзац четвертый части 2.1 статьи 36).
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения (абзац седьмой части 2.1 статьи 36).
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов (абзац девятый части 2.1 статьи 36).
Решением Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 утверждён Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска (приложение к решению Думы).
В соответствии с данным Порядком целью конкурса является отбор не менее 2-х кандидатов для принятия решения Думой об избрании Мэра Города Томска из их числа; регламентирован порядок принятия решения о проведении конкурса, формирования конкурсной комиссии (14 человек, из которых половина назначается Думой, другая половина – Губернатором Томской области); также предусмотрены условия конкурса, требования к кандидатам, порядок подачи документов, процедура подготовки и проведения конкурса (т. 2 л.д. 159-171).
Данное решение принято при правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов (участвовало 32 депутата, за принятие решения проголосовало 32 депутата из 37), что подтверждается копией протокола собрания Думы Города Томска от 22.12.2022 № 26 (т. 2 л.д. 172-173).
Указанное решение Думы опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 62.2 (2022), вышедшем 29.12.2022 (т. 2 л.д. 174-182).
В решение Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 внесены изменения решениями Думы от 07.02.2023 № 585 (т. 2 л.д. 183-184), от 10.05.2023 № 639 (т. 2 л.д. 192).
Данные изменения приняты при правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов, решения о внесении изменения официально опубликованы, что подтверждается копиями протоколов собраний Думы Города Томска от 07.02.2023 № 27 (т. 2 л.д. 185-187), от 10.05.2023 № 30 (т. 2 л.д. 193-195), копиями соответствующих страниц Сборника официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 07 (2023) и № 26 (2023) (т. 2 л.д. 188-191, 196-199).
В соответствии с пунктом 55.1 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска в случае принятия Думой Города Томска решения о признании выборов Мэра Города Томска несостоявшимися Дума Города Томска принимает решение о проведении нового Конкурса.
Решением Думы Города Томска от 07.02.2023 № 586 назначено проведение конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска; в связи с поступившими заявлениями от кандидатов о самоотводе решением Думы Города Томска от 11.04.2023 № 621 выборы Мэра Города Томска признаны несостоявшимися.
Решением Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 (т. 2 л.д. 200-202) назначено проведение нового конкурса на должность Мэра, определены дата, время и место проведения конкурса, период времени и место приема документов, а также согласно приложению к решению установлены условия конкурса, в том числе требования к кандидатам.
Анализируя содержания данного решения, суд приходит к выводу, что оно в части нормативных предписаний об условиях конкурса и требований к кандидатам воспроизводит положения Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567.
Решение Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 принято при правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов, официально опубликовано, что подтверждается копией протокола собрания Думы Города Томска от 06.06.2023 № 31 (т. 2 л.д. 203-204), копией соответствующих страниц Сборника официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 32 (2023) (т. 2 л.д. 205-209).
Таким образом, решение Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска» и решение Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска» приняты уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Оценивая содержание решения Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 и решения Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания их недействующими.
Данные оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют общим положениям, закрепленным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (приведены выше), при этом иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования не регламентирован.
Доводы административного истца о том, что в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» недопустимо требовать от кандидата справку об отсутствии судимости, не могут быть приняты во внимание судом.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 28 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе, предоставляет в комиссию справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Абзацем вторым части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
сужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» указанного выше пункта;
осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, частью второй статьи 133, частью первой статьи 134, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200.2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные к лишению свободы за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
Таким образом, установленное Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска, а также условиями конкурса, являющимися приложением к решению Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660, требование о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, вопреки доводам административного истца, положения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к отношениям, регулируемым оспариваемыми нормативными правовыми актами, не применимы, что закреплено в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, согласно которой данным Федеральным законом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица (далее – лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Томской области от 09.10.2007 № 223-ОЗ «О муниципальных должностях в Томской области» муниципальные должности в Томской области устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром муниципальных должностей в Томской области (приложение 1 к Закону).
Согласно названному реестру в Томской области муниципальными должностями могут быть: глава муниципального образования, глава муниципального образования - председатель представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования - глава администрации - председатель представительного органа муниципального образования.
В соответствии с решением Думы Города Томска от 14.05.2013 № 699 «Об утверждении перечня муниципальных должностей в муниципальном образовании «Город Томск» и размеров должностных окладов по ним» Мэр Города Томска является муниципальной должностью.
Приложенные к административному исковому заявлению судебные акты, в том числе кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2022 № 127-КАД22-20-К4, относятся к иным отношениям, связанным с назначением по контракту (заключаемому по результату конкурса) главы администрации города Ялты, который является муниципальным служащим и не является главой муниципального образования, в связи с чем выраженная в данных судебных актах правовая позиция относительно справки об отсутствии судимости не применима к настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Обуховой Надежде Викторовне в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими
части 1 и 2 статьи 2 Закона Томской области от 17.11.2014 № 151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области» в редакции Закона Томской области от 27.10.2022 № 93-ОЗ;
пунктов 2 – 6 статьи 34 Устава Города Томска в редакции решения Думы Города Томска от 06.12.2022 № 547;
решения Думы Города Томска от 22.12.2022 № 567 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска»;
решения Думы Города Томска от 06.06.2023 № 660 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра Города Томска»;
на решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение суда составлено 16.01.2024