Дело №2а-1789/2020
УИД №42RS0008-01-2020-002965-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Рудничный районный суд города Кемерово в составе
председательствующего судьи Архипенко М.Б.,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Борисовой А.И.,
с участием административного истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, заинтересованного лица ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
30 ноября 2020 года
административное дело №2а-1789/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области- Кузбассу о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Собственником другой 1/2 доли является ФИО4. В связи с тем, что ФИО1 своими средствами была полностью погашена ипотека по данному объекту недвижимости, между нею и ФИО4 было составлено соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимости. На основании п.2 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности составлено в простой письменной форме.
ДД.ММ.ГГГГ. истец и ФИО4 через МФЦ подали соглашение на регистрацию, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№, Управление Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, отказало в регистрации соглашения о перераспределении долей в праве долевой собственности и, как следствие, изменении долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, со ссылкой на то, что данное соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности должно быть удостоверено нотариально.
С данной позицией истец не согласен, в связи с тем, что п.2 ст.42 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусмотрено, что государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. Данной нормой права не требуется нотариального удостоверения соглашения о перераспределении долей в праве долевой собственности. Соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности в МФЦ подавали и подписывали в присутствии специалиста оба собственника объекта недвижимости, т.е. собственники владеющие 100% долей в общей долевой собственности на объект недвижимости. Отказ в регистрации соглашения о перераспределении долей в праве долевой собственности на объект недвижимости нарушает права истца и законные интересы.
В связи с изложенным, просит признать решение Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу в отказе зарегистрировать соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности незаконным. Обязать Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу зарегистрировать соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности заключенное между ФИО1 и ФИО4 по объекту недвижимости, расположенному по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующий на основании устного ходатайства, настаивали на заявленных требованиях, просили их удовлетворить.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в суде пояснил, что сособственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> заключили соглашение о распределении долей, сдали соглашение на регистрацию через МФЦ, однако Управление Росреестра отказало в регистрации указанного соглашения ссылаясь на то, что оно должно быть составлено в нотариальной форме. Данный отказ считает неправомерным, поскольку ФИО1 и ФИО4 являются сособственниками 100% доли, решили выявить свое желание, согласно ст.42 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на перераспределение своих долей. Подобные сделки не требуют нотариального заверения и регистрации, кроме того, данное действие возможно даже, если подобное соглашение в МФЦ будет сдано одним из собственников, без согласия второго собственника. Отказывая в регистрации соглашения и перераспределении долей, Росреестр нарушил права собственности.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (Росреестр) – ФИО3, действующая на основании доверенности №381-Д от 11.12.2019г. (л.д.50), в судебном заседании требования административного истца и обстоятельства, на которых они основаны, не признала, пояснив, что в орган регистрации прав поступило заявление ФИО1 и ФИО4 в отношении долей квартиры. В качестве правоустанавливающих документов был представлен договор дарения, в соответствии с которым, ФИО4 дарит ФИО1 1/2 долю в праве собственности спорного жилого помещения. Согласно ст.29 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного учета, в ходе которой было установлено, что согласно соглашения по сделки дарения и отчуждению доли, должны быть нотариально удостоверены, в связи с чем, было вынесено уведомление по приостановлено и заявителю было предложено представить договор дарения, нотариально удостоверенный. Далее было представлено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.4 которого, заявители безвозмездно перераспределяют доли, доля истца составляет 100%, доля ФИО4 - 0%, данное соглашение является сделкой по отчуждению, таким образом регистратором было вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, также было предложено сторонам соглашения представить нотариально удостоверенную сделку. Считает, что орган регистрации прав действовал в соответствии с действующим законодательством, в иске просила отказать, также представила возражения на заявленные исковые требования (л.д.30,31), согласно которым ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО4 приобщили к соглашение о перераспределении долей в праве общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение) составленное в простой письменной форме, в соответствии с пунктом 4, которого, заявители безвозмездно перераспределяют между собой размеры принадлежащих им долей результате у ФИО1 доля составляет 100%, а у ФИО4 - 0 %. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности. В месте с тем, в рамках представленного на государственную регистрации Соглашения не просто перераспределяются доли, а в связи с переходом права в пользу ФИО5 прекращается право общей долевой собственности ФИО4, в данном случае Соглашение по своей правовой природе также относится к сделке по отчуждению, следовательно, в рамках части 1 статьи 42 Закона о регистрации, подлежит нотариальному удостоверению. Таким образом, обжалуемое решение Управления вынесено в рамках действующего законодательства является законным и обоснованным, а вывод административного истца со ссылкой на пункт 2 статьи 42 Закона о регистрации, является ошибочным, основанным на неверном толковании норм права (л.д.31 оборот).
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании заявленные административным истцом требования поддержал, полагая, что административный ответчик необоснованно отказал в государственной регистрации права, поскольку соглашение составлено в простой письменной форме и его нотариального удостоверения не требуется.
Суд, выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, исследовав материалы административного дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 и заинтересованному лицу ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доля каждому в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> которую они приобрели по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.65-69), что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.153, 154).
Кредитный договор в рамках ипотечного кредитного продукта стандарт: квартира №, был заключен ДД.ММ.ГГГГ. между НСКБ «Левобережный» и ФИО1, ФИО4, сроком на ДД.ММ.ГГГГ месяца, на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес> стоимостью 1 280000,00 рублей, из которых 800000,00 рублей - кредитные средства (л.д.70-97).
Из уведомления заемщика об исполнении обязательств по кредитному договору (договору займа) ПАО «Банк ВТБ» на имя ФИО1 следует, что обязательства по кредитному договору (договору займа) от ДД.ММ.ГГГГ. №, исполнены в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., остаток основного долга по кредиту равен 0, 00 рублей, просроченная задолженность и задолженность по уплате процентов отсутствует (л.д.156).
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 уведомлена о погашении ограничения (обременения) права в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.155).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО1 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (Росреестр) через ГАУ «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса», с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представив договор дарения 1/2 доли жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в простой письменной форме, заключенный ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО4 и ФИО1 (л.д.38).
Однако, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ., государственная регистрация прав была приостановлена по тем основаниям, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной, поскольку в соответствии с п.3 ст.8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверенное сделки в соответствии с п.2 ст.163 ГК РФ является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (п.3 ст.163 ГК) (л.д.139-140, 141-142).
Во исполнение уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ. о приостановлении государственной регистрации прав, ФИО4 и ФИО1 в ГАУ «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса» представлено соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в простой письменной форме (л.д.150).
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес заявителей направлено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу № от ДД.ММ.ГГГГ о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, поскольку заявителями не были устранены причины приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении помещения, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.145-146).
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются копиями материалов, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.
Проверяя обоснованность, принятых административным ответчиком решений, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения соответствуют положениям действующего законодательства, поскольку нотариальное удостоверение сделки, на основании которой административный истец требовал совершить регистрационные действия, прямо предусмотрено нормами ч.1 ст.42 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015г. №218-ФЗ (в редакции ФЗ № 21 от 27.06.2019 года), при этом Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015г. №218-ФЗ разделяет компетенцию по проведению правовой экспертизы в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации между нотариусами, с одной стороны и учреждениями по государственной регистрации прав с другой стороны, не допуская смешения их компетенции (ст.29, ст.59 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015г. №218-ФЗ), таким образом государственный регистратор действовал в рамках предоставленных компетентным органом полномочий при наличии на то правовых оснований.
Согласно ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу п.1 ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход в прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со ст.1 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п.2 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст.15 Федерального закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, либо по заявлению представителя указанных лиц при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч.1 ст.18 Федерального закона №218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч.1 ст.21 Федерального закона №218-ФЗ, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с требованиями ст.29 Федерального закона №218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в том числе государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; отказывает в государственной регистрации права
В соответствии с п.7 ч.1 ст.26, ст.27 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом ст.26 Федерального закона №218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 данного федерального закона (ст.27 Федерального закона №218-ФЗ).
В рассматриваемом случае основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на 1/2 долю в праве собственности на квартиру, а затем отказ в государственной регистрации права явилось отсутствие нотариального удостоверения договора дарения и соглашения в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку на момент совершения сделки дарения отчуждаемое имущество являлось объектом общей долевой собственности, что в силу.
Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате или нотариальной деятельности (п.1 ст.163 ГК РФ).
При этом, в п.2 ст.163 ГК РФ закреплено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.
Согласно ч.1 ст.42 Федерального закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 года), государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
Согласно положениям ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (п.1). Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (п.2).
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п.3 указанной статьи стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (п.4 ст.421 гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По условиям договора дарения жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 безвозмездно подарил ФИО1 принадлежащую ему на праве собственности 1/2 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.1370138). Пунктом 4 соглашения о перераспределении долей в праве долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотрено, что ФИО4 и ФИО1 безвозмездно перераспределяют между собой размеры принадлежащих их долей, после перераспределения которых, доля в праве долевой собственности ФИО4 составляет 0%, доля в праве долевой собственности ФИО1 – 100% (л.д.150).
Таким образом, заключая договор дарения и соглашение о перераспределении долей, административный истец ФИО1 и заинтересованное лицо ФИО4, изменили тем самым режим общей долевой собственности, относительно спорного имущества на режим единоличной собственности административного истца.
Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (п.1 ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп.1 п.2 ст.163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что сторонами договора не соблюдена нотариальная форма договора.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу государственной регистрации договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года и соглашения о перераспределении долей от ДД.ММ.ГГГГ и последовавший за ним отказ в государственной регистрации основаны на законе.
При этом, процедура приостановления государственной регистрации договора дарения и соглашения, и последующего отказа Управлением Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу проведена в соответствии с положениями Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку на государственную регистрацию представлен документ, форма и содержание которого не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены эти требования, отсутствует.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании незаконным оспариваемого решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в государственной регистрации права и обязании зарегистрировать соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности, заключенное между ФИО1, ФИО4 по объекту недвижимости, расположенному по адресу: <адрес>, поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены эти требования административного истца, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 220-226 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения об отказе регистрации соглашения о перераспределении долей в праве долевой собственности, незаконным, обязании зарегистрировать соглашение о перераспределении долей в праве долевой собственности, заключенное между ФИО1, ФИО4 по объекту недвижимости, расположенному по адресу: <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 07.12.2020 года, путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г. Кемерово.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>