Производство №2а-351/2022
Административное дело №69RS0004-01-2022-000589-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года город Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,
при секретаре Кривенковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Ажимова С.Ю. к Думе ЗАТО Озерный Тверской области, председателю Думы ЗАТО Озерный Грахову Ю.А. о признании незаконным решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области №27 от 22 апреля 2022 года, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод депутата Думы ЗАТО Озерный Тверской области Ажимова С.Ю.,
установил:
Ажимов С.Ю. обратился с административным иском к Думе ЗАТО Озерный Тверской области о признании незаконным решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области №27 от 22 апреля 2022 года, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод депутата Думы ЗАТО Озерный Тверской области Ажимова С.Ю.
Определением суда от 19 мая 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен председатель Думы ЗАТО Озерный Грахов Ю.А., в качестве заинтересованных лиц – Администрация ЗАТО Озерный Тверской области и прокуратура Тверской области. На основании ст.39 и 221 КАС РФ Бологовский межрайонный прокурор Тверской области исключен из состава лиц, участвующих в деле, поскольку по административному делу данной категории законом не предусмотрена дача прокурором заключения.
Административный иск мотивирован тем, что к полномочиям Думы ЗАТО Озерный согласно ст. 27 п.5 Устава ЗАТО Озёрный Тверской области относятся: избрание из числа депутатов председателя, заместителя председателя Думы ЗАТО Озерный, а также образование постоянных и временных комиссий с утверждением их численного и персонального состава и положений об их предмете ведения.
Статья 14 Регламента Думы ЗАТО Озёрный Тверской области на данный момент не регламентирует и не определяет численный состав каждой комиссии, что гарантирует каждому депутату в заявительном характере (в соответствии с заявлением) участие во всех или в отдельно взятых комиссиях по его усмотрению.
22 апреля 2022 г. в 13 часов 00 минут состоялось очередное заседание Думы ЗАТО Озерный Тверской области в конференц - зале ДК ЗАТО Озерный Тверской области, на котором под вопросом №14 депутатами Думы ЗАТО Озёрный Тверской области было рассмотрено заявление Ажимова С.Ю. на имя председателя Думы ЗАТО Озёрный Тверской области Грахова Ю.А. о включении Ажимова С.Ю., депутата Думы ЗАТО Озёрный Тверской области четвёртого созыва, в четыре созданные и постоянно работающие комиссии Думы ЗАТО Озёрный Тверской области, для осуществления депутатских полномочий в соответствии с Уставом ЗАТО Озёрный Тверской области и Регламентом Думы ЗАТО Озёрный Тверской области.
Регламентом Думы ЗАТО Озёрный Тверской области закреплена обязанность депутата работать в постоянных комиссиях Думы ЗАТО Озёрный Тверской области ст.11 ч.1 (решение Думы ЗАТО Озёрный Тверской области №39 от 11.09.2020 г. с изменениями и дополнениями): Депутат обязан принимать участие во всех заседаниях Думы и работать в постоянных комиссиях Думы и депутатских рабочих группах. Депутат имеет право: избирать и быть избранным в органы Думы, выдвигать кандидатуры, в том числе свою кандидатуру, в эти органы.
При этом регламентом не предусмотрено ограничение, в каких и в скольких работах комиссии имеет право участвовать депутат - в одной, в двух, в трёх или в четырех сразу. Это право определяет сам депутат от своих возможностей, знаний и умений по тем или иным направлениям.
Однако, депутаты Думы ЗАТО Озёрный Тверской области четвёртого созыва в очередной раз (ранее Ажимову С.Ю. также было отказано в участии в работе трёх постоянных комиссий, решение Думы ЗАТО Озёрный от 30.11.2021 г №90) нарушают существующие законы Российской Федерации: Конституцию Российской Федерации статья 32, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.40, Устав Закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, ст.2, ст.31.
Таким образом, решение № 27 от 22.04.2022 г. принятое Думой ЗАТО Озёрный Тверской области на очередном заседании, нарушает права Ажимова С.Ю., предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законодательством Российской Федерации, Уставом ЗАТО Озёрный Тверской области и местными нормативно-правовыми актами для депутата, а также свободы и законные интересы его избирателей.
Ранее заявление в суд на решение Думы ЗАТО Озёрный Тверской области от 22.04.2022 г. №27 не подавалось и решение не принималось.
Со ссылкой на положения ст. 22 КАС РФ, административный истец Ажимов С.Ю. просит суд признать незаконным решение № 27 от 22.04.2022 г., принятое на очередном заседании Думы ЗАТО Озерный Тверской области в конференц - зале ДК ЗАТО Озерный Тверской области; обязать Думу ЗАТО Озерный Тверской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод депутата Думы ЗАТО Озёрный Тверской области четвёртого созыва Ажимова С.Ю. препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем удовлетворения заявления в полном объёме.
В судебном заседании административный истец Ажимов С.Ю. участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик председатель Думы ЗАТО Озерный Грахов Ю.А., заинтересованные лица– Администрация ЗАТО Озерный Тверской области и прокуратура Тверской области в судебное заседание своих представителей не направили, от Администрации поступили возражения на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учитывая надлежащее извещение сторон по правилам ст.96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также положений ст.150, ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст.4 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.В силу ст.226 ч.ч.9,11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом Закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области представительным органом муниципального образования является Дума ЗАТО Озерный (ст.24 Устава). Дума ЗАТО Озерный состоит из 15 депутатов, избираемых населением ЗАТО Озерный на муниципальных выборах сроком на 5 лет (ст.25 Устава).
К полномочиям Думы ЗАТО Озерный относятся: избрание из числа депутатов председателя, заместителя председателя Думы ЗАТО Озерный, а также образование постоянных и временных комиссий с утверждением их численного и персонального состава и положений об их предмете ведения (п.2 ст.27 Устава).
Решением Думы ЗАТО Озерный №62 от 30 ноября 2015 утверждено Положение «О постоянных комиссиях Думы ЗАТО Озерный Тверской области», которым предусмотрено образование четырех постоянных комиссий – по вопросам местного самоуправления, связей с общественностью, законности и защите прав граждан; по вопросам планирования, бюджета и финансов; по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, экологии, предпринимательства; по вопросам здравоохранения, социальным вопросам, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи.
Решением Думы ЗАТО Озерный №39 от 11 сентября 2020 года принят Регламент Думы ЗАТО Озерный Тверской области, в соответствии с которым Дума на срок своих полномочий образует из числа депутатов постоянные комиссии по вопросам, отнесенным действующим законодательством к ведению органов местного самоуправления. Включение депутата в состав постоянной комиссии проводится на основании его письменного заявления. Решение об утверждении состава постоянной комиссии в целом либо включение в состав комиссии отдельного депутата принимается открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы (ст.14 Регламента).
Административный истец Ажимов Ю.А. 13 сентября 2020 года избран депутатом Думы ЗАТО Озерный Тверской области четвертого созыва, срок полномочий 2020-2025 год.
Депутат Ажимов С.Ю. 28 марта 2022 направил Председателю Думы ЗАТО Озерный заявление о включении его в состав всех четырех постоянных комиссий.
По результатам указанного заявления на очередном заседании Думы ЗАТО Озерный 22 апреля 2022 г. депутатами Думы ЗАТО Озёрный Тверской области принято решение об отказе Ажимову С.Ю. во включении его в состав четырех постоянных комиссий Думы ЗАТО Озерный. Решение принято открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствовавших на заседании Думы.
Оспариваемое решение принято Думой в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих порядок принятия данного вида решений, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Вопреки доводам административного искового заявления, административный истец вследствие отказа во включении его в состав постоянных комиссий не лишен права выполнять своих депутатские обязанности в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решении, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Поскольку принятие решения о включении в постоянные комиссии относится к исключительной компетенции Думы ЗАТО Озерный, суд не вправе преодолевать правовую силу соответствующего закону решения Думы ЗАТО Озерный об отклонении кандидатуры Ажимова С.Ю., основанного на результатах голосования депутатов Думы, что в противном случае являлось бы вмешательством в деятельность представительного органа местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Ажимова С.Ю. к Думе ЗАТО Озерный Тверской области, председателю Думы ЗАТО Озерный Грахову Ю.А. о признании незаконным решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области №27 от 22 апреля 2022 года, принятого на очередном заседании Думы ЗАТО Озерный в конференц-зале ДК ЗАТО Озерный Тверской области, возложении на Думу ЗАТО Озерный обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод депутата Думы ЗАТО Озерный Тверской области Ажимова С.Ю. препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем удовлетворения заявления в полном объеме – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.Н.Бондарева
Мотивированное решение суда составлено 07 июня 2022 года.
Производство №2а-351/2022
Административное дело №69RS0004-01-2022-000589-80