ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 690040-02-2020-001826-05 от 25.12.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-982/2020

УИД № 69RS0040-02-2020-001826-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Перовой М.В.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,

с участием помощников прокурора Центрального района г. Твери Иванова Д.А, Артемьева Д.Е.,

административного истца ФИО1,

представителей административного истца ФИО2 адвоката Щербакова В.А., адвоката Головиной А.М.,

представителя административных истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, по доверенности ФИО8

представителя административных ответчиков Администрации города Твери, главы города Твери ФИО9 по доверенности ФИО10,

представителя административного ответчика Администрации города Твери, заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Твери по доверенности ФИО11,

представителя заинтересованного лица ООО «Тверь Водоканал» по доверенности ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Администрации города Твери о признании незаконным и отмене постановления об установлении публичного сервитута, по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации города Твери, главе города Твери ФИО9 о признании недействующим и отмене постановления Администрации города Твери об установлении публичного сервитута, по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО3, ФИО7, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО2, ФИО4, ФИО20, ФИО21, ФИО22 к Администрации г. Твери о признании незаконным постановления Администрации г. Твери от 27.12.2019 г. № 1584 «Об установлении публичного сервитута»,

установил:

ФИО6 обратился в Центральный районный суд города Твери с административным исковым заявлением к Администрации города Твери о признании незаконным и отмене постановления об установлении публичного сервитута. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО6 на праве собственности принадлежат земельный участок (земли населенных пунктов), общей площадью 832,1 кв.м., кадастровый , жилой дом, общая площадь 362,7 кв.м., кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>

В середине января 2020 года истцом было получено письмо от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами города Твери от 31.12.2019 № 30/7312-и, которым мне было направлена копия Постановления Администрации города Твери от 27.12.2019 № 1584. В тексте Постановления Администрации города Твери от 27.12.2019 №1584, а именно в п. 1 и п.п.1.16 п. 1 сообщалось, что установлен публичный сервитут в интересах Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, в отношении части моего земельного участка, площадью 37 кв.м. от общей площади 832,1 кв.м. Согласно п. 3 Постановления целью установления публичного сервитута явилось размещение водопроводных сетей, сетей водоотведения в рамках реализации мероприятий «Модернизация нитки водовода от Тверецкого водозабора до дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500м». Кроме того, указанным Постановлением в п. 4 был установлен срок, в течение которого использование частей земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута - до 01.01.2022. Срок установления сервитута был определен в 10 лет даты официального опубликования Постановления.

24 марта 2020 года истцом было получено посредством почтовой связи Соглашение об осуществлении публичного сервитута и отчет об оценке.

Согласно указанным документам истцу предлагалось подписать соглашение о предоставлении срочного права ограниченного пользования частью земельного участка на период с 04.02.2020 по 03.02.2030, за плату в размере 1420 рублей в год.

С вышеуказанным Постановлением истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка площадью 37 кв.м, и установленным размером платы на сервитут.

Срок установления сервитута не соответствует нормам п. 4 ст. 39.44 ЗК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в установлении публичного сервитута.

Плата за сервитут, указанная в отчете, является чрезмерно заниженной, рассчитанной не по правилам действующего законодательства РФ, установленным в методических рекомендациях.

Кроме того, полагает, что ответчик не обосновал необходимость, целесообразность и обязательность установления публичного сервитута в отношении испрашиваемой части земельного участка; не обосновал фактический размер части земельного участка для установления публичного сервитута; границы части земельного участка определены неверно; установил предельно недопустимый срок, в течение которого использование части земельного участка будет невозможным.

На основании изложенного просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации города Твери № 1584 от 27.12.2019 «Об установлении публичного сервитута» в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 37 кв.м, от общей площади 832,1 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

ФИО2 обратился в Центральный районный суд города Твери с самостоятельным административным исковым заявлением к Администрации города Твери, главе города Твери ФИО9 о признании недействующим и отмене постановления Администрации города Твери об установлении публичного сервитута. В обоснование иска указано, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом является местом постоянного проживания ФИО2 и членов его семьи.

17 марта 2020 г. ФИО2 было получено заказное письмо с проектом соглашения об установлении публичного сервитута на земельный участок находящейся в его собственности по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Предметом соглашения является предоставление Обладателю публичного сервитута для обеспечения размещения водопроводных сетей, сетей водоотведения в рамках реализации мероприятий «Модернизация нитки водовода от Тверецкого водозабора до дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500м» и в соответствии с постановлением Администрации города Твери от 27.12.2019 № 1584 «Об установлении публичного сервитута» срочное право ограниченного пользования частью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Из текста указанного соглашения следует, что срок действия публичного сервитута с 04.02.2020 по 03.02.2030 (п. 1.3 Соглашения). Срок, в течение которого использование части земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута до 01.01.2022 года (п. 1.4 Соглашения). Таким образом, получается, что 2 года административный истец не сможет пользоваться своим земельным участком и жилым домом.

Официальное опубликование Постановления Администрации г. Твери от 27.12.2019 года № 1584 «Об установлении публичного сервитута» состоялось 31.12.2019 года в муниципальной общественно-политической газете «Вся Тверь», выпуск № 98 (1173).

Исходя из схемы расположения границ публичного сервитута (Приложение №17 к Постановлению Администрации г. Твери от 27.12.2019 года № 1584) следует, что в случае установления сервитута становится невозможным использование части земельного участка перед жилым домом. Таким образом получается, что административный истец и члены его семьи не смогут использовать свой жилой дом и земельный участок расположенный под ним непосредственно по целевому назначению, поскольку проход к дому в случае установления публичного сервитута будет невозможен ввиду его отсутствия. Иные подходы к жилому дому и земельному участку, расположенному по адресу: <...>, отсутствуют. Следовательно, в период времени с 04.02.2019 до 01.01.2022 года (п. 1.4 Соглашения) использование части земельного участка, а значит, и жилым домом, являющимся местом постоянного проживания административного истца ФИО2 и его семьи, будет невозможно в связи с осуществлением сервитута.

Ввиду того, что указанное соглашение об осуществлении публичного сервитута существенным образом нарушает права административного истца, ФИО2 в адрес и.о. начальника Департамента ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации г. Твери ФИО23, было направлено уведомление об отказе от подписания соглашения об осуществлении публичного сервитута, основанное на положениях ст. 39.44 ЗК РФ.

На момент приобретения и оформления права собственности ФИО2, как на жилой дом, так и на земельный участок, какие-либо ограничения прав на указанные объекты недвижимости отсутствовали.

Незаконность установления административным ответчиком публичного сервитута на вышеуказанный земельный участок выражается в том, что административный истец будет лишен возможности использовать земельный участок и жилой дом по назначению ввиду невозможности прохода к дому и участку, поскольку часть земельного участка, на которую установлен публичный сервитут, является единственным проходом как к земельному участку, так и к жилому дому, являющемуся местом постоянного проживания административного истца и его семьи.

Вид разрешенного использования земельного участка с КН: - для обслуживания и эксплуатации жилого дома. Наименования объекта с КН: расположенного на земельном участке - индивидуальный жилой дом.

Исходя из положений действующего законодательства, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц в случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Административный истец полагает, что орган государственной власти при установлении публичного сервитута никоим образом не обосновал невозможность размещения водопроводных сетей, сетей водоотведения в рамках реализации мероприятий «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500» в другом месте или другим способом, кроме обременения вышеуказанного земельного участка, путем установления публичного сервитута.

Более того, полагаем, что срок обращения с административным исковым заявлением не пропущен ввиду того, что о нарушении прав путем наложения ограничений на объект недвижимости в виде установления публичного сервитута административному истцу ФИО2 стало известно стало лишь после получения комплекта документов, направленного Департаментом ЖКХ жилищной политики и строительства администрации г. Твери, т.е. 17 марта 2020 года.

На основании изложенного просит суд признать недействительным и отменить постановление администрации г. Твери от 27.12.2019 № 1584 об установлении публичного сервитута.

Определением Центрального районного суда города Твери от 27 мая 2020 года административные исковые заявления объединены в одно производство.

Административные истцы ФИО5, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО21, ФИО7, ФИО17, ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО4, ФИО2, ФИО20, ФИО22, ФИО15, ФИО3. обратились в Заволжский районный суд г. Твери с самостоятельными исковыми требованиями к Администрации г. Твери о признании незаконным постановления Администрации г. Твери от 27.12.2019 г. № 1584 «Об установлении публичного сервитута».

В обоснование административного иска указано, что истцы являются собственниками земельных участков, расположенных по Затверецкому бульвару в городе Твери. 27.12.2019 Администрацией города Твери принято постановление № 1584 об установлении публичного сервитута в интересах Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации горда Твери для размещения сетей водоотведения в рамках реализации мероприятия «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500». Указанное постановление принято с нарушением закона и нарушает конституционные права на свободное владение, распоряжение и использование земли, находящейся в частной собственности заявителей. Полагают, что на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут не устанавливается на участках, где граждане ведут ИЖС, садоводство, огородничество и личное подсобное хозяйство. Исключение делается, если сервитут потребовался для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на этих земельных участка. Однако, указанное в оспариваемом постановлении строительство линейного объекта «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500» как видно из материалов проектной документации не относится к исключительным случаям, названным в п. 5 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации. В то же время комплекс мероприятий, указанный в оспариваемом постановлении подразумеваем новое строительство, для которого не предусматривается установление публичного сервитута (п. 5 ст. 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).

Помимо прочего, в процессе общественных обсуждений по утверждению планировки территории линейного объекта Заявителями направлялись обращения в адрес ответчика о необходимости предусмотреть иную трассировку проектируемого водовода, наименьшим образом затрагивающую права и интересы собственников домовладений на участках от дома <адрес>. Однако, указанные замечания при проведении общественных слушаний учтены не были.

Земельный кодекс допускает публичный сервитут только при отсутствии иных способы его осуществления. Однако, Администрацией в оспариваемом постановлении никоим образом не обосновывается именно утвержденный ответчиком вариант сервитута.

В нарушение ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута повлечет причинение убытков строительными работами заявителям и собственникам домовладений на участка от дома <адрес>, которыми на установление ограждений и благоустройство придомовых и прилегающих к ним территорий общего пользования потрачены значительные денежные средства.

Согласно схеме сервитута, он налагается на фронтальную часть домовладений Заявителей и примыкает к единственному входу в их жилые дома. У многих заявителей в указанных домовладениях совместно с ними проживают маленькие дети и пожилые люди, некоторые из них являются инвалидами.

При этом Администрацией в спариваемом постановлении (п.4) указывается срок, в течение которого использование земельного участка будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута и составляет срок более двух лет (до 01.01.2022).

На основании изложенного, просят признать недействующим постановление Администрации г. Твери от 27.12.2019 г. № 1584 «Об установлении публичного сервитута».

Определением Заволжского районного суда города Твери от 24 июля 2020 года административное дело передано по подсудности в Центральный районный суд города Твери.

Определением Центрального районного суда города Твери от 03 сентября 2020 года административные гражданские дела объединены в одно производство.

Администрация города Твери представила отзыв на административное исковое заявление ФИО6 от 27.05.2020, согласно которому 15.11.2019 Департаментом ЖКХ было подано ходатайство об установлении публичного сервитута для целей модернизации нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500, оформленное в соответствии со ст. 39.41 ЗК РФ. На основании п. 4 ст. 39.38 ЗК РФ Администрация города Твери уполномочена на принятие решения об установлении публичного сервитута. Администрацией города Твери при установлении публичного сервитута были соблюдены нормы действующего законодательства. Срок, установленный п. 4 постановления, до 01.02.2022, соответствует периоду проведения работ по муниципальному контракту.

Кроме того, Администрацией города Твери представлено ходатайство от 17.06.2020 об отказе в удовлетворении административных исков, в связи с пропуском административными истцами сроков оспаривания решения об установлении публичного сервитута, предусмотренных п. 9 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно отзыву Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, принятие и издание постановления обусловлено необходимостью проведения работ по реализации мероприятий «Модернизации нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500». Так для целей осуществления проведения самих работ по объекту в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо получение разрешения на строительство. В составе заявления о выдаче разрешения на строительство, подаваемого в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, подаются в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В ходе проектирования для осуществления модернизации (реконструкции) нитки водовода была установлена полоса отвода земель со строительной площадью 50 020 м.кв. при ширине полосы 10 м., минимально необходимой для обеспечения возможности проведения строительно-монтажных работ на водопроводе такого диаметра. В указанную полосу отвода попали части земельных участков застроенной территории Заволжского района города Твери, в том числе части земельных участков истцов. Таким образом, без установления публичного сервитута получение разрешения на строительство по объекту и проведение работ невозможно. Выполнение работ осуществляется на основании проектной документации ООО «Онега», получившей положительные заключения ГАУ «Госэкспертиза Тверской области». Вопреки утверждениям истцов, при производстве работ препятствий в пользовании и доступе на их земельные участки создано не будет. Согласно Проекту организации строительства и проекту производства работ с целью обеспечения безопасности, беспрепятственного доступа на земельные участки, на которые наложено обременение в виду публичного сервитута, предусмотрены работы по устройству временных подъездов, ограждений, предупредительных знаков, пешеходных мостиков, освещения. Кроме того, работы будут выполняться в строго установленные сроки с разбивкой по участкам производства работ, в том числе для целей сокращения возникновения возможных неудобств пользователям земельных участков. Суммарно выполнение работ на участках, которые отнесены к земельным участкам истцов, составит не более календарных 28 дней. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что установление публичного сервитута лишает собственников земельных участков законных прав владения, пользования и распоряжения земельными участками. Поскольку земельные участки предназначены для индивидуального жилищного строительства, это является препятствием для установления публичного сервитута. Полагает, что нужно пересмотреть проект прокладки водопровода, поскольку имеющийся проект составлен с грубыми нарушениями, без проведения каких-либо геологических изысканий. Нарушена процедура утверждения проекта. Собственники земельных участков вложили большие средства в благоустройство общей территории, прилегающей к земельным участкам. При производстве работ все будет уничтожено. Полагает, что водопровод можно проложить иным способом, без установления публичного сервитута и причинения экономического ущерба собственникам земельных участков в результате уничтожения благоустройства общей территории.

Представитель административного истца ФИО2 адвокат Щербаков В.А. в судебном заседании до перерыва исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что на основании ст. 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае не должно было быть принято решение об установлении публичного сервитута, поскольку цели установления публичного сервитута не соответствуют требования земельного законодательства. Кроме того, срок установления публичного сервитута затруднит использование земельными участками длительное время. Ответчиком не доказана необходимость установления публичного сервитута.

Представитель административных истцов ФИО8 в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что административные истцы оспаривают постановление в полном объеме, в том числе приложение, устанавливающее границы, площадь частей земельных участков, на которые наложен сервитут. Полагает, что с ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось неуполномоченное лицо. Сервитут установлен с нарушением процедуры, без законных оснований. Обоснование необходимости его установления, а также длительности срока не приведено. Поскольку земельные участки предназначены для ИЖС, на них не может быть установлен сервитут. Наличие полосы отвода не является основанием для установления публичного сервитута, поскольку достаточно установления зоны с особыми условиями использования. Срок не может превышать трех месяце, однако, он установлен в размере двух лет. Сервитут нарушает права истцов, поскольку проект предусматривает производство работ в местах, где проходят линии газопровода, электропередач, подводка к домам, что может привести к их повреждению. Земельные участки состоят из песчаного грунта, что при разрытии траншеи может привести к плавунам. Выезд с земельных участков расположен спереди, вдоль них идет единственная дорога, ливневые трубы. Производство работ затруднит проезд, а также выезд и проход с территории земельных участков до 01.01.2022. Полагает, что имеются иные возможно решения проблемы, кроме установления публичного сервитута. Границы земельных участков, на которые наложен сервитут, определены неверно.

Согласно письменным объяснениям ФИО8 от 25.12.2020 с ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось неустановленное на то лицо и без законных на то оснований. Наличие полосы отвода не может служить основанием для установления публичного сервитута, так как в данном случае применимы нормы по установлению зон с особыми условиями использования, запись о которых делается в ЕГРН как обременение земельного участка. Срок, установленный постановлением, не соответствует действующим нормам ЗК РФ. Оспариваемое постановление было направлено истца и в Росреестр позднее установленных законом сроков, что привело к нарушению процедуры установления публичного сервитута, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований. Истцы не согласны с площадью, границами и характеристиками поворотных точек.

В отзыве на возражения административного ответчика от 13.11.2020 указала, что административными истцами ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО20 и ФИО7 срок на обращение в суд не пропущен. Законодатель не связывает вид разрешенного использования земельного участка только с этапом жилищного строительства, которое прекращается после ввода объекта в эксплатацию, в связи с чем доводы ответчика не обоснованы, при установлении публичного сервитута были допущены нарушения.

Представитель административного истца ФИО2 адвокат Головина А.М. в судебном заседании после перерыва поддержала исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации города Твери, заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Твери по доверенности ФИО11 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований. Пояснил, что целью для инициирования данного судебного процесса является не защита нарушенных прав истцов, а снос незаконно возведенных заборов. Проект прокладки трубопровода утвержден, е оспорен в установленном порядке. Срок сервитута предусмотрен в соответствии с контрактом на производство работ. Контракт также предусматривает все, что необходимо для соблюдения прав граждан. Все требования законодательства соблюдены. Просил в иске отказать.

Представитель административных ответчиков Администрации города Твери, главы города Твери ФИО9 по доверенности ФИО10 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований. Пояснил, что все процедуры установления сервитута соблюдены. Техническая документация соответствует требованиям законодательства. Доводы о том, что два года собственники не смогут воспользоваться земельным участками, голословны. С 27.12.2019 прошел уже год, никаких препятствий в пользовании земельными участка не было.

Согласно письменным объяснениям представителя административного ответчика Администрации города Твери ФИО10 в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в целях указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений. Понятие «модернизация объекта коммунальной инфраструктуры» приведено в постановлении Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451, это реализация мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта коммунальной инфраструктуры, в том числе путем замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, входящего в состав объекта коммунальной инфраструктуры, современным, более производительным оборудованием. Модернизация объекта коммунальной инфраструктуры может осуществляться в ходе его реконструкции. Понятие реконструкции линейных объектов приведено в под. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Положение подп. 4 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ не применяется в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Установленная обжалуемым постановлением граница публичного сервитута в полном объеме совпадает с границей полосы отвода проектируемого участка прохождения реконструируемого водовода, которая представляет собой минимально допустимый для осуществления проектирования коридор, шириной 10 метров, воль оси проектируемого водовода. Строительные работы будут вестись на землях общего пользования, которые не предоставлены гражданам и являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, на земельных участках истцов не ведется жилищное строительство, в том числе индивидуальное жилищное строительство. Все объекты недвижимости на земельных участках обремененных сервитутом введены в эксплуатацию и соответственно не предназначены для индивидуального жилищно строительства. Согласно разделу 8 проекта производства работ № 19-007/2-ППР от 2020 года общая ориентировочная продолжительность производства работ по каждому участку производства работ в отношении которых установлен сервитут, составляет не более 20 дней. Срок до 01.01.2022 установлен в связи с тем, что невозможно определить конкретные периоды производства работ по каждому участку по причине самозахвата истцами земельных участков общего пользования.

Представитель заинтересованного лица ООО «Тверь Водоканал» по доверенности ФИО12 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которым сервитут установлен для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, соответствует целям, определенным ст. 23 ЗК РФ. Процедура принятия оспариваемого нормативного акта и правила введения его в действие административным ответчиком не нарушены.

Помощник прокурора Центрального района г. Твери Артемьев Д.Е. в судебном заседании полагал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области в суд не явился, представив отзыв, согласно которому постановление от 27.12.2019 принято в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 13.08.2019 № 522-рп. Администрацией города Твери при установлении публичного сервитута были соблюдены нормы действующего законодательства. Срок, установленный п. 4 постановления, до 01.02.2022, соответствует периоду проведения работ по муниципальному контракту. Суммарно выполнение работ на участках, которые отнесены к земельным участкам истцов, составит не более календарных 28 дней. Согласно Проекту организации строительства и проекту производства работ с целью обеспечения безопасности, беспрепятственного доступа на земельные участки, на которые наложено обременение в виду публичного сервитута, предусмотрены работы по устройству временных подъездов, ограждений, предупредительных знаков, пешеходных мостиков, освещения. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении требований.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, возражений и ходатайств не представили.

Учитывая мнение участников процесса, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО6 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 832,1 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 540 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО5 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 586 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 598 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Административному истцу ФИО13 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 583,3 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО14 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 584,2 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административным истцам ФИО3 и ФИО7 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 1301,4 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО15 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 522 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Административным истцам ФИО16 и ФИО17 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью558,54 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Административным истцам ФИО18 и ФИО24 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 598,6 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Административному истцу ФИО4 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 541 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО20 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 520 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО21 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 556 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Административному истцу ФИО22 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 546,9 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

13.08.2019 распоряжением Правительства Тверской области № 522-рп утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500».

15.11.2019 в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери поступило ходатайство Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики и строительства администрации города Твери об установлении публичного сервитута на земельные участки с кадастровым номером , находящиеся в частной собственности, в связи с необходимостью реализации мероприятия «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500», находящегося в муниципальной собственности в соответствии с п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

18.11.2019 сообщения о возможном установлении публичного сервитута были направлены в Администрацию Заволжского района в городе Твери с целью размещения на информационном стенде Администрации Заволжского района в городе Твери.

20.11.2019 в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери поступило сообщения из Администрации Заволжского района в городе Твери о размещении сообщений о возможном установлении публичного сервитута на информационном стенде с 20.11.2019.

20.11.2019 сообщения о возможном установлении публичного сервитута были опубликованы на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

22.11.2019 в газете «Вся Тверь» № 85 (1160) были опубликованы сообщения о возможном установлении публичного сервитута.

27.12.2019 Администрацией города Твери принято постановление № 1584 «Об установлении публичного сервитута», согласно которому постановлено установить публичный сервитут в интересах департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери в отношении:

1.1 части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 40 кв. м от общей площади 1301,4 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.2. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 20 кв. м от общей площади 586 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.3. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 78 кв. м от общей площади 542 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

1.4. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 21 кв. м от общей площади 598 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

1.5. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 5 кв. м от общей площади 496,1 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

1.6. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 21 кв. м от общей площади 584,2 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.7. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 0,04 кв. м от общей площади 583,1 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.8. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 255 кв. м от общей площади 1754,1 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

1.9. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 26 кв. м от общей площади 522 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

1.10. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 23 кв. м от общей площади 556 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.11. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 28 кв. м от общей площади 598,6 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.12. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 20 кв. м от общей площади 546,9 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.13. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 22 кв. м от общей площади 583,3 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.14. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 23 кв. м от общей площади 567,51 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: <адрес>

1.15. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 15 кв. м от общей площади 558,54 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.16. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 37 кв. м от общей площади 832,1 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.17. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 20 кв. м от общей площади 540 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.18. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 21 кв. м от общей площади 541 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

1.19. части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 21 кв. м от общей площади 520 кв. м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

27.12.2019 постановление Администрацией города Твери № 1584 «Об установлении публичного сервитута» размещено на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

31.12.2019 оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Вся Тверь» № 98 (1173).

Согласно копии письма Управления Росреестра по Тверской области от 05.02.2020 сведения о 19 публичных сервитутах в отношении земельных участков внесены в единый государственный реестр недвижимости, что также подтверждается выписками из ЕГРН.

Рассматривая требования административных исковых заявлений об оспаривании постановления Администрации г. Твери от 27.12.2019 г. № 1584 «Об установлении публичного сервитута» суд приходит к выводу об их необоснованности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается в целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ).

В обоснование необходимости установления публичного сервитута могут предоставляться документы территориального планирования, проект планировки территории, предусматривающие размещение объекта, вызывающего необходимость установления публичного сервитута (подпункты 1 - 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 данного Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 14 Документации по планировке территории линейного объекта «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до Дюкера Восточного моста с Ду600 на Ду800, протяженностью 7500», являющейся приложением к распоряжению Правительства Тверской области от 13.08.2019 № 522-рп, границей зоны планируемого размещения линейного объекта является граница проектирования, которая образуется путем отступа от оси проектируемого водовода 11,5 м в каждую сторону.

В соответствии копией письма МУП «Городской проект г. Твери» № 99 от 23.11.2020 при разработке проекта рассматривались варианты прохождения трассы и единственным оптимальным с учетом именно реконструкции объекта, является проектное решение прохождения трассы водовода.

Исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что представленное ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы соответствуют требованиям закона, само постановление об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков отвечает целям, указанным пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ.

В соответствии с п.4 ст. 39.38 ЗК РФ в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, полномочия по принятию решений об установлении такого публичного сервитута принадлежат органу местного самоуправления городского округа, в данном случае Администрации города Твери, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что постановление принято уполномоченным органом.

Доводы о противоречии оспариваемого постановления положению подпункта 4 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необоснованными в связи со следующим.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.

Оспариваемым постановлением определен срок, в течение которого использование частей земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута до 01.01.2022 (пункт 4), то есть в течении двух лет.

Поскольку обременяемая сервитутом площадь земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, незначительна, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании указанных земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием.

Кроме того, исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с предусмотренной процедурой и надлежаще опубликован, что по соответствующим основаниям не оспорено административными истцами.

При разрешении спора суд приходит к выводу, что права административных истцов на использование земельных участков, на часть которых установлен публичный сервитут, не нарушено. Доказательств обратного суду не представлено.

Иные доводы административных истцов не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего административного спора.

Административными истцами заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

Согласно п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ, решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Согласно части 2 статьи 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено названными кодексами.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Копия соглашения об осуществлении публичного сервитута получена ФИО6 24.03.2020, ФИО2 – 16.03.2020, ФИО5 – 13.05.2020, ФИО1 – 08.04.2020, ФИО13 – 20.03.2020, ФИО3 – 18.03.2020, ФИО7 – 10.04.2020, ФИО15 – 13.04.2020, ФИО17 – 24.03.2020, ФИО18 – 09.04.2020, ФИО4 – 10.04.2020, ФИО20 – 10.04.2020, ФИО21 – 16.03.2020, ФИО16 – 24.03.2020, ФИО22 – 17.03.2020.

Заказная корреспонденция не получена ФИО14, возврат за истечением срока хранения осуществлен отделением почтовой связи 13.05.2020, ФИО24 – возврат за истечением срока хранения осуществлен 13.05.2020.

Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 92 КАС РФ, срок оспаривания постановления для административных истцов ФИО3 истек 29.04.2020, для ФИО22 – 28.04.2020, для ФИО21 – 24.04.2020.

С административным исковым заявлением указанные лица обратились в суд 06.05.2020, то есть с пропуском установленного срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства о его восстановлении.

В отношении иных административных истцов срок для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО6 к Администрации города Твери о признании незаконным и отмене постановления об установлении публичного сервитута, по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации города Твери, главе города Твери ФИО9 о признании недействующим и отмене постановления Администрации города Твери об установлении публичного сервитута, по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО3, ФИО7, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО2, ФИО4, ФИО20, ФИО21, ФИО22 к Администрации г. Твери о признании незаконным постановления Администрации г. Твери от 27.12.2019 г. № 1584 «Об установлении публичного сервитута» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Перова

Решение составлено в окончательной форме 20 января 2021 года.

Председательствующий М.В. Перова

Дело № 2а-982/2020

УИД № 69RS0040-02-2020-001826-05