ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 860007-01-2021-002163-93 от 24.05.2021 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-1550/2021

УИД №86RS0007-01-2021-002163-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2021 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующий судья Заремба И.Н.,

при секретаре Голубевой Н.И.,

с участием

представителя административного истца Емельяновой Д.А.

административного ответчика Рыжевской М.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис Центр ЭПУ» к Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Рыжевской Марине Леонидовне о признании незаконным и об отмене предписания государственной инспекции труда об устранении выявленных нарушений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сервис Центр ЭПУ» (далее Общество) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее ГИТ), главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Рыжевской М.Л., в котором просит признать незаконным и отменить пункты 3, 4, 5, 7 Предписания от (дата)-И/60-301 об устранении выявленных нарушений с требованием об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Срок исполнения п.3, 4, 5, 7 Предписания административного ответчика от (дата) приостановить до момента вынесения решения по делу судом.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной (дата) главным государственным инспектором ГИТ в ХМАО-Югре (Нефтеюганск) РМЛ M.Л. выдано предписание - об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Обществу вменялось указать в трудовых договорах, заключенных с работниками, обязательное для включения в трудовой договор условие о размере северной надбавки. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ. Дата выполнения (дата) (пункт 3). Указать в трудовом договоре от (дата), заключенном с работником ШАА, в трудовом договоре от (дата), заключенном с работником ГТМ, в трудовом договоре от (дата), заключенном с работником МРР обязательное для включения в трудовой договор размер доплаты за вредные условия труда. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ. Срок выполнения (дата) (пункт 4). Указать в трудовом договоре от (дата), заключенном с НЮМ; трудовом договоре от (дата), заключенном с АРФ; трудовом договоре от (дата), заключенном с работником ШАА обязательное для включения условие о размере надбавки за вахтовый метод работы. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ. Срок исполнения (дата) (пункт 5). Указать в трудовых договорах, заключенных с работниками Общества, дни выплаты заработной платы. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ. Срок исполнения (дата) (пункт 7). Пункты 3, 4, 5, 7 Предписания Общество считает незаконным и необоснованным. В п. 3 Предписания требование об указании в трудовых договорах, заключенных с работниками общества, обязательное для включения в трудовой договор условие о размере северной надбавки не соответствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ. Конкретный размер тарифной ставки или должностного оклада указывается непосредственно в трудовом договоре. Сведения о доплатах, надбавках и поощрительных выплатах, полагающихся работнику, могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающих основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных нормативных актов под роспись. Таким образом, в трудовом договоре необходимо указать структуру заработной платы с указанием конкретного размера тарифной ставки или должностного оклада, а в отношении доплат и надбавок ограничиться их конкретным перечислением, но с обязательным указанием на то, что их размер и порядок начисления устанавливаются действующим положением об оплате труда. При этом с положением об оплате труда работник должен быть ознакомлен под роспись, и оно должно содержать полностью описанный порядок определения надбавки и коэффициента, как это определено в действующем законодательстве, то есть должен быть указан конкретный размер процентной надбавки в зависимости от конкретных обстоятельств. В Положении об оплате труда ООО «Сервис центр ЭПУ» процентные надбавки указаны в п. 2.28-2.29, с положением работники ознакомлены под роспись, в трудовых договорах имеется соответствующая отсылка к Положению. Указанное в п. 7 Предписания требование об указании в трудовых договорах, заключенных с работниками Общества, дней выплаты заработной платы не соответствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ, так как документы, которыми могут устанавливаться дни выплаты заработной платы, в ч.6 ст.136 ТК РФ перечисляются через запятую, то есть законодателем подчеркивается равнозначность данных документов, в любом из которых может быть решен вопрос о днях выплаты заработной платы. Таким образом, дни выплаты заработной платы могут быть указаны в любом из перечисленных ч.6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации документов. Порядок выплаты заработной платы предпочтительнее установить Правилами внутреннего трудового распорядка, поскольку трудовой договор регулирует отношения конкретного работника. В Правилах внутреннего трудового распорядка ООО «Сервис центр ЭПУ» даты выплат указаны в п.11.10, с Правилами работники ознакомлены под роспись. Указанные в п.п. 4, 5 Предписания требования об указании в трудовых договорах, заключенных с работниками Общества, обязательное для включения в трудовой договор условие о размере доплаты за вредные условия труда, размере надбавки за вахтовый метод работы не соответствует требованиям Трудового кодекса РФ, поскольку конкретный размер тарифной ставки или должностного оклада указывается непосредственно в трудовом договоре. Сведения о доплатах, надбавках и поощрительных выплат, полагающихся работнику могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных нормативных актов под роспись. В Положении об оплате труда ООО «Сервис центр ЭПУ» сведения о доплате за вахтовый метод работы указаны в п. 2.17, а также соответствующим Приказом об установлении надбавки за вахтовый метод работы, с положением и приказом работники ознакомлены под роспись, в трудовых договорах имеется соответствующая отсылка. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Статья 147 ТК РФ прямо устанавливает возможность указания размера оплаты за вредные условия труда только в одном из перечисленных документов, соответственно, указание размера доплаты за вредные условия труда в Положении об оплате труда ООО «Сервис центр ЭПУ» полностью соответствует законодательству - указанные условия указаны в п. 2.9., Приложении №2 Положения об оплате труда ООО «Сервис центр ЭПУ», трудовые договоры с работниками содержат отсылки к вышеуказанному Положению, с которыми работники ознакомлены под роспись.

В судебном заседании представитель истца ЕДА исковые требовании поддержала, пояснив, что пункты 4,5,6 Предписания Обществом выполнены, не выполнены и оспариваются пункты 3 и 7 Предписания. Обществом также уплачен штраф.

Представитель административного ответчика РМЛ возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что все условия труда заработной платы, и надбавок должны отражаться в трудовых договорах работников, и в дополнительных соглашениях к трудовым договорам. У каждого работника свой стаж и свой период работы. Кроме того, административный истец ссылается на внутренние локальные нормативные акты, которыми установлены северные надбавки, и дни выплаты заработной платы, между тем, данные акты были приняты без согласования с представительным органом работников, в связи с чем, эти локальные нормативные акты являются недействительными.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Общим собранием участников в ООО «Сервис Центр ЭПУ» 18.05.2016 года принят Устав предприятия (протокол №2/2016 от 18.05.2016 года).

01.07.2019 года генеральным директором Общества утверждено Положение о вахтовом методе организации работ.

01.08.2020 года генеральным директором Общества утверждено Положение об оплате труда (л.д.38-48).

01.01.2021 года генеральным директором Общества утверждены Правила внутреннего трудового распорядка (л.д.49-69).

(дата) государственный инспектор труда РМЛ вынесла в отношении ООО «Сервис Центр ЭПУ» предписание -, которым на Общество возлагалась обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В предписании указано 17 пунктов нарушений, со сроком исполнения 04.05.2021 года, Обществу надлежало:

- п.3. Указать в трудовых договорах, заключенных с работниками общества, обязательное для включения в трудовой договор условие о размере северной надбавки. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ;

- п.4. Указать в трудовом договоре от (дата), заключенном с работником ШАА, в трудовом договоре от (дата), заключенном с работником ГТМ, в трудовом договоре от (дата), заключенном с работником МРР обязательное для включения в трудовой договор размера доплаты за вредные условия труда. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ;

- п.5. Указать в трудовом договоре от (дата), заключенном с НЮМ; трудовом договоре от (дата), заключенным с АРФ; трудовом договоре от (дата), заключенном с работником ШАА обязательное для включения условие о размере надбавки за вахтовый метод работы. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ;

- п.7. Указать в трудовых договорах, заключенных с работниками Общества, дни выплаты заработной платы. Основание: ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Спорное предписание было вручено представителю административного истца 09.04.2021 года.

Общество, не согласившись с Предписанием, 19.04.2021 года обратилось в суд, при этом добровольно выполнило пункты 4,5,6 Предписания, а также уплатило назначенный штраф.

В этот же день, 19.04.2021 года генеральным директором Общества при согласовании с уполномоченным представителем по охране труда от трудового коллектива были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка (л.д.70-90), Положение о вахтовом методе организации работ, Положение о компенсации расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для постоянное проживающих и работающих в МКС.

Учитывая, что п.4,5 Предписания Обществом добровольно выполнены, и представитель Общества их уже не оспаривает, следовательно, спор между сторонами относительно данных пунктов отсутствует, оснований для признания их незаконными и отмене не имеется.

Решая вопрос относительно требований о признании не законными п.3,7 Предписания, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами (часть 1). Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым (часть 2).

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Так, в ст. 352 Трудового кодекса РФ определено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются, в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и судебная защита.

Частью 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса РФ, федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой ст. 357 ТК РФ).

Из данных норм следует, что государственные органы инспекции труда наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и применению по результатам рассмотрения обращений граждан определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 4, 5 статьи 135 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (в том числе в случае принятия в соответствии с частью 4 статьи 135 Трудового кодекса РФ локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда) урегулирован статьей 372 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. 148 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 5 ст. 302 Трудового кодекса РФ, работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 314 Трудового кодекса РФ, порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно части 4 статьи 297 Трудового кодекса РФ, порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов (абз.1 ст. 190).

Как указано выше, силу ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Так из п.3 оспариваемого Предписания, пояснений административного ответчика, следует, что в трудовых договорах работников предприятия не включено обязательное условие о размере северной надбавки.

Действительно в трудовых договорах, заключенных с работниками АРФ (л.д.14-17), НЮМ (л.д. 19-23), ШАА (л.д.24-27), ГТМ (л.д.30-33), МРР (34-37), также как и в трудовых договорах, заключаемых с другими работниками Общества, не указаны размеры персональных северных надбавок, исчисляемых индивидуально каждому работнику в зависимости от возраста, и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Представитель административного истца, ссылается на то, что размер северных надбавок работников в трудовых договорах не указан, так как достаточно в трудовом договоре указать структуру заработной платы с указанием конкретного размера тарифной ставки или должностного оклада, а в отношении доплат и надбавок ограничиться их конкретным перечислением, но с обязательным указанием на то, что их размер и порядок начисления устанавливаются действующим положением об оплате труда, с которым работники ознакомлены под роспись, и которое должно содержать полностью описанный порядок определения надбавки и коэффициента, как это определено в действующем законодательстве.

Вместе с тем, учитывая, что Положение о вахтовом методе организации работ от 01.07.2019 года, Положение об оплате труда от 01.08.2020 года, Правила внутреннего трудового распорядка от 01.01.2021 года были утверждены генеральным директором Общества без согласования с представительным органом работников, то соответственно данные внутренние локальные акты не подлежали применению, ссылки на них в трудовых договорах работников являлись незаконными, а сведения о заработной плате, надбавках и компенсациях, полагающихся работникам должны были быть указаны в трудовых договорах, либо в дополнительных соглашениях к трудовым договорам.

Следовательно, оснований для признания незаконным п.3 Предписания, у суда не имеется.

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части шестой статьи 136 Трудового кодекса РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Как указано в предоставленных в материалы гражданского дела трудовых договорах, заработная плата выплачивается работникам в сроки, определённые Правилами внутреннего трудового распорядка (трудовой договор с АРФ), в соответствии с Положением об оплате труда (трудовые договоры с НЮМ, ШАА, ГТМ, МРР п.3.1)

Положение об оплате труда, утвержденное руководителем без визы представительного органа работников не содержит сведений о сроках выплаты заработной платы. Указанные сроки предусмотрены в Правилах внутреннего трудового распорядка - каждые полмесяца, промежуток времени не превышает 16 календарных дней. Заработная плата выплачивается аванс 30-го числа расчетного месяца и зарплата 15-го числа следующего месяца.

Вместе с тем, как указано выше данные локальные нормативные акты, приняты без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка без учета мнения представительного органа работников, то есть они также не подлежали применению, и соответственно тогда сроки выплаты заработной платы должны были быть указаны в трудовом договоре.

При этом Положение об оплате труда, Положение о компенсации расходов стоимости проезда, Правила внутреннего трудового распорядка уже согласованные с уполномоченным представителем по охране труда от трудового коллектива, и утвержденные 19.04.2021 года генеральным директором Общества, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент выдачи спорного Предписания, данных локальных актов в Обществе не существовало.

В связи с указанным, основания для признания п.7 Предписания незаконным, также отсутствуют.

При данных обстоятельствах, учитывая, что п.3,7 Предписания отвечают требованиям закона, а п.4,5 Предписания уже исполнены административным истцом, и не установлено совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решений и действий административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца, то суд не находит оснований для признания пунктов 3,4,5,7 Предписания не законными и подлежащими отмене, в связи с чем, отказывает административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175, 180, 227 и 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Сервис Центр ЭПУ» к Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Рыжевской Марине Леонидовне о признании незаконным и об отмене предписания государственной инспекции труда об устранении выявленных нарушений, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.