УИД № 92RS0001-01-2022-004620-31
Дело № 2-294/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 20 марта 2023 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Морозове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя, Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе к Пономаренко С.В., Щитову С.И. о признании недействительным договора купли-продажи, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гагаринского района города Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя обратился с иском к Пономаренко С.В., Щитову С.И., указав, что по обращению Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» проведена проверка исполнения законодательства при отчуждении земельного участка, в ходе которой установлено, что 12.12.2014 между продавцом Щитовым С.И. и ответчиком Пономаренко С.В. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 09.10.2015 удовлетворены исковые требования прокурора Гагаринского района г. Севастополя, признано недействительным свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок, выданное 17.06.2013 Щитову С.И., с истребованием земельного участка в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения Щитова С.И. Признание правоустанавливающего документа недействительным влечет его недействительность с момента его выдачи, в связи с чем договор купли-продажи заключен с Щитовым С.И., который на момент совершения сделки не являлся собственником земельного участка. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:
Признать недействительным договор купли-продажи от 12.12.2014 земельного участка площадью 0,07 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, заключенный между продавцом Щитовым С.И. и Пономаренко С.В.
В ходе судебного разбирательства истец дважды уточнял свои требования, окончательно предъявил их в интересах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя, Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе к Пономаренко С.В., Щитову С.И., просил:
1. Признать недействительным договор купли-продажи от 12.12.2014 земельного участка площадью 0,07 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, заключенный между продавцом Щитовым С.И. и Пономаренко С.В.
2. Истребовать в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе из незаконного владения Щитова С.И. земельный участок площадью 0,07 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В связи с изменением исковых требований и фактически предъявлением их в интересах Российской Федерации Правительство Севастополя исключено из числа материальных истцов по делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле также привлечены Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Министерство культуры Российской Федерации.
В судебном заседании процессуальный истец – представитель прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя Пыжова А.Я. поддержала свои исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель материального истца - Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Ответчики Щитов С.И., Пономаренко С.В. в судебное заседание не явились. Судом направлены судебные повестки ответчикам по адресу их регистрации по месту жительства, судебные отправления возвращены с отметкой «истек срок хранения». В силу статьи 165.1 ГК РФ уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним.
Ранее Щитов С.И. получал направленные ему судебные повестки, Пономаренко С.В. принимал участие в подготовке дела к судебному разбирательству и был уведомлен о дате первого судебного заседания по делу. Учитывая, что ответчики знали о наличии в производстве суда настоящего гражданского дела, направленные им судебные повестки не получили по собственной воле, на основании статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» Стригин К.А. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Гагаринского района г. Севастополя, ссылаясь на то, что земельный участок в нарушение закона сформирован на земельном участке территории Национального заповедника Херсонес Таврический, которая существует с 1969 года, является объектом культурного наследия и всегда находилась под особой охраной государства. Земельный участок находится в буферной зоне объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, которая установлена с 2009 года, и информация о которой имеется на официальном сайте ЮНЕСКО. Передача земельного участка ответчикам грубо нарушала как украинское законодательство, так нарушает и российское, решением суда от 09.10.2015 установлено, что распоряжение СГГА, послужившее основанием для получения Щитовым С.И. свидетельства о праве собственности на земельный участок, не издавалось, Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города Севастополя не обладала. В этой связи Пономаренко С.В. приобрел участок по ничтожной сделке, посягающей на публичные интересы, не является добросовестным приобретателем, поскольку знал или должен был знать, что земельный участок относится к территории музея-заповедника, что было отражено в Генеральном плане города Севастополя от 2005 года.
Остальные третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска прокурора Гагаринского района города Севастополя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 954-р утвержден обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Любимовка» проект землеустройства с отводом земельных участков площадью 1,2 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений приусадебные участки), расположенных в районе ул. Шостака; переданы в собственность гражданам-членам данного обслуживающего кооператива земельные участки согласно списку – приложению к распоряжению, в том числе Щитову С.И. – земельный участок по <адрес>, площадью 0,07 га.
На основании указанного распоряжения 14.06.2013 произведена регистрация права собственности Щитова С.И. в Государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины, в подтверждение чего 17.06.2013 Щитову С.И. регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе выдано свидетельство серия САК № 126353 о праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,07 га.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Государственном земельном кадастре Украины 06.06.2013 с кадастровым №
16.10.2014 земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 700 кв.м., поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации с присвоением кадастрового номера № с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Согласно выписке из ЕГРН от 17.10.2014 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно копии договора купли-продажи земельного участка, составленного в простой письменной форме, от 12.12.2014 Пономаренко С.В. купил у Щитова С.И. указанный земельный участок.
Переход права собственности к Пономаренко С.В. своевременно не был зарегистрирован в ЕГРН.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 09.10.2015 удовлетворен иск прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя к Щитову С.И.
Признано недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок серия САК №, индексный № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Щитову С.И. регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе.
Истребован в государственную собственность субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя из незаконного владения Щитова С.И. земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,07 га, кадастровый №.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам города Севастополя от 22.12.2016 решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 09.10.2015 оставлено без изменения.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23.08.2021 отказано в удовлетворении иска Пономаренко С.В. о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам города Севастополя от 25.11.2021 решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23.08.2021 отменено, принято по делу новое решение.
Исковые требования Пономаренко С.В. к Щитову С.И., Радаеву И.Л., Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворены. Признано право собственности Пономаренко С.В. на земельный участок площадью 700 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу<адрес>, кадастровый №.
На основании апелляционного определения от 25.11.2021 на указанный земельный участок 23.12.2021 зарегистрировано право собственности Пономаренко С.В.
Из заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя следует, что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 73800 кв.м., находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель: земли населенных пунктов - историческая.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25.08.2015.
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.08.2015 № 706-РП в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя Национальный заповедник «Херсонес Таврический» предоставлены ряд земельных участков, в том числе многоконтурный земельный участок с кадастровым номером № площадью 73800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования «историческая деятельность» (пункт 1.26 распоряжения).
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.08.2015 № 707-РП Российской Федерации передан как имущественный комплекс Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя Национальный заповедник «Херсонес Таврический», а также в федеральную собственность передано имущество учреждения и земельные участки.
Согласно пункту 26 приложения № 2 к данному распоряжению в федеральную собственность передан земельный участок площадью 73800 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с разрешенным видом использования «историческая деятельность», с кадастровым номером №
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРН за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» 28.08.2015.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 17.02.2016.
Разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № – «историческая деятельность» (код 9.3).
Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Национальный заповедник «Херсонес Таврический», созданное на основании постановления Правительства Севастополя от 11.12.2014 № 569 «О создании учреждений культуры города Севастополя», принято в федеральную собственность и переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1974-р).
Как следует из Устава ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», согласно исторической справке Херсонесский историко-археологический музей образован в 1892 году.
Установлено, что территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978 года.
Так, постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31.01.1978 № 77 на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко-культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана создан «Херсонесский государственный историко-археологический заповедник».
Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 № 77 заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины, а Указом Президента Украины от 11.10.1994 № 587/94 «О национальных заведениях культуры» ему присвоен статус национального (Национальный заповедник «Херсонес Таврический»).
В 2009 году территория древнего города Херсонес Таврический как памятник культурного наследия национального значения включена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 № 928 «О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины»).
23.06.2013 памятник культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» включен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия (решение 37 COM 8B.40). Также указанным решением утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.
Объект всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» подразделяется на 8 отдельных компонентов. В частности, компонент 001 - собственно Древний город Херсонес Таврический (площадь 42,8 га, буферная зона около 207 га). Семь прочих компонентов представляют собой отдельные участки Хоры, имеющие свои буферные зоны.
18.03.2014 Российская Федерация и Республика Крым подписали Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (18.03.2014). Со дня принятия в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Список всемирного наследия ЮНЕСКО составляется, обновляется и публикуется Комитетом всемирного наследия во исполнение пункта 2 статьи 11 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16.11.1972), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.1988 № 8595-XI «О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия».
Являясь правопреемником Союза Советских Социалистических Республик по обязательствам, вытекающим из заключенных им международных соглашений, Российская Федерация осуществляет меры по обеспечению, выявлению, охране, сохранению, популяризации и передаче будущим поколениям объектов культурного и природного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно преамбуле названного федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Поручением Президента Российской Федерации от 14.08.2014 № Пр-2337 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти г. Севастополя предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 1721-р объект культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.01.2016 № 232 федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1653-р объект культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 759-р.
Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абзац четвертый части пятой статьи 3).
Статьей 56.4 этого же федерального закона определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).
Пунктом 5 статьи 3.1 поименованного федерального закона предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1279 включен выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (далее - Достопримечательное место).
Этим же приказом утверждены границы территории Достопримечательного места согласно приложению к приказу.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе (далее - Достопримечательное место), согласно приложению № 1 к настоящему приказу и их карту (схему) согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, полностью расположен в зоне участков Национального археологического заповедника «Херсонес Таврический» согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Департамент дополнительно указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города федерального значения Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 № 730-ПП, земельный участок расположен в зоне музеефицированных и мемориальных объектов (ОС-5/Г/-/4).
В судебном заседании также установлено, что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах территории буферной зоны памятника культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора», включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, границы территории которого установлены решением 37-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленума № 10/22) следует, что запись в ЕГРН о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.
Абзацем первым пункта 39 вышеуказанного постановления Пленума разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражений ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Таким образом, при рассмотрении виндикационного иска суду необходимо установить наличие у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое индивидуально-определенное имущество (подтверждение первичными и иными документами факта приобретения имущества), фактическое нахождение спорного имущества у ответчика, назаконность владения ответчиком этим имуществом (обладание имуществом без надлежащего правового основания либо по порочному основанию).
В силу пункта 4 постановления Пленума № 10/22, по смыслу частей 2, 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или частей 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, не зависимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
Из материалов дела усматривается, что Щитову С.И. земельный участок по адресу: <адрес>, был предоставлен распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 954-р, регистрация права собственности Щитова С.И. в Государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины произведена 14.06.2013, в подтверждение чего выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок от 17.06.2013.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 09.10.2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам города Севастополя от 22.12.2016, признано недействительным указанное свидетельство, земельный участок истребован из незаконного владения Щитова С.И.
Как следует из текста решения суда и апелляционного определения, основанием для удовлетворения иска послужило то обстоятельство, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 954-р о передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Любимовка» земельных участков не издавалось. Такое распоряжение отсутствует в реестрах и перечнях распоряжений СГГА, под № 954-р от 02.04.2010 зарегистрировано распоряжение в отношении другого земельного участка и иного юридического лица. Кроме того, суды указали об отсутствии полномочий у Севастопольской городской государственной администрацией на распоряжение землями города Севастополя, что входит в полномочия Севастопольского городского Совета. На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что Щитов С.И. приобрел в собственность земельный участок без законных оснований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам города Севастополя от 25.11.2021 удовлетворены исковые требования Пономаренко С.В. к Щитову С.И., Радаеву И.Л., Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции указал, что решение об истребовании земельного участка не было исполнено более пяти лет, срок принудительного исполнения истек, в истребовании расположенного по соседству земельного участка отказано.
При вынесении указанных судебных постановлений судам не были предоставлены сведения о том, что спорный земельный участок расположен на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический», в буферной зоне памятника культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора», включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В соответствии со статьей 326 Гражданского кодекса Украины, действовавшего в период предоставления земельного участка Щитову С.И., в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Украины к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится: распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных настоящим Кодексом; реализация государственной политики в области использования и охраны земель.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Украины к полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в области земельных отношений на их территории относится: распоряжение землями территориальной громады города; передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом; иные вопросы использования земель коммунальной собственности.
Поскольку постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 № 77 Национальный заповедник «Херсонес Таврический») передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины, полномочия по распоряжению земельным участком, который образует территорию Национального заповедника «Херсонес Таврический», принадлежали Кабинету Министров Украины, и не входили в полномочия ни Севастопольского городского Совета, ни Севастопольской городской государственной администрации.
Соответствующего распоряжения Кабинета Министров Украины, иного уполномоченного им органа об изъятии земельного участка из территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» и передаче его частным лицам, в том числе Щитову С.И., не имеется.
Регистрация права собственности Щитова С.И. на спорный земельный участок произведена 14.06.2013 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 954-р, которое не принималось указанным органом.
Таким образом, земельный участок по адресу: г<адрес>, незаконно выбыл из государственной собственности и поступил в собственность Щитова С.И.
В соответствии с пунктом 107 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (утверждено 30.06.1977 решением 1-й сессии Комитета всемирного наследия № CC-77/CONF.001/8), хотя буферные зоны и не являются частью номинируемого объекта, любые изменения буферной зоны или создание таковой после включения объекта в Список всемирного наследия должны быть одобрены Комитетом всемирного наследия посредством процедуры, определенной в отношении внесения незначительных изменений границ (см. Пункт 164 и Приложение 11). Создание буферных зон после включения объекта в Список всемирного наследия обычно считается незначительным изменением границ.
Согласно пункту 164 Руководства, если государство – сторона Конвенции желает запросить незначительное изменение границ объекта, включенного в Список всемирного наследия, то такая заявка должна быть подготовлена согласно формату Приложения 11 и получена до 1 февраля Комитетом через Секретариат, который обращается за оценкой в отношении того, может ли такое изменение считаться незначительным или нет, к соответствующим Консультативным органам. Затем Секретариат передает оценочное заключение Консультативных органов Комитету всемирного наследия. Комитет может одобрить такое изменение, или он может посчитать, что изменение границ достаточно существенное для того, чтобы рассматриваться как значительное изменение границ объекта, и в таком случае применяется процедура как для новой номинации.
Указанные международные правовые нормы не были соблюдены при заключении договора купли-продажи от 12.12.2014, которым передан в собственность Пономаренко С.В. земельный участок по адресу: <адрес>, расположенный на территории памятника культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора», включенного 23.06.2013 в Список всемирного наследия памятника культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора».
Судебная коллегия по гражданским делам города Севастополя при принятии апелляционного определения от 25.11.2021 была лишена возможности оценить заявленные Пономаренко С.В. требования о признании права собственности на земельный участок с позиции изложенных международных норм права.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности помимо воли надлежащего собственника, незаконно поступил в частную собственность, в связи с чем Пономаренко С.В. приобрел земельный участок у лица, не имеющего право его отчуждать, а также с нарушением норм международного права по охране объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
При таких обстоятельствах в силу положений статьи 302 ГК РФ, а также в целях соблюдения законности в сфере земельного законодательства и в целях защиты интересов законного собственника земельного участка, относящегося к территории объекта культурного наследия, - Российской Федерации, спорный земельный участок подлежит истребованию из незаконного владения Пономаренко С.В. в пользу Российской Федерации, соответствующие требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 34 постановления Пленума № 10/22 спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.
Прокурором по настоящему делу заявлены одновременно требования о признании сделки купли-продажи земельного участка от 12.12.2014, заключенной между ответчиками, недействительной, и об истребовании земельного участка по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Учитывая, что материальные истцы стороной указанной сделки не являются, надлежащим способом защиты нарушенного права является истребование земельного участка из чужого незаконного владения по правилам статей 301, 302 ГК РФ, требование прокурора о признании сделки от 12.12.2014 недействительной является излишне заявленным, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Земельный участок подлежит истребованию в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе как органа, наделенного полномочиями по распоряжению федеральной собственностью. Требования прокурора в интересах субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя заявлены излишне.
Надлежащим ответчиком по иску об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения является собственник земельного участка Пономаренко С.В.
Суд отмечает, что наличие вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам города Севастополя от 25.11.2021, которым удовлетворены исковые требования Пономаренко С.В. к Щитову С.И., Радаеву И.Л., Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на спорный земельный участок, не является препятствием для удовлетворения по настоящему делу требований прокурора об истребовании земельного участка из незаконного владения Пономаренко С.В. в пользу Российской Федерации, поскольку Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе или иные органы государственной власти Российской Федерации не участвовали в рассмотрении названного спора, и в силу пункта 4 постановления Пленума № 10/22 установленные указанным судебным постановлением обстоятельства для материального истца не имеют обязательного характера.
В связи с удовлетворением заявленных исковых требований на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Пономаренко С.В. в доход бюджета города Севастополя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> города Севастополя к Пономаренко С.В. удовлетворить частично.
Истребовать в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе из незаконного владения Пономаренко С.В. земельный участок площадью 0,07 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Пономаренко С.В. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 27.03.2023.