№а-1197/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года <адрес>
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Христолюбова Ю.Л.,
при секретаре Лагуновой М.Н.,
с участием представителя ФКУ № УФСИН России по УР Ш.О.А., К.В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску З.Р.К. о признании незаконными действия сотрудника ФКУ № УФСИН России по УР,
У С Т А Н О В И Л:
З.Р.К. обратился в Завьяловский районный суд УР с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Требование мотивировано тем, что З.Р.К. отбывает наказание по приговору ВС УР от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ №<адрес>. Срок наказания 15 лет. З.Р.К. считает, что ПВР от ДД.ММ.ГГГГ не содержат запрета на ношение осужденным бороды, длиной до 9 мм., т.е. он имеет на это право, в свою очередь Администрация обязана также соблюдать ПВР- не ущемлять права осужденных. Однако сотрудником ИК К.В.М. составлен рапорт от ДД.ММ.ГГГГ в отношении З.Р.К. о нарушении последним ПВР, в котором указано на нарушение правил. Данное нарушение не было зафиксировано на видеорегистратор. С составленным рапортом З.Р.К. не согласен, т.к. длина его бороды была не больше 9 мм., был нормальный внешний вид. В связи с рапортом, истец получил устный выговор, что существенно нарушило его права на обращение в суд с ходатайством об УДО или колонию- поселение. Административный истец считает рапорт незаконным и необоснованным.
З.Р.К., извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, т.к. отбывает наказание по приговору суда. Действующий кодекс административного судопроизводства РФ не предусматривает обязанности и возможности суда обеспечивать непосредственное участие в судебном заседании при рассмотрении гражданских дел лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда либо содержащихся под стражей до вступления приговора суда в законную силу. В связи с изложенным, неявка административного истца, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела. На основании ч. 2 ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие З.Р.К..
Административный ответчик, представитель ответчика, возражали против удовлетворения заявления, в обоснование возражений, сослались на следующие обстоятельства.
Согласно рапорту № от ДД.ММ.ГГГГ младшего инспектора отдела безопасности К.В.И., в 08 часов 10 минут осужденный З.Р.К. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, п. 16 гл.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, а именно, при проведении массового мероприятия «утренняя проверка» имел неопрятный внешний вид, а именно бороду свыше установленных норм Правил внутреннего распорядка.
В соответствие со ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным могут применяться меры взыскания, в том числе выговор. В соответствие со ст. 117 УИК выговор, объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Так согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного З.Р.К. он систематически нарушает распорядок дня. Так же имеются поощрения.
Согласно ст. 117 УИК РФ до наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденному З.Р.К. было предложено дать письменное объяснение, однако воспользоваться своим правом он отказался, о чем свидетельствует соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Действия сотрудника администрации ФКУ №К.В.М. законные и обоснованные, дисциплинарное взыскание в виде устного выговора наложено правомерно.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, выслушав административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства настоящего административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска З.Р.К.
Выводы суда основаны на следующем.
В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.
З.Р.К. отбывает наказание в ФКУ № УФСИН России по Удмуртской Республике.
Согласно характеристике, З.Р.К. за период отбывания наказания характеризуется посредственно, имеет отрицательную динамику, имеет 5 взысканий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 3 поощрения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности осужденных к лишению свободы определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания этого вида наказания в соответствующем исправительном учреждении (статья 10), конкретный вид которого наряду со сроком наказания устанавливается, как следует из части первой статьи 308 УПК Российской Федерации, судом в постановляемом им приговоре.
Уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
Согласно статье 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (п. 2), выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 3).
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13), а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (п. 3 ст. 14).
В соответствии с пунктом 16 вышеназванных Правил, осужденные обязаны, в том числе:
- исполнять требования законов Российской Федерации и Правил;
- соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ;
- выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы
- соблюдать правила личной гигиены.
Длина бороды или усов (для мужчин) определяется с учетом стрижки машинкой с использованием насадок, обеспечивающих длину волос на бороде до 9 мм. В случае наличия медицинских показаний (травмы лица или иных медицинских показаний, осложняющих бритье) осужденным может быть разрешено ношение более длинной бороды и усов;
Как следует из материалов дела, в отношении З.Р.К. был составлен рапорт в связи с его неопрятным видом, а именно З.Р.К. имел бороду свыше установленных норм ПВР. Каких- либо медицинских показаний, в связи с травмами лица, осложняющих бритье, у З.Р.К. установлено не было. В связи с изложенным, суд считает установленным факт нарушения З.Р.К. ПВР.
Согласно ст. 117 УИК РФ до наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденному З.Р.К. было предложено дать письменное объяснение, однако воспользоваться своим правом он отказался, о чем свидетельствует соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, к пояснениям З.Р.К., изложенным в заявлении, о том, что его борода была длиной менее 9 мм, следует отнестись критически. Данные доводы, кроме как пояснениями самого З.Р.К., ничем не подтверждены.
В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России ДД.ММ.ГГГГг. N 295.
Права и обязанности осужденных к лишению свободы определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания этого вида наказания в соответствующем исправительном учреждении (статья 10), конкретный вид которого наряду со сроком наказания устанавливается, как следует из части первой статьи 308 УПК Российской Федерации, судом в постановляемом им приговоре.
Предусмотренный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил.
Меры индивидуально-профилактического воздействия на осужденных должны оптимально сочетаться с правовым принуждением в отношении них в случаях совершения ими правонарушений. Неприменение ответственности за нарушения режима, а также преступления, не представляющие большой общественной опасности, порождает у правонарушителей уверенность в безнаказанности, влечет продолжение противоправной деятельности, подрывает авторитет администрации, а также осужденных, способствующих поддержанию надлежащего порядка, в конечном счете, является одним из условий рецидивной преступности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск З.Р.К. о признании незаконными действия сотрудника ФКУ № УФСИН России по УР оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.Л. Христолюбов