ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1224/18 от 07.12.2018 Высокогорского районного суда (Республика Татарстан)

Дело а-1224/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018 года пос. ж.д. <адрес>

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,

при секретаре Дербеневой Е.И.,

с участием административного истца Кормаковой З.Ф.,

представителя административных истцов Овчиниковой А.Л.,

представителя административного ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Хасанова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кормаковой З. Ф., Валиевой Ф. Ф. к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Межведомственной комиссии Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, обязании провести повторное заседание межведомственной комиссии,

установил:

Кормакова З.Ф., Валиева Ф.Ф. обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование указав следующее.

Они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, в общежитие Высокогорского муниципального района РТ. Заселены на основании решения директора ПУ-70 как члены семьи, жилая площадь предоставлялась Газизовой К. Г. – их бабушке. В настоящее время в <адрес> проживает 5 человек.

Они обратились с заявлением о проведении межведомственной комиссии по вопросу о признании дома непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ им был направлен ответ Г с приложением Акта осмотра дома и заключения межведомственной комиссии Высокогорского муниципального района по обследованию объекта, расположенного по адресу: РТ, <адрес>Б (дата переадресации дома им не известна).

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по результатам обследования пришла к следующим выводам: «большинство отдельных конструкций здания согласно ВСН 53-86 (Р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» требует замены. Физический износ здания в целом составляет 62%. Здание общежития с кадастровым номером земельного участка по адресу: РТ, <адрес>Б, не пригоден для проживания, так-как не удовлетворяет необходимым нормативным требованиям».

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято следующее решение: «По результатам проведенного визуального обследования общежития по адресу : РТ, <адрес>Б и изучения нормативно-технической документации установлено, что:

- категория состояния здания в целом оценивается как не аварийное техническое состояние:

- физический износ здания в целом составил 62%;

- общежитие по адресу: РТ, <адрес> Б с кадастровым номером земельного участка не пригоден к проживанию, так-как не удовлетворяет необходимым нормативным требованиям.

Большинство отдельных конструкций здания согласно ВСН 53-86 (Р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» требует замены. Физический износ здания в целом составляет 62%. Здание общежития с кадастровым номером земельного участка по адресу: РТ, <адрес>Б не пригоден для проживания, не аварийное и сносу не подлежит»

Считают заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, составленным с нарушением требований действующего законодательства.

В этой связи административные истцы просят суд: признать незаконным заключение межведомственной комиссии Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на административных ответчиков провести повторное заседание межведомственной комиссии по вопросу о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с оформлением соответствующего заключения межведомственной комиссии.

Административный истец Кормакова З.Ф., представитель административных истцов Овчиникова А.Л. администратвиные исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Остальные участники дела в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав пояснения участников дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть прямо обжалованы в суд, что прямо предусмотрено частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено судом, были зарегистрированы в общежитие по адресу: <адрес>. В связи сменой адреса истцы после подачи иска перерегистрировались по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по результатам обследования пришла к следующим выводам: «большинство отдельных конструкций здания согласно ВСН 53-86 (Р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» требует замены. Физический износ здания в целом составляет 62%. Здание общежития с кадастровым номером земельного участка по адресу: РТ, <адрес>Б, не пригоден для проживания, так-как не удовлетворяет необходимым нормативным требованиям».

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято следующее решение: «По результатам проведенного визуального обследования общежития по адресу : РТ, <адрес>Б и изучения нормативно-технической документации установлено, что:

- категория состояния здания в целом оценивается как не аварийное техническое состояние:

- физический износ здания в целом составил 62%;

- общежитие по адресу: РТ, <адрес> Б с кадастровым номером земельного участка не пригоден к проживанию, так-как не удовлетворяет необходимым нормативным требованиям.

Большинство отдельных конструкций здания согласно ВСН 53-86 (Р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» требует замены. Физический износ здания в целом составляет 62%. Здание общежития с кадастровым номером земельного участка по адресу: РТ, <адрес>Б не пригоден для проживания, не аварийное и сносу не подлежит»

Истцы проживают в указанном общежитии и полагают указанный отказ незаконным и нарушающим их права.

Суд соглашается с доводами административных истцов.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Далее-Положение».Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению ; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно заключению специализированной организации АНО «СЭЦ «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА» техническое состояние здания, расположенного по адресу: РТ, <адрес> Б, в целом, классифицируется как аварийное техническое состояние. Физический износ здания в целом составил 62%. Общежитие по адресу: РТ, <адрес>Б, не пригоден к проживанию, так как не удовлетворяет необходимым нормативным требованиям (см. п.п. 9-41 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [3], а именно: основные несущие конструкции дома находятся в аварийном состоянии. Большинство отдельных конструкций здания согласно ВСН 53-86 (Р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» требуют замены. Восстановление эксплуатационных свойств дома технически сложно и экономически нецелесообразно. Здание с физическим износом 61-80% рекомендуется к разборке, ввиду экономической и конструктивной нецелесообразности его восстановления в соответствии с ВСН 53-86 (Р).

Однако межведомственная комиссия, признав общежитие по адресу: РТ, <адрес>Б, не пригодным к проживанию, приняло решение, что указанное здание не аварийное и сносу не подлежит, что противоречит выводам специализированной организации, проводившей обследование указанного здания. При этом межведомственная комиссия, что указанное здание не аварийное и сносу не подлежит, каким-либо образом не мотивировало. В ходе судебного заседания административными ответчиками также не были представлены доказательства данным обстоятельствам.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение межведомственной комиссии является незаконным, поскольку оно принято в нарушение требований пункта 43, 44 и 47 Положения, то есть межведомственной комиссией фактически не дана оценка соответствия здания установленным требованиям с учетом всех предусмотренных критериев.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В этой связи следует обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истцов путем проведения повторного заседания межведомственной комиссии по вопросу о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>Б, не аварийным или аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с оформлением соответствующего заключения межведомственной комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

иск Кормаковой З. Ф., Валиевой Ф. Ф. к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Усадского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Межведомственной комиссии Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, обязании провести повторное заседание межведомственной комиссии удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Межведомственную комиссию Высокогорского муниципального района Республики Татарстан провести повторное заседание межведомственной комиссии по вопросу о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>Б, не аварийным или аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с оформлением соответствующего заключения межведомственной комиссии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Н.Д. Тазиев