ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-129/20 от 24.07.2020 Сараевского районного суда (Рязанская область)

Дело а-129/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Сараи 24 июля 2020 года

Судья Сараевского районного суда Рязанской области Гаврикова Л.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сараевского района Рязанской области к администрации муниципального образования- Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 3 квартал 2019 года в сети Интернет на официальном сайте администрации и обязании разместить отчет об исполнении бюджета муниципального образования- Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области за 3 квартал в сети Интернет на официальном сайте,

установил:

Прокурор Сараевского района Рязанской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования- Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 3 квартал 2019 года в сети Интернет на официальном сайте администрации и обязании разместить отчет об исполнении бюджета муниципального образования-Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области за 3 квартал в сети Интернет на официальном сайте.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в части обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления в сфере бюджетного законодательства установлено, что администрацией Можарского сельского поселения не осуществлено размещение отчета об исполнении бюджета МО Можарское сельское поселение за 3 квартал 2019 года в сети «Интернет» на официальном сайте администрации, что нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения информации о деятельности органов местного самоуправления и результатах его деятельности, установленной законодательством о местном самоуправлении, что ведет к информационной изоляции граждан, тем самым администрацией не обеспечивается надлежащее исполнение законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В связи с изложенным прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского района Рязанской области за 3 квартал 2019 года в сети «Интернет» на официальном сайте администрации и обязать административного ответчика разместить указанные сведения, установив ответчику срок для совершения указанных действий - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

При подаче административного искового заявления сторонами заявлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, в связи с чем, суд на основании п.1 ст. 291 КАС РФ рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1, 2 ст.52 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

На основании ст.5 Бюджетного кодекса РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах) в п.2 статьи установлено, что такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке.

Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе прозрачности (открытости).

В силу ст.36 Бюджетного кодекса РФ принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов.

В силу п.1 ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчёты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона №131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления обеспечивают жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Подпунктом «а» п.2 ч.1 ст.13 данного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, подлежат размещению органами местного самоуправления в сети «Интернет».

В силу положений п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 вышеназванного Федерального закона размещению в сети «Интернет» на сайте органа местного самоуправления подлежат размещению сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования - Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области (принят Решением Совета депутатов муниципального образования - Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области от 20.10.2016 N 125) к полномочиям администрации Можарского сельского поселения относятся полномочия по составлению и исполнению проекта бюджета Можарского сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Распоряжением главы администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области Строилов М.А. №5-Б от 06 ноября 2019 года утвержден отчет об исполнении бюджета муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района за 9 месяцев 2019 года.

Из акта проверки официальных сайтов органов местного самоуправления Сараевского муниципального района от 28.02.2020 г. установлено, что на официальном сайте администрации до настоящего времени администрацией Можарского сельского поселения не осуществлено размещение отчета об исполнении бюджета МО – Можарское сельское поселение за 3 квартал 2019 года в сети «Интернет» на официальном сайте администрации МО – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области.

Таким образом, отсутствие в сети «Интернет» на официальном сайте администрации МО – Можарское сельское поселение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения информации о деятельности органов местного самоуправления и их результатах, установленной законодательством о местном самоуправлении, что ведет к информационной изоляции граждан.

Исходя из положений ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что возложенные законом на администрацию полномочия по размещению сведений о ходе исполнения местного бюджета не выполняются, в связи с чем нарушаются гарантированные законом права граждан, проживающих на территории Можарского сельского поселения, на свободный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, следовательно, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

С учетом установленных судом обстоятельств суд находит доводы прокурора о незаконном бездействии администрации муниципального образования - Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области обоснованными, а требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности разместить в сети «Интернет» на официальном сайте администрации отчет об исполнении бюджета муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области за 3 квартал 2019 года в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу подлежащими удовлетворению, поскольку понуждение к совершению действий согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.

Административные требования заявлены прокурором в пределах установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ срока.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявлениепрокурора Сараевского района Рязанской области к администрации муниципального образования- Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 3 квартал 2019 года в сети «Интернет» на официальном сайте администрации и обязании разместить отчет об исполнении бюджета муниципального образования- Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области за 3 квартал в сети Интернет на официальном сайте удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер к размещению отчета об исполнении бюджета муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области за 3 квартал 2019 года, сети Интернет на официальном сайте администрации МО – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области отчета, незаконным.

Возложить наадминистрацию муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области обязанность разместить отчет об исполнении бюджета администрации МО – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области за 3 квартал 2019 года в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрации муниципального образования – Можарское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области сообщить в Сараевский районный суд Рязанской области и в прокуратуру Сараевского района Рязанской области об исполнении решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сараевский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья – подпись

Копия верна: Судья Сараевского

районного суда Л.С. Гаврикова