Дело №а-1401/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре П.О. Ковалевой, с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в изъятии и проверке на содержание экстремистских материалов Конституции РФ и Конвенции Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), возложении обязанности по предоставлению письменных извинений за нанесенное оскорбление,
установил:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с административным иском к УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в изъятии и проверке на содержание экстремистских материалов Конституции РФ и Конвенции ЕСПЧ, возложении обязанности по предоставлению письменных извинений за нанесенное оскорбление. В обоснование иска указал, что 25.06.2019г. при содержании в камере № ФКУ ИК-<адрес> ворвались сотрудники администрации и изъяли у него Конституцию РФ и Конвенцию ЕСПЧ, как ему было сказано, на проверку содержания в них экстремистских материалов. Конституция РФ и Конвенция ЕСПЧ истцу были возвращены через неделю с печатями "ФКУ ИК-6 по <адрес> член комиссии ФИО3". Т.е. главный закон России - Конституция и Конвенция ЕСПЧ были исследованы на содержание в них экстремистских материалов, и по видимому убедившись в отсутствии таковых, после семи дней проверки ему были возвращены. Все вышеизложенное вызывает в административном истце чувство непонимания и возмущения, разочарования в связи с неуважением сотрудниками УФСИН России по <адрес> Конституции РФ и Конвенции ЕСПЧ. На основании изложенного просил признать незаконным действия (бездействие) административного ответчика, выразившего в изъятии и проверке на содержание экстремистских материалов Конституции РФ и Конвенции ЕСПЧ; обязать административного ответчика представит ему письменные извинения, за нанесенное оскорбление, своими незаконными действиями.
Определением судьи от 27.09.2019г. в качестве административного соответчика по данному административному делу привлечено ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>.
Участвовавший в судебном заседании посредство видеоконференц-связи административный истец заявленный административный иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить в полном объеме. Полагал, что действия административного ответчика по изъятию у него Конституции РФ и Конвенции ЕСПЧ были произведены целенаправленно для воспрепятствования полноценного участия административного истца в судебных заседаниях, поскольку изъятие нормативно-правовых актов было произведено именно накануне судебного разбирательства по одному из исков ФИО1.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2 возражала против заявленных административных исковых требований административного истца, в обоснование ссылаясь на письменный отзыв, где указала, что для целей противодействия экстремизму применяется комплекс мер, предусмотренных законодательством. Федеральным законом от ДАТА N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, на основании ст.5 Закона в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТА N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее Правила), п.17 которых предусмотрено, что осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение N 1 - Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать). В данный Перечень включены, в том числе, литература, документы либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности (п.20). В соответствии с п.2.14 ч.2 Приказа Генпрокуратуры России от ДАТА N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности" Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главное уголовно-судебное управление, управление по надзору за расследованием особо важных дел, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах установленной компетенции осуществляют систематический надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в деятельности ФСИН России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В ходе проверок акцентируют внимание на выявление и пресечение фактов нахождения у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также в библиотеках, молельных комнатах и иных помещениях исправительных учреждений литературы, документов либо информации на любых носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В связи с изложенным, учреждения и органы, подведомственные ФСИН России в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.Таким образом, действия административного ответчика, соответствуют возложенным на него обязанностям, совершены в пределах предоставленной компетенции и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Представитель административного соответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени был извещен надлежащим образом, представил возражения на административный иск административного истца, где указал, что в соответствии с п.2 ст.10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТАг. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Правила, ПВР). В соответствии с п.17 ПВР ИУ, осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (Приложение N 1). Пунктом 20 Перечня запрещена литература, документы, либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению к экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДАТА № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют профилактические, воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от ДАТА№ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» Управление по надзору за исполнением законов федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главное уголовно-судебное управление, управление по надзору за расследованием особо важных дел, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах установленной компетенции осуществляют систематический надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в деятельности ФСИН России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В соответствии с Указанием ФСИН России от ДАТА № исх-02-55847, в целях повышения ответственности должностных лиц воспитательных и режимных служб учреждений уголовно-исполнительной системы по выявлению экстремистских материалов у осужденных, подозреваемых и обвиняемых, организованы ежеквартальные комиссионные проверки книжного фонда. Члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку литературы (печатных изданий), находящейся у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в библиотеках, молельных комнатах, камерах следственных изоляторов, общежитиях отрядов исправительных учреждений, камерах ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, карантинных отделениях, сборных отделениях СИЗО, а также на рабочих местах и на других объектах учреждения. По поручению начальника ИУ (СИЗО) члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку литературы (печатных изданий) в течение пяти рабочих дней. Длительность проверки всех поступивших изданий вне зависимости от их количества не должна превышать 30 суток. По результатам проверки (при отсутствии признаков принадлежности к экстремистской литературе) на внутренней стороне обложки издания ставится штамп, который должен содержать следующие реквизиты (наименование исправительного учреждения (СИЗО), дата проверки (вписывается рукописно число, месяц, год, подпись лица, проводившего проверку, фамилия, инициалы) слово «ПРОВЕРЕНО». Учитывая все вышеизложенное установлено, что администрация учреждения действовала исключительно в рамках правового поля и своих должностных обязанностей, действия администрации учреждения основаны на законе и подзаконных нормативно-правовых актов, нарушения прав и законных интересов осужденного не допущено. На основании изложенного, просили в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в изъятии и проверке на содержание экстремистских материалов Конституции РФ и Конвенции ЕСПЧ, возложении обязанности по предоставлению письменных извинений за нанесенное оскорбление, отказать; рассмотреть дело по существу иска в их отсутствие, что суд находит возможным в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, судом установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В Определении от ДАТА№ Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве определяются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. Устанавливая указанные меры, законодатель исходит из того, что в целом осужденные обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы.
В соответствии ч.2ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ(далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТАг. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Правила, ПВР).
Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка Исправительного учреждения, осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (Приложение N 1). Пунктом 20 Перечня запрещена литература, документы, либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению к экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
В силу ст.5 Федерального закона от ДАТА № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют профилактические, воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от ДАТА№ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» Управление по надзору за исполнением законов федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главное уголовно-судебное управление, управление по надзору за расследованием особо важных дел, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах установленной компетенции осуществляют систематический надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в деятельности ФСИН России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Согласно Указанию ФСИН России от ДАТА № исх-02-55847, в целях повышения ответственности должностных лиц воспитательных и режимных служб учреждений уголовно-исполнительной системы по выявлению экстремистских материалов у осужденных, подозреваемых и обвиняемых, организованы ежеквартальные комиссионные проверки книжного фонда. Члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку литературы (печатных изданий), находящейся у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в библиотеках, молельных комнатах, камерах следственных изоляторов, общежитиях отрядов исправительных учреждений, камерах ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, карантинных отделениях, сборных отделениях СИЗО, а также на рабочих местах и на других объектах учреждения. По поручению начальника ИУ (СИЗО) члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку литературы (печатных изданий) в течение пяти рабочих дней. Длительность проверки всех поступивших изданий вне зависимости от их количества не должна превышать 30 суток. По результатам проверки (при отсутствии признаков принадлежности к экстремистской литературе) на внутренней стороне обложки издания ставится штамп, который должен содержать следующие реквизиты (наименование исправительного учреждения (СИЗО), дата проверки (вписывается рукописно число, месяц, год, подпись лица, проводившего проверку, фамилия, инициалы) слово «ПРОВЕРЕНО».
Судом установлено, что 25.05.2019г. сотрудниками ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в камере № у ФИО1 были изъята литература, в частности: Конституция РФ и Конвенция ЕСПЧ, на проверку содержания в них экстремистских материалов. По окончанию проверки вышеуказанных нормативных документов, последние были возвращены их владельцу - административному истцу ФИО1, с содержанием на них штампа ИК-6 УФСИН России по <адрес> с пометкой ПРОВЕРЕНО, член комиссии (роспись) ФИО4 29.05.2019г., т.е. до истечения установленного локальным нормативным актом (Указанием ФСИН России от ДАТА № исх-02-55847) срока - 30 суток.
Таким образом, суд считает, что административные ответчики действовали исключительно в рамках законности, нарушения прав и законных интересов осужденного при этом суд не усматривает.
Кроме того, относя понятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (ст.71 п."о") тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве определяются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия.
Таким образом, по мнению суда действия административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> соответствуют возложенным на него обязанностям, совершены в пределах предоставленной компетенции и не нарушают права и законные интересы административного истца. Административным ответчиком УФСИН России по <адрес> прав и законные интересы административного истца также не нарушались.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Каких-либо нарушений прав ФИО1 со стороны административных ответчиков, либо создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, либо незаконно возложенной обязанности или незаконного привлечения к ответственности, судом не установлено. Доказательств ссылкам административного истца на препятствование изъятием нормативных актов его участию в судебных разбирательствах по делам, в которых он участвует в качестве истца, в судебном заседании административном истцом не предоставлено и судом таких обстоятельств не установлено.
На основании изложенного, суд считает, что основания для признания действий (бездействия) административных ответчиков незаконными и возложении обязанности отсутствуют.
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в изъятии и проверке на содержание экстремистских материалов Конституции РФ и Конвенции ЕСПЧ, возложении обязанности по предоставлению письменных извинений за нанесенное оскорбление, суд находит возможным отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в изъятии и проверке на содержание экстремистских материалов Конституции РФ и Конвенции Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), возложении обязанности по предоставлению письменных извинений за нанесенное оскорбление - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.11.2019 года.
Судья Т.В. Брязгунова