ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1419/2023 от 24.08.2023 Прохладненского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-1419/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2023 года город Прохладный

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Моловой Ж.Г., при секретаре (помощнике судьи) ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО8 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре

адвоката Шак Е.С., действующей в интересах административного истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГг.;

представителя административного ответчика – ФИО1, действующего на основании доверенности -ДД.ММ.ГГГГ/2753 от ДД.ММ.ГГГГг.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к местной администрации Прохладненского муниципального района КБР и Муниципальному казенному учреждению «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» о признании незаконными полностью или в части решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Прохладненский районный суд КБР поступило административное исковое заявление ФИО2 к местной администрации Прохладненского муниципального района КБР и МКУ «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» о признании отказа МКУ «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» за номером от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в соответствии с п.п. 31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка, расположенного в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером , общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ – незаконным и возложении обязанности на Местную администрацию Прохладненского муниципального района КБР в соответствии с п.п. 31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить в аренду земельный участок, расположенный в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером , общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на новый срок.

Требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Согласно договору аренды переуступки от ДД.ММ.ГГГГг. административный истец осуществляет хозяйственную деятельность на земельном участке в установленном порядке для нужд сельскохозяйственного производства. Своевременно осуществляет внесение арендной платы по договору, задолженности по арендной плате не имеет. ДД.ММ.ГГГГФИО2 направил в адрес МКУ “Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР” заявление о предоставлении в соответствии с п.п.31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ” в аренду земельного участка расположенного в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГг. МКУ “Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР” административный истец получил на вышеуказанное заявление отказ в предоставлении в аренду земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ без проведения торгов.

Обжалованный отказ является незаконным и нарушает права ФИО2, а именно право пользования данным земельным участком, так как он осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с целями и условиями предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного назначения в соответствии с договором аренды. Своевременно осуществляет внесение арендной платы, задолженности по арендной плате не имеет, земельный участок используется по целевому назначению.

Административный истец также обращает внимание, что заявление о заключении договора аренды он направил ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока договора аренды, арендную плату оплатил по июль 2023года, что подтверждается актом сверки. На основании изложенного, административный истец просит:

- признать отказ МКУ «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» за номером от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в соответствии с п.п. 31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка, расположенного в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером , общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ – незаконным,

- возложить обязанности на местную администрацию Прохладненского муниципального района КБР в соответствии с п.п. 31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить в аренду земельный участок, расположенный в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером , общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на новый срок.

Представитель административного ответчика местной администрации Прохладненского муниципального района КБР представил письменное возражение, в котором в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме и указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГг. между местной администрацией с.<адрес> муниципального района КБР и ИП главы КФХ ФИО4 был заключен договор аренды , согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 9,3368 га, расположенный в границах земель муниципального образования с.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГг. переданы ФИО2

Срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес МКУ «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района» поступило и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за . Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ допускает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственногопроизводства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды. Срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес МКУ «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района» поступило и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за , соответственно за пределами срока действия договора аренды.

На основании изложенного, административный ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Административный истец ФИО2 и административный ответчик МКУ “Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР”, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, в соответствии с требованиями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Представители административного истца ФИО8 и Шак Е.С. поддержали заявленные требования в полном объеме, полагали, что административный ответчик незаконно отказал в удовлетворении заявления их доверителя; считали, что заявление о заключении договора аренды земельного участка было направлено до истечения срока договора аренды ДД.ММ.ГГГГг., арендная плата вносится вовремя и по сегодняшний день, земельный участок используется для сельскохозяйственного назначения.

Представитель административного ответчика Местной администрации Прохладненского муниципального района ФИО1 не признал заявленные требования и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном возражении; дополнительно представил уведомление о возврате земельного участка по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГг. направленное в адрес ФИО2, так же суду пояснил, что отказ в предоставлении земельного участка был мотивирован только тем, что заявление административного истца о заключении договора аренды было получено ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока договора аренды. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что административный истец обратился за оказанием муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка без проведения торгов, в связи с чем, обжалуемый отказ нарушает его право на получение соответствующей услуги и оформление своих прав на недвижимое имущество; трехмесячный срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, не пропущен.

При этом решение административного ответчика – МКУ "Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района” в виде письма принято в пределах полномочий последнего, однако с нарушением установленного порядка рассмотрения обращений, а также противоречит требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

По общему правилу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.

Подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка. Согласно пункта 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд. В силу пункта 4 ст.39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

В обжалуемом ответе административный ответчик указывает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока.

Доводы административного ответчика о предоставлении заявления о заключении нового договора аренды земельного участка после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Пунктом 3 ст.39.17 ЗК РФ регламентировано, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 названной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 названной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3). Так согласно почтовому конверту, заявление ФИО2 датированное ДД.ММ.ГГГГг. направлено в адрес МКУ “Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района” почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается печатью “Почта России”. Стороной истца представлена справка начальника отделения связи ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг. о том, что почтовое отделение “Почта России” расположенное по адресу: КБР <адрес> подтверждает, что получило от ФИО2ДД.ММ.ГГГГг. письмо для отправки в МКУ “Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района”. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Юридическое лицо обязано организовать надлежащим образом процесс получения входящей корреспонденции и несет риск неблагоприятных последствий, возникших в связи с неполучением корреспонденции, направленной по адресу места нахождения лица, за исключением случаев, если юридическое лицо докажет, что неполучение корреспонденции произошло по вине третьих лиц, в том числе почтового работника.

Доводы административного истца подтверждаются также актом сверки за период январь 2023г. – июль 2023г. о внесении арендной платы за земельный участок. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Отказ органа местного самоуправления исключительно по формальному основанию разрешить по существу относящийся к его компетенции вопрос, затрагивающий права гражданина, не может быть признан соответствующим приведенному конституционному положению.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение МКУ «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР», изложенное в обжалуемом отказе, подлежит признанию незаконным.

Часть 1 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 названного Кодекса.

Согласно части 2 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих. Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе. В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Предложенная административным истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части возложения обязанности на Местную администрацию Прохладненского муниципального района КБР в соответствии с п.п. 31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставить в аренду земельный участок, расположенный в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером , общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на новый срок. В качестве способа восстановления нарушенного права ФИО2 суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к местной администрации Прохладненского муниципального района КБР и Муниципальному казенному учреждению «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» о признании отказа незаконным и возложении обязанности заключить договор на новый срок удовлетворить частично.

Признать отказ Муниципального казенного учреждения «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» за номером от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером , общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.

Возложить обязанность на Муниципальное казенное учреждение «Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР» повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд Прохладненского муниципального района КБР, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; цель использования: для сельскохозяйственной деятельности; с кадастровым номером общей площадью 9,3368 га, ранее арендованный ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Прохладненский районный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Ж.Г.Молова

<данные изъяты>

Судья Прохладненского районного суда КБР Ж.Г.Молова