Дело №а-1545/2022
УИД 91RS0№-86
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, при участии в деле заинтересованного лица - кадастрового инженера ФИО3, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным иском, в котором просит суд: признать незаконным уведомление о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-374255; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственный кадастровый учет изменения описания жилого дома с кадастровым номером 90:24:010115:1371 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-374255, внести в ЕГРН изменения в части исключения сведений о количестве подземных этажей, указав количество надземных этажей «4».
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, кадастровый №, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке возведен жилой дом, кадастровый №, площадью 285 кв.м., этажностью – 3. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии осуществлена реконструкция здания. В результате реконструкции ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены следующие характеристики здания: назначение – жилой дом, общее количество этажей – 4, из них 3 надземных, 1 подземный, общая площадь 1358,3 кв.м. В 2021 году были проведены планировочные работы земельного участка в целях выравнивания его рельефа. В результате таких работ пол цокольного этажа оказался на уровне планировочной отметки земли. Таким образом, цокольный этаж жилого дома (который согласно ранее представленному техническому плану был подземным) стал надземным. При этом никаких работ по реконструкции или планировке самого здания не осуществлялось. С учетом данных обстоятельств был подготовлен технический план и подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в части этажности здания. Однако по решению административного ответчика государственный кадастровый учет изменений был приостановлен ввиду необходимости предоставления разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. По мнению административного истца, оспариваемое решение государственного регистратора является незаконным, поскольку работы по реконструкции здания не проводились, количество этажей дома не изменялось, площади и иные характеристики дома остались без изменений. С учетом изложенного выше, а также ссылаясь на положения пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административный истец просит требования административного иска удовлетворить.
В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, административный истец не явился, явку представителя не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административными соответчиками явка полномочного представителя в судебное заседание не обеспечена, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела административный ответчик уведомлен надлежащим образом. Ранее Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым были представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых административный ответчик, не признав административный иск, просил отказать в его удовлетворении в полном объеме. Позиция административного ответчика мотивирована тем, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужили положения пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что связано с непредоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. На основании вышеизложенного административный ответчик полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению.
Кадастровый инженер ФИО3, привлеченный к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие, представив суду письменные пояснения относительно заявленных исковых требований.
Все лица, участвующие в деле, как было указано судом ранее, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения, данными о доставке судебного извещения посредством электронной почты).
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются, в том числе, технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: ; категория земельного участка: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).
В границах указанного земельного участка расположено здание – жилой дом, кадастровый №, общей площадью 1358,3 кв.м., количество этажей 4, из них подземных – 1, что следует из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ№/ИСХ/2020-846680.
Административный истец, действуя через представителя, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ рег.№ MFC-0682/2022-823-1 об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении вышеназванного объекта недвижимого имущества (здания) в части изменения характеристики объекта недвижимости – количества этажей, в том числе подземных.
В качестве документа-основания осуществления государственного кадастрового учета изменения основных характеристик объекта недвижимости к заявлению административным истцом был приложен технический план здания, кадастровый №, подготовленный в связи с изменением сведений о количестве подземных этажей здания, с указанием среди исходных документов на кадастровый план территории, декларацию об объекте недвижимости.
Государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение в форме уведомления №КУВД-001/2022-374255/2 о приостановлении государственного кадастрового учета, из которого следует, что осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено на основании пунктов 7, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ввиду необходимости предоставления технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ (в последующем на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-374255/3 по инициативе заявителя срок приостановления государственного кадастрового учета изменений продлен до ДД.ММ.ГГГГ).
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 на решение государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета отклонена.
Определяя правомерность оспариваемого в настоящем деле решения государственного регистратора №КУВД-001/2022-374255/2 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета, судом установлено следующее.
Конституцией Российской Федерации гарантируются право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (статья 35).
Названные права, как следует из статей 1, 2, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, гарантируются в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, которые провозглашаются и в числе основных начал гражданского законодательства.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены в статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Как указывалось выше, решение о приостановлении государственного кадастрового учета было принято государственным регистратором в соответствии с пунктами 7, 37 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, в нарушение требований части 5 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», сославшись на пункт 37 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в оспариваемом решении государственного регистратора отсутствует указание на фактические причины приостановления по данному правовому основанию.
Кроме того, согласно решению апелляционной комиссии Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по итогам рассмотрения жалобы в порядке подчиненности, правовым основанием для приостановления государственного кадастрового учета изменений послужил пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Требования к техническому плану, в том числе к его форме и содержанию определены положениями статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Однако оспариваемое решение государственного регистратора не содержит правового обоснования несоответствия представленного с заявлением технического плана положениям указанной нормы закона, как и соответствующим положениям Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», что свидетельствует о том, что данное решение нарушает принцип правовой определенности, не соответствует требованиям ясности и конкретности, предъявляемым к правовым актам как нормативного, так и ненормативного характера.
Оценивая же доводы административного истца относительно того, что представленный с заявлением о государственном кадастровом учете изменений технический план здания соответствовал требованиям федерального закона, поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию здания не требовалось ввиду отсутствия произведенных работ по реконструкции, судом установлено следующее.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения) относится к основным сведениям об объекте недвижимости (пункт 14 части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства определены положениями статьи 71 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», на который в оспариваемом решении ссылается государственный регистратор, предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов
Таким образом, изменение количества этажей здания отнесено к работам по реконструкции. Однако, в данном случае, из материалов административного дела не следует, что административным истцом изменено количество этажей здания.
Так, как было установлено судом выше, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости количество этажей здания, кадастровый №, составляет 4, из них подземный – 1 (кадастровая выписка от ДД.ММ.ГГГГ№/ИСХ/2020-846680.
В соответствии с Приложением № к Приказу Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» к этажам жилых домов относятся: этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа (приложение № обязательное, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*); этаж надземный - этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли (приложение № обязательное, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*); этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения (приложение № обязательное, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*); этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания (приложение № обязательное, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*); этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений (приложение № обязательное, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*).
Таким образом, количество этажей жилого дома определяется как с учетом этажа надземного, так и с учетом этажа цокольного.
Исходя из изложенного выше, принимая во внимание, что реконструкция объекта недвижимого имущества не производилась, площадь объекта недвижимого имущества осталась прежней, а изменение количества подземных этажей, как следует из заключения кадастрового инженера, изложенного в техническом плане, является следствием работ по планировке земельного участка, в результате которых верх перекрытия подземного этажа здания находится выше средней планировочной отметки земли более чем на 2 метра, суд находит обоснованными доводы административного истца в указанной части относительно отсутствия оснований для предоставления одновременно с техническим планом здания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Одновременно судом учитывается, что в силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации пункт выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Как было установлено судом выше, объект недвижимого имущества, за внесением изменений в отношении характеристик которого обращался административный истец к административному ответчику, имеет назначение – жилой дом, который согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации применяется в одном значении с понятием индивидуальный жилой дом. При этом материалы дела не содержат сведений о том, что назначение объекта недвижимого имущества было изменено в установленном законом порядке, следовательно, при данных обстоятельствах, вопреки позиции административного ответчика, к спорным правоотношениям применимы положения пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что принятое государственным регистратором решение не соответствует требованиям действующего законодательства, вследствие чего подлежит признанию незаконным.
Кроме того, в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленные действующими нормативно-правовыми актами сроки с соблюдением установленной процедуры рассмотреть заявление ФИО6 о государственном кадастровом учете изменений в характеристики объекта недвижимости - жилого дома, кадастровый №, расположенного по адресу: , на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег.№ MFC-0682/2022-823-1.
Удовлетворяя требования административного истца частично, суд исходит из того, что в силу предписаний статей 10,12 Конституции Российской Федерации органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, таким образом, установление обязанности для административного ответчика принять определенное решение, будет являться вмешательством в исключительную компетенцию государственного органа, в связи с чем, суд в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 с учетом установленных в деле обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Административным истцом требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов заявлены не были.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственного кадастрового учета, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-374255/2.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимости - жилого дома, кадастровый №, расположенного по адресу: , на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег.№ MFC-0682/2022-823-1.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ (за вычетом нерабочих дней).