ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1605/2021 от 29.06.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-1605/2021

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:председательствующего судьи Гордиенко О.А., при секретаре – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, министру образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО1, заместителю министра образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО2 об оспаривании бездействия государственного органа и должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, министру образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО1, в котором просит признать бездействие, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности – незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Решение на предложение до истечения предусмотренного специальной нормой срока не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев <адрес>.

В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом в порядке части 1 статьи 96 КАС РФ посредством направления судебного извещения на адрес электронной почты, указанный в административном иске. Согласие на извещение по электронной почте изложено в административном иске. При этом о дате первого судебного заседания административный истец проинформирован посредством направления судебного извещения почтовой корреспонденцией. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела). От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, министр образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО1, а также привлеченный к участию в деле на основании определения суда заместитель Министра ФИО2 явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечили, о дате времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В адрес суда поступили от административного ответчика письменные пояснения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителей министерства.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, учитывая поступившие от участников процесса ходатайства, считает возможным проведение судебного разбирательства в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу приведенных правовых норм действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из общепринятого понимания, подтвержденного судебной практикой вышестоящих судебных инстанций, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

При этом, как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, органы, организации, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Между тем, совокупности условий, предусмотренных приведенными выше нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным бездействия административного ответчика по настоящему делу с учетом представленных сторонами доказательств не имеется, признаков бездействия, такого, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, судом не установлено,

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство образования науки и молодежи Республики Крым с обращением «Предложение о намерении взаимодействовать в части проведения Всероссийского дня правовой помощи детям (обращение зарегистрировано за вх./он5 от ДД.ММ.ГГГГ).

В адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, в котором указано, что Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, рассмотрев в пределах компетенции письмо от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам развития и поддержки добровольчества сообщает, что ежегодно в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Министерством проводится работа по организации деятельности консультационных пунктов с целью предоставления бесплатной юридической помощи детям. В составе консультационных пунктов прием ведут адвокаты, нотариусы, представители прокуратуры, полиции, отделов Департаментов ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, территориальных органов Пенсионного фонда, органов труда и социальной защиты населения, управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>. В ходе мероприятий правовую помощь получают граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: из многодетных семей, законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, а также кандидаты в усыновители, приемные родители.

Таким образом, обращение административного истца Министерством рассмотрено, что исключает признаки незаконного бездействия со стороны последнего, повлекшего нарушение прав и законных интересов административного истца.

В части доводов административного иска о нарушении ответчиком сроков рассмотрения обращения, суд считает необходимым обратить внимание на нижеследующее.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежи Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями) Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере образования, науки, молодежной политики, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации в области образования, науки и молодежной политики.

Основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее Закон №135-ФЗ).

Согласно статье 1 данного Закона под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.

Согласно статье части 1 статьи 17.3 Закона N 135-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Такие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Согласно пункту 2 Требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию: а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо; б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо; в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц; г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии); д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии); е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Требований предусмотрено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Таким образом, для взаимодействия с органом государственной власти добровольческой (волонтерской) организации надлежит направить органу власти предложения по установленной форме с изложением вышеназванной информации.

Согласно подпункту 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 59-ФЗ), которым, в том числе, в своей деятельности руководствуется административный истец, исходя из пункта 1.2 Устава, обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 4 Закона №59-ФЗ термин «предложение» определен как рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Вместе с тем, изучив обращение административного истца, направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что данное обращение нельзя отнести к предложению в понимании вышеприведенных правовых норм, исходя из его содержания, а также из его формы, поскольку из данного обращения невозможно установить, в частности, подано оно организатором добровольческой деятельности ФИО5 как физическим лицом, либо как представителем по доверенности организатора добровольческой деятельности – юридического лица Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Кроме того, указанное обращение не содержит каких-либо вопросов, рекомендаций, просьб, входящих в компетенцию Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.

Исходя из указанного выше, при рассмотрении данного обращения административный ответчик имел право руководствоваться положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в том числе в части, определяющей сроки рассмотрения обращения граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона №59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (статья 10 Закона №59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Исходя из вышеприведенных положений нормативно-правового акта, суд приходит к выводу о том, что обращение административного истца рассмотрено в установленный законодательством срок, порядок рассмотрения не противоречит действующему законодательству.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения административного дела факт нарушения со стороны ответчиков прав, свобод и законных интересов административного истца не установлен, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, министру образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО1, заместителю министра образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО2 об оспаривании бездействия государственного органа и должностного лица - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись О.А. Гордиенко

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.