ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1646/2022 от 01.06.2022 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-1646/2022

УИД 05RS0-62

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

(в окончательной формулировке)

01 июня 2022 года

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Джамалдиновой Р.И.,

при секретаре судебного заседания – Аскеровой Н.Н.,

с участием представителя административного истца Р. А.Р.,

представителя административных ответчиков - Администрации ГО «», Управления имущественных отношений г. Каспийск - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-1646/2022 по административному иску ФИО2 к Администрации ГО «», Управлению имущественных отношений о признании незаконным отказа Администрации ГО «» в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: и обязании устранить допущенное нарушение и утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился с указанным иском в суд к Администрации ГО «» и Управлению имущественных отношений в обоснование приводя, что при обращении в Администрацию ГО «» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: , ему в этом было отказано, сославшись на то, что не представлен документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, а также представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ и утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г., с внесенными изменениями от 13.10.2016г. ФИО2 является членом СНТ «Тенглик» на основании решения Общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ и за ним закреплен земельный участок, расположенный по адресу: . Решением Каспийского городского совета народных депутатов от 13.08.1991г. садоводческому товариществу «Тенглик» был выделен земельный участок для ведения коллективного садоводства. Заявление и приложенные к заявлению документы были поданы административным истцом в соответствии с утвержденной Администрацией ГО «» регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Полагая отказ административного ответчика незаконным, в связи с чем, административный истец просит признать незаконным отказ и возложить обязанность устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и обеспечил явку представителя по доверенности Р. А.Р., который просил удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание явился представитель ответчика Администрации ГО «», Управления имущественных правоотношений ФИО1, который просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Заинтересованное лицо СНТ «Тенглик» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО2 к Администрации ГО «» и Управлению имущественных отношений о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенный в и обязании устранить допущенное препятствие к осуществлению ее прав и свобод, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворен частично, решением суда постановлено:

«Признать отказ Администрации ГО «» за от 10.09.2021г. ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: .

Возложить на Администрацию ГО «» обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: на кадастровом плане территории, а в удовлетворении остальной части исковых требований, отказать».

Судом установлено, что ФИО2 принят в члены садоводческого товарищества «Тенглик» и за ним на основании решения Общего собрания членом товарищества от ДД.ММ.ГГГГ закреплен садовый участок , площадью 500 кв. м.

Решением Каспийского городского совета народных депутатов от 13.08.1991г. садоводческому товариществу «Тенглик» был выделен земельный участок для ведения коллективного садоводства.

В указанном садоводческом товариществе ФИО2 выделен земельный участок №, площадью 500 кв. м., что подтверждается членской книжкой садовода выданной ДД.ММ.ГГГГ.

В целях оформления прав на указанный земельный участок, административный истец обратился в Администрацию ГО «» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив при этом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались также, как и не оспаривались правоустанавливающие документы административного истца.

Уведомлением за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении услуги утверждение схемы расположения земельного участка, в отношении земельного участка расположенного по адресу: РД, , отказано, ввиду того, что не представлен документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, а также представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ и утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г., с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (п. 13 указанной статьи).

В приказе Минэкономразвития от 27.11.2014г. закреплены требования к подготовке схемы, к ее форме и формату.

В силу п. 6 Приказа Минэкономразвития от 27.11.2014г. в схеме расположения земельного участка приводятся:

условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);

сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует вышеуказанным требованиям.

Вынося решение об отказе ссылаясь на не соответствие схемы, административный ответчик не указывает, в чем конкретно заключается нарушение.

Вместе с тем согласно п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

А ссылаясь на п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014г. административный ответчик не указывает какие именно материалы и сведения перечисленные в указанном пункте не учтены при подготовке схемы расположения земельного участка на КПТ.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (п. 1 ст. 42 ГрК РФ).

В силу п. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п. 5 ст. 46 ГрК РФ).

Из обжалуемого отказа административного ответчика следует, что одним из оснований отказа было указание на то, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует ст. 11.10 ЗК РФ, в частности отсутствует ее соответствие проекту планировки территории.

В обосновании своей позиции административным ответчиком не был представлен утвержденный в установленном законом порядке проект планировки территории и не обосновано в чем заключается не соответствии схемы указанному проекту.

В этой связи у суда оснований полагать, что схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, как об этом указано в обжалуемом отказе не имеется и доказательств обратного материалы дела не содержат и таковые суду не представлены. При этом суд обращает внимание на представленные суду доказательства, свидетельствующие соответствии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, формату и требованиям к ее подготовке

Дополнительно в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административным ответчиком указано, что не представлен документ, удостоверяющий личность заявителя либо личность представителя заявителя, а также, председателем СНТ «Тенглик» не представлен список членов СНТ с указанием площади находящейся в пользовании земельных участков. Указанные административным ответчиком обстоятельства, согласно положениям Земельного Кодекса Российской Федерации, в частности п. 16, ст. 11.10 ЗК РФ, а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не являются основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Судом установлено и из материалов дела следует, что, обращаясь в Администрацию ГО «» с заявлением, административным истцом приложены все необходимые документы Изложенное подтверждается заявлением административного истца, которое согласно штампу регистрации входящей корреспонденции зарегистрировано в Администрации ГО «» ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В нарушение приведенных нормативных положений административным ответчиком не доказано законность принятия оспариваемого решения, в связи с чем отказ Администрации ГО от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть признан законным.

В части требований о возложении обязанности на административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение о признании оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Суд, рассматривая требования о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, находит их подлежащими удовлетворению, поскольку ранее принятое решение судом по делу а-45/2022 не привело к реальному восстановлению нарушенного права административного истца, поскольку Администрацией ГО «» был дан отказ который судом уже был признан незаконным.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО2 к Администрации ГО «», Управлению имущественных отношений о признании незаконным отказа Администрации ГО «» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: , и обязании устранить допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного в , удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации ГО от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: .

Обязать администрацию ГО «» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: .

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.

(Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий Р.И. Джамалдинова