Дело №а-205/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года пос. ж.д. <адрес>
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,
при секретаре Дербеневой Е.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика государственного регистратора Высокогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2, представляющей также интересы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>,
представителя заинтересованного лица Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО4 к государственному регистратору Высокогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2, Высокогорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решений об отказе и приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и постановке его на кадастровый учет, обязании выполнить действия по проведению кадастрового учета и регистрации права,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Высокогорскому отделу Управления Росреестра по <адрес>, в обоснование указывает следующее.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги в проведении кадастрового учета и последующей регистрации права на объект незавершенного строительства №, №.
В последующем ФИО4 после проведения экспертизы было предложено подготовить изменения на электронном носителе, обратившись к кадастровому инженеру, изготовившему технический план. Заявителем все необходимые действия были исполнены в срок установленный регистратором.
Однако ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено уведомление о принятом решении приостановить проведение кадастрового учета и последующей регистрации права на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО4 на праве аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ (вместо 30 дневного срока).
Приостановка по проведению кадастрового учета в досудебном порядке была обжалована в Апелляционную комиссию Управления Росреестра, однако со стороны Росреестра было проявлено полное бездействие.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 было вынесено решение об отказе в проведении кадастрового учета объекта незавершенного строительства.
Как указывает административный истец, основанием для регистратора в принятии решения о приостановке и последующем отказе, явилось то обстоятельство, что, якобы в соответствии с договором аренды земельного участка, заявителем не представлены доказательства соглашения между арендодателем и арендатором об использовании земельного участка, предоставленного в аренду под строительство жилого дома. Более того указано, что данный земельный участок в соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» может быть использован только исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.
Однако, как отмечает ФИО4, доводы органа государственного учета, вынесшего решение о приостановлении государственного кадастрового учета в лице регистратора ФИО2, он считает не обоснованными.
В соответствии с разрешением на строительство № выданным Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет, фактически между сторонами договора аренды земельного участка было заключено дополнительное соглашение к договору о предоставлении разрешения на строительство жилого дома согласно эскизному проекту, расположенного по адресу: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, Дачное сельское поселение, после чего административным истцом был выполнен объект незавершенного строительства. Соответственно, о каких-либо других дополнительных соглашениях, как полагает ФИО4, в рамках ст. 452 ГК РФ не может быть и речи, так как разрешение на строительство дает право выполнять строительство индивидуального жилого дома на территории земли населенных пунктов с разрешения самого собственника земельного участка, являющегося арендатором, что является диспозитивной нормой гражданских правоотношений между участниками договора аренды, и предусмотрено п. 6.1 договора аренды, при этом в течение срока исковой давности (апрель 2012 года – май 2015 года). Никто условия договора аренды, либо само разрешение на строительство не оспорил в судебном порядке.
Как полагает административный истец, у регистратора ФИО2, представляющего интересы регистрационного органа, производящего кадастровый учет и дальнейшую регистрацию права на объект недвижимости, не имелось правовых оснований для приостановления и последующего отказа в проведении кадастрового учета и последующей регистрации права на объект незавершенного строительства по его заявлению под №.
На основании изложенного, административный истец просит суд: признать незаконным и отменить решение об отказе регистратора ФИО2, представляющего интересы регистрационного органа, производящего кадастровый учет и дальнейшую регистрацию права на объект недвижимости; о приостановлении в проведении кадастрового учета и последующей регистрации права на объект незавершенного строительства по заявлению ФИО4 под №, расположенного по адресу: <адрес>, Высокогорский муниципальный район, <адрес>№, и обязать выполнить необходимые действия по проведению кадастрового учета и регистрации права в соответствии с поданным заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к ним документами: в соответствии с описями о приеме документов на регистрацию.
Административный истец в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании государственный регистратор Высокогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2, представляющая также интересы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исковые требования не признала, пояснила, что действовала в рамках законодательства, приостановление государственной регистрации было осуществлено в связи с наличием противоречий в сведениях, изложенных в представленных заявителем документах, со сведениями из ЕГРН, в связи с чем, был выполнен запрос в Палату имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 возражал против административного искового заявления, пояснил, что указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, возведение на нем административным истцом строения неправомерно, имеются сомнения в правомерности получения разрешения на строительство.
Представители заинтересованных лиц Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительного комитета Дачного сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Согласно «Классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№):
1.0 Сельскохозяйственное использование
1.16 Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках-
Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка на аукционе №, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1227 кв.м., категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Дачное сельское поселение. Срок договора аренды – по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Исполнительным комитетом <адрес> Республики Татарстан было выдано разрешение №/C на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 167, 5 кв.м. Срок действия разрешения – до 10 лет.
Как утверждает ФИО4, на указанном земельном участке он возвел объект незавершенного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился Высокогорский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением №, 16-0-1-229/3002/2017-208 о кадастровом учете и государственной регистрации права собственности данный на объект незавершенного строительства.
Решением Высокогорского отдела Управления Росреестра по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению административного истца было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ на основании пунктов 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из решения, в ходе проведения правовой экспертизы государственный регистратор указала, что согласно техническому плану объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что данный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который принадлежит ФИО4 на праве аренды на основании договора аренды земельного участка на аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.1.4 данного договора категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.
Государственный регистратор сослалась на пункт 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и статью 7 Земельного Кодекса РФ, отметив, что в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости категория земельного участка – земли населенных пунктов.
При этом государственный регистратор отметила, что дополнительное соглашение к договору аренды о внесении изменении сведения о категории земельного участка, которое должно быть заключено сторонами в соответствии с требованиями ст. 452 ГК РФ в то же время, что и договор, и соответствовать положениям п. 3 ст. 607 ГК РФ, административным истцом не представлено.
В связи с этим государственным регистратором направлен запрос в Палату имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Кроме того, государственным регистратором было указано на еще один недостаток – представленный технический план по содержанию не соответствовал требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, отсутствовал документ, на основании которого внесены сведения о площади застройки объекта, а также в техническом плане указан способ образования объекта, который может быть задан только объектам, появившимся в результате преобразования другого объекта.
ФИО4 было предложено до окончания срока приостановления устранить указанные недостатки.
Как следует из описи документов, поданных ФИО4 в Высокогорский отдел Управления Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, административный истец устранил недостаток, связанный с техническим планом на объект недвижимости, представив государственному регистратору надлежащие документы.
Вместе с тем, решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Высокогорский отдел Управления Росреестра по <адрес> проинформировал заявителя о том, что ему отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Отказ административного ответчика основан на статье 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и был обоснован тем, что согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего от Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан по запросу государственного регистратора, земельный участок с кадастровым номером № передавался в аренду с категорией – земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно данного ответа на запрос, на сегодняшний день в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования выложен генеральный план Дачного сельского поселения, по которому территория земельного участка отнесена к землям сельскохозяйственного назначения, а какие-либо дополнительные соглашения к договору аренды с ФИО4 не заключались.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Также приостанавливается, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона).
В соответствие с ч. 8 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, государственный регистратор, получив документы от административного истца ФИО4, по результатам правовой экспертизы установила наличие противоречий в сведениях ЕГРН и правоустанавливающем документе на земельный участок – договоре аренды № от ДД.ММ.ГГГГ относительно категории земельного участка, что явилось правомерным основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект незавершенного строительства.
Выявив указанное противоречие, государственный регистратор, основываясь на положениях Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» направила межведомственный запрос по данному факту в Палату имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, исходя из ответа на который, должностным лицом был сделан вывод о необходимости отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку положения пунктов 1.1.4 и 1.2 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и требования ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» не предоставляли административному истцу право возведения на земельном участке каких-либо строений.
Кроме того, государственному регистратору не были представлены дополнительные соглашения между арендодателем и арендатором, подтверждающие правомерность изменения категории земельного участка.
Оценивая довод представителя административного истца о том, что право на возведение на указанном земельном участке строения было обусловлено наличием разрешения на строительство, выданного Исполнительным комитетом Высокогорного муниципального района ФИО4, суд не может принять данное утверждение во внимание.
Разрешение № № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома изначально было выдано на земельный участок с кадастровым номером №, категория которого была определена как земли сельскохозяйственного назначения.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент выдачи разрешения на строительство) установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
ФИО5 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
Следовательно, наличие разрешения на строительство индивидуального жилого дома вступает в противоречие с приведенными положениями законодательства, что, в свою очередь, ставит под сомнение правомерность процедуры выдачи указанного разрешения.
На это же обстоятельство в судебном заседании ссылался представитель Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, пояснив, что в Исполнительном комитете отсутствуют сведения о предоставлении ФИО4 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 16:16:300401:153.
Не учитывается судом и довод представителя административного истца о том, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома само по себе является подтверждением пролонгации договора аренды на срок действия этого разрешения, то есть на 10 лет.
Согласно п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Согласно ч. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.
По смыслу указанных нормативных положений срок действия договора аренды земельного участка не связан со сроком выдачи разрешения, которое регулирует правоотношения иного характера.
В этой связи наличие разрешения на строительство не является безусловным фактором продления истекшего договора аренды земельного участка.
Утверждение представителя административного истца о том, на момент подачи заявления земельный участок с кадастровым номером № относился к категории земель населенных пунктов, не является безусловным основанием для удовлетворения административного иска.
Действительно, согласно ответу Высокогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № в период до ДД.ММ.ГГГГ имел категорию земли сельскохозяйственного назначения. На основании Решения Дачного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ была изменена категория указанного участка на категорию земли населенных пунктов. На основании постановления Исполнительного комитета Дачного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ изменена категория указанного участка на категорию: Земли сельскохозяйственного назначения.
Однако дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка на аукционе № о внесении изменении сведения о категории земельного участка заключено не было.
Наличие противоречий в сведениях по данному поводу являлось основанием сначала для приостановления государственным регистратором государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности административного истца на объект незавершенного строительства, а затем и основанием для отказа в совершении указанных административных процедур.
Таким образом, в настоящем случае действия административного ответчика не могут быть признаны судом незаконными, поскольку были основаны на требованиях законодательства.
Кроме того, на данный момент земельный участок с кадастровым номером № является землями сельскохозяйственного назначения, расположенным за чертой населенного пункта и строительство объектов недвижимости запрещено на землях с данной категорией, поскольку полевой земельный участок должен использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО4 к государственному регистратору Высокогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2, Высокогорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решений об отказе и приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и постановке его на кадастровый учет, обязании выполнить действия по проведению кадастрового учета и регистрации права отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Н.Д. Тазиев