К делу №а-2086/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2016 года г. Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Т.А.
с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Лихоруд А.С.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы административного дела по иску Крымского межрайонного прокурора к администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в порядке ст.39,218 КАС РФ о признании незаконным бездействия администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор Ярошенко А.А, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлены надзорные мероприятия, в ходе которых выявлено бездействие администрации Мерчанского сельского поселения в части исполнения законодательства о землепользовании.
С 01.03.2015 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования) вступил в силу Федеральный закон №171-ФЗ от 23.06.2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным Федеральным законом внесены изменения в Земельный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», Федеральный закон №66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Федеральный закон №74-ФЗ от 1 1.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Федеральный закон №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», №161-ФЗ от 24.07.2008 «О содействии развитию жилищного строительства», а также в иные федеральные законы, регулирующие вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно ст.2 данного Закона, под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст.6, ч.1 ст. 12 Федерального закона №210-ФЗ. одной из обязанностей органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, является обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги, а также осуществлять их в соответствии с административными регламентами.
Таким образом, осуществление органом местного самоуправления предоставленных ему функций в сфере земельных правоотношений, в том числе по предоставлению земельных участков гражданам, субъектам предпринимательства, подлежит урегулированию административными регламентами, разрабатываемыми и принимаемыми органами местного самоуправления.
В ходе проведенной проверки установлено отсутствие в органе местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих: порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, - основанием для принятия является пп.3 п.2 ст.39.4 Земельного кодекса РФ; порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов - основанием для принятия являются пп.3 п.3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, абз.3 п.5 ст.7 Закона КК от 26.12.2014 г. №3085-К3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»; порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - основанием для принятия является пп.3 п.2 ст.39.25 Земельного кодекса РФ; порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - основанием для принятия является пп.3 п.3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории - основанием для принятия является пп.3 п.5 ст.87 Земельного кодекса РФ; порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения - основанием для принятия является п.4 ст.94 Земельного кодекса РФ; режим охраны земель природоохранного назначения - основанием для принятия является п.2 ст.97 Земельного кодекса РФ; порядок приема и регистрации заявлений о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей - основанием для принятия является пп.8 ст.3 Закона КК от 26.12.2014 №3085-К3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»; порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории поселения - основанием для принятия является п.п. 2. 3 ст.3..3 ФЗ от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; порядок приема и регистрации заявлений о снятии с учета на предоставление земельных участков граждан, имеющих трех и более детей - основанием для принятия является пп.4 ст.5 Закона КК от 26.12.2014 № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Данное бездействие нарушает требования п.п. 14, 21 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 7 ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», поскольку может привести к различным коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления ввиду отсутствия необходимых административных процедур.
Поскольку незаконное бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района затрагивает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, ущемляет их права в рассматриваемой сфере, то в силу ст. 39. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
В связи с чем просит суд признать незаконным бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в части непринятия нормативных правовых актов в сфере землепользования. Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения Крымского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения: порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов; порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов; порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории; порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий местного значения режим охраны земель природоохранного назначения; порядок приема и регистрации заявлений о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории поселения; порядок приема и регистрации заявлений о снятии с учета на предоставление земельных участков граждан, имеющих трех и более детей.
В судебное заседание административные истец - помощник Крымского межрайонного прокурора Лихогруд А.С. представила ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, при этом заявленные требования подтвердила, просила суд их удовлетворить.
В судебное заседание представитель администрации Мерчанского сельского поселения ФИО1, действующая на основании доверенности от 08.08.2016 года не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, при этом признала заявленные требования.
Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС « Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Проверкой, проведенной Крымской межрайонной прокуратурой установлено отсутствие в органе местного самоуправления муниципальных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения. Данное обстоятельство может привести к нарушению прав и законных интересов физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, закрепленных ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, в том числе на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, а также на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.39, ст. 175-180,218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крымского межрайонного прокурора Ярошенко А.А. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мерчанского сельского поселения Крымского района в части непринятия нормативных правовых актов в сфере землепользования. Обязать администрацию Мерчанского сельского поселения Крымского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения: порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов; порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов; порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории; порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий местного значения режим охраны земель природоохранного назначения; порядок приема и регистрации заявлений о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории поселения; порядок приема и регистрации заявлений о снятии с учета на предоставление земельных участков граждан, имеющих трех и более детей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке, через Крымский районный суд в течение 15 дней со дня его получения.
Судья: подпись Копия верна