Дело №а-229/2021
64RS0046-01-2020-008297-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ивакиной Е.А.,
при секретаре Клевцовой К.Ф.,
с участием представителя административного истца Пегова А.П.,
представителя административного ответчика Абушаевой Г.А.,
представителя заинтересованного лица КУИ г.Саратова Соловьевой Ю.С.,
представителя заинтересованного лица комитета по финансам администрации МО «Город Саратов» Драбатулиной Е.А.,
представителя заинтересованного лица ТСЖ «РЕАН-1» Прибыловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Павленко Т.И. к администрации МО «Город Саратов» о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка под многоквартирным домом,
установил:
Павленко Т.И. обратилась в суд к администрации МО «Город Саратов» с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействия администрации МО «Город Саратов» в неисполнении своих обязанностей по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г.Саратов, ул.5 Дачная, д.70А, а в качестве способа защиты обязать администрацию МО «Город Саратов» в шестимесячный срок сформировать земельный участок, согласовав границы земельного участка с титульными собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, указав, что является собственником <адрес> многоквартирном <адрес>. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован. Управляющей компанией является ТСЖ «РЕАН-1». Она является старшей по подъезду. Решением правления от 22.11.2020г. предлагается обсудить с жильцами его подъезда целесообразности дополнительного целевого сбора на формирование земельного участка под жилым домом <адрес>. В 2004-2005г.г. жители дома убрали от мусора муниципальный земельный участок, примыкающий к дому, оградили его. Высажены кустарники, сделаны детские площадки, заасфальтирована часть территории для организации парковки машин. Установлено помещение для охраны, шлагбаум. Формально земельный участок жильцам не передавался и решением арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2020г. был решен спор о демонтаже сооружений, построенных в том числе за ее счет. ТСЖ «РЕАН-1» 12.03.2019г. напоминало органу местного самоуправления об их обязанности сформировать земельный участок, указывая и номер дома и кадастровый квартал. Обращение оставлено без ответа.
Стороной ответчика представлены письменные возражения, согласно которым с требованиями не согласны. К обязанностям КУИ г.Саратова отнесены полномочия по формированию земельных участков. Исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Саратов» исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители КУИ г. Саратова, комитета по финансам в судебном заседании посчитали заявленные требования не обоснованными.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» права на земельный участок переходят в общую собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ такое право возникает в силу закона и не требует издания каких-либо актов органов власти.
С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме земельный участок поступает в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а ранее заключенный договор аренды земельного участка для целей строительства дома прекращается на основании ст. 413 Гражданского кодекса РФ, независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в собственность земельный участок.
Это не означает, что права административного истца нарушены, поскольку право общей долевой собственности на земельный участок в соответствии с названными нормативными актами возникает у него в силу закона с момента регистрации права собственности на жилое помещение.
Изложенное также усматривается из положений п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего на момент возникновения спора), согласно которым государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Это следует и из предписаний п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которым права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации только в случаях, предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании, Павленко Т.И. является собственником <адрес> многоквартирном <адрес> по <адрес>.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, границы земельного участка не определены.
Из письменного отзыва на иск КУИ г.Саратова следует, что администрацией МО «Город Саратов» постановлением от 08.10.2020г. №1961 утверждена целевая программа «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2021-2022 годы». Пресекательный срок формирования земельных участков, занимаемых многоквартирными домами законодательно не установлен, сформирование земельных участков происходит при наличии целевого финансирования в рамках утвержденной целевой программы «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2021-2022 годы». На момент рассмотрения дела КУИ г.Саратова муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта межевания территории, в границах которой расположен указанный многоквартирный дом, не заключался. Возможность образования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по указанному адресу будет рассмотрена в рамках реализации ведомственной целевой программы «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2021-2022 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Город Саратов» от 08.10.2020г. №1961.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В судебном заседании установлено, что Павленко Т.И. с требованиями сформировать земельный участок к администрации МО «Город Саратов» не обращалась.
В соответствии с ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, основанием для признании незаконными действий (бездействий) органа местного самоуправления являются одновременно как его не соответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данным действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Павленко Т.И. к администрации МО «Город Саратов» о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка под многоквартирным домом, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2021 года
Судья