ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-233/2022 от 06.04.2022 Скопинского районного суда (Рязанская область)

62RS0-21

а-233/2022г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Скопинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи - Курбатовой Н.В.,

с участием помощника Скопинского межрайонного прокурора – ФИО4,

при секретаре – ФИО2,

с участием административного истца – главы Администрации муниципального образования – муниципального района <адрес>ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Скопинского районного суда в <адрес> дело по административному исковому заявлению главы Администрации муниципального образования – муниципального образования <адрес> к <адрес>, заместителю межрайонного прокурора <адрес>ФИО3 о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес>ФИО3 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и обязании устранить допущенные нарушения,

Установил:

Глава Администрации муниципального образования – муниципального образования <адрес>ФИО1 обратилась в суд с административным иском к прокуратуре <адрес> о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес>ФИО3 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование иска указала, что в Администрацию <адрес> муниципального района из . поступило представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, из которого следует, что в нарушение ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в российской Федерации» органом местного самоуправления муниципальная программа развития муниципальной службы не принята, в связи с чем в поселении не реализуется. Полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы истца. Указывает, что представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (ст.17.7 КоАП РФ). Представление прокурора должно содержать только законные требования, на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Должностное лицо – заместитель ФИО3 требует принять муниципальную программу развития муниципальной службы. В качестве основания внесения представления указаны положения ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», которая не возлагает на орган местного самоуправления безусловной обязанности по разработке муниципальной программы развития муниципальной службы, то есть требование заместителя прокурора основано на неправильном толковании норм материального права. В нарушение п.3.7. Приказа Генпрокуратуры России от 21.06.2013г. «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» заместитель прокурора приняла меру реагирования по формальным основаниям, не учла необходимость внесения изменений в бюджет муниципального образования, поскольку требование предполагает финансовые затраты муниципальных органов. Ссылаясь на Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», ст.218 КАС РФ, административный истец просит суд признать недействительным представление заместителя <адрес> прокурора <адрес>ФИО3 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе от 17.12.2021г. и возложить на заместителя ФИО3 обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца.

Определением суда от в целях полного и всестороннего рассмотрения дела привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика заместитель межрайонного прокурора <адрес>ФИО3, а в качестве заинтересованного лица Администрация муниципального образования – район <адрес>.

В судебном заседании административный истец глава Администрации <адрес> муниципального района ФИО1 полностью поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика – помощник прокурора ФИО4 заявленные требования не признала, просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, согласно которых прокуратурой в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 17.09.2007г. «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», Приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», осуществлен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления городских и сельских поселений <адрес> района, содержащихся в справочно-правовой системе «Консультант плюс», на официальном сайте в сети Интернет Администрации района (раздел поселения), который проводится на постоянной основе, поскольку прокуратурой <адрес> в прокуратуры районов направляются информационные письма и обзоры о необходимости осуществления мониторинга муниципальных нормативных актов. Федеральным законодательством закреплена обязанность по опубликованию в сети «Интернет» нормативных правовых актов, изданных органом местного самоуправления и внесенных в них изменений. В зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет», содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе, их нормативные правовые акты. Сотрудниками прокуратуры мониторинг муниципальных нормативных правовых актов в сети «Интернет» проводится на регулярной основе. В при изучении нормативных правовых актов установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений района, в том числе, Администрацией поселение в соответствии с ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная программа развития муниципальной службы не принята. В связи с чем в соответствии с требованиями ч.1 ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» 17.12.2021г. в адрес главы Администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, поскольку ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» закреплена обязанность по развитию муниципальной службы путем принятия муниципальных программ развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств местных бюджетов. Программы развития муниципальной службы исходят из структуры власти, принципов ее построения, функционирования, целей и задач, которые предстоит решать органам местного самоуправления. Программы развития муниципальной службы не содержат общеобязательных правил поведения, являются ценностными ориентирами, основными качественными направлениями нормативного правового регулирования муниципальной службы. В ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время приняты и реализуются муниципальные программы развития муниципальной службы. В нарушение ч.1 ст.24, ч.3 ст.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» главой Администрации МО- в адрес прокуратуры уведомление о дате рассмотрения спорного представления не принято.

Судебное заседание проведено в отсутствие административного ответчика – заместителя ФИО3 и представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования – <адрес>.

От административного ответчика – заместителя ФИО3 в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Также от административного ответчика имеются письменные возражения по административному исковому заявлению, доводы и основания которых приведены выше.

От заинтересованного лица – Администрации <адрес> в материалах дела имеется письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, окончательное решение по делу Администрация оставляет на усмотрение суда, указывая, что права и обязанности Администрации при разрешении административного дела не затрагиваются. Администрация не имеет законных оснований вмешиваться в работу органов местного самоуправления либо отвечать за деятельность органов местного самоуправления поселения района, являющегося самостоятельным муниципальным образованием, решающим вопросы местного значения, самостоятельно принимающим нормативные правовые акты. Администрация не будет возражать по существу иска при условии предоставления истцом достаточных доказательств, характеризующих юридически значимые обстоятельства по существу иска.

Суд, рассмотрев заявленные требования, заслушав административного истца – главу Администрации муниципального образования – муниципального района <адрес>ФИО1, представителя административного ответчика – помощника прокурора ФИО4, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В силу п.2 ст.1 вышеупомянутого Федерального закона, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.21, п.3 ст.22, ст.ст.24,28 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Так, согласно статье 22 данного Федерального закона, требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением муниципального района <адрес> от 27.12.2019г. «О назначении на должность главы администрации муниципального образования – муниципального района <адрес>», ФИО1 назначена на должность главы Администрации МО- района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием – района <адрес> в лице главы муниципального образования ФИО5 и ФИО1 был заключен контракт с лицом, назначаемым на должность главы Администрации МО- муниципального района <адрес>, сроком на .

Согласно п.1.1. вышеназванного контракта от ., контракт регулирует отношения, возникшие в результате назначения по решению поселение <адрес> района <адрес>. главы Администрации, связанные с исполнением последним обязанностей, предусмотренных Уставом МО- муниципального района <адрес>.

Согласно контракта, глава администрации при исполнении своих полномочий руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, Уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На главу администрации, как на муниципального служащего, распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе в РФ», <адрес> «О муниципальной службе в <адрес>». Глава администрации обеспечивает осуществление администрацией муниципального образования деятельности по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес> (п.п.2.1., 2.2., 2.3. п.п.3 контракта от .).

Глава муниципального образования осуществляет обязанности главы администрации в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе: организует осуществление администрацией МО его полномочий по решению вопросов местного значения; вносит на рассмотрение представительного органа муниципального образования проект решения о бюджете МО на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); представляет на утверждение представительного органа муниципального образования проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, годовой отчет об исполнении местного бюджета; обеспечивает осуществление в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами полномочий администрации муниципального образования; осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом МО, издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения (п.3.2.1. контракта от .).

Согласно п.п.1,2 п.3.2.2. контракта от . в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, глава администрации вправе вносить проекты муниципальных правовых актов, принимаемых Советом депутатов МО- муниципального района <адрес>, главой муниципального образования, вносить предложения о совершенствовании деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Глава администрации несет ответственность за ненадлежащее осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, уставом муниципального образования (п.3.2.3. контракта <адрес>.).

Как установлено судом, органом местного самоуправления – Администрацией муниципального образования – муниципального района <адрес> не принята муниципальная программа развития муниципальной службы.

Также установлено, что прокурора ФИО3 в адрес главы Администрации муниципального образования – поселение района <адрес>ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, согласно которого прокурор просит безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, сообщив о результатах рассмотрения представления письменно в месячный срок с момента получения представления.

Как следует из содержания представления, зам.прокурора указала, что по поручению прокуратуры области проведена проверка нормативных правовых актов на соответствие требованиям федерального законодательства. Ссылаясь на ч.ч.1,2 ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.2, ст.ст.34,35 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», указала, что в рамках проведенной проверки установлено, что органом местного самоуправления муниципальная программа развития муниципальной службы не принята, в связи с чем в поселении не реализуется, что является нарушением ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», причиной чему является ненадлежащее исполнение действующего законодательства должностными лицами администрации поселения.

Из справки помощника прокурора ФИО4 о результатах проверки нормативных правовых актов органов местного самоуправления от . следует, что был осуществлен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления городских и сельских поселений района. В частности, изучены нормативные правовые акты, содержащиеся в справочно-правовой системе «Консультант плюс», на официальном сайте в сети Интернет администрации (раздел поселения), проанализирован Реестр проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения . В рамках проведенной проверки муниципальных нормативных правовых актов установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений района в соответствии с ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная программа развития муниципальной службы не принята. Данный факт является нарушением ч.1 ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Внесению оспариваемого представления предшествовало осуществление мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления городских и сельских поселений , содержащихся в справочно-правовой систем «Консультант плюс», на официальном сайте в сети Интернет Администрации МО- район (раздел поселения), в соответствии с информационными письмами и обзорами, направленными в адрес <адрес>, с учетом Приказов Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.09.2007г. «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» и от 07.12.2007г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела вышеназванной справкой помощника межрайонного прокурора ФИО4 о результатах проверки нормативных правовых актов органов местного самоуправления от ., копиями информационных писем <адрес> (об изменении федерального законодательства, регламентирующего порядок прохождения муниципальной службы, об участии органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов местного самоуправления), копиями информационного письма и обзора Генеральной прокуратуры Российской Федерации (о принятии дополнительных мер по приведению региональной и муниципальной нормативной базы в соответствие с изменениями, внесенными в Конституции РФ, и последующими изменениями в федеральное законодательство; обзор практики прокурорского надзора за законностью правовых актов в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности).

В силу ч.1 ст.35 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст.<адрес> «О муниципальной службе в <адрес>», согласно которой развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы <адрес>, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и областного бюджета.

В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Согласно положениям пункта 3 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ проекты местных бюджетов составляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с положениями Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

При этом в силу положений абзаца третьего пункта 4 вышеуказанной статьи Кодекса проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.

В соответствии со ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п.п.2,3 ч.4 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты.

В соответствии с ч.10 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

При этом, стратегия социально-экономического развития муниципального образования – документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период. Муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования (пункты 33, 35 статьи 3 ФЗ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

Так, в силу ч.1 ст.11 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

В силу п.п.1,5 ч.5 ст.11 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся, в том числе, стратегия социально-экономического развития муниципального образования и муниципальные программы. В соответствии с требованиями к порядку разработки, утверждения (одобрения) и содержанию документов стратегического планирования, установленными настоящим Федеральным законом, последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются на уровне муниципального образования органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами (п.3 ч.6 ст.11).

Согласно ст.39 названного Закона документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальная стратегия носит комплексный характер и направлена на развитие различных подсистем муниципальной экономики и социальной сферы. Исходя из части 2 статьи 39 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», реализация муниципальной стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации муниципальной стратегии. Кроме того, частью 5 статьи 11 названного закона, как было указано выше, в перечне документов муниципального стратегического планирования предусмотрены муниципальные программы, которые также могут применяться в качестве механизма реализации муниципальной стратегии.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования и муниципальные программы являются разными видами документов стратегического планирования, которые в Федеральном законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» четко разграничиваются и различаются по своему содержанию.

В соответствии с п.4 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Вместе с тем согласно ч.1 ст.179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, положения указанных законодательных актов не разграничивают компетенцию между представительным органом муниципального образования и местной администрацией по утверждению, в данном случае, муниципальных программ в муниципальных образованиях.

Согласно ответа главы муниципального образования – муниципального района от ., на основании Устава муниципального района <адрес> полномочиями по принятию и утверждению муниципальной программы развития муниципальной службы наделена Администрация МО- муниципального района <адрес>.

Так, в соответствии со ст.ст.53,54 Устава МО- муниципального района <адрес> глава муниципального образования, являющийся высшим должностным лицом муниципального образования, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов муниципального района; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вносит в Совет депутатов муниципального района проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий; осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством и настоящим Уставом.

Согласно ст.60.2 Устава МО- района <адрес> глава Администрации муниципального района в пределах своих полномочий представляет на утверждение Совета депутатов муниципального образования поселение района проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении, планы и программы социально-экономического развития муниципального района; обеспечивает осуществление администрацией муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>; организует прием граждан, рассматривает обращения граждан, лично ведет прием граждан; организует работу с кадрами, их аттестацию, переподготовку и повышение квалификации; выполняет иные полномочия, предусмотренные Уставом и действующим законодательством.

Согласно ст.62 Устава поселение в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования; правовые акты Администрации МО- и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом поселение.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Оспариваемое представление вынесено зам.прокурора в пределах его полномочий и при наличии к тому законных оснований, в адрес надлежащего лица, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении, соответствует критерию исполнимости, факта нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено.

Изложенные в оспариваемом представлении об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе сведения о допущенных нарушениях, по сути имеют характер уведомления по результатам прокурорской проверки и о направлении соответствующей информации главе Администрации муниципального района <адрес>.

В силу ст.ст.14,62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований или возражений.

Каких-либо бесспорных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, в силу которых административному истцу должно быть отказано в удовлетворении заявленных требований, административным истцом ФИО1 в суд не представлено.

Каких-либо обязанностей в отношении главы Администрации ФИО1 данным представлением не возложено.

Административный истец не доказал факт нарушения его прав оспариваемым представлением.

Внесенное прокурором представление реально исполнимо, содержит законные требования.

Принятие программы развития муниципальной службы прямо вытекает из вышеприведенных положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Принятие программы развития муниципальной службы и ее реализации на территории поселения будет служить эффективному решению вопросов, входящих в полномочия органа местного самоуправления – Администрации муниципального района <адрес>, в условиях интенсивно развивающегося информационного общества.

Основной целью такой программы является повышение эффективности и результативности муниципальной службы и повышение кадрового потенциала в органах местного самоуправления.

Для достижения такой цели и обеспечения результатов ее реализации предполагается решение таких задач как внедрение эффективных технологий кадровой работы, совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития муниципальной службы, совершенствование работы, направленной на предупреждение коррупции в органах местного самоуправления, повышение уровня престижности и привлекательности муниципальной службы, совершенствование работы по информационному обеспечению прохождения муниципальной службы, повышение доверия граждан к муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности муниципальной службы.

Доводы административного истца – главы Администрации муниципального района ФИО1, содержащиеся в административном исковом заявлении, и приведенные ею в судебном заседании относительно того, что закон не возлагает на орган местного самоуправления безусловной обязанности по разработке муниципальной программы развития муниципальной службы, что мера реагирования прокурором принята по формальным основаниям, прокурор не выезжал на проверку, что такие программы не должны приниматься в мелких муниципалитетах, такая обязанность не закреплена суд считает несостоятельными и необоснованными, противоречащими вышеприведенным положениям законодательства.

Доводы административного истца о том, что заместителем прокурора при внесении представления не учтена необходимость внесения изменений в бюджет муниципального образования также не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом, никакой работы по принятию программы развития муниципальной службы со стороны административного истца не проводится, в том числе, и работы в области формирования и исполнения бюджета муниципального образования – муниципального района, что предусмотрено положениями ст.ст.77,78 Устава . Кроме того, административным истцом не представлено никаких доказательств относительно невозможности финансирования муниципальной программы развития муниципальной службы. Более того, отсутствие финансирования не освобождает от надлежащего исполнения и реализации полномочий в области вопросов местного значения.

Финансирование на расходы бюджета возможны на основании заключенных муниципальных программ финансирования, чему должно предшествовать разработка соответствующей программы развития муниципальной службы.

При этом суд учитывает, что Администрацией муниципального образования – . утверждено Положение о муниципальных программах муниципального образования – район <адрес>, а в целях развития и совершенствования муниципальной службы в Администрации МО- муниципальный район <адрес>, с учетом ст.35 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст.34 Закона РО «О муниципальной службе», ст.179Бюджетного кодекса РФ, постановлением Администрации от . утверждена муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании – район <адрес> на <адрес>», финансируемой за счет средств, предусмотренных в бюджете МО- район, что подтверждается ответом Администрации МО- район от ., копией Постановления Администрации МО- район от ., копией Положения о муниципальных программах МО- муниципальный район <адрес>, имеющимися в материалах дела.

Суд также учитывает, что доводы административного истца, содержащиеся в административном исковом заявлении и приведенные в судебном заседании противоречат действиям административного истца в части утверждения им муниципальных программ в иных областях – муниципальной программы «Сохранение и укрепление материально-технической базы органов местного самоуправления муниципального образования – поселение района <адрес> на период » и муниципальной программы «Повышение эффективности муниципального управления муниципального образования – муниципального района <адрес> на годы», поскольку действующим законодательством не установлен приоритет в выборе таких программ.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства в совокупности, суд считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Главе Администрации муниципального образования – муниципального образования <адрес>ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к <адрес>, заместителю прокурора <адрес>ФИО3 о признании недействительным представления заместителя межрайонного прокурора <адрес>ФИО3 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и обязании устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течении месяца со дня принятия судом решения через Скопинский районный суд.

Судья-подпись

Копия верна: Судья- Курбатова Н.В.