Дело №а-235/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2021 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - Щупак О.Ф.
с участием административного истца ФИО4, представителя административного истца ФИО5, заинтересованного лица ФИО6, заинтересованного лица ФИО6, представителя заинтересованного лица ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО8, начальнику Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО9, Отделению судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, заинтересованные лица ФИО10, ФИО6, о признании незаконным и отмене постановлений от 16 октября 2020 года, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО8, начальнику Отдела судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебным приставов по Республике Крым ФИО9, Отделу судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании незаконным и отмене постановлений от 16 октября 2020 года, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением Красноперекопского районного суда от 20 сентября 2016 года, вступившим в законную силу 11 октября 2016 года, с него – административного истца в пользу ФИО10 взысканы алименты на содержание дочери ФИО11 (Владимировны), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 доли доходов и (или) иного дохода ежемесячно до совершеннолетия ребенка. На основании указанного решения суда 11 июня 2016 года выдан соответствующий исполнительный лист серии ФС №. 24 октября 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП по исполнению указанного исполнительного листа. 11 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность по алиментам на 20 апреля 2016 года отсутствует, задолженность за период с 20 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года определена в размере 40 369 руб. 47 коп. Указанное постановление не отменено. Задолженность по алиментам в указанном размере погашена. 26 октября 2017 года исполнительное производство окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47, ст. ст. 6, 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данное постановление не обжаловалось. Фактически между ним – административным истцом и взыскателем ФИО10 было достигнуто устное соглашение, согласно которому он – ФИО4 ежемесячно уплачивал ФИО10 алименты на содержание ребенка в сумме, эквивалентной 1 000 долларов США. Поскольку ФИО10 в дальнейшем перестал устраивать определенный размер алиментов, 21 мая 2019 года, то есть через 1,5 года, она обратилась в ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым с заявлением о возобновлении исполнительного производства, а также с ходатайством о перерасчете алиментов с 2016 года по настоящее время. 25 июня 2019 года начальником ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО9 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №-ИП, возобновленное исполнительное производство зарегистрировано под №-ИП. 14 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО8 вынесены 4 постановления о перерасчете задолженности по алиментам: за период с 20 апреля 2016 года по 31 декабря 2016 года - в размере 330 166 руб. 26 коп., за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года - в размере 792 874 руб. 80 коп., за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года - в размере 1 278 359 руб. 60 коп., за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года - в размере 80 864 руб. 25 коп. (без учета оплаты в сумме 470 000 руб.). Всего задолженность по состоянию на 01 августа 2019 года определена в размере 889 223 руб. 85 коп. Решением Евпаторийского городского суда от 13 сентября 2019 года в удовлетворении его - ФИО4 административного иска о признании постановлений о перерасчете задолженности по алиментам от 14 августа 2019 года незаконными и возложении обязанностей совершить определенные действия - отказано. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 июня 2020 года указанное решение от 13 сентября 2019 года и дополнительное решение от 26 декабря 2019 года отменены, принято новое решение об удовлетворении его – ФИО4 административного иска и признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 от 05 августа 2019 года и от 14 августа 2019 года о перерасчете задолженности по исполнительному производству за период с 20 апреля 2016 года по 31 июля 2019 года, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность произвести перерасчет задолженности по алиментам за период с 20 апреля 2016 года по 31 июля 2019 года. На основании указанного судебного акта 28 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО8 вынесено постановление об отмене ранее вынесенных постановлений о перерасчете задолженности по алиментам от 14 августа 2019 года за период с 20 апреля 2016 года по 31 июля 2019 года. 28 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО8 вынесены 4 постановления о перерасчете задолженности по алиментам, всего задолженность по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 1 474 536 руб. 10 коп. Поскольку судебным приставом-исполнителем безосновательно включены в состав его – ФИО4 доходов доходы от сдачи недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности его сыну - ФИО6, не учтены все расходы, связанные с осуществлением им – ФИО4 предпринимательской деятельности, не сделаны расчеты помесячно, им была подана жалоба о пересмотре указанных постановлений в порядке подчиненности и 7 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 вынесено постановления о перерасчете задолженности по алиментам за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 765 325 руб. 14 коп. Указанное постановление им – ФИО4 не обжаловалось в связи с последующим перерасчетом задолженности по алиментам, в том числе за 2019 год. 16 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО8 вынесены 3 постановления о перерасчете задолженности по алиментам за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 329 320 руб. 75 коп.; за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 317 156 руб. 45 коп.; за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года - задолженность отсутствует, имеется переплата в размере 56 506 руб. 41 коп. Всего задолженность по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 915 146 руб. 53 коп. В то же время, на протяжении 2016 - 2020 годов им – ФИО4 производилось добровольное перечисление ФИО10 денежных средств в качестве алиментных обязательств. Как усматривается из указанных выше постановлений судебного пристава-исполнителя, за период с 20 апреля 2016 года по 31 декабря 2019 года им выплачено всего алиментов в размере 2 082 871 руб. 54 коп., что соответствует 49 592 руб. 18 коп. в месяц. Указанная часть алиментных платежей подтверждается расписками и выписками по счету, большая часть денежных средств передана ФИО10 в наличной форме без каких-либо подтверждений со стороны последней. Таким образом, он – административный истец ежемесячно уплачивает алименты на содержание ребенка в размере, существенно превышающем прожиточный минимум, и добровольно оплачивает дополнительные расходы. Согласно постановлений судебного пристава-исполнителя от 16 октября 2020 года в состав его – ФИО4 доходов включены все доходы, поступившие на его банковский счет индивидуального предпринимателя в период 2016 - 2019 годов. Фактически, с 18 февраля 2016 года по 30 июля 2020 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и принял специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения УСН. Вид экономической деятельности в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности - 68.20 - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. В соответствии с определением Апелляционного суда АР Крым от 28 января 2014 года в период 2017 - 2019 годов ему – ФИО4 принадлежали на праве собственности помещения общей площадью 460,3 кв. м, расположенные на 1-м этаже, а также помещения общей площадью 98,94 кв. м, расположенные на 2-м этаже (подсобные, туалеты) магазина лит. «А» по <адрес>. Таким образом, в период 2017-2019 годов он получал доход от сдачи в аренду принадлежащих ему на праве собственности помещений 1-го этажа магазина лит. «А» по <адрес>, фактический доход от сдачи которых определен в договорах аренды нежилого помещения: №, заключенном между ним и РНКБ Банк (ПАО) 01 января 2015 года, согласно которому размер арендной платы составляет сумму в рублях, эквивалентную 5 491,73 долларов США в месяц по курсу ЦБ России, но не более 55 руб. за 1 доллар США; от 10 апреля 2016 года, от 01 декабря 2017 года, заключенных между ним и ИП ФИО2, от 01 июля 2018 года, заключенному между ним и ИП ФИО3, согласно которым размер арендной платы составляет 1 000 руб. в месяц. Иных доходов в период с 20 апреля 2016 года по 16 мая 2019 года он – ФИО4 не получал. При этом, в период 2017-2019 годов он сдавал в аренду не только принадлежащие ему помещения 1-го этажа, но и принадлежащие на праве собственности его сыну - ФИО6 помещения 2-го этажа и мансарды, - до достижения последним совершеннолетия на основании агентских договоров от 18 ноября 2016 года и от 18 ноября 2018 года (расторгнут досрочно 01 октября 2019 года), в соответствии с п. 1 которых им – ФИО4 в качестве агента от своего имени по поручению и за счет его сына совершались юридические и фактические действия по сдаче в аренду принадлежащих ему помещений 1-го и 3-го этажей (мансарда). Во исполнение указанных договоров дополнительно его сыном выданы доверенности на его – ФИО4 имя от 25 октября 2017 года и от 11 февраля 2019 года. Исполнение обязательств по агентским договорам в период 2017 - 2019 годов подтверждается актами оказания услуг от 31 марта 2018 года, от 31 марта 2019 года и от 01 октября 2019 года, подписанными сторонами. Доход от сдачи в аренду нежилых помещений 1-го, 2-го этажей и мансарды учтен в его – ФИО4 декларациях о доходах за 2017 и 2018 годы - с целью упрощения налогового учета. В то же время, доход от сдачи в аренду нежилых помещений 2-го этажа и мансарды учтен и в декларациях о доходах его сына - ФИО6 за 2017, 2018, 2019 годы, составленных по достижению им совершеннолетия. Все указанные выше документы были предоставлены судебному приставу-исполнителю. Таким образом, фактическим получателем дохода от сдачи в аренду нежилых помещений 2-го этажа и мансарды в период 2017 - 2019 годов являлся их собственник – его - ФИО4 сын - ФИО6, следовательно, указанные доходы не являются его - ФИО4 фактическими доходами, а значит, не могут учитываться при расчете алиментов, однако указанные доходы в нарушение п.п. 1, 2 ст. 18, ст. 136 ГК РФ, ч. 4 ст. 60 СК РФ в очередной раз включены судебным приставом-исполнителем в состав его – ФИО4 доходов с целью определения задолженности по алиментам, тем самым нарушены нормы подп. 3 п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года №841, п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2010 года №17-П, п. 5.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 года №01-16, а также нормы ч. 3 ст. 7 Конституции Республики Крым, ст. ст. 2, 4, 12, 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 12 ФЗ «О судебных приставах». При таких обстоятельствах просит суд признать незаконными и отменить постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 от 16 октября 2020 года о перерасчете задолженности по алиментам ФИО4 за периоды с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года; и обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 произвести перерасчет задолженности ФИО4 по алиментам по состоянию на 1 января 2020 года ежемесячно, исключив из состава доходов индивидуального предпринимателя ФИО4 доходы от сдачи в аренду помещений общей площадью 15,3 кв. м, расположенных на 1-м этаже, помещений общей площадью 354,0 кв. м, расположенных на 2-м этаже, помещений общей площадью 461,7 кв. м, расположенных в мансарде магазина лит. «А» по <адрес>.
Определением суда от 25 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО10
Определением суда от 14 декабря 2020 года произведена замена административных ответчиков судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО8, начальника Отдела судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО9, Отдела судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым на надлежащих административных ответчиков - судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО8, начальника Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО9, Отделение судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
Определением суда от 11 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО6
В судебном заседании административный истец ФИО4 и его представитель ФИО5 административный иск поддержали, дали суду пояснения, аналогично изложенному в административном исковом заявлении, просили суд заявленные требования удовлетворить.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8, начальник ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО9, представители административных ответчиков ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым и УФССП по Республике Крым, а также заинтересованное лицо ФИО10 в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке путем направления им судебных повесток, в том числе и посредством электронной почты. Административные ответчики и их представители причины неявки суду не сообщили, с заявлениями и ходатайствами к суду не обращались. Согласно поступившему в суд заявлению заинтересованное лицо ФИО10 ходатайствовала о рассмотрении дела, назначенного на 25 марта 2021 года в 15 час., в ее отсутствие. Также представила суду письменные возражения, согласно которым просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказать. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков, их представителей и заинтересованного лица ФИО10
Заинтересованное лицо ФИО6 и его представитель ФИО7 в судебном заседании исковые требования ФИО4 поддержали, считали их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы административного истца, его представителя, заинтересованного лица ФИО6 и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО4 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной выше статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Из материалов дела следует, что на основании вступившего в законную силу решения Красноперекопского районного суда Республики Крым от 20 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО10 к ФИО4 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка 11 октября 2016 года Красноперекопским районным судом Республики Крым выдан исполнительный лист серии ФС № о взыскании с ФИО4 в пользу ФИО10 алиментов на держание дочери ФИО11 (Владимировны), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 доли доходов и (или) иного дохода ежемесячно до совершеннолетия ребенка, который в установленном законом порядке взыскателем был предъявлен к исполнению в ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым и постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 октября 2016 года возбуждено исполнительное производство №-ИП.
26 октября 2017 года в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47, ст. ст. 6, 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено, данное постановление не обжаловалось.
21 мая 2019 года ФИО10 обратилась в отдел судебных приставов по г. Евпатории УФССП по Республике Крым о возобновлении исполнительного производства в отношении должника ФИО4, при этом ходатайствовала о перерасчете размера алиментов с 2016 года по настоящее время.
25 июня 2019 года начальником ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО9 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от 26 октября 2017 года, возобновлено исполнительное производство и зарегистрировано под №-ИП.
5 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 20 апреля 2016 года по 1 августа 2019 года должнику ФИО4 в размере 2 465 880 руб. 26 коп.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 от 14 августа 2019 года произведен перерасчет задолженности по алиментам, в соответствии с которым сумма задолженности за период с 20 апреля 2016 года по 31 декабря 2016 года составила 125 000 руб., за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года – 477 545 руб. 27 коп., за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года - 1 278 359 руб. 60 коп., за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года – 889 223 руб. 85 коп.
Указанные обстоятельства установлены Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 июня 2020 года, в связи с чем согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ не подлежат доказыванию.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 июня 2020 года указанные выше постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Евпатории УФССП по Республике Крым ФИО8 от 5 август 2019 года и 14 августа 2019 года о перерасчете задолженности за период с 20 апреля 2016 года по 31 июля 2019 года (включительно) – признаны незаконными и на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность произвести перерасчет задолженности по алиментам за период с 20 апреля 2016 года по 31 июля 2019 года.
На основании указанного судебного акта 28 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО8 вынесены постановления о перерасчете задолженности по алиментам, согласно которым сумма задолженности ФИО4 по алиментам по состоянию на 1 января 2017 года составила 328 725 руб. 25 коп., за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года – 355 829 руб. 51 коп., за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – 287 098 руб. 18 коп., за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года – задолженность отсутствует, по состоянию на 1 января 2020 года задолженность определена в сумме 792 451 руб. 91 коп.
16 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым ФИО8 вновь вынесены постановления о перерасчете задолженности ФИО4 по алиментам, согласно которым задолженность определена исходя из дохода должника, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и принимающего специальный налоговой режим – упрощенная система налогообложения - УСН.
Так, за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года исходя из указанного в декларации дохода в размере 4 578 331 руб., задолженность определена в сумме 364 375 руб. 78 коп., за период с января 2018 года по 31 декабря 2018 года исходя из дохода в размере 4 861 961 руб., задолженность определена в сумме 317 156 руб. 45 коп., за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года исходя из указанного в декларации дохода в размере 4 629 848 руб., установлено, что задолженность отсутствует, имеется переплата в сумме 56 506 руб. 41 коп., по состоянию на 1 января 2020 года задолженность по алиментам определена в сумме 915 146 руб. 53 коп.
В судебном заседании установлено, что при вынесении оспариваемых постановлений от 16 октября 2020 года и определении задолженности по алиментам должника ФИО4 судебный пристав-исполнитель ФИО8 исходила из представленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым сообщений от 26 июля 2019 года и 2 июля 2020 года о доходе индивидуального предпринимателя ФИО4 за спорный период, указанном в налоговых декларациях по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016-2019 года.
При этом, в указанный доход включены суммы арендной платы, полученной от сдачи недвижимого имущества, в том числе помещений 1-го этажа магазина лит. «А» по <адрес>, принадлежащих на праве собственности должнику ФИО4, а также помещений общей площадью 15,3 кв. м, расположенных на 1-м этаже, помещений общей площадью 354,0 кв. м, расположенных на 2-м этаже, помещений общей площадью 461,7 кв. м, расположенных в мансарде магазина лит. «А» по <адрес>, принадлежащих на праве собственности сыну должника ФИО4 - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ч. 3 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяемся исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течении которого взыскание не производилось. Если должник в этот период не работал, либо не были предоставлены документы о его доходах за это период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Частью 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации также установлено, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на содержание несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка или иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало, или если не будут предоставлены документы, подтверждающие его заработок и (или иной доход), задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Порядок расчета алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы, налогообложения, установлен Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 30 ноября 2016 года N0001/14).
Согласно указанным Методическим рекомендациям, в соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №841, удержание алиментов производится с доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы» также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.
Вместе с тем, при УСН с объектом налогообложения «доходы» налог уплачивается со всей суммы дохода (п.1 ст.346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан. Подтверждением понесенных расходов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности является первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника-индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определить исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (заложенности) в соответствии с п. 4 ст.113 СК РФ.
При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника-индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.
Аналогичные разъяснения содержатся и в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2013 года №703н/112н/1294, в которых разъяснено что к документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, относится копия налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган. К документам, подтверждающим понесенные расходы для индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, относится книга учета доходов и расходов. Расходы индивидуальных предпринимателей при расчете размера алиментов определяются для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, подлежащей в виде определенной денежной суммы взносу в казну (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П), это означает, что алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться.
Следовательно, как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 июля 2010 года №17-П, не могут быть отнесены к экономической выгоде суммы расходов, которые индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации этим лицом конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, соответственно, исполнения своих алиментных обязательств.
Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Таким образом, задолженность по алиментам на несовершеннолетнего ребенка индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, следует исчислять из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы. При этом перечень расходов, перечисленных в главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, может учитываться при установлении доходов указанных индивидуальных предпринимателей в целях исчисления задолженности по алиментам при условии, что данные расходы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтверждены.
Соответственно, правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения.
В соответствии с пп. 9 ч. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, агент не должен включать в состав своих доходов: суммы, поступившие для исполнения поручения по агентскому договору, если эти затраты не включаются в состав расходов агента (например, денежные средства, поступившие агенту на приобретение имущества для принципала, или расходы на хранение принадлежащего принципалу имущества, которые в соответствии с условиями агентского договора должен нести принципал); суммы, поступившие агенту за реализованное имущество (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие принципалу.
Агент включает в состав своих доходов только агентское вознаграждение. Агент не учитывает в составе своих расходов (п. 9 ст. 270 НК РФ): денежные средства и иное имущество, переданные агентом принципалу во исполнение обязательств по агентскому договору (например, денежные средства за реализованное имущество принципала); суммы, перечисленные в оплату затрат, которые в соответствии с условиями агентского договора несет принципал. В то же время, если агент осуществляет отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, которые принципал не возмещает и не отражает в налоговом учете, агент вправе учесть их в составе своих расходов (Письма Минфина России от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10478, от 14.02.2020 N 03-03-07/10365, от 08.05.2019 N 03-03-06/1/33662).
Из представленных суду и содержащихся в материалах дела доказательств следует, что с 18 февраля 2016 года по 30 июля 2020 года ФИО4 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и принял специальный налоговый режим - упрощенная система налогообложения, с видом экономической деятельности 68.20 - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
На основании определения Апелляционного суда АР Крым от 28 января 2014 года административному истцу ФИО4 на праве собственности принадлежат помещения первого этажа магазина лит. «А» общей площадью 460,3 кв. м, помещения второго этажа магазина лит. «А» общей площадью 98,94 кв. м ( лестничная площадка, туалеты, основные помещения площадью 17 кв. м и 17,4 кв. м, часть коридора), а также ? доли котельной лит. «Б», что составляет 50/100 долей магазина лит. «А» по <адрес>. Право собственности на указанные помещения в установленном порядке зарегистрировано за ФИО4 в ЕГРН, что подтверждается соответствующей выпиской.
Также на основании указанного судебного постановления от 28 января 2014 года собственником остальных 50/100 долей, состоящих из помещений первого этажа магазина лит. «А» общей площадью 15,3 кв. м, помещений второго этажа общей площадью 354,0 кв. м, а также помещений мансарды строения магазина лит. «А» общей площадью 461,7 кв. м и ? котельной лит. «Б» является сын должника ФИО6 - ФИО6, право собственности которого также зарегистрировано в установленном законом порядке.
В судебном заседании установлено, что в период с 2016 года по ноябрь 2018 год указанные выше объекты недвижимости, принадлежащие ФИО6, законным представителем последнего были сданы в аренду за соответствующую арендную плату. При этом, арендная плата по договорам аренды выплачивалась ФИО4, как законному представителю несовершеннолетнего собственника сдаваемых в аренду помещений. Из представленных суду платежных документов – квитанций следует, что по достижению ФИО6 совершеннолетия денежные средства, полученные его законным представителем по договорам аренды, были перечислены ФИО6, в связи с чем последним были оформлены и предоставлены в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц, в которые внесены сведения о полученных от сдачи в аренду нежилых помещений доходы, а также оплачен соответствующий налог.
Кроме того, по достижению ФИО6 совершеннолетия, 18 ноября 2018 года между ФИО6, как принципалом, и индивидуальным предпринимателем ФИО4, как агентом, был заключен агентский договор, по условиям которого ФИО6 поручил, а ФИО4 принял на себя обязательство по поручению и за счет принципала совершить от своего имени юридические и фактические действия, необходимые для эксплуатации и сдачи в аренду принадлежащего принципалу по праву собственности недвижимого имущества – посещений 2-го и 3-го этажей здания по <адрес>, а принципал обязался принять и оплачивать услуги агента.
На основании указанного агентского договора, а в дальнейшем на основании доверенности от 11 февраля 2019 года, удостоверенной нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО1, согласно которой ФИО6 уполномочил ФИО4 сдавать во временное пользование за цену и на условиях по его усмотрению принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение, площадью 831,0 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно представленным актам указанные в договоре и доверенности услуги были оказаны в полном объеме. Денежные средства, полученные ФИО4 от сдачи в аренду указанных помещений были перечислены ФИО6, что подтверждается также соответствующими платежными документами, в связи с чем последним были оформлены и предоставлены в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц, в которые внесены сведения о полученных от сдачи в аренду нежилых помещений доходы, а также оплачен соответствующий налог. При этом ФИО12 за надлежащее исполнение обязательств по договору было получено вознаграждение, размер которого предусмотрен договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представления перед третьими лицами.
При этом согласно пункту 3 статьи 182 Гражданского кодекса представитель, в частности, не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.
Таким образом, доход, полученный представителем по доверенности представляемого им лица от сдачи в аренду принадлежащего представляемому лицу имущества, является доходом представляемого лица - собственника указанного имущества.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности с нормами вышеприведенных законоположений, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ФИО8 при вынесении обжалуемых постановлений от 16 октября 2020 года не были учтены установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства и приведенные нормы закона, и в нарушение требований ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также п. 5.4 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 30 ноября 2016 года №0001/14) при определении суммы доходов и расходов должника ФИО4 были учтены суммы, не являющиеся доходом должника, и не учтены суммы, являющиеся вознаграждением по агентским договорам, а также все расходы, связанные с осуществлением последним предпринимательской деятельности.
Кроме того, из обжалуемых постановлений от 16 октября 2020 года, которыми рассчитана задолженность, не усматривается, на основании каких документов судебный пристав-исполнитель исчислял как задолженность по алиментам, так и доходы с расходами должника.
Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности требований административного истца ФИО4 и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО4 к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО8, начальнику Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО9, Отделению судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, заинтересованные лица ФИО10, ФИО6, о признании незаконным и отмене постановлений от 16 октября 2020 года, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО8 о перерасчете задолженности по алиментам за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года должника ФИО4 по исполнительному производству №-ИП о взыскании в пользу ФИО10 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Обязать судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Евпатории Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, в производстве которого находится исполнительное производство №-ИП о взыскании с должника ФИО4 в пользу ФИО10 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, произвести расчет задолженности по алиментам за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года (включительно).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец