ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2362/2022 от 18.01.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-2362/2022 (47RS0-24)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года <адрес>

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Витер Л.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Всеволожской городской прокуратуре, заместителю Всеволожского городского прокурора, <адрес> о признании незаконным бездействия, признании незаконными действий административных ответчиков

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие административных ответчиков – органов прокуратуры Российской Федерации и его должностных лиц - <адрес>, Всеволожской городской прокуратуры <адрес> и заместителя Всеволожского городского прокурора – ФИО4 в виде непринятия мер реагирования и не рассмотрении по существу обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также действия административных ответчиков по направлению обращения ФИО1 для рассмотрения по существу в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>; признать незаконными действия Всеволожской городской прокуратуры по перенаправлению обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <адрес> с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; признать незаконными действия <адрес> прокуратуры по перенаправлению обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обоснование административных исковых требований указывает, что по результатам внеплановой проверки ООО Управляющая компания «Наш дом-Кудрово-Сити» в адрес управляющей компании Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> выдано Предписание (ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ.

При проверке в феврале 2021 года исполнения управляющей компанией предписания, было установлено, что п.2 предписания не выполнен.

В связи с чем, Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> выдано новое Предписание (ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, ФИО1 полагает, что в нарушение требований действующего законодательства Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> не был рассмотрен вопрос о привлечении управляющей компании к административной ответственности за неисполнение предписания (ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом указанных обстоятельств ФИО1ДД.ММ.ГГГГ как собственник жилого помещения в доме по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>, обратился в адрес <адрес> через интернет-приемную с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки и принятия мер реагирования в рамках компетенции органов прокуратуры в связи с бездействием Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> по не рассмотрению вопроса о привлечении управляющей компании ООО «УК «Наш дом-Кудрово-Сити» к административной ответственности за неисполнение предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>(ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты ФИО1 от Всеволожской городской прокуратуры поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о перенаправлении указанного обращения ФИО1 в адрес <адрес> для рассмотрения по существу.

Письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение ФИО1 было направлено для рассмотрения по существу в адрес и.о. председателя Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>.

Ссылаясь на положения ч.2 ст.8, ст.10 и ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административный истец считает, что его обращение от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратурой было перенаправлено в адрес <адрес> для рассмотрения по существу с нарушением сроков было заволокичено и по существу не рассматривалось.

Указывает, что <адрес> указанное обращение ФИО1 также не было рассмотрено в установленные сроки, а было перенаправлено с нарушением срока для рассмотрения в адрес государственного органа, чьи бездействия обжалуются. Между тем, в соответствии с со ст.ст.5,10,22-25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора.

ФИО1 ссылается на нарушение его права бездействием административных ответчиков по делу, выразившееся в отказе в рассмотрении по существу его обращения и направление обращения с нарушением сроков.

Также считает, что поставленные в обращении вопросы касаются и наличия публичного интереса в защите нарушенных прав и законных интересов жителей <адрес> в <адрес>.

Административный истец на основании ч.6 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п.5 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» считает незаконными действия административных ответчиков по направлении обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения по существу в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>.

В судебное заседание административный истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административных ответчиков - Всеволожской городской прокуратуры, <адрес> возражали против удовлетворения требований на основании представленных письменных возражений.

Административный ответчик – заместитель Всеволожского городского прокурора ФИО4 на основании Приказа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ освобожден от должности заместителя Всеволожской городской прокуратуры и уволен из прокуратуры <адрес>.

Административный ответчик – и.о. начальника отдела <адрес>ФИО5 извещалась посредством направления судебной повестки, которая вернулась в адрес суда.

Заинтересованное лицо – Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> уведомлен надлежащим образом в соответствии с ч.8 ст.96 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, так как их явка не была признана обязательной.

Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ через интернет-приемную (единую для административных ответчиков) в адрес <адрес> поступила жалоба ФИО1 на бездействие Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> и его должностных лиц в части не рассмотрения вопроса о привлечении ООО «КУ «Наш дом-Кудрово-Сити» к административной ответственности за неисполнение предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>(ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения с кадастровым по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, д. Кудрово, <адрес>.

По общему правилу п.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Пунктом 1 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" на прокуроров субъектов Российской Федерации возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с 3.4. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты ФИО1 2677_1_188@mail.ru направлен ответ за подписью заместителя Всеволожской городской прокуратуры ФИО4, из которого следует, что в соответствии с с.3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обращение, разрешение которого не входит в компетенцию Всеволожской городской прокуратуры направлено в прокуратуру <адрес>.

С учетом изложенного, административным ответчиком – Всеволожская городская прокуратура <адрес> правомерно в установленный законом 7-дневный срок административному истцу было дан ответ о перенаправлении его обращения в <адрес>.

Как следует из представленной административным ответчиком распечатки электронной регистрации входящей корреспонденции, сопроводительное письмо Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с жалобой ФИО1 и приложенными к ней документами зарегистрировано в прокуратуре <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.3 ст.20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2.6 «Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля <адрес>», утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «О реорганизации государственной жилищной инспекции <адрес>, утверждении Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>» к полномочиям Комитета государственного жилищного надзора <адрес> относится рассмотрение обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.

В силу п.3.1.1. вышеуказанного Положения в целях реализации полномочий Комитет организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, из совокупности п.3 ст.20 Жилищного кодекса РФ и указанных норм Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля <адрес> следует, что рассмотрение доводов жалобы ФИО1 относится к компетенции Комитета.

ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты ФИО1 направлен ответ за подписью и.о. начальника отдела <адрес>ФИО5, в котором ФИО1 разъяснено, что поступившее обращение не содержит доводов о несогласии с конкретным решением, принятым председателем Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>. В связи с чем, на основании ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обращение ФИО1 о несогласии с действиями и решениями должностных лиц комитета направлено в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>.

В соответствии с п.3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Из представленных административными ответчиками документов следует, что помимо жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обращался с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ на действия должностных лиц Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ именно жалоба от ДД.ММ.ГГГГ была направлена для рассмотрения в порядке компетенции в <адрес>. То есть, довод административного истца на то, что Всеволожская городская прокуратура направила его жалобу от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ, несостоятелен.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.3.6.3. «Административного регламента исполнения комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес> и признании утратившим силу приказа комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9», утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (Административный регламент), в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Комитета, уполномоченное на проведение проверки:1) выдает предписание в срок, предусмотренный статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ; 2) решает вопрос о принятии мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в срок, не превышающий 3 рабочих дней; 3) при наличии признаков состава уголовно наказуемого деяния - направляет в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопроса о возбуждении производства по признакам состава уголовно наказуемых деяний.

Должностное лицо Комитета, выдавшее предписание, принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений и с этой целью организует проведение внеплановой проверки по истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

При этом, в силу п.3.6.4. Административного регламента критерии принятия решения определяются результатами проведенных Комитетом проверок соблюдения проверяемым лицом обязательных требований.

Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является оформление и вручение (направление) предписания, составление протокола об административном правонарушении, направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопроса о возбуждении производства по признакам состава уголовно наказуемых деяний (п.3.6.6 Административного регламента).

То есть, способы реагирования на выявленные нарушения являются альтернативными и применяются лицом, проводящим проверку в соответствии с вышеуказанными критериями.

Как следует из представленных административным истцом документов, по результатам проверки исполнения требований предписания (ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором вынесено предписания (ЭА) от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.4.1 Административного регламента текущий контроль за исполнением государственной функции осуществляется постоянно в процессе исполнения государственной функции председателем Комитета, его заместителями, начальником инспекционного отдела, начальником сектора экономического анализа и контроля жилищно-коммунальных платежей, начальником отдела информационно-аналитического обеспечения в части возложенных полномочий, а также должностными лицами Комитета, уполномоченными распоряжением Комитета.

Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения исполнения ответственными должностными лицами Комитета положений настоящего Административного регламента, функции и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений ответственными лицами (п.4.2 Административного регламента).

Согласно п.4.4. Административного регламента проведение проверок полноты и качества исполнения государственной функции осуществляется комиссией, образованной распоряжением Комитета, в соответствии с установленным календарным планом.

Следовательно, поданная ФИО1 жалоба в органы прокуратуры, по существу выражает несогласие заявителя с действиями должностного лица Комитета государственного жилищного надзора <адрес> – государственного жилищного инспектора, соответственно, в силу вышеуказанных положений должна рассматриваться не прокуратурой, а уполномоченными лицами самого Комитета государственного жилищного надзора <адрес> – государственного жилищного инспектора.

Как указано в ч.5 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

При этом, в силу ч.2 ст.26 указанного закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как указано в ч.2 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных положений в их правовой взаимосвязи, в данном случае не применимы положения п.6 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающего запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, так как жалоба на действия уполномоченных лиц, контролирующих действия должностного лица, вынесшего предписание, не подавалась.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, бездействие административных ответчиков по рассмотрению обращения ФИО6 не установлено, основания для принятия мер прокурором отсутствовали.

Ответы на обращения ФИО1 содержат ссылки на нормы права и даны в установленный законом срок, соответственно, действиями административных ответчиков права ФИО1 не нарушены, жалоба направлена для рассмотрения про принадлежности, соответственно, административному истцу не создано препятствий для осуществления прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие административных ответчиков – органов прокуратуры Российской Федерации и его должностных лиц - <адрес>, Всеволожской городской прокуратуры <адрес> и заместителя Всеволожского городского прокурора – ФИО4 в виде непринятия мер реагирования и не рассмотрении по существу обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также действия административных ответчиков по направлению обращения ФИО1 для рассмотрения по существу в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>; признании незаконными действия Всеволожской городской прокуратуры по перенаправлению обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <адрес> с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; признании незаконными действия <адрес> прокуратуры по перенаправлению обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 21.01. 2022 года

Дело а-2362/2022 (47RS0-24)