ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2437/2022 от 24.08.2022 Электростальского городского суда (Московская область)

Дело а-2437/2022

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи К.А. Михайличенко, с участием представителя административных ответчиков по доверенности Серегиной Н.А., при секретаре Горбачук Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чогадзе Заиры Раминовны к ОВМ УМВД России по г.о. Электросталь, УМВД России по г.о. Электросталь Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства,

Установил:

в суд поступил административный иск ФИО1 к ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь, ГУ МВД ФИО2 по ФИО2 о признании незаконным заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административный иск мотивирован тем, что административным истцом было подано заявление в УВМ ГУ МВД ФИО2 по г.о. Электросталь по вопросу приобретения гражданства РФ. Целью обращения являлось урегулирование ее, ФИО1, правового статуса. она, ФИО1, прошла процедуру установления личности как лицо, не имеющее удостоверения личности. ФИО1 получила ответ от исх. о том, что ее заявление снято с рассмотрения. Электростальским городским судом ФИО2 признано незаконным решение ФИО2 по ФИО2 по г.о. Электросталь от и суд обязал ФИО2 по г.о. Электросталь, УВМ ГУ МВД ФИО2 по ФИО2 возобновить рассмотрение заявления, рассмотрев вопрос установления личности иностранного гражданина по существу. административным истцом получено заключение о рассмотрении заявления по существу, составленное начальником ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь, которое она, ФИО1, считает незаконным. В заключении установлена личность административного истца: место рождения, родители, наличие ребенка, состояние в браке, место и время учебы и пр., но неверно установлен и поэтому не урегулирован правовой статус, в результате чего административному истцу рекомендовано обратиться в Грузию – через посольство Швейцарии по поводу оформления гражданства Грузии, либо выехать в Грузию для оформления гражданства Грузии. Между тем, гражданство Грузии ею, ФИО1, не оформлялось, о чем свидетельствует ответ от посольства Швейцарии, полученный от Министерства юстиции Грузии от . Статус гражданина Грузии административный истец не получала. Она, ФИО1, родилась в СССР, как и ее родители, прибыла в РФ в 1999 году к отцу – гражданину бывшего СССР, не имея паспорта. На свидетельстве о рождении отсутствует отметка о принадлежности к гражданству Грузии, либо об оформлении паспорта. В заключении ответчик, не установив правовой статус административного истца – «лицо без гражданства», предложил получить паспорт Грузии. В заключении не указано, на каком основании административный ответчик предлагает оформить гражданство Грузии, а не гражданство ФИО2. Как указывает административный истец, ей работниками паспортной службы ФМС РФ незаконно оформили паспорт РФ, в чем ее вина отсутствует. Поскольку административный истец прибыла в РФ до , ее статус – лицо без гражданства, по мнению истца, она обладает правом на приобретение гражданства РФ по отцу, по мужу и ребенку без выезда из страны и в упрощенном порядке.

Административный истец ФИО1 просит суд: признать незаконным заключение УВМ ГУ МВД ФИО2 г.о. Электросталь от ; обязать ответчика оформить вид на жительство для лица без гражданства и принять документы для приобретения гражданства РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии с п.6 ст.226 КАС РФ, поскольку ее неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Представитель ответчиков ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь, ФИО2 по ФИО2 , ГУ МВД ФИО2 по ФИО2 по доверенностям ФИО7 административный иск не признала, просила в иске отказать по доводам представленных суду письменных возражений. В возражениях указала, что для установления личности ФИО1 отделом по вопросам миграции ФИО2 по г.о. Электросталь были проведены опросы свидетелей и опознание по фотографии. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания личности было составлено заключение об установлении личности иностранного гражданина, согласно которому личность ФИО8, урожденной ФИО1 года рождения, уроженки с Годгадзееби Грузинской ССР, установлена, а также ей рекомендовано обратиться в Секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в РФ в целях получения документа, удостоверяющего личность гражданина Грузии. Процедура установления личности ФИО1 проведена отделом по вопросам миграции ФИО2 по г.о. Электросталь в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с гражданством РФ, в пределах представленных полномочий, в установленный законом срок. Также административный ответчик указал на нарушение административным истцом срока, установленного ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд, поскольку о принятом заключении об установлении личности иностранного гражданина ФИО1 было известно в январе 2022, когда ее пригласили в отдел по вопросам миграции ФИО2 по г.о. Электросталь для вручения копии указанного заключения, от получения которого она отказалась. Впоследствии копия вышеуказанного заключения была направлена почтой . В суд административный истец обратилась .

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В силу п. «а» ст. 5 Федерального закона от № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 32 Федерального закона от № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Статьей 10 Федерального закона от № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В соответствии с пунктом 51 Указа Президента РФ от «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

Согласно ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

Исходя из п. п. 1 - 4 ч. 4 указанной статьи, в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

В соответствии с ч. 12 указанной статьи Закона, если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь с заявлением о признании ее гражданином РФ на основании п. «д» статьи 41.2 Федерального закона от № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», в связи с тем, что она имела паспорт гражданина РФ. Решением ФИО2 по г.о. Электросталь от заявление ФИО1 снято с рассмотрения, как принятое без оснований. Решением Электростальского городского суда ФИО2 от по делу а-1280/2020, с учетом изменений, внесенных судебной коллегией по гражданским делам ФИО2 областного суда от , суд обязал ФИО2 по г.о. Электросталь, ГУ МВД ФИО2 по ФИО2 рассмотреть заявление ФИО1 от о признании ее гражданином РФ в установленном порядке.

Согласно ч. 13 ст. 10.1 Федерального закона от № 115-ФЗ срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае не поступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций ответов на запросы территориального округа федерального округа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.

По рапорту начальника ОВМ ФИО2 срок проведения проверки был установлен – .

Из материалов дела об установлении личности ФИО1, рождения, следует, что: для установления личности ФИО1 отделом по вопросам миграции ФИО2 по г.о. Электросталь были проведены опрос свидетелей и опознание по фотографии. По результатам данных процедур ФИО1 была опознана. Также были проведены соответствующие проверки и направлены запросы, согласно которым: по данным АОСК ГУ МВД ФИО2 по ФИО2 ОСК ФКУ ГИАЦ МВД ФИО2 и ЦКИ ГИАЦ МВД ФИО2 подсистемы «Криминал-И», ИБД-Р, ИБД-Ф ФИО10 (ФИО1) З.Р., судимости не имеет, в розыске не значится, к административной ответственности не привлекалась. Административному выдворению за пределы РФ либо депортации не подвергалась. По данным АС ЦБДУИГ МВД ФИО2 сведений в отношении ФИО10 (ФИО1) З.Р., года рождения, не имеется. При проверке по АС «Российский паспорт» установлено, что сведений в отношении ФИО10 (ФИО1) З.Р., года рождения, не имеется. Однако, имеются сведения о том, что ФИО1, года рождения, документирована паспортами гражданина РФ, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами территорий РФ серии 46 01 (статус «недействительный»; серии 8210 (статус «недействительный»; серии 8210 (статус «недействительный»); серии 72 (статус «недействительный»). Согласно акту изъятия паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ от на основании заключения по результатам проверки УФМС ФИО2 по от произведено изъятие паспорта серии 8210 , выданного ТП УФМС ФИО2 по Республики Дагестан в , оформленного на ФИО1, года рождения, выданного в нарушение установленного порядка.

Административным ответчиком направлен запрос от в Посольство Швейцарии в РФ секцию интересов Грузии на ФИО1, года рождения, о принадлежности к гражданству Грузии. Получен ответ от , что согласно данным Агентства по развитию государственных сервисов Министерства юстиции Грузии, на имя ФИО1, года рождения, информация о выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Грузии и о регистрации на территории Грузии, не найдена. Также получен ответ от о том, что ФИО1 ( год рождения личный ) является гражданкой Грузии (лист дела по установлению личности )

Направлены запросы от в ГБУЗ МО «ЭЦГБ» и ГБУЗ МО «НЦРБ» с целью предоставления информации о наличии медицинской карты ФИО1 Ответы в отдел по вопросам миграции ФИО2 по г.о. Электросталь ФИО2 не поступали. Направлен запрос от в Аккредитованное Образовательное частное учреждение высшего образования «ФИО2 Финансово-юридический университет» с целью подтверждения обучения и факта выдачи диплома. Получен ответ от -ю/1250 о том, что гражданка ФИО1, года рождения, обучалась по очной форме в ФИО2 финансово-юридической академии в период с по ; по окончанию обучения выдан диплом серии ВСГ от . Направлен запрос от в ОВМ МВД ФИО2 по г.о. Кашира о предоставлении информации по факту приобретения гражданства РФ и выдачи паспорта серии 4601 , а также регистрации по месту жительства. Ответ не поступил. Направлен запрос от в Электростальский отдел ЗАГС ГУ ЗАГС ФИО2 о подтверждении акта записи о заключении брака. Получен ответ от -И00996 о том, что имеется актовая запись о заключении брака от между ФИО3 года рождения и ФИО1 года рождения, после заключения брака ФИО1 присвоена фамилия «ФИО10».

Направлен запрос от в Электростальский отдел ЗАГС ГУ ЗАГС ФИО2 для подтверждения акта записи о рождении сына ФИО4, года рождения. Получен ответ от -И00996 о том, что имеется актовая запись о рождении от на имя ФИО4 в графе «отец» указан ФИО3 года рождения, в графе «мать» - ФИО1 года рождения.

По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания личности было вынесено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства , по форме, утвержденной приказом МВД ФИО2 от «Об утверждении формы бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства».

Согласно указанному заключению личность ФИО8, урожденной ФИО1, года рождения, уроженки ССР, была установлена как гражданки Грузии, а также ей было рекомендовано обратиться в Секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в РФ в целях получения документа, удостоверяющего личность гражданина Грузии.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что процедура установления личности ФИО1 проведена отделом по вопросам миграции ФИО2 по г.о. Электросталь в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с гражданством РФ, определяющим основания, условия и порядок приобретения гражданства РФ, в пределах предоставленных полномочий, в установленный законом срок.

Согласно пункту «б» части 4 статьи 41.2 Федерального закона № 62-ФЗ, лицо не признается гражданином РФ, если паспорт гражданина РФ был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина РФ, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином РФ, было известно. Как следует из материалов дела и указано выше, в рамках служебной проверки, проведенной УФМС ФИО2 по по факту документирования ФИО1 паспортом гражданина РФ, выданного ТП УФМС ФИО2 по Республики Дагестан в серия 8210 , было установлено, что паспорт, выданный ФИО1 серии 4601 056061 отделом внутренних дел ФИО2 значится оформленным на гражданина РФ ФИО9, которым в 2005 году было заявлено о его утрате, в связи с этим паспорта гражданина РФ, выданные ФИО1 на основании паспорта, который по учетам значится оформленным на ФИО9, были выданы необоснованно. УФМС ФИО2 по ФИО2 в ФИО2 было произведено изъятие у ФИО1 паспорта РФ.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что в ходе проведенных мероприятий была установлена принадлежность ФИО1 к гражданству Грузии, ФИО2 по г.о. Электросталь обоснованно отказано в признании ФИО1 гражданином РФ в порядке, установленном ст. 41.2 Федерального закона № 62-ФЗ.

Согласно материалам дела об установлении личности следует, что о принятом решении административный истец проинформирована посредством почтовой связи , в суд обратилась . Таким образом, вопреки доводам стороны административного ответчика, суд приходит к выводу, что стороной административного истца трехмесячный срок, установленный ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд не пропущен. Доводы стороны административного ответчика о том, что о результатах проверки ФИО1 была извещена , однако на прием не приходила, а ФИО1 отказалась от получения заключения об установлении личности иностранного гражданина, что отражено в акте, составленном ФИО2 по г.о. Электросталь ФИО2 , судом отклоняются, поскольку доказательств, объективно свидетельствующих об извещении ФИО1 о результатах проверки и необходимости получения заключения ранее в материалы дела не представлены; указанные доводы основываются исключительно на объяснениях стороны административного ответчика.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства по делу, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ФИО1 о признании незаконным заключения ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства , вынесенного в отношении ФИО1, обязании ответчика оформить вид на жительство для лица без гражданства и принять документы для приобретения гражданства.

При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 2.2. ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающее на территории РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке проживания, установленного п. «а» части первой ст. 13 данного Федерального Закона, и без соблюдения условия, установленного п. «в» части первой ст. 13 данного Федерального Закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином РФ, проживающим на территории РФ и имеющем в этом браке общих детей. Также в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, без учета утвержденной Постановлением Правительства РФ квоты, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином РФ, имеющем место жительство в РФ – в субъекте РФ, в котором расположено место жительство гражданина РФ, являющегося его супругом. В соответствии с под. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ без получения разрешения на временное проживание, вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ и постоянно проживающих в РФ.

Таким образом, административный истец ФИО1 не лишена возможности реализации прав на получение гражданства и вида на жительство в РФ в ином порядке, о чем ей разъяснено административным ответчиком в письме от .

Руководствуясь ст. ст. 14,62, 84, 175-180,227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь, ФИО2 по г.о. Электросталь ФИО2 , ГУ МВД ФИО2 по ФИО2 о признании заключения ОВМ ФИО2 по г.о. Электросталь об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства , вынесенного в отношении ФИО1, года рождения, возложении обязанности оформить вид на жительство ФИО1 как для лица без гражданства и принять у нее документы для приобретения гражданства РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО2 областной суд через Электростальский городской суд ФИО2 в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья К.А. Михайличенко

В окончательной форме решение суда принято .

Судья К.А. Михайличенко