Дело №а-2472/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2020 г. <адрес>
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре ФИО4, с участием представителя административного истца ФИО5, представителя Управления имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО6, с извещением представителя Администрации ГОсВД «<адрес>»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя ФИО5 в интересах ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес> о признании отказа в выдаче схемы расположения земельного участка незаконным, обязании выдать схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ :
ФИО5 в интересах ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес> о признании отказа в выдаче схемы расположения земельного участка незаконным, обязании выдать схему расположения земельного участка, указывая, что на основании определения Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-№, согласно которого отказ МКУ «Управления по земельным ресурсам землеустройству города» Администрации <адрес> в выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, пл.510 кв.м. признан незаконным и обязал Администрацию ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес> пл.№ кв.м. Истец снова обратился в МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» Администрации <адрес> с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, площадью 510 кв.м. Уведомлением №.17-МФЦ-№ от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» Администрации <адрес> истцу отказано в предоставлении муниципальной услуге, указав что согласно п.2.6. Административного регламента отсутствует исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, т.е. не предоставлен топографический план и схема расположения, а также имеются разночтения в площади земельного участка: согласно представленным документам площадь 360 кв.м.(межевой план также подготовлен на 360 кв.м.), а в апелляционном определении Верховного суда и заявлении площадь 510 кв.м. Считают такую трактовку обоснования отказа в предоставлении муниципальной услуги явным игнорированием определения Верховного Суда РД от ДД.ММ.ГГГГ и полностью противоречит действующим нормативно-правовым актам. Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории ГОсВД «<адрес>» пунктом 2.6 определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами, для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем. Указывают, что в данный пункт регламента схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не входит в список обязательных документов необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для представления муниципальной услуги. На данное требование имеется прямое указание и в определении Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ Истец и не представлял схему расположения земельного участка, а требовал, чтобы МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» администрации <адрес> само подготовило и выдало утвержденную схему расположения земельного участка. Кроме того ссылаясь на ст.11.10 ЗК РФ, указывают что в данном конкретном случае речь идет об объедении земельного участка в 360 кв.м. с прилегающей к нему территорией площадью 150 кв.м., доводя общую площадь земельного участка до 510 кв.м., практически пользующейся истцом в течении десятилетий. МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» Администрации <адрес>, вместо того чтобы самим подготовить схему расположения земельного участка в соответствии с его основными функциями по эффективному использованию земельного фонда муниципалитета, в целях увеличения земельного налога, занимается наоборот, препятствованием возможному по законному увеличению поступления земельного налога в бюджет муниципалитета. Что касается топографического плана, истец каждый раз план прикладывал. На основании ст.11.10 ЗК РФ, ст.24, 218 КАС РФ, просит суд признать незаконным уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.№ об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ул.М.<адрес> 510 кв.м, обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» Администрации <адрес> выдать схему расположения земельного участка, по вышеуказанному адресу.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании поддержала требования административного иска, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в нем и пояснила, что по документам земельный участок истца 365 кв.м, однако фактически используется 510 кв.м, что отражено в межевом плане который был представлен в Управление.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» Администрации <адрес>ФИО6 требования иска не признал, просил в иске отказать, по основаниям, указанным в оспариваемом уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Представитель заинтересованного лица Администрации ГОсВД <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки в суд не представлено. Суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца, заинтересованного лица, так как их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом, согласно ст.150 КАС РФ, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ранее действующих положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ,утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ. - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ, орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч.1 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.(часть2)
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.(ч.3)
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.(ч.9)
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.(ч.10)
Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, законом предусмотрено разделение компетенции по подготовке схемы расположения земельного участка между исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, с одной стороны, и органами, осуществляющими кадастровый учет, с другой стороны. Кроме того, установлены случаи, когда составление схемы расположения земельного участка является обязанностью самого гражданина.
По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка относится к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Перечень исключений из общего правила и случаи, при которых обязанность по составлению схемы расположения земельного участка может быть возложена на орган, ответственный за кадастровый учет недвижимости, или гражданина перечислены в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Специальными нормами права - пунктами 8, 10, 11, 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ - определено, что в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8).
Согласно п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
Согласно ч.16 вышеуказанной нормы, следует, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;10) наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, не принадлежащих заявителю:
Пунктом 2.6. Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента…», установлены 10 исчерпывающих причин для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно материалам дела, следует, что согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, площадью № кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома стоит на кадастровом учета, сведения об объекте имеют статус «актуальные», граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 принадлежит объект недвижимости, расположенный в <адрес> согласно свидетельства о праве застройки от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности ДД.ММ.ГГГГ г., договора купли-продажи целого домовладения ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что покупатель -ФИО1 купила целое домовладение, расположенного на участке земли мерою 360 кв.м, по <адрес>.
Согласно оспариваемого уведомления начальника Управления МКУ Управление имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.№ФИО7 следует, что в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>»» в отношении земельного участка, расположенного: РД, <адрес> у.№ отказано. Основание для отказа: Согласно п.2.6. Административного регламента отсутствует исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, не представлен топографический план и схема расположения. Имеются разночтения в площади земельного участка. Согласно представленным документам пл.360 кв.м.(межевой план так же подготовлен на 360 кв.м.), а в апелляционном определении Верховного суда и в заявлении площадь 510 кв.м.
Согласно п.2.1 Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ред. от ДД.ММ.ГГГГ «ОБ утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги МКУ <адрес> по земельным ресурсам и землеустройству города», стандарт предоставления муниципальной услуги, наименование муниципальной услуги - "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>".
Пункт 2.2. Наименование органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу.Муниципальная услуга предоставляется: Администрацией городского округа "<адрес>" - в части вынесения результата оказания муниципальной услуги (далее - Администрация).МКУ <адрес> "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" - в части организации работы по предоставлению муниципальной услуги (прием документов от заявителя, рассмотрение документов и выдача результата оказания муниципальной услуги) (далее - Управление).
Пункт 2.3 Результатом предоставления муниципальной услуги, является: Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>", выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п.2.7 регламента, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе: 1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит), 2. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).3. Кадастровые сведения на испрашиваемый земельный участок или земельные участки и смежные с ним земельные участки (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).4. Кадастровый паспорт здания, сооружения или уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (в случае если на земельном участке или земельных участках расположены здания, сооружения).5. Выписка из ЕГРП о правах на здание, сооружение, находящиеся на земельном участке или земельных участках, или уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений о зарегистрированных в ЕГРП правах на указанные здания, сооружения (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).6. Выписка из ЕГРП о правах на образуемый земельный участок или земельные участки или уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений о зарегистрированных в ЕГРП правах на указанный земельный участок или земельные участки (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).7. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в 2 экземплярах, подлинник.
Пункт 3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:прием и регистрацию заявления и приложенных к нему документов;рассмотрение заявления и принятие решения;выдачу (направление) подготовленных документов заявителю.
Из вышеуказанных норм закона, и представленных материалов дела, следует, что закон обязывает гражданина обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка при условии, что земельный участок является его собственностью. Между тем, административный истец требует у Управления выдать схему расположения земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, для последующего его приобретения в свою собственность.
Таким робразом, законом предусмотрено разделение компетенции по подготовке схемы расположения земельного участка между исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления с одной стороны и органами осуществляющими кадастровый учет с другой стороны.
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка относится к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Что установлено и Апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 2.6 Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ред. от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента…» установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Из сопроводительного письма ГАУ МФЦ ДД.ММ.ГГГГ, следует, что все необходимые и надлежащие документы для предоставления муниципальной услуги были представлены.
В том числе межевой план, где в схеме участка, указана его фактическая площадь 510 кв.м., и площадь по документам 360 кв.м.
Таким образом оспариваемый отказ формальный, без учета представленных документов. Наличие разночтения в площади земельного участка, в части принадлежащим по документам и фактически используемого и явилось основанием и необходимостью обращения за предоставлением муниципальной услуги, для оформления прав на весь земельный участок.
При этом ответчиком не указано, каким образом следует устранить основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, для последующего обращения истца.
Изучив вышеприведенные нормы закона и представленные материалы дела, следует, что оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, вынесено по формальным основаниям, незаконно и необоснованно, и нарушает права истца.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод, интересов административного истца;
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Из существа заявленных требований усматривается, что ФИО1 защищает свои права, которые она полагает нарушенными в результате незаконного отказа МКУ Управления по земельным ресурсами и землеустройству города, в результате неисполнения обязанности произвести подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка.
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ, применительно к частям 9, 11 ст. 226 следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Указанная совокупность условий по делу установлено.
Доводы иска об обязании выдать схему расположения земельного участка не входит в компетенцию суда, так как суд не подменяет собой государственные органы на которые законом возложена обязанность по выдаче схему к расположения земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст.226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление представителя ФИО5 в интересах ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес>» Администрации <адрес> о признании отказа в выдаче схемы расположения земельного участка незаконным, обязании выдать схемы расположения земельного участка - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений <адрес>» Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.№ в предоставлении ФИО3 муниципальной услуги: «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить ФИО3 муниципальную услугу: «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Ч.Абдулгамидова
Мотивированное решение составлено 03.11.2020 г.