ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-30/2021ГОДА от 17.05.2021 Архаринского районного суда (Амурская область)

а-30/2021 года

УИД: 28RS-39

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Архаринский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного истца ст. помощника прокурора <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, государственному автономному учреждению <адрес> «Архаринский лесхоз» о возложении обязанности организовать и произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению <адрес> «Архаринский лесхоз», министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> о возложении обязанности произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов, в обоснование заявленных требований с учетом их последующих уточнений указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, в ходе которой установлено, что на территории области полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах возложены на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности области.

В ведении министерства находятся государственные учреждения <адрес>, осуществляющие функции в установленных сферах деятельности. Министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений по охране лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда. На территории <адрес> осуществляют свою деятельность 11 государственных автономных учреждений <адрес> – лесхозы, являющиеся подведомственными министерству учреждениями, в том числе и государственное автономное учреждение <адрес> «Архаринский лесхоз». Строительство пожарных наблюдательных пунктов относится к необходимым мероприятиям, установленным законодательством Российской Федерации. В целях обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров лесхозы обязаны осуществлять строительство наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдения за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие, в том числе перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.

В соответствии с действующим законодательством, территория Архаринского лесничества должна быть обеспечена не менее чем 4 пожарными наблюдательными пунктами, из которых 3 в эксплуатационных лесах Архаринского лесничества и 1 в защитных лесах, согласно расчетам, произведенным по формуле 56119*0,0525/1000 = 2,9 (эксплуатационные леса) и 8813*0,105/1000 = 0,9 (защитные леса). На территории Архаринского лесничества имеется одна пожарно-наблюдательная вышка.

Таким образом, проверкой установлено, что Министерством и подведомственным ему учреждением - ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» не обеспечено надлежащая реализация переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Также, незаконными действиями ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» затронуты права и законные интересы граждан, так как данным экологическим правонарушением нарушено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающею среду, гарантированное им статьей 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» нарушены и требования статьи 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельность народов, проживающих на соответствующей территории.

Просит возложить обязанность на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> организовать проведение государственным автономным учреждением <адрес> «Архаринский лесхоз» противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории ГКУ <адрес> «Архаринское лесничество», <адрес>, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на государственное автономное учреждение <адрес> «Архаринский лесхоз» произвести противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГКУ <адрес> «Архаринское лесничество», <адрес>, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом их последующих уточнений поддержала в полном объеме, дополнений не имеет, полагает, что требования заявлены, обосновано, просит полностью удовлетворить заявленные Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором административные исковые требования.

Административный ответчик министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, заявленные административные исковые требования с учетом последующих уточнений не признало, представило письменные возражения на заявленные требования, из которых следует, что обращаясь с исковым заявлением, прокурор не учел, что меры пожарной безопасности в лесах, определенные статьями 53, 53.1, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, подлежат осуществлению не только органом государственной власти субъекта. Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере лесных отношений, но и лицами, владеющими и пользующимися лесными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, на основании сервитута. В административном исковом заявлении не представлены сведения того, что на территории Архаринского лесничества ни один лесной участок не передан в аренду, в безвозмездное пользование третьим лицам, которые обязаны в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации самостоятельно проводить меры пожарной безопасности в пределах территории лесного участка, находящегося в их пользовании, в том числе, обустраивать пожарные наблюдательные пункты. Считает, что истцом не принято во внимание, что нормативами противопожарного обустройства лесов допускается корреляция норматива строительства пожарных наблюдательных-пунктов, в районах авиационной охраны лесов осуществляется по необходимости с учетом местных условий. Кроме того, пожарные наблюдательные пункты используются для обнаружения лесного пожара и наблюдения за его распространением в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона вне зависимости от погодных условий дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры. Не предусмотрено осуществление мониторинга пожарной безопасности с применением пожарных наблюдательных, пунктов, в труднодоступных местах, территориях, на которых отсутствует развитая, используемая в течение всего пожароопасного сезона, дорожная сеть и водные пути. Считает экономически нецелесообразным обустройство пожарных наблюдательных пунктов на тех территориях лесного фонда Архаринского лесничества, где отсутствует связь, а также, которые являются труднодоступными, в связи с чем, работник лесничества, не сможет даже добраться до пожарного наблюдательного пункта, а в случае возникновения лесного пожара не сможет беспрепятственно выбраться из зоны лесного пожара. Кроме того, обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляется с использованием авиационных средств, т.е. авиационного патрулирования, а также с использованием специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли. При этом авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно. Считает, что нормативными правовыми актами Минприроды России допускается наличие ситуаций, когда осуществление мер пожарной безопасности с применением наземных способов, в том числе с использованием пожарных наблюдательных пунктов представляется невозможным в связи с наличием географических факторов, удаленности лесов и затрудненности доступа к ним наземными способами и в данных случаях необходимо применение исключительно авиационных методов противопожарной защиты лесов. Территория Архаринского лесничества находится, в том числе, и в зоне авиационной пожарной защиты. Территория Архаринского лесничества имеет площадь 904 748 га, из них: зона наземного обнаружения и тушения – 83 204 га, зона авиационного обнаружения и наземного тушения – 58 379 га, зона авиационного обнаружения и тушения – 763 165 га. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что в 2021 году министерством, запланировано выполнение работы по расширению, обеспечению бесперебойного функционирования существующей системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории <адрес> «Лесохранитель». Система автоматически распознает очаг возгорания, информирует оператора о потенциальной опасности, а её использование позволяет снизить количество пожаров ка контролируемой территории. Радиус действия «Лесохранителя» составляет от 35 км, угол обзора 360 градусов. Таким, образом, после установки данных устройств, территория наземного мониторинга Архаринского лесничества будет «покрыта» практически полностью.

Истец также не учитывает, что Правилами тушения лесных пожаров органам государственной власти субъектов Российской Федераций предписано разграничивать методы осуществления мер пожарной безопасности в лесах в зависимости от географического размещения лесного участка, на котором может произойти лесной пожар. Также на территории Архаринского лесничества мониторинг за пожарной обстановкой осуществляется с помощью системы ИСДМ «Рослесхоз» на территории <адрес>. Космический мониторинг ИСДМ «Рослесхоз» это комплекс мероприятий по контролю за пожарами на территории лесного фонда субъекта Российской Федерации с помощью космических спутниковых данных. Данная система позволяет практически в режиме реального времени получать данные о термоточках, возникающих на территории гослесфонда, оперативно реагировать на возгорания, определять площадь природного пожара, скорость его распространения и месторасположения. Кроме системы ИСДМ мониторинг лесных пожаров осуществляется с помощью системы «Каскад» МЧС России. Считает, что положения Нормативов противопожарного обустройства лесов, принятых в 2012 году, предусматривающих возведение пожарных наблюдательных пунктов по всей территории лесничеств, не согласуются с Правилами тушения лесных пожаров, Порядком мониторинга пожарной безопасности, Порядком авиационных работ, Правилами Пожарной безопасности, которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано применять наземные методы мониторинга и тушения лесных пожаров только в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий. Нормативы противопожарного обустройства лесов не учитывают положений других вышеуказанных правовых актов. Заявленные исковые требования создают риски для Российской Федерации в части создания условий для неэффективного расходования средств федерального бюджета, предоставленных Министерству на цели реализации переданных полномочий в сфере лесных отношений, как цели оборудования пожарных наблюдательных пунктов, которые в связи с труднодоступностью, удаленностью лесных участков лесного фонда Архаринского лесничества, отсутствием связи, не будут использованы для осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Оборудование пожарных наблюдательных пунктов в труднодоступных местах может создать также риски для жизни и здоровья работников ГАУ «Архаринский лесхоз», которые должны будут выполнять трудовые обязанности, связанные с осуществлением мер пожарной безопасности в труднодоступных и опасных местах земель лесного фонда Архаринского лесничества в условиях наличия возможности и необходимости осуществления авиационных работ по охране лесов на данных территориях. Просит в удовлетворении заявленных требований, отказать в полном объеме.

Представитель ответчика – министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования, с учетом последующих уточнений не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на заявленные требования, с учетом последующих уточнений в полном объеме, суду пояснила, что противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГАУ <адрес> «Архаринского лесничества», осуществляется министерством в соответствии с требованиями лесного законодательства. Министерством как уполномоченным органом в сфере лесного хозяйства на территории <адрес>, в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, проводится работа по охране лесов от пожаров. Считает, что Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором намеренно упускается из виду, что противопожарное обустройство лесов включает в себя не только строительство, реконструкцию и эксплуатацию вышек, матч, павильонов, но и других наблюдательных пунктов. На территории Архаринского лесничества установлена и уже эксплуатируется система дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель».

В диапазон охвата «Лесохранителя» попадают многие кварталы Архаринского лесничества, не охвачено системой дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории <адрес> «Лесохранитель» остается часть Урильского участкового лесничества на площади наземного обнаружения и тушения 5 164 га, из них: защитные леса – 1 062 га, эксплуатационные – 4 102 га, а также Кундурское участковое лесничество на площади 17 699 га, из них: защитные – 3 959 га, эксплуатационные – 13 740 га. Таким образом, общая площадь наземного обнаружения и тушения не вошедшая в диапазон действующего «Лесохранителя» в защитных лесах составляет 5 021 га, в эксплуатационных – 17 842 га.

В соответствии с подпунктом 8 части 4 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», применив коэффициент для Дальневосточной таежной зоны к вышеуказанным площадям, количество пожарных наблюдательных пунктов: в защитных лесах - 0,5272, что менее 1 штуки; в эксплуатационных лесах - 0,9367, то есть 1 штука. Также на территории Архаринского лесничества осуществляют свою деятельность несколько арендаторов лесных участков и пожарный наблюдательный пункт имеется только у ООО «СМАРТ-АМУР» в Кундурском участковом лесничестве. Все участки, на которых осуществляет деятельность ООО «СМАРТ АМУР» находятся в зоне авиационного мониторинга, и арендаторы в соответствии с требованиями лесного законодательства осуществляют охрану арендованных лесных участков от пожаров самостоятельно. В 2021 году «Лесохранитель» планируется установить в районе населенного пункта Кундур. Камера будет покрывать радиус до 45 км и «закрывать» оставшуюся территорию наземного мониторинга. В настоящее время министерство проводит согласование по выделению дополнительного финансирования на приобретение системы «Лесохранитель» и внесение изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Министерство планирует до конца текущего года приобрести 11 видеокамер для организации дистанционного мониторинга за лесопожарной обстановкой на территории гослесфонда и прилегающей территорией сельскохозяйственной земли и земли иных категорий. Считает, что действия министерства по решению вопросов по охране лесов от пожаров свидетельствуют о надлежащем исполнении переданных полномочий в сфере лесного хозяйства. Система дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель» осуществляет мониторинг на территории лесничества в круглосуточном режиме. Те территории, которые не вошли в зону обслуживания контролируются при патрулировании. Таким образом, утверждение Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о бездействии министерства по противопожарному обустройству лесов полагает несостоятельным. Кроме того, истец обжалует бездействие Министерства в части не обустройства пожарно-наблюдательных пунктов, при этом согласно статьям 218,219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Информацию на требование Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о предоставлении сведений о наличии наблюдательных пунктов на территориях лесничеств, была направлена Министерством еще в апреле 2020 года. Таким образом, о якобы допущенном Министерством нарушении нормативных правовых актов Российской Федерации в части обустройства пожарно- наблюдательных постов прокурору стало известно год назад. Таким образом, полагает, что срок давности по данному спору составляет 3 месяца с момента, когда истцу стало известно о нарушении права. Считает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Просит суд полностью отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика – государственного автономного учреждения <адрес> «Архаринский лесхоз» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения, в письменных возражениях на исковое заявление указал, что обращаясь с исковым заявлением, истец не учел, что меры пожарной безопасности в лесах, определенные статьями 53, 53.1, 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, подлежат осуществлению не только органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере лесных отношений, но и лицами, владеющими и пользующимися лесными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, основании сервитута.

В исковом заявлении не представлены сведения, а также к нему не приложены доказательства, подтверждающие, что на территории Архаринского лесничества ни один лесной участок не передан в аренду, безвозмездное пользование третьим лицам, которые обязаны в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации самостоятельно проводить меры пожарной безопасности в пределах территории лесного участка, находящегося в их пользовании, в том числе обустраивать пожарные наблюдательные пункты. Истцом не принято во внимание, что Нормативами противопожарного обустройства лесов допускается корреляция норматива строительства пожарных наблюдательных пунктов, установленных в подпункте 8 части 4 данных Нормативов из расчета 0,0525 на каждые 1000 га общей площади лесничества в эксплуатационных лесах и из расчета 0,105 на каждые 1000 га общей площади лесничества в защитных лесах при осуществления авиационной охраны лесов в пределах территории лесничества с учетом местных условий. Пожарные наблюдательные пункты используются для обнаружения лесного пожара и наблюдения за его распространением в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры. Не предусмотрено осуществление мониторинга пожарной безопасности с применением пожарных наблюдательных пунктов в труднодоступных местах, территориях, на которых отсутствует развитая, используемая в течение всего пожароопасного сезона дорожная сеть и водные пути. При обустройстве пожарных наблюдательных пунктов на тех территориях лесного фонда Архаринского лесничества, где отсутствует связь, а также которые являются труднодоступными, работник лесничества не сможет даже добраться с пожарного наблюдательного пункта, а в случае возникновения лесного пожара не сможет беспрепятственно выбраться из зоны лесного пожара. Кроме того, обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием используется с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование); с использованием космических средств (специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли) в лесах, расположенных на землях лесного фонда. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно. Кроме того, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в резервных лесах, а также в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, и на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, осуществляется преимущественно с использованием авиационных или космических средств. Нормативными правовыми актами Минприроды России допускается наличие ситуаций, когда осуществление мер пожарной безопасности с применением наземных способов, в том числе с использованием пожарных наблюдательных пунктов представляется невозможным в связи с наличием географических факторов, удаленности лесов и затрудненности доступа к ним наземными способами и в данных случаях необходимо применение исключительно авиационных методов противопожарной защиты лесов. Территория Архаринского лесничества находится, в том числе, и в зоне авиационной пожарной защиты. Истец, обращаясь с исковым заявлением, также не учитывает, что Правилами тушения лесных пожаров органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано разграничивать методы осуществления мер пожарной безопасности в лесах в зависимости от географического размещения лесного участка, на котором может произойти лесной пожаров. Применение наземных сил и средств пожаротушения устанавливается в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий. Следовательно, установление в постановлении губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Зон контроля с разграничением зон наземного и авиационного мониторинга не противоречит нормативным паровым актам Минприроды России. Пожарные наблюдательные пункты как средства обнаружения и тушению лесного пожара имеют значительно меньшую эффективность по сравнению с методами авиационного и космического мониторинга, так как имеют пространственные ограничения получения сведения о площади лесного пожара, динамике его распространения. Считает, что заявленные исковые требования создают риски для Российской Федерации в части создания условий для неэффективного расходования средств федерального бюджета, предоставленных Министерству на цели реализации переданных полномочий в сфере лесных отношений, на цели оборудования пожарных наблюдательных пунктов, которые в связи с труднодоступностью, удаленностью лесных участков лесного фонда Архаринского лесничества, отсутствием связи, не будут использованы для осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Оборудование пожарных наблюдательных пунктов в труднодоступных местах может создать также риски для жизни и здоровья работников ГАУ «Архаринский лесхоз», которые должны будут выполнять трудовые обязанности, связанные с осуществлением мер пожарной безопасности в труднодоступных и опасных местах земель лесного фонда Архаринского лесничества в условиях наличия возможности и необходимости осуществления авиационных работ по охране лесов на данных территориях.

Просит Благовещенскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ГКУ <адрес> «Архаринское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Судом в порядке ст. 150 КАКС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, считая, что ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» допущены нарушения интересов Российской Федерации, выраженные в не проведении необходимых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в виде строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на землях государственного лесного фонда, состоящих в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ) и находящихся на территории Архаринского лесничества, а министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> не обеспечена надлежащая реализация переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Также прокурор считает, что действиями ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» затронуты права и законные интересы граждан, так как данным экологическим правонарушением нарушено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающею среду, гарантированное им статьей 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» нарушены и требования статьи 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельность народов, проживающих на соответствующей территории.

Как следует из материалов дела, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории <адрес>.

В силу ч. ч. 1, 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим на территории <адрес> государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений, в том числе в сфере лесного хозяйства, лесной промышленности, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В силу п. 1.6 Положения в ведении министерства находятся государственные учреждения <адрес>, осуществляющие функции в установленных сферах деятельности.

Согласно п. 3.1.8 Положения министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений по охране лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда.

На территории <адрес> осуществляют свою деятельность 11 государственных автономных учреждений <адрес> – лесхозы, являющиеся подведомственными министерству учреждениями, в том числе и государственное автономное учреждение <адрес> «Архаринский лесхоз».

На основании ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 4 ч. 2, ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р пожарные наблюдательные пункты (вышка, мачта; павильон) являются объектами лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Согласно пп. 1 п. 2 Перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ к мероприятиям по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, зашиты лесов, воспроизводства лесов, лесоразведения относится строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов).

Согласно пп. 11, 12, 13 п. 2 Перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, переданы, в том числе, мероприятия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения, к которым относятся: строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; реконструкция пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

Таким образом, строительство пожарных наблюдательных пунктов, действительно, относится к необходимым мероприятиям, установленным законодательством Российской Федерации. Пожарные наблюдательные пункты являются обязательными объектами лесной инфраструктуры, их строительство, реконструкция и эксплуатация прямо предусмотрены законодательством как необходимая мера по предупреждению лесных пожаров. Нормы вышеуказанного законодательства являются действующими и не отменялись.

В связи с чем, довод представителя ответчика о том, что установка пожарных наблюдательных пунктов является нецелесообразным мероприятием по противопожарному обустройству лесов, а также, что установка пожарных наблюдательных пунктов может быть заменена иными системами дистанционного обнаружения и контроля за лесными пожарами, такими как: аппаратно-программный комплекс «Лесохранитель» (видеокамеры, устанавливаемые на вышках сотовых операторов, которые обеспечивают радиус обзора до 45 км) и системами космического мониторинга: НСДМ - Рослесхоз, ГИС «Каскад», «НИЦ Планета» и установкой ПНП арендаторами является неверным и не основывается на нормах закона, поскольку законодательством не предусмотрена замена пожарных наблюдательных пунктов системой дистанционного обнаружения.

В силу ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесным кодексом Российской Федерации, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие, в том числе, перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.

Согласно п. 2 Плана тушения лесных пожаров на территории ГАУ <адрес> «Архаринское лесничество» на период пожароопасного сезона 2020 года, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем ГАУ <адрес> «Архаринское лесничество», и ДД.ММ.ГГГГ согласованным министром лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, начальник ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» является ответственным должностным лицом за организацию работы по тушению лесных пожаров, работы по наземному мониторингу лесов на территории Архаринского лесничества.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Лесохозяйственный регламент ГАУ <адрес> «Архаринское лесничество» утвержден приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.п. 1.1.1, 1.2.1 Регламента территория лесничества представлена единым массивом протяжённостью с севера на юг - 148 км, с запада на восток -113 км., расположено в юго-восточной части <адрес> на территории Архаринского административного района. <адрес> Архаринского лесничества составляет 887 469 га. В состав структурных подразделений организованного Архаринского лесничества вошло 4 участковых лесничества, из них Татаканское занимает наибольшую площадь – 364 297 га, что составляет 41 %; Архаринское – 131 795 га, что составляет 15 %; Урильское – 126 276 га, что составляет 14 % и Кундурское – 265 101 га, что составляет 30 % соответственно от общей площади лесничества.

В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.

Согласно п.п. 1.1.5 Регламента установлено распределение лесов Архаринского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов и их площади, а именно:

1. Татаканское участковое лесничество 364297 га лесов, из которых 11 072 га защитные леса, 353 225 га эксплуатационные леса;

2. Архаринское участковое лесничество 131 795 га лесов, из которых 5 465 га защитные леса, 126 330 га эксплуатационные леса;

3. Урильское участковое лесничество 126 276 га лесов, из которых 7441 га защитные леса, 118 835 га эксплуатационные леса;

4. Кундурское участковое лесничество 265 101 га лесов, из которых 6880 га защитные леса, 258 221 га эксплуатационные леса;

Таким образом, на территории Архаринского лесничества находится 30858 га защитных лесов и 856 611 га эксплуатационных лесов.

В силу приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория <адрес> относится к перечню Дальневосточных таежных районов.

Кроме того, п. 1.1.4 Регламента установлено, что территория Архаринского лесничества отнесена к таёжной лесорастительной зоне Дальневосточного таёжного района.

Нормативы противопожарного обустройства лесов на 1 000 га, утверждены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные нормативы предусматривают расчет необходимого количества пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) от общей площади защитных и эксплуатационных лесов, находящихся на территории соответствующего лесничества.

На основании пункта 4 Приказа Рослесхоза строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.

Пунктом 6 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.

В силу пункта 11 данного Порядка, обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование) осуществляются в зоне осуществления лесоавиационных работ, а также, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров..

Также пунктами 13 и 15 данного Порядка установлено, что обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием космических средств (специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли) осуществляется в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

В зоне контроля лесных пожаров обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляются с использованием космических средств. При этом полученные с использованием космических средств сведения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия в области лесных отношений, могут быть уточнены с использованием авиационных или наземных средств.

Пунктом 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно.

Кроме того, пунктами 5 и 6 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара. В районе применения авиационных сил и средств пожаротушения могут устанавливаться зоны контроля лесных пожаров.

Районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.

Таким образом, исходя из совокупности указанных норм, следует, что обнаружение лесных пожаров и наблюдение за ними с использованием пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляется на территории государственного лесного фонда, относящейся к наземной зоне охраны лесов. Для территории государственного лесного фонда, относящейся к авиационной зоне контроля и зоне космического мониторинга принимаются иные способы обнаружения и наблюдения за лесными пожарами.

Согласно информации министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наземная зона охраны лесов Архаринского лесничества по целевому назначению делится на эксплуатационные леса – 56 119 га, защитные леса – 8 813 га.

В силу Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория <адрес> относится к перечню Дальневосточного таежного района.

В силу п.п. 8 ч. 4 Приказа Дальневосточный таежный район эксплуатационных лесов обеспечивается пожарными наблюдательными пунктами (вышками, мачтами, павильонами и другими наблюдательными пунктами) из расчета 0,0525 каждые 1 000 га общей площади лесничества в эксплуатационных лесах и из расчета 0,105 каждые 1 000 га общей площади лесничества в защитных лесах.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что территория Архаринского лесничества должна быть обеспечена не менее чем 4 пожарными наблюдательными пунктами, из которых 3 в эксплуатационных лесах Архаринского лесничества и 1 в защитных лесах, согласно расчетам, произведенным по формуле 56 119*0,0525/1000 = 2,9 (эксплуатационные леса) и 8 813*0,105/1000 = 0,9 (защитные леса).

По этим же основаниям доводы представителя ответчика об отсутствии необходимости производить строительство пожарно-наблюдательных пунктов в связи с тем, что в наземной зоне осуществляется наземное патрулирование по утвержденным маршрутам патрулирования и согласно класса пожарной опасности, суд находит необоснованными.

Согласно информации Министерства от ДД.ММ.ГГГГ на территории Архаринского лесничества имеется одна пожарно-наблюдательная вышка.

Также информацией ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на территории Архаринского лесничества в Кундурском участковом лесничестве имеется одна пожарно-наблюдательная вышка.

Кроме того, п. 4 Плана тушения подтверждается то, что на территории Архаринского лесничества в Кундурском участковом лесничестве имеется одна пожарно-наблюдательная вышка.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> и подведомственным ему учреждением ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» не обеспечена надлежащая реализация переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Также, незаконными действиями ответчиков затронуты права и законные интересы граждан, так как данным экологическим правонарушением нарушено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающею среду, гарантированное им статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, нарушены требования статьи 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельность народов, проживающих на соответствующей территории.

Рассматривая доводы представителя ответчика министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> о пропуске административным истцом трехмесячного срока на обращение с настоящим административным исковым заявление, суд приходит к следующему.

Представитель ответчика министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности, заявляя о пропуске трехмесячного срока на подачу административного искового заявления в порядке ст. 218,219 КАС РФ полагает, что административный истец обжалует бездействие Министерства в части не обустройства пожарных наблюдательных пунктов.

Согласно ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно административному исковому заявлению и последующих уточнений, Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению <адрес> «Архаринский лесхоз», министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> о возложении обязанности произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов. Из данного иска не следует, что прокурор обращается с требованиями об оспаривании бездействия министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности, в связи, с чем доводы представителя ответчика министерства лесного хозяйства о пропуске трехмесячного срока на подачу административного искового заявления, являются не состоятельными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда в случае удовлетворения административного иска должна содержать, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.

Учитывая, что обязанности произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов должны быть исполнены ответчиками, заявленный прокурором срок для исполнения решения суда суд находит разумным, достаточным и в этой части требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, государственному автономному учреждению <адрес> «Архаринский лесхоз» о возложении обязанности организовать и произвести противопожарное обустройство лесов путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Возложить обязанность на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> организовать проведение государственным автономным учреждением <адрес> «Архаринский лесхоз» противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории ГКУ <адрес> «Архаринское лесничество» <адрес>, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на государственное автономное учреждение <адрес> «Архаринский лесхоз» произвести противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГКУ <адрес> «Архаринское лесничество», <адрес>, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Лобань

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.