ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-320-2018 от 28.03.2018 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу а-320-2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 28 марта 2018 года

Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Белоцерковской Л.В., с участием старшего помощника прокурора <адрес>Власенко А.Б., представителя административного ответчика Администрации МО <адрес> по доверенности Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия в сфере градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия в сфере градостроительной деятельности, в котором указано, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Б. о несогласии с решением администрации района об отказе в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

Установлено, что постановлением администрации Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указанному лицу предварительно согласовано предоставление земельного участка в кадастровом квартале 23:10:0601001 площадью 15674 кв.м., находящегося в государственной собственности из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения по адресу <адрес>, площадь Привокзальная -В, с видом разрешенного использования «склады».

Во исполнение п.2 указанного выше постановления Б. обеспечено выполнение кадастровых работ, по результатам которых установлены границы испрашиваемого земельного участка, и ему присвоен кадастровый .

Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления Б. о предоставлении земельного участка в аренду с торгов, администрацией района указанному лицу отказано в проведении торгов, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601001:772 не определены предельные параметры разрешенного строительства (письмо администрации района от ДД.ММ.ГГГГ), а также в связи с тем, что установленные для указанного объекта Правилами землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения категории разрешенного использования земельного участка не соответствуют видам разрешенного использования, установленным Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения.

В соответствии с пп.3 п.8 ст.39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Согласно ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно ч.ч.2,3 ст.23 ГрК РФ, подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в указанных информационных системах, а также в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий.

Согласно ч.ч.2,6 ст.30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.3 ст.31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно п.1 ч.2 ст.33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона органом местного самоуправления муниципального района, реализующим в соответствии с п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» полномочия в сфере градостроительства, до настоящего времени Правила землепользования и застройки администрации Старовеличковского сельского поселения, утвержденные решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, не приведены в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения.

О необходимости проведения документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований <адрес>, в том числе Старовеличковского сельского поселения, в соответствие с требованиями закона управление градостроительства и благоустройства администрации района неоднократно сообщало главе района (служебные записки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Также прокуратурой района в представлении от ДД.ММ.ГГГГ указывалось о необходимости приведения Правил землепользования и застройки поселений в соответствие с Генеральными планами поселений. Более того, на основании приказа руководителя Департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения управлением градостроительства и благоустройства администрации района законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой составлен акт , в котором в том числе указано на несоответствие документов территориального планирования требованиям закона.

Согласно ст.128 ч.3, ст.129 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с ч.2 ст.15, ч.2 ст.22 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и аренду.

Несоответствие документов территориального планирования и градостроительного зонирования Старовеличковского сельского поселения <адрес> создает предпосылки необоснованного отказа в предоставлении земельных участков на территории муниципального образования в аренду, собственность неопределенному кругу лиц, что в свою очередь нарушает один из приоритетных принципов земельного законодательства, установленный в п.11 ч.1 ст.1 ЗК РФ, а именно сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 КАС РФ, дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор <адрес> просит суд:

1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по неприведению Правил землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения, утвержденных решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения.

2) Обязать администрацию муниципального образования <адрес> привести Правила землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения, утвержденные решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения, в том числе рассчитать и выделить на указанные цели соответствующие денежные средства.

В судебном заседании прокурор Власенко А.Б. поддержал доводы и требования указанные в административном исковом заявлении, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МО <адрес> по доверенности Н. фактически при вынесении решения по делу полагался на усмотрение суда, при этом поддержал письменные доводы указанные в пояснениях на административное исковое заявление, пояснил, что при выделении денежных средств будут проведены мероприятия по внесению изменений в документы территориального планирования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения Б. о несогласии с решением администрации района об отказе в проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указанному лицу предварительно согласовано предоставление земельного участка в кадастровом квартале 23:10:0601001 площадью 15674 кв.м., находящегося в государственной собственности из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения по адресу <адрес>, площадь Привокзальная -В, с видом разрешенного использования «склады».

Во исполнение п.2 указанного выше постановления, Б. обеспечено выполнение кадастровых работ, по результатам которых установлены границы испрашиваемого земельного участка, и ему присвоен кадастровый .

В свою очередь, по результатам рассмотрения заявления Б. о предоставлении земельного участка в аренду с торгов, стороной административного ответчика отказано в проведении торгов, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601001:772 не определены предельные параметры разрешенного строительства (письмо администрации района от ДД.ММ.ГГГГ), а также в связи с тем, что установленные для указанного объекта Правилами землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения категории разрешенного использования земельного участка не соответствуют видам разрешенного использования, установленным Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения.

Согласно пп.3 п.8 ст.39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Согласно ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.18 ГрК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно ч.ч.2,3 ст.23 ГрК РФ, подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в указанных информационных системах, а также в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий.

Согласно ч.ч.2,6 ст.30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно ч.3 ст.31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно п.1 ч.2 ст.33 ГрК РФ, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.

В нарушение вышеуказанных требований закона, стороной административного ответчика, реализующим в соответствии с п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» полномочия в сфере градостроительства, до настоящего времени Правила землепользования и застройки администрации Старовеличковского сельского поселения, утвержденные решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, не приведены в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения, при этом о необходимости проведения документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований <адрес>, в том числе Старовеличковского сельского поселения, в соответствие с требованиями закона управление градостроительства и благоустройства администрации района неоднократно сообщалось главе района (служебные записки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Также прокуратурой <адрес> в представлении от ДД.ММ.ГГГГ указывалось о необходимости приведения Правил землепользования и застройки поселений в соответствие с Генеральными планами поселений. Более того, на основании приказа руководителя Департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения управлением градостроительства и благоустройства администрации района законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой составлен акт , в котором в том числе указано на несоответствие документов территориального планирования требованиям закона.

Согласно ст.128 ч.3, ст.129 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно ч.2 ст.15, ч.2 ст.22 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и аренду.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При указанных обстоятельствах, на сторону административного ответчика законодательством возложена обязанность по приведению Правил землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения, утвержденных решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения и в судебном заседании установлено, что на момент проведенной вышеуказанной проверки, сторона административного ответчика бездействует в данной сфере правоотношений, что в свою очередь создает предпосылки необоснованного отказа в предоставлении земельных участков на территории муниципального образования в аренду, собственность неопределенному кругу лиц, что в свою очередь нарушает один из приоритетных принципов земельного законодательства, установленный в п.11 ч.1 ст.1 ЗК РФ, а именно сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, в связи с чем, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1) Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по неприведению Правил землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения, утвержденных решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения.

2) Обязать администрацию муниципального образования <адрес> привести Правила землепользования и застройки Старовеличковского сельского поселения, утвержденные решением Совета Старовеличковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Генеральным планом Старовеличковского сельского поселения, в том числе рассчитать и выделить на указанные цели соответствующие денежные средства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.