ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3794/202111МА от 11.03.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-3794/2021 11 марта 2021 года

47RS0-75

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО4,

 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, главе администраторами МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ФИО9 о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой документарной, выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, ул. в отношении ФИО2

По результату проведении плановой документарной составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства №В-45/4.4-63 от ДД.ММ.ГГГГ в котором установлено, что правообладатель использует данный металлический забор для ограждения своего участка. По результатам обмера Участка установлено, что юго-восточная граница земельного участка выходи за юридические границы, самовольно занимаемая территория составляет 41 кв.м. Увеличение площади земельного участка произведено за счет земель собственность на которые не разграничена; северная граница земельного участка выходи за юридические границы, самовольно занимаемая территория составляет, 1 кв.м. Увеличение площади земельного участка произведено за счет земель собственность на которые не разграничена; <адрес> пользования составляет 1032 кв.м, что на 42 кв.м, больше юридической площади земельного участка.

ФИО2 указывает, что одним из требований, отраженных в постановлении является проведение проверки в отношении ФИО2, полагает, что из данных требований административного ответчика усматривается вмешательство в личную жизнь и преследование ФИО2, что недопустимо в силу закона.

По мнению ФИО2 администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не установлено, на каком земельном участке (с указанием его характеристик, кадастрового номера) ФИО2 самовольно заняла часть земельного участка.

Административный истец считает, что действия администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> по факту проведенной плановой документарной, выездной проверки являются незаконными, нарушают требования законодательства, в связи с чем просит суд:

- признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой документарной, выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, ул. в отношении ФИО2.

В настоящее судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, путем направления судебной повестки регистрируемыми почтовыми отправлением 18864056158479, которое ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату, смс-извещением, доставленным ДД.ММ.ГГГГ, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал заявленные уточненные административные исковые требования.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь в том числе на пропуск административным истцом процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным иском.

Административный ответчик – глава администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ФИО9 представил заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии с положениями ст.ст.150, 226 КАС РФ приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, так как их явка не была признана судом обязательной.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1). Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч.2).

Согласно абз. «2» ч.3 ст.72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений. Аналогичное положение содержится в п.2 ст. 4 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз.

В соответствии со ст.5 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз к полномочиям органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля относятся: 1) организация и осуществление муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования <адрес>; 2) разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим областным законом; 3) организация и проведение в установленном порядке мониторинга эффективности муниципального земельного контроля, показатели и методика проведения которого утверждаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления; 4) ведение учета информации о неосвоении на территории <адрес> земельных участков их собственниками, землевладельцами и пользователями в течение трех лет, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 5) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.

Статьей 6 указанного Закона установлено, что проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения проверок, утвержденными руководителем органа муниципального земельного контроля (далее - ежегодный план муниципальных проверок).

Частью 3 ст.6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз установлено, что основанием для включения в ежегодный план муниципальных проверок проверки в отношении земельных участков, находящихся во владении и (или) пользовании у граждан, органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления, является истечение трех лет со дня: 1) возникновения права на земельный участок; 2) окончания проведения последней проверки.

Статьей 7 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля. Проверка проводится должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля. В распоряжении о проведении проверки указываются: 1) наименование органа муниципального земельного контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должность должностного лица (должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование органа государственной власти <адрес>, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество гражданина, в отношении которых проводится проверка (юридический и фактический адреса их места нахождения, осуществления деятельности, проживания); 4) правовые основания проведения проверки; 5) дата начала и окончания проведения проверки. О проведении проверки органы государственной власти <адрес>, органы местного самоуправления, граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

В силу п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся место осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения

Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Частью 2 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ предусмотрено, что уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Советом депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> принято решение ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации администрации МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>.Советом депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение , согласно п.1.13 которого внесены изменения в ч.1 ст.20 устава МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>: исполнение полномочий администрации МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> возложено на администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.

Советом депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение , согласно п.1.2 которого внесены изменения в ч.1 ст.26 устава МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>: администрация муниципального образования исполняет полномочия администрации муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования, Уставом муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>».

Материалами административного дела установлено, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является собственником земельного участка площадью 990 кв.м., кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес>, уч., о чем в государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации 47-78-12/016/2006-251 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Плану графику проведения плановых проверок граждан на 2020 год, с учетом дополнений (изменений) в план проведения плановых проверок, утвержденных главой администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, ФИО2, являющаяся правообладателем земельного участка, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, уч., в отношении которого осуществляется муниципальный земельный контроль, включена в план проведения проверок на август 2020 года, основание проведения проверки – п.3 ст. 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> принято распоряжение «О проведении плановой документарной, выездной проверки на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, уч.», в соответствии с которым надлежало провести проверку в отношении ФИО2; юридический и фактический адрес места нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления/местожительство гражданина: Россия, <адрес>, уч.. Уполномоченными лицами на проведение проверки назначены ведущие специалисты сектора по муниципальному земельно-экологическому контролю Управления по муниципальному имуществу администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ФИО5, ФИО6, главные специалисты сектора по муниципальному земельно-экологическому контролю Управления по муниципальному имуществу администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ФИО7, ФИО8 Правовые основания проведения проверки: Земельный кодекс РФ; Статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>». Дата начала проведения проверки – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания проведения проверки – ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное распоряжение административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.

Исходя из вышеуказанных норм, администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> уполномочена осуществлять муниципальный земельный контроль в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Оспариваемое распоряжение содержит необходимые сведения и реквизиты, установленные Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз, административным ответчиком соблюдена форма распоряжения.

Из представленных в материалы административного дела документов следует, что ФИО2 была извещена о проведении плановой документарной выездной проверки лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись ФИО2 в расписке к уведомлению № В-45/4.4-63, в котором указано о необходимости ФИО2, лично или в лице представителя, явиться ДД.ММ.ГГГГ к 12 часам 00 минут по адресу месторасположения вышеуказанного земельного участка. Также о проведения проверки административный истец была извещена путем направления уведомления, копии оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением 80089250349929, которое было вручено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Суд признает расписку в получении уведомления (корешок к уведомлению) надлежащим уведомлением, поскольку исходя из буквального толкования, п.6 ст.7 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз не предъявляет требования о направлении гражданину, в отношении которого проводится проверка в рамках муниципального земельного контроля, непосредственно решения (его копии) о проведения такой проверки.

Из этого следует, что административный истец была извещена о проведении в отношении нее проверки заблаговременно и надлежащим образом.

В силу положений ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление с требованиями об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч.1 ст.95 КАС РФ).

Частью 1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

Как указано выше, ФИО2 была извещена о проведении плановой документарной выездной проверки лично ДД.ММ.ГГГГ, следовательно она узнала о вынесении административным ответчиком оспариваемого распоряжения не позднее указанной даты.

С настоящим административным иском ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ посредством направления регистрируемого почтового отправления 19104054007218, которое, согласно штемпелю на почтовом конверте, в указанную дату было сдано в отделение почтовой связи, в то время как последним днем обращения в суд с иском являлось ДД.ММ.ГГГГ Доказательств уважительности причин попуска процессуального срока для обжалования распоряжения администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, который превышает 7 недель, ФИО2 суду не представлено. Вместе с тем, ходатайство о восстановлении процессуального срока стороной административного истца заявлено не было.

Вместе с тем суд не принимает довод административного истца о том, что она узнала о нарушении своих прав на юридической консультации в ООО «Интеграл» ДД.ММ.ГГГГ, ввиду следующего.

Административный истец, а также ее представитель в ходе настоящего судебного разбирательства не оспаривали подлинность подписи и реквизитов, содержащихся на расписке к уведомлению, а также факт получения уведомления, копии оспариваемого распоряжения посредством почтового отправления.

Административный истец не ссылалась на то обстоятельство, что содержащие и значение уведомления, распоряжения о проведении проверки ей не было понятно. Кроме того, ФИО2 также получила копию акта проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №В-45/4.4-63, о чем свидетельствует подпись ФИО2 на стр.3 акта, подлинность которой ФИО2 также не оспаривалась.

При таком положении дела, исходя из законности оспариваемого постановления, принимая во внимание, что ФИО2 пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, в удовлетворении настоящего административного иска ФИО2 надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, главе администраторами МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ФИО9 о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: