Дело №а-397/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 марта 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.,
при секретаре Миграновой Р.К.,
с участием представителя административного истца прокуратуры <адрес> – ФИО1 по служебному удостоверению, представителя административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> – ФИО2 по доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4 по доверенности, представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ФИО5 по доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО6 – ФИО7 по доверенности, представителя УФНС РФ по РБ – ФИО8 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах городского округа <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий,
установил:
И.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах городского округа <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее- ЕГРН) записей о государственной регистрации.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой <адрес> на основании поручения прокуратуры РБ по информации Управления Росреестра по РБ проведена проверка соблюдения кадастровым инженером ФИО3 действующего законодательства.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО9, ФИО10 обратились в офис РГАУ «МФЦ», расположенный по адресу: РБ, <адрес> адрес Управления Росреестра по РБ с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) нежилого здания с кадастровым номером №
На государственную регистрацию вместе с заявлением представлен технический план здания, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в объект недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером ФИО3
Из содержания технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в результате включения помещения с кадастровым номером 02№ в состав здания с кадастровым номером № планируется изменение площади здания с кадастровым номером № 730,1 кв.м. на 805 кв.м.
В связи с внесением изменений в здания с кадастровыми номерами № заявителями в соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ представлены технические планы зданий.
Поскольку изменения в характеристики нежилого здания с кадастровым номером № внесены в связи с исключением помещения с кадастровым номером №5356 из его состава и включением помещения с кадастровым номером № в состав здания с кадастровым номером №, нежилые здания с кадастровыми номерами № и № являются одним зданием.
Для изменения характеристик зданий с кадастровыми номерами № в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требовалась разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на реконструкцию и последующий ввод в эксплуатацию реконструированных объектов недвижимости.
При этом технический план на реконструированный объект недвижимости должен быть составлен кадастровым инженером на основании проектной документации.
Однако заявленные к государственному кадастровому учету нежилые здания не относятся к объектам, перечисленным в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Считает, заявители, не получив соответствующей разрешительной документации, обратился в Управление Росреестра по РБ за осуществлением учетных действий на нежилые здания.
Ссылается на то, что учетно-регистрационные действия государственным регистратором прав ФИО11 по изменению характеристик нежилых зданий с кадастровыми номерами 02:№ осуществлены без учета положений ч. 8 ст. 24, ч.ч. 8, 10 ст. 41 Закона № 218-ФЗ.
Согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № до ДД.ММ.ГГГГ составляла 40 295 673,21 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 37 3425 208,17 руб., следствием чего явилось недопоступление в бюджет налога на имущество физических лиц в 2017, 2018 году, а также угроза недопоступления такого налога за 2019 год.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В связи с этим, указанными незаконными регистрационными действиями нарушаются права и законные интересы публичного образования – городского округа <адрес> в лице Администрации ГО <адрес>.
Административный истец просит признать незаконными действия Управления Росреестра по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей о государственной регистрации:
изменений площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> 1021,9 кв. м. на площадь 947 кв.м.;
- изменений площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> 730,1 кв.м. на площадь 805 кв.м.
Обязать Управление Росреестра по <адрес> восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной 1021,9 кв.м. и площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной 730,1 кв.м.
Представитель административного истца административного истца прокуратуры Октябрьского района города Уфы – ФИО1 в судебном заседании поддержала административный иск в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Башкортостан ФИО2 просит суд принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан ФИО5 просит суд принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4 представитель заинтересованного лица ФИО6 – ФИО7 в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать. Представитель заинтересованного лица ФИО6 – ФИО7 представил возражение.
Представитель заинтересованного лица УФНС РФ по РБ ФИО8 в судебном заседании в удовлетворении иска не возражала.
Государственный регистратор прав ФИО11 заинтересованные лица ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО10 представитель прокуратуры Республики Башкортостан, представитель Минземимущества Республики Башкортостан – в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (www.oktiabrsky.bkr.sudrf.ru.) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд в соответствии с ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении уведомления на предварительное судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии с ч. 1. 2, п. 6 ч. 3 ст. 3 Закона № 218-ФЗ к компетенции орган регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 66 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, в том числе, за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в ЕГРН.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Установленные ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд заявителем не пропущен, поскольку названные незаконные действия Управления Росреестра по Республике Башкортостан выявлены прокуратурой республики в сентябре 2019 года, в связи с чем установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок давности на момент обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
Судом в судебном заседании установлено, что согласно сведениям ЕГРН на учете состоит объект недвижимости с кадастровым номером №, который в настоящее время имеет следующие характеристики:
дата постановки на учет - 01.08.2014г.;
вид объекта недвижимости - здание;
статус - «учтенный»;
назначение — нежилое здание;
адрес — РБ, <адрес>;
родительский объект -№;
сведения о правах и обременениях - нет сведений;
площадь — 947 кв.м.;
количество этажей -3, год -2014;
ранее присвоенные номера — нет сведений;
Согласно сведениям ЕГРН на учете состоит объект недвижимости с кадастровым номером № который в настоящее время имеет следующие характеристики:
дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ;
вид объекта недвижимости — помещение;
статус - «учтенный»;
назначение — нежилое;
адрес — РБ, <адрес>;
родительский объект - №;
сведения о правах - собственность, правообладатель ФИО10 с 10.12.2015г;
сведения об обременениях - нет сведений; площадь — 344,6 кв.м.;
расположение в строении - номер этажа -3, номера на поэтажном плане-
1, 2, 3;
ранее присвоенные номера - нет сведений;
Согласно сведениям ЕГРН на учете состоит объект недвижимости с кадастровым номером №, который в настоящее время имеет следующие характеристики:
дата постановки на учет —ДД.ММ.ГГГГ; вид объекта недвижимости - помещение; статус - «учтенный»; назначение — нежилое; адрес — РБ, <адрес>; родительский объект - №; сведения о правах- собственность, правообладатель ФИО10 с 10.12.2015г;
сведения об обременениях- нет сведений; площадь — 75,1 кв.м.; расположение в строении- номер этажа -2; номера на поэтажном плане-
1, 2, 3;
ранее присвоенные номера - нет сведений;
Согласно сведениям ЕГРН на учете состоит объект недвижимости с кадастровым номером № который в настоящее время имеет следующие характеристики:
дата постановки на учет -ДД.ММ.ГГГГ;
вид объекта недвижимости — помещение;
статус - «учтенный»;
назначение — нежилое;
адрес — РБ, <адрес>;
родительский объект - 02№;
сведения о правах- собственность, правообладатель ФИО6 с 24.12.2014г;
сведения об обременениях- нет сведений; площадь — 527.3 кв.м.:
расположение в строении- номер этажа -1,2; номера на поэтажном
плане-1;
ранее присвоенные номера - нет сведений;
Согласно сведениям ЕГРН на учете состоит объект недвижимости с кадастровым номером 02№, который в настоящее время имеет следующие характеристики:
дата постановки на учет - 01.07.2011г.; вид объекта недвижимости - здание; статус - «учтенный»; назначение — нежилое здание; адрес — РБ, <адрес>; родительский объект -02:№; сведения о правах собственность, правообладатель ФИО9 с 15.12.2006г;
сведения об обременениях - нет сведений; площадь — 805 кв.м.;
количество этажей -3, год строительства -1999; ранее присвоенные номера - нет сведений;
Согласно сведениям ЕГРН на учете состоит объект недвижимости с кадастровым номером №, который в настоящее время имеет следующие характеристики:
дата постановки на учет -ДД.ММ.ГГГГ; вид объекта недвижимости - помещение; статус - «учтенный»; назначение — нежилое; адрес — РБ, <адрес>; родительский объект - №; сведения о правах и обременениях -нет сведений; площадь — 74,9 кв.м.; расположение в строении- номер этажа -1; номера на поэтажном плане-1; ранее присвоенные номера - нет сведений;
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (ОКС), технического плана и проектной документации №-п/2013-опв «Реконструкция магазина с надстроем дополнительных этажей, расположенного по адресу – РБ, <адрес>» осуществлен государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером № площадью 1021,9 кв.м.
Также в ЕГРН имеются актуальные сведения о зарегистрированном праве собственности ФИО6 на нежилое помещение с кадастровым номером №, о зарегистрированном праве ФИО10 на нежилое помещение с кадастровым номером № на нежилое помещение с кадастровым номером №, которые расположены в нежилом здании с кадастровым номером №.
Здание с кадастровым номером № образовано в результате реконструкции здания с кадастровым номером № площадью 138,6 кв.м., которое было зарегистрировано на праве собственности за ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО9, ФИО10 обратились в офис РГАУ «МФЦ», расположенный по адресу: РБ, <адрес> адрес Управления Росреестра по РБ с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) нежилого здания с кадастровым номером №.
На государственную регистрацию вместе с заявлением представлен технический план здания, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в объект недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером ФИО3
Представленный технический план на внесение изменений подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.
Из содержания технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в результате исключения помещения с кадастровым номером № из состава здания с кадастровым номером № планируется изменение площади здания с кадастровым номером 02№ с 1021,9 кв.м. на 947 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился в офис РГАУ «МФЦ», расположенный по адресу: РБ, <адрес> адрес Управления Росреестра по РБ с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) нежилого здания с кадастровым номером №.
Для осуществления государственного кадастрового учета вместе с заявлением представлен технический план здания, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в объект недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером ФИО3
Представленный технический план на внесение изменений подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.
Из содержания технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в результате включения помещения с кадастровым номером 02№ в состав здания с кадастровым номером № планируется изменение площади здания с кадастровым номером 02:№ с 730,1 кв.м. на 805 кв.м.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218 -ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав.
Первичная проверка документов, формирование протоколов и подготовка проектов решения по заявлениям №№ № осуществлена сотрудников Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО12, по указанным учетным делам сформированы решения о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной правовой экспертизы государственным регистратором прав ФИО11 принято решение об учете изменений объектов недвижимости – нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
В связи с государственным кадастровым учетом изменений объекта недвижимости площадь нежилого здания с кадастровым номером № изменена с 1021,9 кв.м. на 947 кв.м., площадь нежилого здания с кадастровым номером № изменена с 730,1 кв.м. на 805 кв.м.
Основанием для государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости – нежилых зданий явились представленные технические планы от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 8, 11 ст. 24, ч. 1, 4 ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № - ФЗ) сведения о здании указываются в техническом плане на основании проектной документации, а также в установленных законом случаях – на основании исполнительной документации, декларации об объекте недвижимости, паспорта, выданного до ДД.ММ.ГГГГ, или акта о приемке в эксплуатацию. Исключение составляют сведения о местоположении здания на земельном участке и площади здания, которые определяются кадастровым инженером самостоятельно.
В соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В связи с внесением изменений в здания с кадастровыми номерами № заявителями в соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ представлены технические планы зданий.
Требования к подготовке технического плана установлены ст. 24 Закона № 218-ФЗ, а также приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Так, в силу ч. 1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера
Согласно ч. 8 ст. 24 Закона № 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона № 218-ФЗ, если законодательством РФ в отношении объектов не предусмотрена подготовка и (или) выдача проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В данном случае к осуществлению учетно-регистрационных действий заявлены нежилые здания, не относящиеся к объектам индивидуального жилищного строительства и садовым домам.
Поскольку изменения в характеристики нежилого здания с кадастровым номером № внесены в связи с исключением помещения с кадастровым номером № из его состава и включением помещения с кадастровым номером № в состав здания с кадастровым номером №, нежилые здания с кадастровыми номерами № являются одним зданием.
Для изменения характеристик зданий с кадастровыми номерами № в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требовалась разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на реконструкцию и последующий ввод в эксплуатацию реконструированных объектов недвижимости.
При этом технический план на реконструированный объект недвижимости должен быть составлен кадастровым инженером на основании проектной документации.
Руководствуясь ч. 10 ст. 41 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ.
Согласно ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является, в том числе, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В ч. 1 ст. 55 ГрК РФ закреплено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является следующим этапом после получения разрешения на строительство (реконструкцию).
Вместе с тем, согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Однако заявленные к государственному кадастровому учету нежилые здания не относятся к объектам, перечисленным в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
В этой связи, в соответствии с п. 12 ч. 3, ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ технический план предоставляется застройщиком для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и является обязательным приложением к такому разрешению.
Согласно ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод в эксплуатацию объекта является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструируемого объекта капитального строительства.
Однако, заявители в рассматриваемом случае, не получив соответствующей разрешительной документации обратились в орган, осуществляющий регистрацию прав за осуществлением учетных действий на нежилые помещения а именно:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО9, ФИО10 обратились с заявлением №, адресованным Управлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) нежилого здания с кадастровым номером №.
Для осуществления государственного кадастрового учета вместе с заявлением представлен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в объект недвижимости с кадастровым номером №, подготовленный кадастровым инженером ФИО3 на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ об изменении площади здания с кадастровым номером № с 1021,9 кв.м на 947 кв.м в результате исключения из его состава объекта недвижимости с кадастровым номером 02:№.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился в с заявлением №, адресованным Управлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) нежилого здания с кадастровым номером №.
Для осуществления государственного кадастрового учета вместе с заявлением представлен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с внесением изменений в объект недвижимости с кадастровым номером № подготовленный кадастровым инженером ФИО3 на основании Декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ об изменении площади здания с кадастровым номером 02№ с 730, кв.м на 805 кв.м, в результате включения помещения с кадастровым номером 02№ в состав здания объекта недвижимости с кадастровым номером №
С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, технические планы от 28.11.2017г, подготовленные кадастровым инженером ФИО3 в связи с внесением изменений в характеристики объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02№ на основании деклараций об объектах недвижимости от 28.11.2017г. подготовлены в нарушение норм действующего законодательства при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию образуемых зданий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ одной из стадий государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, запрос информации о возможной выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию образуемых объектов недвижимости – зданий, государственным регистратором прав в порядке межведомственного взаимодействия не направлен.
Таким образом, учетно-регистрационные действия государственным регистратором прав ФИО11 по изменению характеристик нежилых зданий с кадастровыми номерами № осуществлены без учета положений ч. 8 ст. 24, ч.ч. 8, 10 ст. 41 Закона № 218-ФЗ.
Таким образом, для изменения характеристик зданий с кадастровыми номерами 02:№ в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требовалась разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на реконструкцию и в последующем разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированных объектов недвижимости. Также технический план на реконструированные объекты недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании проектной документации.
В соответствии с ч. 1, 2, п. 6 ч. 3 ст. 3 Закона о регистрации к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем.
В частности, в силу п. 3 ч. 1 ст. 66 Закона о регистрации орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, в том числе, за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в ЕГРН.
Как указано выше, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкцию объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).
Следовательно, государственный кадастровый учет изменений характеристик нежилых зданий с кадастровыми номерами регистрация права собственности на вновь образуемые объекты с кадастровыми номерами № не введенные в эксплуатацию в установленном законом порядке, нарушает права и законные интересы собственников ФИО6, ФИО10, ФИО9 и неопределенного круга лиц в сфере безопасности жизнедеятельности.
Из изложенного следует, что действия Управления Росреестра по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей о государственной регистрации изменений площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> 1021,9 кв. м. на площадь 947 кв.м., - изменений площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> 730,1 кв.м. на площадь 805 кв.м. являются незаконными и соответственно требования прокурора о признании указанных действий незаконными подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 1, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается судом при наличии в совокупности двух условий: если действия публичного органа, должностного лица не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Из п. 1 ч. 2, ч. 9 ст. 227 КАС РФ следует, что возложение судом обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения возможно только в случае признания незаконным решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Учитывая, что действия Управления Росреестра по <адрес> были признаны незаконными, то имеются правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований об обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной 1021,9 кв.м. и площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной 730,1 кв.м..
Довод заинтересованных лиц являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, суд проанализировав нормы права и оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах городского округа <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий - удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по <адрес> по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записей о государственной регистрации:
изменений площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> 1021,9 кв. м. на площадь 947 кв.м.;
- изменений площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> 730,1 кв.м. на площадь 805 кв.м.
Обязать Управление Росреестра по <адрес> восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <адрес> равной 1021,9 кв.м. и площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной 730,1 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан.
Судья А.Ю. Сунгатуллин