ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3982/2021 от 14.12.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело а-3982/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Хулаповой Г.А.

при секретаре судебного заседания – ФИО5

с участием административного истца - ФИО1

представителя административного истца – ФИО6

представителя административного ответчика Администрации <адрес>ФИО8

представителя административного ответчика департамента по делам детей - ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту по делам детей администрации <адрес> Республики Крым, заместителю главы администрации <адрес>ФИО7, заинтересованные лица – ФИО2, ФИО3, о признании незаконным и отмене постановления, -

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении порядка общения бабушки ФИО2 с малолетним внуком ФИО4».

Административный истец ссылается на то, что у администрации <адрес> оснований для вынесения обжалуемого постановления не имелось, поскольку истец препятствий к общению ребенка с бабушкой не создавала. Однако, полагает, что общение с ребенком не означает, что она в обязательном порядке должна отдавать бабушке своего ребенка, и не имеет право присутствовать при их общении. Полагает, что Администрация <адрес> вышла за пределы полномочий, указанных в статье 67 Семейного кодекса РФ и вместо того, чтобы обязать истца, как родителя не препятствовать общению с ребенком, фактически установил порядок общения с ребенком вместе с графиком такого общения, что законом не предусмотрено. Какие либо доказательства того, что Орган опеки и попечительства при Администрации <адрес> направляли в адрес истца уведомления, отсутствуют. Сам же график общения, установленный органом опеки и попечительства установлен без учета мнения, режима административного истца и ребенка. Санитарные условия по месту жительства бабушки не соответствуют требованиям закона.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Департамент по делам детей администрации <адрес> Республики Крым, заместитель главы администрации <адрес>ФИО7, в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО6 требования административного иска поддержали, настаивали на удовлетворении. Административный истец в судебном заседании подтвердила, что в телефонном режиме сообщила сотруднику Органа опеки и попечительства, что не будет давать ребенка бабушке.

Представители административного ответчика Администрации <адрес>ФИО8, представитель департамента по делам детей - ФИО9 против удовлетворения исковых требований ФИО1 возражали. Пояснили, что обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями закона, в соответствии с действующим Регламентом и ст. 67 Семейного Кодекса РФ.

Остальные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения административного иска по существу.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 62 указанного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Согласно части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, должностными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание предполагает равное право и одновременную обязанность родителей.

Согласно части 1 статьи 55 Семейного Кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В соответствии со ст.67 Семейного кодекса Российской Федерации дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Судом установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в департамент по делам детей администрации города было подано заявление об установлении порядка общения с малолетним внуком ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено письмо с просьбой связаться со специалистами Департамента в рамках заявления ФИО2

В рамках подготовки проекта постановления об определении порядка общения бабушки ФИО2 с малолетним внуком ФИО4, главный специалист отдела обеспечения прав ребенка в семье управления по охране прав детства Департамента ФИО9 неоднократно приглашала мать ребенка, административного истца, ФИО1 посетить Департамент, однако она не являлась, объясняя свою неявку загруженностью на сессии в высшем учебном учреждении.

В очередной раз ФИО9 в телефонном режиме ФИО1 матери ребенка было предложено направить на электронную почту Департамента письменное пояснение с предлагаемым ею графиком общения ребенка с бабушкой.

ДД.ММ.ГГГГ на мобильный телефон ФИО9 поступило сообщение ФИО1, в котором она сообщает, что отец водил ребенка к психиатру, поэтому до окончательного решения суда по порядку общения с ребенком, никто из родственников со стороны отца с ребенком общаться не будет, так как она переживает за его состояние.

Указанные обстоятельства административный истец подтвердила в судебном заседании, и пояснила, что она в телефонном режиме сотруднику Департамента отказалась предоставлять ребенка родственникам, что также подтверждается скриншотом СМС переписки и не опровергалось самим административным истцом.

ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> Республики Крым вынесено Постановление «Об определении порядка общения бабушки ФИО2 с малолетним внуком ФИО4», об отмене которого просит административный истец.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление ФИО1 направлено Почтой России.

Согласно пункта 6 части 1 статьи 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления при осуществлении полномочий вправе принимать нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением полномочий, на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

Администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом по делам детей Администрации <адрес> Республики Крым», которым утверждены Административные регламенты, в том числе и Административный регламент предоставления государственной услуги «Определение порядка общения с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников» (далее по тексту - Регламент).

В пункте 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, подлежащих представлению заявителем.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги приведен в п. 2.9 Административного регламента: несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в п. 2.6 административного регламента; обращение не по месту жительства ребенка; отсутствие права у заявителя на получение государственной услуги.

Специалист отдела осуществляет проверку содержащихся и предоставленных заявителем документах сведений и на основании представленных документов готовит проект постановления Администрации <адрес> Республики Крым "Об определении порядка общения с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников" или проект постановления Администрации <адрес> Республики Крым "Об отказе в определении порядка общения с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников".

Таким образом, личного присутствия заинтересованных лиц не требуется.

Согласно пункту 3.2.1. Регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в Администрацию <адрес> Республики Крым заявления. Должностное лицо департамента по делам детей, ответственное за прием и регистрацию документов, производит прием заявления согласно установленной форме и приложенных к нему документов лично от Заявителя:

- устанавливает личность Заявителя (проверяет документ, удостоверяющий его личность);

- принимает документы, проверяет правильность написания заявления и соответствие сведений, указанных в заявлении, паспортным данным;

- проверяет наличие всех необходимых документов, удостоверяясь, что:

а) тексты документов написаны разборчиво;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства ребенка написаны полностью;

в) в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;

г) документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанных в пунктах 2.6.1, 2.6.2 настоящего регламента, должностное лицо департамента по делам детей изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

После сверки копий документов с их подлинными экземплярами ставит отметку о соответствии документов предъявляемым требованиям.

Регистрация заявлений с приложением документов осуществляется в Администрации <адрес> Республики Крым в день их приема или в порядке очередности поступления обращений, но не позднее 3 дней со дня их поступления. Заявление направляется для исполнения в департамент по делам детей.

Критерием принятия решения является наличие заявления и полного пакета документов, обязательных для предоставления государственной услуги (п.3.2.3 Регламента).

Должностное лицо департамента по делам детей проводит проверку сведений, содержащихся в предоставленных Заявителем документах, в течение 2 рабочих дней с момента регистрации заявления гражданина (п.3.3.1 Регламента).

Критерием принятия решения является наличие либо отсутствие правовых оснований для предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными настоящим Административным регламентом (п.3.3.2 Регламента).

Результат административной процедуры: принятие решения о подготовке проекта постановления Администрации <адрес> Республики Крым (п.3.3.3 Регламента).

В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 2 статьи 67 Семейного кодекса Российской Федерации, административным регламентом предоставления государственной услуги «Определение порядка общения с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников», утвержденным постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг департаментом по делам детей Администрации <адрес> Республики Крым», принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении порядка общения бабушки ФИО2 с малолетним внуком ФИО4».

Таким образом, вопреки доводам административного истца, администрацией <адрес> принято обоснованное и законное постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении порядка общения бабушки ФИО2 с малолетним внуком ФИО4».

Административными ответчиками доказано, что обжалуемое решение администрации <адрес> совершено в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, права и свободы истца не нарушаются.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Иск об оспаривании незаконного решения может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Таким образом, руководствуясь ст. 45 КАС РФ в удовлетворении требований ФИО1 следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 176, 178-179, 180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту по делам детей администрации <адрес> Республики Крым, заместителю главы администрации <адрес>ФИО7, заинтересованные лица – ФИО2, ФИО3, о признании незаконным и отмене постановления - отказать.

Меры о приостановлении действия обжалуемого Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении порядка общения бабушки ФИО2 с малолетним внуком ФИО4», наложенные определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Г.А. Хулапова