К делу №а-4193/2022
УИД 23RS0№-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 апреля 2022 г. г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
при секретаре Фисенко А.С.,
с участием помощника прокурора Западного административного округа города Краснодара Пискуновой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указывает, что в результате проверки соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных услуг выявлен факт необеспечения департаментом имущественных отношений Краснодарского края возможности получения заинтересованными лицами государственных услуг в электронной форме, на региональном портале государственных и муниципальных услуг содержалась информация только о 17 из 22 услуг, предоставляемых департаментом. Несмотря на наличие в административных регламентах предоставления государственных услуг возможности их получения в электронном виде, только в отношении 10 предоставляемых департаментом услуг такая возможность обеспечена на Региональном портале.
Учитывая, что департаментом не в полной мере организовано предоставление государственных услуг в электронной форме, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой края руководителю департамента имущественных отношений Краснодарского края внесено представление об устранении нарушений, которое административным ответчиком исполнено не в полном объеме.
В интересах неопределенного круга лиц заместитель прокурора Краснодарского края просит признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в не предоставлении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:
предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;
рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Просит обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:
предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных шастков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся з компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;
рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
В судебном заседании помощник прокурора Западного административного округа г. Краснодара Пискунова М.Б. в порядке поручения доводы поданного административного иска поддержала и настаивала на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что департаментом приняты меры к устранению нарушений.
Представитель заинтересованного лица Департамента информатизации и связи Краснодарского края, будучи извещенным о дате и времени судебного разбирательства в соответствии со ст. ст. 96,99 КАС РФ, в суд не явился.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокуратурой Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных услуг, в ходе которой выявлен факт необеспечения Департаментом имущественных отношений Краснодарского края возможности получения заинтересованными лицами государственных услуг в электронной форме.
Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на Региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - Региональный портал, epgu.krasnodar.ru) содержалась информация только о 17 из 22 услуг, предоставляемых Департаментом, включенных в Перечень государственных услуг (функций) Краснодарского края, утвержденный приказом департамента информатизации и связи края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Перечень), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал, www.gosuslugi.ru) - только 13.
Также, несмотря на наличие в административных регламентах предоставления государственных услуг возможности получения их результата в электронном виде, только в отношении 10 предоставляемых Департаментом услуг такая возможность обеспечена на Региональном портале.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается их предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя является одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Статьей 5 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено право заявителя на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги (п. 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме (п. 2); получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом (п. 3).
Данному праву корреспондирует закрепленная в пунктах 1 и 2 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ обязанность органа предоставлять услуги в соответствии с административными регламентами, обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.
В силу части 2, пункта 1 части 3 статьи 21 Федерального закона №210-ФЗ Единый портал является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление заявителям сведений о государственных услугах и доступ к ним в электронной форме. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1(1) Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставление услуг посредством Единого портала осуществляется на основе сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг функций)» (далее - Федеральный реестр). В соответствии с п. 2 Правил ведения Федерального реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Постановление №), формирование в Федеральном реестре сведений об услугах и органах (организациях), предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 2 Положения о Федеральном реестре, осуществляют, в том числе, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные органы, должностные лица и организации, уполномоченные на предоставление соответствующих услуг.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 раздела II Порядка формирования и ведения реестра государственных услуг (функций) Краснодарского края в электронном виде с использованием региональной государственной информационной системы «Реестр государственных услуг (функций) Краснодарского края», утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (далее - Постановление №).
Постановлением № и Постановлением № утверждены перечни сведений об услугах, размещаемых на Едином и Региональном порталах.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований Департаментом не в полной мере организовано предоставление государственных услуг в электронной форме.
Указанные нарушения послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой края руководителю Департамента представления об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных услуг. По результатам рассмотрения представления требования прокуратуры края удовлетворены, однако меры, направленные на устранение нарушений, Департаментом приняты не в полном объеме.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении представления Департаментом из 22 предоставляемых государственных услуг в отношении 11 осуществляются мероприятия по обеспечению перевода услуг в электронный вид.
Ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры края сообщено, что в настоящее время в отношении 6 государственных услуг продолжают осуществляться мероприятия по обеспечению перевода услуг в электронный вид.
В соответствии с информацией Департамента от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры края, до настоящего времени не обеспечен перевод в электронный вид следующих государственных услуг:
предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам (далее - Услуга 1);
принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - Услуга 2);
- предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов (далее - Услуга 3).
При этом, в соответствии с разделом 3.18 «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме» административного регламента Услуги 1, утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале (п. 3.18.2). Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.18.6).
Согласно аналогичному разделу административного регламента Услуги 2 (п. 3.14), утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале, официальном сайте департамента (п. 3.14.2). Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.14.6).
В соответствии с тем же разделом административного регламента Услуги 3 (п. 3.18), утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале, официальном сайте департамента (п. 3.18.2). Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.18.6).
До настоящего времени так же не обеспечен перевод в электронный вид государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, административный регламент которой утвержден приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент). Так, п. 3.7.2 Регламента предусмотрено, что информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале, сайте департамента. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.7.6).
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Л"9 345 (далее - Положение), Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности края. Также согласно п. 3.2 Положения одной из функций Департамента является осуществление от имени Краснодарского края в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В результате неисполнения Департаментом предоставленных полномочий нарушены интересы неопределенного круга лиц на получение государственных услуг в электронной форме, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности государственных услуг.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ суд приходит к выводу об обоснованности административного иска, следует признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в не предоставлении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:
- предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;
рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
В соответствии с ч. 9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц обязать департамент обеспечить предоставление посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействия незаконным- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в не предоставлении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:
предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;
рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:
предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных шастков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся з компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;
рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их представители, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: