Дело №а-4274/18 31 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного казенного учреждения «Управление строительства <адрес>» к администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> о признании действий незаконным, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение «Управление строительства <адрес>» (ГКУ «УС ЛО») обратилось в суд с требованиями о признании действий администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> (администрация МО Сертолово) по отказу в принятии восстановительной стоимости зеленых насаждений в размере 4856073,60 рублей за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №, незаконными и обязании администрацию МО Сертолово принять от ГКУ «УС ЛО» восстановительную стоимость зеленых насаждений в размере 4856073,60 рублей за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером № выставив счет на оплату восстановительной стоимостизеленых насаждений в размере 4856073,60 рублей за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии с адресной инвестиционной программой за счет средств областного бюджета на 2018 год выполняет функции государственного заказчика по проектированию объекта: «<адрес> детской больницы с поликлиникой, <адрес>», расположенного на земельном участке с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «УС ЛО» и ООО «ТеплоСфера» заключен государственный контракт № на выполнение строительно-монтажных работ по указанному объекту.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок принадлежит <адрес> и находится в ведении <адрес> комитета по управлению государственным имуществом, с которым у ГКУ «УС ЛО» заключен договор № безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 11 месяцев для осуществления строительства областной детской больницы с поликлиникой. На территории земельного участка имеются зеленые насаждения, подлежащие сносу в связи со строительством объекта. Согласно Акту комиссионного обследования зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ вырубке подлежат 4946 единиц деревьев, сумма восстановительной стоимости, которая подлежит оплате, составляет 4856073,60 рублей.
Согласно письму заместителя Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия Минобороны России по распоряжению (и использованию) указанным земельным участком и расположенными на нем зелеными насаждениями, ранее находившимися на балансе Морозовского лесничества Минобороны – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, прекращены в пользу муниципального образования. Документированная информация из сведений государственного лесного реестра в отношении военных лесов, расположенных на земельном участке исключена.
На основании Постановления <адрес>№-пг от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения и размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территориях городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>» восстановительная стоимость подлежит оплате в бюджет МО Сертолово, однако на соответствующее заявление ГКУ «УС ЛО» администрация МО Сертолово ответила отказом со ссылкой на отсутствие правового основания.
Считая отказ незаконным, ГКУ «УКС ЛО» обратилось с настоящими требованиями в суд.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме, по мотивам, изложенным в административном иске, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, возражая против удовлетворения требований указала, что в бюджетном учете МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> на соответствующих счетах нефинансовых активов зеленые насаждения, произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 47:08:0103002:1089, не учтены и в установленном порядке МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> не передавались. Поскольку лесные участки на территории МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> в реестре муниципальной собственности МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> не числятся, органы местного самоуправления Сертолово государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов не наделялись, администрация МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> полагает, что правовые основания принятия от ГКУ «УС ЛО» восстановительной стоимости зеленых насажден не имеется.
Представитель заинтересованного лица – ЛОГКУ «Управление лесами <адрес>» в судебном заседании пояснил, что исходя из материалов лесоустройства, являющихся частью государственного лесного реестра и содержащих в силу ст.91 Лесного кодекса РФ документированную информацию о составе и границах земель лесного фонда и материалов публичной кадастровой карты, участок с кадастровым номером 47:08:0103002:1089 в категорию земель лесного фонда не входит.
Представитель заинтересованного лица – ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому полагает, что судебным актом по рассматриваемому спору имущественные интересы учреждения не затрагиваются, поскольку на земельный участок с кадастровым номером47:08:0103002:1089 зарегистрировано право собственности <адрес>.
Представитель заинтересованного лица –Комитета по природным ресурсам <адрес> в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому земельный участок с кадастровым номером47:08:0103002:1089 относится к землям населенных пунктов <адрес>, вопросы, связанные с вырубкой древесно-кустарниковой растительности на территории данного земельного участка и реализация древесины, полученные в результате такой вырубки, не регулируются лесным законодательством и не относятся к полномочиям Комитета.
Представитель заинтересованного лица –Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации – в судебное заседание также не явился, о слушании дела извещен, его явка не была признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований ГКУ «УС ЛО», исходя из следующего.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями(включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего( далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что ГКУ «УС ЛО» выполняет функции государственного заказчика по проектированию объекта: «<адрес> детской больницы с поликлиникой, <адрес>», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:08:0103002:1089.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:1089 принадлежит <адрес>.
02.06.2017г. между <адрес> комитетом по управлению государственным имуществом и, ГКУ «УС ЛО» заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 47:08:0103002:1089 для осуществления строительства областной детской больницы с поликлиникой.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «УС ЛО» и ООО «ТеплоСфера» заключен государственный контракт № на выполнение строительно-монтажных работ по указанному объекту.
Границы <адрес> установлены генеральным планом муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденным решением совета депутатов МО Сертолово от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).
Земельный участок с кадастровым номером 47:08:0103002:1089 относится к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для размещения областной детской больницы с поликлиникой».
На территории указанного земельного участка имеются зеленые насаждения, подлежащие сносу в связи со строительством областной детской больницы с поликлиникой.
Согласно составленному администрацией МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> с участием представителя ГКУ «УС ЛО» акту комиссионного обследования зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом акта натурного технического обследования участка лесов № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Озерским участковым лесничеством Морозовского лесничества Министерства обороны – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ, вырубке подлежат 4946 выявленных единиц деревьев.
Согласно расчету восстановительной стоимости от 30.07.2015г. к акту комиссионного обследования зеленых насаждений № сумма восстановительной стоимости определена в 4856073,60 руб. Оценка произведена в соответствии с постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения и размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территориях городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>» и постановлением <адрес>№ от 26.06.2003г. «О размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «УС ЛО» обратилось в администрацию МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении счета на оплату восстановительной стоимости зеленых насаждений в определенном Актом от ДД.ММ.ГГГГ размере
Администрация МО <адрес> своим письмом отДД.ММ.ГГГГ№ ответила ГКУ «УКС ЛО» отказом со ссылкой на отсутствие правовых оснований, поскольку зеленые насаждения, произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 47:08:0103002:1089, в установленном порядке МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> не передавались и в бюджетном учете МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> на соответствующих счетах нефинансовых активов не учтены.
Частью 2 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд находит, что при судебном разбирательстве не нашли своего подтверждения доводы администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> об отсутствии правовых оснований для принятия от ГКУ «УС ЛО» восстановительной стоимости зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке с кадастровым номером 47:08:0103002:1089.
Земельный участок находится в собственности <адрес>, расположен в границах населенного пункта <адрес> муниципального района <адрес> и имеет соответствующую категорию.
Согласно представленной в адрес ГКУ «УС ЛО» Морозовским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Справки «по вопросу вырубки зеленых насаждений в целях строительства объекта здравоохранения «<адрес> детской больницы с поликлиникой в <адрес>» на территории земельного участка с кадастровым номером 47:08:0103002:1089» указанный земельный участок выбыл их состава земель обороны и был передан в муниципальную собственность.
Согласно материалам лесоустройства Морозовского венного лесничества 2003 г. земельный участок расположен в границах 142 квартала Озерского участкового лесничества и учтен в реестре федерального имущества как имущество субъекта Российской Федерации – <адрес>, и не предоставлен на соответствующих правах учреждениям Министерства обороны РФ.
Земельный участок и находящиеся на нем лесные насаждения выбыли из владения Министерства обороны РФ.
В настоящее время организована работа по направлению запроса в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации об исключении документированной информации о военных лесах, произрастающих на указанном земельном участке в порядке, установленном приказом от 11.11.2013г. № Минприроды России.
Минобороны России, полагая лесные насаждения на земельном участке с кадастровым номером № выбывшими из состава военных лесов, не осуществляет препятствий в осуществлении вырубки зеленых насаждений в целях строительства объекта здравоохранения.
В силу ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии положениями ст.261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.
В соответствии со ст.91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно п.п.19 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Постановлением <адрес> от 06.08.1998г. №-пг принято Положение о порядке определения и размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территориях городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>, согласно которому во всех случаях сноса и пересадки деревьев и кустарников, повреждения зеленых насаждений, попадающих под пятно застройки, организации строительства, прокладки инженерных сетей, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений определяется ущерб, наносимый зеленому фонду (восстановительная стоимость) (п.1). За вынужденный снос деревьев и кустарников, связанный с застройкой города, прокладкой подземных коммуникаций, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений и так далее, взыскивается 100% их восстановительной стоимости (п.3.1.) Взыскание восстановительной стоимости зеленых насаждений осуществляется соответствующими органами коммунального хозяйства. Средства, полученные от взыскания восстановительной стоимости зеленых насаждений, вносятся в местные бюджеты и направляются на расширение и восстановление фонда зеленых насаждений (п.13.).
Постановлением <адрес>№ от 26.06.2003г. «О размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>» в целях уточнения размеров восстановительной стоимости зеленых насаждений на территориях городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пг «О порядке определения и размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>» главам муниципальных образований <адрес> при определении размеров восстановительной стоимости зеленых насаждений на территориях муниципальных образований рекомендовано руководствоваться настоящим постановлением.
Тот факт, что в соответствии с материалами лесоустройства Морозовского лесничества филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России земельный участок с кадастровым номером № входит в состав кварталов 142 и 145 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества, сам по себе не является безусловным подтверждением отсутствия у органов местного самоуправления полномочий по принятию восстановительной стоимости зеленых насаждения, находящихся в границах населенного пункта <адрес>.
Анализ вышеприведенных норм права в совокупности с представленными доказательствами о правообладателе, категории и разрешенном использовании земельного участка, фактическими обстоятельствами дела позволяют сделать вывод об обоснованности заявленных КУ «УС ЛО» в рамках настоящего дела требований и незаконности действий администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> по отказу в принятии восстановительной стоимости зеленых насаждений в размере 4856073,60 рублей за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №
Земельный участок с кадастровым номером № с произрастающими на нем зеленым насаждениями в ведении Министерства обороны России не находится и прав в отношении зеленых насаждений на указанном земельном участке им не заявляется.
Расчет и принятие восстановительной стоимости зеленых насаждений в границах населенного пункта поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления такого поселения, отказ администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> в принятии восстановительной стоимости земельных насаждений на земельном участке с кадастровым номером № приводит к нарушению прав ГКУ «УС ЛО» на использование земельного участка по назначению в соответствии с его разрешенным использованием, нарушению сроков строительства, поскольку снос деревьев и кустарников производятся силами и средствами застройщиков или других организаций, занявших территорию зеленых насаждений, после оплаты их восстановительной стоимости и получения письменного разрешения землепользователя (п.5 Положения о порядке определения и размерах восстановительной стоимости зеленых насаждений на территориях городов, поселков и других населенных пунктов <адрес>).
Согласно п.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В связи с чем суд полагает нужным обязать администрацию МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> принять от Государственного казенного учреждения «Управление строительства <адрес>» восстановительную стоимость зеленых насаждений в размере 4856073 рублей 60 копеек за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №; и в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, выставить Государственному казенному учреждению «Управление строительства <адрес>» счет на оплату восстановительной стоимости зеленых насаждений в размере 4856073 рублей 60 копеек за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №
При таком положении дела, административные исковые требования ГКУ «Управление строительства <адрес>» подлежат удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Государственного казенного учреждения «Управление строительства <адрес>» к администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> о признании действий незаконным, обязании произвести действия - удовлетворить.
Признать действия администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> по отказу в принятии восстановительной стоимости зеленых насаждений в размере 4856073 рублей 60 копеек за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером № – незаконными.
Обязать администрацию МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> принять от Государственного казенного учреждения «Управление строительства <адрес>» восстановительную стоимость зеленых насаждений в размере 4856073 рублей 60 копеек за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №
Обязать администрацию МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес>, в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, выставить Государственному казенному учреждению «Управление строительства <адрес>» счет на оплату восстановительной стоимости зеленых насаждений в размере 4856073 рублей 60 копеек за вырубку 4946 единиц деревьев, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: