Дело №а-4664/2023
55RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2023 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа г. Омска к департаменту строительства Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия,
установил:
прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском к департаменту строительства Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности департамента строительства Администрации <адрес>, в ходе которой выявлено, что в поселке Карьер по <адрес> отсутствуют линии наружного освещения. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес департамента строительства Администрации <адрес> внесено представление. Согласно информации, поступившей из департамента строительства Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, адресной инвестиционной программой <адрес> на 2023 год не предусмотрено финансовых мероприятий по строительству линий наружного освещения на указанных участках.
Полагает, что выявленные нарушения создают реальную угрозу безопасности участников дорожного движения, в связи с чем, могут причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного и уточнения заявленных требований административный истец просит признать незаконным бездействие департамента строительства Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер к строительству линии наружного освещения в поселке Карьер по ул. 1-й <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес>, обязать департамент строительства Администрации <адрес> организовать строительство линий наружного освещения в поселке Карьер по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес>, обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска организовать наружное освещение в поселке Карьер по <адрес>, Цветочная.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, администрация Ленинского административного округа, АО «Омскэлектро», БУ г. Омска «УДХБ».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ленинского административного округа <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, настаивала на наличии факта бездействия со стороны департамента строительства Администрации <адрес>, не устранении выявленных нарушений. Указала, что требования были предъявлены к Администрации <адрес> и департамента городского хозяйства Администрации <адрес> с учетом установленного в акте факта невозможности осуществления строительства линии наружного освещения по <адрес>, Цветочная. При этом из пояснения допрошенного в ходе судебного заседания специалиста, из пояснений которого следует, что без подготовки проекта нельзя определить возможность строительства линии наружного освещения по указанным улицам либо отсутствия такой возможности, в том числе с использованием существующих опор воздушной линии электроснабжения. В связи с чем разрешение вопроса о надлежащем ответчика оставила на усмотрение суда. Ходатайство представителя административного ответчика департамента строительства Администрации <адрес> об установлении срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ оставила на усмотрение суда, просила установить срок исполнения решения суда с учетом принципа разумности, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента строительства Администрации <адрес>ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, настаивал на отсутствии факта бездействия со стороны департамента строительства Администрации <адрес>, просил в случае удовлетворения заявленных требований предоставить срок исполнения не ранее ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на необходимость соблюдения установленного законом порядка исполнения обязанности по организации наружного освещения. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно пояснил, что указанный срок также обусловлен необходимостью соблюдения положений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сезонностью проведения строительных работ. При этом возражал против возложения на департамент строительства Администрации <адрес> обязанности организовать строительство линии наружного освещения в <адрес> по ул. 1-<адрес> на участке от <адрес> до <адрес> по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес> в части осуществления полномочий.
Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных к департаменту городского хозяйства Администрации <адрес> требований об организации наружного освещения в поселке Карьер по <адрес>, Цветочная, поскольку он является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Указала, что для организации наружного освещения на данном участке необходима разработка проектной документации, что не входит в полномочия департамента городского хозяйства. Требования в указанной части просила оставить без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес>ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Настаивала на том, что Администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, отсутствии бездействия со стороны Администрации <адрес>. Однако в случае удовлетворения заявленных требований просила установить срок исполнения решения суда не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку органы местного самоуправления обязаны расходовать денежные средства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также необходимость предоставления времени для проведения работ по проектированию и строительству указанных в административном исковом заявлении объектов с учетом сезонности выполнения работ по инженерным изысканиям и строительству, и в связи с имеющейся очередностью исполнения судебных решений в соответствии с реестром.
Представитель заинтересованного лица АО «Омскэлектро» ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании до перерыва поддержала доводы представленных письменных пояснений. Указала, что наличие технической возможности размещения на существующих опорах линии электроснабжения в посёлке Карьер по <адрес>, по ул. 1-й <адрес> возможно определить на стадии проектирования. Согласие сетевой организации, являющейся собственником воздушной линии передач ВЛ-0,4 кВ от КТП-3519 по <адрес> в <адрес>, на такое размещение возможно при условии соблюдения правил устройства электроустановок (ПУЭ). Кроме того, данные воздушные линии электропередач являются бесхозяйными.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ленинского административного округа г. Омска ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании до перерыва разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда. Подтвердил отсутствие линий наружного освещения на указанных улицах. При этом пояснил, что в ответ на запрос суда представлена ошибочно информация о принадлежности опор СНТ «Искра».
Заинтересованные лица департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, БУ г. Омска «УДХБ» о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителя не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска по поручению прокуратуры Омской области в связи с обращением ФИО9 проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности департамента строительства Администрации г. Омска.
В ходе проведения обследования улично-дорожной сети в поселке Карьер по <адрес>, по 1-й <адрес> на территории Ленинского административного округа г. Омска прокуратурой округа установлено, что линии наружного освещения на вышеуказанных территориях отсутствуют.
Прокуратурой округа ДД.ММ.ГГГГ в департамент строительства Администрации г. Омска внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам рассмотрения представления, департаментом строительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Ленинского административного округа <адрес> направлен ответ, в котором указано, что адресной инвестиционной программой <адрес> на 2023 год не предусмотрено финансирование мероприятий по строительству линий наружного освещения в поселке Карьер по <адрес>, по 1-й <адрес>. Учитывая, что бюджет <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформирован с предельным дефицитом и с учетом обязательности исполнения судебных решений, строительство Объекта будет возможно при поступлении дополнительных бюджетных средств на эти цели. Департаментом строительства направлено письмо в департамент городской экономической политики Администрации <адрес> с просьбой рассмотреть возможность включения Объектов в адресную инвестиционную программу на 2023 год. Ориентировочная стоимость мероприятий по реализации Объектов - 5 607 420, 00 рублей.
Сведений об устранении выявленных нарушений в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, в связи с чем могут причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из положений ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5); создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа (п. 7); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п. 25).
На основании п. 11 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В силу п.п. 1, 6, 11 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно Письму Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
Кроме того, разъяснено, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования города Омска относится утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 1 ст. 1 Правил благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
К элементам благоустройства территории относятся, в том числе, освещение и осветительное оборудование (п. 1.1 ст. 1 Правил)
Согласно п. 9 ст. 1 Правил устройства наружного освещения - технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов.
В соответствии со ст. 153 указанных Правил, сети уличного освещения и контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, не допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.
Согласно п. 9-4 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска Администрация г. Омска организует освещение улиц и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Устава города Омска, полномочия должностных лиц местного самоуправления, являющихся должностными лицами Администрации города Омска (первый заместитель Мэра города Омска, заместитель Мэра города Омска, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений Администрации города Омска), осуществляются по вопросам местного значения, указанным в настоящей статье, в соответствии с распределением обязанностей, установленным Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях.
В соответствии с пп. 20.6 п. 18 Положения «О департаменте строительства Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского Совета ДД.ММ.ГГГГ№, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории <адрес>.
В приведенной связи, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и улиц при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью департамента строительства Администрации г. Омска. Правовых оснований для возложения на Администрацию г. Омска и департамент городского хозяйства Администрации г. Омска изложенной в административном исковом заявлении обязанности не имеется.
По сведениям департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, представленным по запросу суда, следует, что участки улично-дорожной сети: <адрес>, Солнечная, Цветочная, Лесной переулок в поселке Карьер в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения» не включены. Указанные участки улично-дорожной сети в реестре муниципального имущества города Омска не значатся. Согласно сведениям общедоступного справочно-информационного ресурса публичной кадастровой карте участки улично-дорожной сети: <адрес>, Солнечная, Цветочная, <адрес> в поселке Карьер расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, <адрес>)), в <адрес> (идентификационный № ОП МГ 539), <адрес>)), в <адрес> (идентификационный № ОП МГ 540), <адрес>) (идентификационный № ОП МГ 541) включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 4.6.1. Национального Стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, предусматривается стационарное электрическое освещение.
Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, напредупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
На основании п. 3.4.2 «Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике. РД 153-34.0-03.420-2002», утвержденных Минэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, электрическое освещение внутренних <данные изъяты>
Требования, предъявляемые к наружному освещению улично-дорожной сети городов, предусмотрены СП 52.133330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. (актуализированная редакция СНиП 23-05-95), утвержденным Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, а именно разделом 7.5.1.
Кроме того, Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Свод правил естественного и искусственного освещения (актуализированная редакция СНиП 23-05-95* СП 52.13330.2011), устанавливающий нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.
В соответствии с п. 7.44 «Свода правил естественного и искусственного освещения» не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.
Согласно п. 7.45 «Свода правил естественного и искусственного освещения» для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.
Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на обозначенных участках дорог отсутствует искусственное наружное освещение.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и административными ответчиками не оспаривались, сведений об обратном суду не представлено.
Доказательств наличия уличного освещения, которое в силу изложенных выше норм закона, должно присутствовать указанных участках дорог, в дело не представлено.
По сведениям департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, представленным по запросу суда, линии наружного освещения по <адрес>, Цветочной, Солнечной и по 1-му Лесному переулку в поселке Карьер отсутствуют, в целях организации освещения требуется разработка проектной документации и строительство линий наружного освещения.
В соответствии с представленными в ходе рассмотрения дела актами обследования улично-дорожной сети в поселке Карьер Ленинского административного округа <адрес> по указанным улицам (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что линии наружного освещения на вышеуказанных территориях отсутствуют, приложены фотоматериалы. Кроме того, установлено, что по <адрес> имеются железобетонные опоры, принадлежность которых необходимо установить, по ул. 1-й <адрес> (от <адрес> до <адрес> по ул. 1-й <адрес>), от <адрес> до <адрес> возможно строительство линий наружного освещения. По <адрес> техническая возможность устройства линии наружного освещения отсутствует, в связи с ненормативным расстоянием внутриквартальной дороги. Расстояние между индивидуальными жилыми домами не более 5 метров. А также наличия сетей газоснабжения вдоль внутриквартальной дороги. По <адрес> техническая возможность строительства линии наружного освещения отсутствует по приведенным причинам, с приложением фотоматериалов.
Также проверяя доводы о наличии возможности организации наружного освещения на существующих опорах воздушных линиях электропередачи по указанным улицам установлено, что объект электросетевого хозяйства расположенный по <адрес> в <адрес> относится к линии электропередач В Л-0,4 кВ. Линии наружного освещения в том числе опоры, предназначенные для линий наружного освещения по <адрес> и <адрес> в <адрес> отсутствуют.
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено понятие сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее -объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Таким образом, линейные объекты являются сооружениями и относятся к объектам капитального строительства.
Согласно ГрК РФ реконструкция линейных объектов это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В реконструкцию объекта капитального строительства входит: приобретение права на земельный участок, получение необходимых сведений, документов, материалов, в частности: градостроительного плана земельного участка (п. 4 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ); технических условий, если эксплуатация ОКС невозможна без подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 7 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ); выполнение инженерных изысканий и осуществление проектирования (ст. 47, 48 ГрК РФ), реконструкция объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию.
Таким образом, для организации наружного освещения в данном случае необходимо произвести реконструкцию линейного объекта изменить функциональные показатели. В соответствии с ГрК РФ реконструкция линейных объектов как объектов капитального строительства включает в обязательном порядке работы по разработке проектной документации.
Проектная документация разрабатывается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», с учетом требований ГОСТ Р 55706-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы и иных нормативных актов.
Кроме того, из пояснений представителя АО «Омскэлектро», следует, что наличие технической возможности размещения на существующих опорах линии электроснабжения в посёлке Карьер по <адрес>, по ул. 1-й <адрес> возможно определить на стадии проектирования. Согласие сетевой организации, являющейся собственником воздушной линии передач ВЛ-0,4 кВ от КТП-3519 по <адрес> в <адрес>, на такое размещение возможно при условии соблюдения правил устройства электроустановок (ПУЭ).
Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве специалиста ФИО10, пояснил, что согласно представленной на обозрения топографической схемы по улицам по ул. 1-й <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес>, по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес> имеются воздушные линии электропередачи, а значит и опоры. Вместе с тем для определения наличия возможности или ее отсутствия по строительству линии наружного освещения необходима разработка проектной документации, без которой не возможно определить данные обстоятельства, а равно возможность размещения на существующих опорах воздушной линии электропередачи линий наружного освящения.
По сведениям департамента имущественных отношений Администрации г, Омска, следует, что Опоры (столбы) являются конструктивными элементами системы -электроснабжения и самостоятельными объектами учета в реестре не значатся. Объектами учета в реестре являются инженерные коммуникации. Линии наружного освещения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре не значатся, муниципальной собственностью <адрес> не являются.
При этом по сведениям Администрации Ленинского административного округа <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента имущественных отношений Администрации <адрес> направлено письмо согласно распоряжению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О взаимодействий структурных подразделений Администрации <адрес> по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей», проводится процедура по сбору доказательной базы, подтверждающей факт бесхозяйности объектов электроснабжения, в том числе низковольтной воздушной лини и ВЛ-0,4 кВ от КТП-3519 (расположена: <адрес> в сторону <адрес>, общей протяженностью 625 метров, из КЛ-0,4 кВ от КТП-3519 (вывод) на ВЛ-0,4 кВ в сторону <адрес>, выполненная проводом марки СИП 4х95, протяженностью 125 м; ВЛ-0,4 кВ от КТП-3519 (вывод) на ВЛ-0,4 кВ в сторону <адрес>, выполненная проводом А-50, протяженностью 200м, А-35, протяженностью 200 м, А-25, протяженностью 100 м; низковольтная воздушная линия ВЛ-0,4 кВ КТП-3519 (расположена <адрес>) в сторону <адрес>, общей протяженностью 2 475 метров, в том числе: КЛ-0,4 кВ от КТП-3519 (вывод) на ВЛ-0,4 кВ в сторону <адрес>, выполненная проводом марки СИП 4х95, протяженностью 25 м, ВЛ-0,4 кВ от КТП-3519 (вывод) на ВЛ-0,4 кВ в сторону <адрес>, выполненная проводом марки САСПт 3х50+1х70, протяженностью 500 м. и проводом марки САСПт 3х35+1х50, протяженностью 1 950 м.
Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> данные сведения получены ДД.ММ.ГГГГ. Иных сведений не представлено.
В приведенной связи суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на органы местного самоуправления, уполномоченных в сфере организации наружного освещения в части проектирования и строительства линии наружного освещения по улицам по ул. 1-й <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес>, по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес>, который обладает соответствующими полномочиями в соответствии с положением о нем обязанности по организации наружного освещения. Оснований для возложения такой обязанности на Администрацию <адрес>, департамента городского хозяйства Администрации <адрес> в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оценивая доводы представителя департамента строительства Администрации <адрес> о необходимости предоставления определенного срока для исполнения судебного решения и отсутствие бездействия со стороны административного ответчика, суд полагает необходимым указать следующее.
Как отмечалось ранее, в соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории г. Омска.
Вместе с тем, данные полномочия подлежат исполнению после включения указанных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска, утверждаемую решением Омского городского Совета о бюджете города Омска, в соответствующую муниципальную программу, при наличии финансирования на данные цели, а также при наличии утвержденных проектов планировки территории, проектов межевания территории (при необходимости) и сформированных земельных участков.
Перечень объектов наружного освещения, планируемых к строительству на очередной год и плановый период формируется исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в городе Омске.
Кроме того, установлено, что Адресной инвестиционной программой г. Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», на строительство линий наружного освещения утверждены на 2023 год денежные средства по ряду объектов.
При этом строительство линий наружного освещения на участке указанных, дорог Адресной инвестиционной программой не предусмотрено.
С учетом установленных обстоятельств и пояснений допрошенного специалиста до разрешения вопроса об организации строительства необходим к разрешению вопрос о подготовке проектной документации, требований о бездействии в данной части не заявлено.
Оценивая доводы представителя департамента строительства Администрации г. Омска о том, что департамент строительства имеет возможность выполнить вышеуказанную функцию только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, суд полагает необходимым указать следующее.
Положения ст. 31 БК РФ, предусматривают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
По сведениям, представленным в материалы дела, ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства Администрации <адрес> в адрес заместителя Мэра <адрес>, директора департамента городской экономической политики Администрации <адрес> направлено письмо, в котором для строительства линий наружного освещения в поселке Карьер на автомобильных дорогах по <адрес> и 1-й <адрес> просили рассмотреть возможность включения в адресную инвестиционную программу <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденную Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», затрат:- в размере 500 000,00 рублей на проведение проектно-изыскательских работ по устройству линии наружного освещения на автомобильной дороге по <адрес>;в размере 300 000,00 рублей на проведение проектно-изыскательских работ по устройству линии наружного освещения на автомобильной дороге по <адрес>; в размере 300 000,00 рублей на проведение проектно-изыскательских работ по устройству линии наружного освещения на автомобильной дороге по <адрес>; в размере 300 000,00 рублей на проведение проектно-изыскательских работ по устройству линии наружного освещения на автомобильной дороге по 1-й <адрес>.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № № департамент городской экономической политики Администрации города Омска указал, что в настоящее время Адресной инвестиционной программой на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформирована и реализуется в условиях ограниченности финансовых ресурсов при возрастающей социальной нагрузке на бюджет г. Омска и с предельным уровнем дефицита. Ввиду большого количества вынесенных судебных решений о возложении на Администрацию г. Омска обязанности обеспечить стационарное электрическое освещение, строительство линий наружного освещения в городе Омске осуществляется на основании соответствующего реестра, сформированного в соответствии со сроками их вынесения. В течение 2023 - 2024 годов планируется строительство 76 линии наружного освещения из реестра, включенных в него на момент формирования проекта АИП, в том числе 64 новых объекта линии наружного освещения вдоль объектов дорожного хозяйства. В проект Адресной инвестиционной программы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов включены все объекты линий наружного освещения из реестра на момент подачи заявки (судебные решения 2022 год - 1-е полугодие 2023 года). Таким образом, вернуться к рассмотрению вопроса о включении в Адресную инвестиционную программу строительства данных линий наружного освещения будет возможно в будущих периодах, при условии исполнения в полном объеме вступивших в законную силу ранее вынесенных судебных решений, включенных в реестр, и увеличения доходной части бюджета города Омска.
При этом суд полагает подлежащими отклонению указание на то, что автомобильные дороги в поселке Карьер по <адрес>, Цветочная, Солнечная, 1-й <адрес> проходят по территории частного сектора. Объектов социально-культурного назначения вблизи и вдоль вышеуказанных дорог не имеется. В соответствии со статьей 160 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» собственники и (или) лица, проживающие в индивидуальных жилых домах, обеспечивают освещение в темное время суток номерных знаков и указателей улиц, расположенных на их доме.
Вместе с тем, по сведениям, представленным администрацией Ленинского административного округа <адрес> по запросу суда, с 2018 года по настоящее время в администрации зарегистрировано 1 обращение по вопросу об отсутствии освещения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № Данное обращение переадресовано администрацией округа по компетенции в департамент строительства Администрации г. Омска.
Из представленной административным истцом переписки Администрации г. Омска и ее структурных подразделений, следует о наличии неоднократных обращений граждан, в том числе по вопросу организации освещения в <адрес> с 2021 года. В то время, как в материалах дела отсутствуют сведения о принятых мерах, направленных на организацию проектирования, строительства либо реконструкцию линий наружного освещения по указанным улицам. Указанное обстоятельство является основанием для возложения на департамент строительства Администрации <адрес> обязанности по устранению выявленных нарушений.
Определяя срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности судом учтено, что в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № департамент имущественных отношений Администрации <адрес> указал, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты автомобильные дороги поселке Карьер по <адрес> расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки под указанными автомобильными дорогами не образованы, отсутствует проект организации линий наружного освещения на перечисленных участках дорог, до 31.12.2026
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с установленным порядком департамент городской экономической политики Администрации г. Омска должен включить мероприятия по строительству объекта в адресную инвестиционную программу г. Омска. Кроме того, департамент финансов и контроля Администрации г. Омска должен обеспечить финансирование на данные цели. После этого департамент строительства вправе проводить мероприятия по организации закупок на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объектов, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов. Возможность организовать работу по строительству муниципального объекта наружного освещения появится не ранее осуществления указанных выше мероприятий, проведение которых зависит не только от департамента строительства Администрации г. Омска. При проведении работ по строительству также необходимо соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также ГрК РФ (в части проведения государственной экспертизы проектной документации).
Однако, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (ч. 9 ст. 227 КАС РФ).
Также суд полагает обоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что ассигнования на строительство линий наружного освещения в г. Омске включаются в бюджет г. Омска в соответствии с реестром судебных решений, сформированным по срокам принятия судебных решений. При определении времени, необходимого для проведения работ по проектированию и строительству объектов необходимо учитывать срок для соблюдения порядка, предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сезонность выполнения работ по инженерным изысканиям и строительству объектов.
Необходимо установление срока исполнения решения, с учетом выполнения работ по организации строительства линий наружного освещения на участке улично-дорожной сети, поскольку срок вступления решения суда в законную силу приходится на весенний период, в то время как указанные работы не могут быть проведены в полном объеме в холодный период, учитывая требования к сезонности проведения строительных работ, суд полагает возможным установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом не указано на срок исполнения решения суда. Возражения против установления судом срока исполнения решения, в том числе указанного представителем административного ответчика, представитель административного истца не заявила, учитывая принцип разумности, установление срока исполнения решения оставила на усмотрение суда.
Анализ представленных доказательств, свидетельствует об обоснованности требований административного истца, о том, что отсутствие освещения, может явиться одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, что в свою очередь обуславливает необходимость возложения судом на департамент строительства Администрации города Омска исполнить обязанность по проектированию, строительству либо реконструкции линий наружного освещения на участках дорог по улицам по ул. 1-й <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес>, по ул. 1-й <адрес>, а также от <адрес>, до <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Применительно к изложенному, суд полагает необходимым разъяснить, что в силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ департамент строительства Администрации г. Омска, Администрация г. Омска обязаны устранить допущенные нарушения в установленный судом срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд и прокурору Ленинского административного округа города Омска об исполнении решения суда.
Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Возложить на департамент строительства Администрации города Омска обязанность организовать работы по проектированию, строительству либо реконструкции линий наружного освещений по улице <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> по улице первый <адрес>, от <адрес> до <адрес> административного округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать департамент строительства Администрации города Омска сообщить в течение одного месяца после истечения установленного судом срока в суд и прокурору Ленинского административного округа города Омска об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.