Дело №а-4686/2023
55RS0№-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Омска, департаменту контроля Администрации города Омска о признании недействительным приказа департамента контроля Администрации города Омска в части,
установил:
ФИО1 обратился с административным иском к Администрации города Омска, департаменту контроля Администрации города Омска о признании недействительным приказа департамента контроля Администрации города Омска в части.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является владельцем торгового павильона площадью 52 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, (20 м. западнее) в Советском административном округе города Омска. Приказом департамента контроля Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» определены нестационарные торговые объекты самовольно размещенным движимым имуществом, в том числе: подпунктом 13 пункта 1 павильон площадью 52 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, в Советском административном округе города Омска. Кроме того, пунктом 2 названного приказа определен срок в который должен быть осуществлен добровольный вынос и (или) демонтаж самовольно размещенного объекта – до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3 приказа определен срок принудительного выноса и (или) демонтажа – до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обращает внимание суда на то, что оспариваемый приказ был размещен на сайте Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных даты размещения приказа на сайте и установленных дат к выносу объектов, административный истец настаивает на нарушении со стороны административного ответчика сроков, установленных для добровольного выноса нестационарного торгового объекта. Считает Приказ департамента контроля Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в части п.п. 13 п. 1, п. 2 незаконным.
Ссылаясь на положения Конституции РФ, КАС РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» с учетом уточнения заявленных требований административный истец просит суд признать недействительным Приказ департамента контроля Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 15 пункта 1.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Омскэлектро», Администрация Советского АО <адрес>, ФИО7, ИП ФИО9, ИП ФИО10
В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Его представитель ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на незаконности приказа в обжалуемой части. Также указал, что доводы стороны административного истца подтверждены заключением эксперта. Просил заявленные требования с учетом их уточнения удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Администрации <адрес> и департамента контроля Администрации <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Настаивала на законности обжалуемого приказа, соблюдении порядка его принятия, отсутствии у административного истца права на размещение павильона на указанном земельном участке. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованные лица ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Омскэлектро», Администрация Советского АО <адрес>, ФИО7, ИП ФИО9, ИП ФИО10 в судебном заседании участия не принимали о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представлено. Представителем АО «Омскэлектро» ФИО5, действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что заключенных договоров на технологическое присоединение между АО «Омскэлектро» и ФИО1 в отношении спорного объекта не имеется. Просила рассмотреть дело в отсутствии представителя АО «Омскэлектро».
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является совладельцем торгового павильона, площадью 52 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, САО, <адрес> (20 м западнее). Вторым совладельцем является ИП ФИО10 В подтверждение указанных сведений административным истцом представлена копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ИП ФИО10 передана ФИО1№ доли в праве собственности на одноэтажное строение павильон общей площадью 52 кв.м. по адресу: <адрес> (20 метров западнее) в Советском административном округе <адрес>, представлен акт приема-передачи к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Торговый объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070102:680, находящемся в муниципальной собственности.
Приказом департамента контроля Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» подпунктом 21 пункта 1 нестационарный торговый объект павильон площадью 14,00 кв.м., установленный по адресу: <адрес> (46 м. северо-восточнее) в Советском административном округе <адрес>, а так же подпунктом 15 пункта 1 - нестационарный торговый объект павильон площадью 52 кв.м., установленный по адресу: <адрес> (20 метров западнее) в Советском административном округе <адрес> определены самовольно размещенным движимым имуществом, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), определен срок принудительного выноса и (или) демонтажа павильонов до ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая данный приказ незаконным, нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, нарушения требований о создании условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, ФИО1 обратился в суд.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Положениями ст. 72 ЗК РФ и пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.
Уставом <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, в статье 8 определена структура органов местного самоуправления <адрес>. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <адрес> является Администрация <адрес>. Структурные подразделения Администрации <адрес> могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О департаменте контроля Администрации <адрес>» утверждено «Положение о департаменте контроля Администрации <адрес>».
Как следует из ст. 1 указанного Положения департамент контроля Администрации <адрес> (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации <адрес>. Кроме того, пунктом 2 ст. 15 Положения предусмотрено, что одной из целей работы департамента является участие в реализации мероприятий по совершенствованию нестационарной торговли на территории <адрес>. Задачей департамента кроме прочих является: осуществление контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (п. 2 ст. 16 Положения).
В силу ст. 18 Положения предусмотрены следующие функции департамента в сфере осуществления контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> департамент: 1) выявляет нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации <адрес>; 2) осуществляет принудительный вынос нестационарных торговых объектов, самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации <адрес>; 3) совершает процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе составляет протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 61.<адрес> об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 381-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Обжалуемый приказ принят уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочии, размещен на официальном сайте департамента контроля Администрации <адрес> и опубликовано в газете «Третья столица» № (ДД.ММ.ГГГГ и размещен на официальном сайте Администрации <адрес> в сети «Интернет» (вкладка «Администрация», «Подразделения», «Департамент контроля», «Нормативно-правовые акты». При этом в целях соблюдения сроков размещения приказана официальном сайте Администрации <адрес> в сети «Интернет», установленных п. 10 Порядка №-п, в п. 2 Приказа внесены соответствующие изменения приказом исполняющего обязанности директора департамента контроля Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ директора департамента контроля Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№». Также по сведениям административных ответчиков, копия Приказа была вывешена на фасаде подлежащего выносу НТО либо иной его доступной части.
Лицом, ответственным за вывоз самовольно размещенных объектов, назначен ИП ФИО7 в соответствии с Муниципальным контрактом на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№.0080.23.
Доводы административного истца и его представителя фактически сводятся к несогласию с выносом принадлежащего ФИО1 павильона.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> утвержден Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории <адрес>».
Согласно п. 3 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности <адрес>) и муниципальной собственности <адрес>, а также на земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией <адрес> схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).
В силу п. 5 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Пунктом 7 Порядка определены понятия, такие как, нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Нестационарные торговые объекты подразделяются на следующие типы: - временные сооружения; - временные конструкции; - передвижные средства развозной и разносной торговли.
Временные сооружения: павильон - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения; киоск - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения.
В силу п. 24 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в следующих случаях: 1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов; 2) предоставления компенсационного места.
По сведениям, представленным Администрацией САО <адрес> по запросу суда, место под размещения НТО по адресу: <адрес>, площадью 51 кв.м., специализация универсальная (продовольственные товары) включено в схему размещения НТО под номером – 265. постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п указанное место исключено из схемы размещения НТО. Между ФИО10 и администрацией <адрес> был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№-С на размещение НТО по адресу: <адрес> (номер в схеме размещения НТО-265) сроком на 5 лет, представлена копия договора. в настоящее время договор недействующий с таким адресным ориентиром в схеме размещения НТО отсутствует. Дополнительно сообщено, что с ДД.ММ.ГГГГ указанный НТО размещен без правоустанавливающих документов. Копии соглашений о возмещении стоимости неосновательного обогащения, заключенного со ФИО10 представлены.
В соответствии с представленным договором №-С от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории САО <адрес>. ИП ФИО10 предоставлен сроком на 5 лет с момента подписания договора место под размещение нестационарного торгового объекта, общей площадью 51 кв.м., в соответствии с паспортом НТО.
Согласно представленным соглашением о возмещении стоимости неосновательного обогащения, в связи с использованием места размещения нестационарного объекта без правоустанавливающих документов, ИП ФИО10 перечисляет сумму неосновательного обогащения.
В соответствии с п. 9 Порядка органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, являются администрации административных округов <адрес> (далее - уполномоченный орган). Незаконно размещенный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем нестационарного торгового объекта по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта на территории <адрес> или в случае расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 11 Порядка).
Владелец нестационарного торгового объекта - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником нестационарного торгового объекта или владеющее нестационарным торговым объектом на иных законных основаниях (п. 12 Порядка).
Выявленные самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
За период использования места размещения нестационарного торгового объекта владельцы самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, а также владельцы незаконно размещенных нестационарных торговых объектов возмещают стоимость неосновательного обогащения по цене, существовавшей во время размещения данного нестационарного торгового объекта, рассчитанной в соответствии с пунктами 52, 52.1 настоящего Порядка без учета понижающего коэффициента для отдельных видов специализированной торговли. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами согласно положениям действующего гражданского законодательства с того времени, когда владелец такого нестационарного торгового объекта узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (п. 28 Порядка).
Вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также на земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена и порядок их выноса регулируются Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес>, а именно: департамент контроля Администрации <адрес> (далее - департамент контроля) - в отношении нестационарных торговых объектов, не связанных прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенных без соблюдения Порядка размещения НТО, либо не демонтированных владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <адрес> или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов, в том числе подъемных или выдвижных устройств, перекрывающих (открывающих) движение транспортных средств в виде шлагбаума), самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, либо земельных участках, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 2).
В соответствии с п. 5 Положения каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества (за исключением самовольно размещенного нестационарного торгового объекта) оформляется актом о выявлении самовольно размещенного движимого имущества по форме согласно приложению № к настоящему Положению (далее - акт). Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов.
Акт в течение 3 рабочих дней с момента его составления направляется в правоохранительные органы для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
В случае выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта составляется акт контроля за порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> (далее - акт контроля), в котором указываются: сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта (адресный ориентир); дата, время составления акта контроля; наименование структурного подразделения Администрации <адрес>, подготовившего акт контроля; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт контроля; сведения об отсутствии (наличии) договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <адрес>; сведения о владельце нестационарного торгового объекта (при наличии); сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи, в случае отказа от подписи делается отметка с указанием мотивированного отказа; сведения о наличии (отсутствии) возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту контроля является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане <адрес> (далее - карта-схема).
В карте-схеме указываются места размещения иных нестационарных торговых объектов, находящихся в границах территории, указанной в абзаце двенадцатом настоящего пункта. В отношении иных самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, попадающих в границы территории, указанной в абзаце двенадцатом настоящего пункта, составляется отдельный акт контроля и проводятся мероприятия, предусмотренные пунктами 5 - 24 настоящего Положения.
Акт контроля в течение 2 рабочих дней с момента его составления направляется департаментом контроля в администрацию соответствующего административного округа <адрес> по месту размещения нестационарного торгового объекта для установления факта отсутствия (наличия) договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории <адрес> и владельца нестационарного торгового объекта (при наличии). Администрация административного округа <адрес> по месту размещения нестационарного торгового объекта не позднее 4 рабочих дней со дня поступления акта контроля направляет соответствующую информацию в департамент контроля.
В отношении самовольно размещенных нестационарных торговых объектов акт контроля направляется департаментом контроля в правоохранительные органы в течение 3 рабочих дней со дня поступления акта контроля от администрации соответствующего административного округа по месту размещения нестационарного торгового объекта для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
В течение 4 рабочих дней с момента установления владельца самовольно размещенного нестационарного торгового объекта департамент контроля направляет в администрацию соответствующего административного округа <адрес> по месту размещения нестационарного торгового объекта акт контроля для осуществления претензионно-исковой работы по взысканию стоимости неосновательного обогащения за пользование земельными участками.
На основании составленных актов (актов контроля) уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес> готовят годовые планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории <адрес> (далее - планы выноса движимого имущества) по форме согласно приложению № к настоящему Положению, которые утверждаются руководителем соответствующего уполномоченного структурного подразделения Администрации <адрес> и размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес>.
В отношении самовольно размещенных парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов) на основании составленных актов департамент контроля готовит реестр самовольно размещенных парковочных ограждений, подлежащих демонтажу, с приложением фотографического материала места размещения самовольно размещенного парковочного ограждения, который утверждается директором департамента контроля и размещается в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес> (п. 5-1 Положения).
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (п. 6).
Так, департаментом контроля Администрации <адрес> в целях контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О департаменте контроля Администрации <адрес>», в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске» были проведены мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов, в результате которых ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что НТО размещен в не схемы размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, тип движимого имущества: торговый павильон, площадь: 52 кв.м., ориентир местонахождения: расположен по адресу: <адрес> (20 м западнее) в Советском административном округе <адрес>, торговый объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070102:680, находящегося в муниципальной собственности. при этом указано, что перемещение НТО не возможно без нарушения целостности конструкций. В действиях неустановленного лица могут присутствовать признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КОАП РФ – самовольное занятие земельного участка.
На основании акта (акта контроля) уполномоченные структурные подразделения Администрации <адрес> готовят распорядительный документ руководителя соответствующего уполномоченного структурного подразделения Администрации <адрес> (далее - Распоряжение (приказ)) с учетом размещенных в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации <адрес> планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества.
В случае издания приказа в отношении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта приложением к приказу является карта-схема.
Демонтаж самовольно размещенных парковочных ограждений (ограничительных столбиков, барьеров, крепежных изделий, цепей, тросов) осуществляется на основании реестра самовольно размещенных парковочных ограждений, подлежащих демонтажу, с приложением фотографического материала места размещения самовольно размещенного парковочного ограждения (п. 8 Положения).
Информация, содержащаяся на официальном сайте Администрации <адрес>, как и в газете «Третья столица» являются общедоступными для пользования, из чего следует сделать вывод, что ФИО1 мог быть осведомлен о факте незаконного размещения нестационарных объектов, подлежащих выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в <адрес> и обжалуемым приказом.
Оценивая представленные доказательства, учитывая требования, установленные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> и Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, суд приходит к выводу, что павильон эксплуатировался административным истцом, а также иными, установленными актами контроля лицами в отсутствие договора, заключенного с кем-либо из них с учетом приобретения права на павильон, на предмет размещения данного павильона в указанном месте. Доказательств обратному не представлено.
Вместе с тем, представителем административного истца представлен технический паспорт на временное строение (сооружение Литера П, расположенного по <адрес> в САО <адрес>, назначение мини магазин, владелец ФИО10, основание владения без правоустанавливающих документов. В качестве землеотводных документов указан договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № д-С-1-63-2737, соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь указана по документам 51 кв.м., по фактическому использованию 56,1 кв.м. Согласно характеристикам конструкций основного строения Литера П, 2000 года постройки, фундамент бетонный, стены сендвич панели с утеплителем, кровля профнастил.
Исходя из доводов административного истца и его представителя о том, что принадлежащий административному истцу павильон является объектом недвижимости и не может быть отнесен к временным объектам, а также доводов представителя административного ответчика о том, что принадлежащий административному истцу павильон является нестационарным торговым объектом, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» по результатам обследования объекта находящегося по адресу: <адрес> (20 м., западнее) в САО <адрес>, в ходе проведенных исследований эксперт пришел к выводу о том, что указанны объект обладает признаками капитальности: имеет заглубленный фундамент, не является легковозводимой, сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций. Наличие признаков недвижимой вещи, в соответствии ст. 130 Гражданского кодекса РФ, позволяет специалисту сделать вывод, что обследуемый объект является объектом недвижимости. Обследуемый объект по конструктивным особенностям, в соответствии с п. 10, п. 10.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, является капитальным.
Допрошенный в ходе судебного заседания эксперт ФИО6, выводы, изложенные в заключении, поддержал, указал, что оснований полагать, что объект исследования является нестационарным не имеется. Объект имеет фундамент, по своим техническим характеристикам он является ленточным малозаглубленным.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При этом в соответствии с п. 10, 10.2, 10.3 ст. 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений); информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
При этом вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов, имеющихся в материалах дела.
Учитывая, что некоторые физические характеристики отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь объекта с земельным участком, не означают автоматического признания такого объекта недвижимым.
Однако, в рассматриваемом случае, оценивая заключение эксперта в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд полагает, что спорный объект является капитальным. Согласно проведенному экспертом исследованию, конструкция павильона устроена таким образом, который исключает демонтаж, перемещение на другое место без нарушения целостности конструкции, при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд правовых оснований для его критической оценки не усматривает, заключение дано экспертом в соответствующей области на основе визуального обследования объекта при сопоставлении с нормативными требованиями, заключение дано лицом, имеющим квалификацию в области проведения строительно-технических экспертиз.
Возражений относительно заключения судебной экспертизы со стороны административных ответчиков не поступило.
Сопоставив выводы судебной экспертизы с положениями процессуального закона, суд признает заключение судебной экспертизы обоснованным.
При таких обстоятельствах учитывая, что принадлежащий административному истцу торговый объект прочно связан с земельным участком, его перемещение без несоразмерного ущерба назначению не представляется возможным, суд полагает обоснованным доводы административного истца и его представителя о том, что принадлежащий административному истцу павильон, расположенный по адресу: <адрес> (20 м., западнее) в САО <адрес>, не является движимым имуществом и в отношении него не подлежали применению порядок, установленный Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Системно толкуя приведенное постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, суд учитывает, что данным нормативным актом не регулируются вопросы выноса, а равно демонтажа имущества, обладающего признаками недвижимости. При принятии оспариваемого приказа департаментом контроля Администрации г. Омска не было учтено наличие признаков капитальности объекта.
Доказательств, опровергающих факт отнесения спорного объекта к недвижимому имуществу, ответной стороной в материалы дела не представлено.
В приведенной связи Приказ департамента контроля Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» не может быть признан правомерным.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Применительно к изложенным положениям и установленным обстоятельствам, административные исковые требования ФИО1 к Администрации города Омска, департаменту контроля Администрации города Омска о признании недействительным Приказа департамента контроля Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 15 пункта 1, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации города Омска, департаменту контроля Администрации города Омска удовлетворить.
Признать незаконным Приказ департамента контроля Администрации города Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпункта 15 пункта 1, согласно которому павильон площадью 52 кв.м., установленный по адресу: <адрес> (20 м. западнее), в Советском административном округе города Омска определен как движимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.