ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4922/2017 от 10.08.2017 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело а-4922/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2017г. <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре ФИО3

с участием истца, представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству <адрес> о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Муниципального образования «<адрес>» об изменении статуса домовладения, расположенного в городе Саратове, <адрес>) и возможного отнесения четырехквартирного дома к дому блокированной застройки. В обращении истец просил: произвести осмотр объекта недвижимости - <адрес> и дать письменный ответ, возможно ли отнести жилой дом, одноэтажный, расположенный по адресу: <адрес>, к жилым домам блокированной застройки; в случае невозможности по какой-либо причине дать ответ на поставленный вопрос, письменно разъяснить гражданам, какие действия необходимо исполнить, какие документы (заявления) подать, и в какой конкретно орган муниципальной власти <адрес> следует обратиться для решения вопроса об отнесении <адрес> к домам блокированной постройки, то есть по вопросу изменения статуса домовладения с «многоквартирного дома» на «дом блокированной застройки». Ответ на обращение вручен истцу ДД.ММ.ГГГГ, с пропуском предусмотренного законодательством срока на рассмотрение обращения гражданина. В ответе на обращение указано, что Ответчик не наделен полномочиями для принятия решения по существу обращения, т.к. действующим законодательством порядок изменения статуса домовладения не урегулирован. Считает бездействие Ответчика нарушением законных прав истца и охраняемых законом интересов. Просит суд признать незаконным бездействие Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>», в связи с непредставлением ответа на обращение гражданина в установленный тридцатидневный срок; признать незаконным бездействие Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Муниципального образования «<адрес>», в виде уклонения от осмотра жилого четырехквартирного дома по адресу: <адрес>; обязать Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Муниципального образования «<адрес>», произвести осмотр жилого четырехквартирпого дома по адресу: <адрес> составить акт осмотра на предмет наличия (отсутствия) единых систем тепло-водо снабжения, канализации, наличия обособленных выходов на придомовую территорию каждой из квартир четырехквартирного дома и наличия (отсутствия) общего имущества собственников квартир, помимо общей крыши над основной постройкой.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления. Указала, что в настоящее время ответ заявителем получен, его права, свободы, законные интересы не нарушены и не оспорены, препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов не созданы, какие-либо обязанности не возложены и принимая во внимание отсутствие у комитета соответствующих полномочий, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статьей 15 ЖК РФ предусмотрено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования) (ч. 2).

В ст. 16 ЖК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов жилых помещений: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

При этом, жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ 7-70 было утверждено Положение о комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>», об установлении полномочий комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации «<адрес>».

Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "<адрес>" (далее - Комитет) является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "<адрес>", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "<адрес>" решение вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры, капитального строительства.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес>, Уставом муниципального образования "<адрес>", настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами. (п.1.1., 1.2 Положений).

Согласно п. 3.3.1. Положений Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "<адрес>" подготавливает и представляет на утверждение в установленном порядке документ о территориальном планировании муниципального образования - генеральный план муниципального образования "<адрес>"; Правила землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>", документацию по планировке территорий муниципального образования и документы о внесении изменений в них.

3.3.2. Обеспечивает разработку местных нормативов градостроительного проектирования.

3.3.3. Участвует в подготовке заключений на проекты схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования <адрес>, схем территориального планирования муниципальных районов области и генеральных планов поселений в случаях и порядке, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес>.

3.3.4. Дает разъяснения по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>".

3.3.5. Подготавливает проекты планировки и (или) проекты межевания территорий муниципального образования "<адрес>".

3.3.6. Осуществляет проверку подготовленных на основании постановлений администрации муниципального образования "<адрес>" проектов планировки и (или) проектов межевания территорий муниципального образования.

3.3.7. Осуществляет подготовку и выдачу в установленном законом порядке градостроительных планов земельных участков.

3.3.8. Выдает разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, в случаях и в порядке, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

3.3.9. Обеспечивает создание, функционирование информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Муниципального образования «<адрес>» об изменении статуса домовладения, расположенного в городе Саратове, <адрес>) и возможного отнесения четырехквартирного дома к дому блокированной застройки. В обращении истец просил: произвести осмотр объекта недвижимости - <адрес> и дать письменный ответ, возможно ли отнести жилой дом, одноэтажный, расположенный по адресу: <адрес>, к жилым домам блокированной застройки; в случае невозможности по какой-либо причине дать ответ на поставленный вопрос, письменно разъяснить гражданам, какие действия необходимо исполнить, какие документы (заявления) подать, и в какой конкретно орган муниципальной власти <адрес> следует обратиться для решения вопроса об отнесении <адрес> к домам блокированной постройки, то есть по вопросу изменения статуса домовладения с «многоквартирного дома» на «дом блокированной застройки».

Ответ на обращение вручен истцу ДД.ММ.ГГГГ, с пропуском предусмотренного законодательством срока на рассмотрение обращения гражданина. В ответе на обращение указано, что Ответчик не наделен полномочиями для принятия решения по существу обращения, т.к. действующим законодательством порядок изменения статуса домовладения не урегулирован.

Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.

Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, и должно быть рассмотрено в срок не превышающий 30 дней, с обязательным письменным уведомлением заявителя о принятых решениях.

Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу- в зависимости от их компетенции, подлежит обязательному рассмотрению, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В данном случае установлено нарушение срока, предусмотренного Законом, рассмотрения заявления истца, что является нарушением его прав.

Суд не усматривает нарушения прав истца не проведением осмотра объекта недвижимости - <адрес>, не составлением акта по результатам осмотра, поскольку исходя из Положения о Комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Муниципального образования «<адрес>» изменение статуса домовладения с «многоквартирного дома» на «дом блокированной застройки» не отнесено к его компетенции.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 14 КАС РФ, согласно которой правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

- подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

- подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 84 КАС суд установил, что отсутствуют допустимые и бесспорные доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству <адрес> в части не рассмотрения заявления ФИО1 в установленный законом срок.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Даниленко