Дело №а-5600/2023
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконным решения, о возложении обязанности,
Установил:
ФИО1 обратилась с административным иском к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконным решения, о возложении обязанности, указав в обоснование, что истец является собственником <адрес> в <адрес>, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, Администрации <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления в собственность земельного участка, на котором расположен жилой <адрес> в <адрес>, поскольку при вынесении постановления №-П от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта межевания части территории Центрального и Октябрьского АО <адрес> настоящий земельный участок упущен. Административный ответчик отказал ФИО1 в удовлетворении заявления в силу положений пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Административный истец полагает, что спорный земельный участок не был учтен при утверждении проекта межевания административным ответчиком. Также истец указывает, что восстановление ее прав не может зависеть от дефицита бюджета <адрес> на 2023 год. Административный истец полагает, что отказ административного ответчика не обоснован. Просит суд признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность. Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию <адрес> внести изменения в документацию по планировке территории, в границах которой расположен жилой <адрес> в <адрес> с кадастровым номером 55:36:090108:3474.
В судебном заседании административный истец участия не принимала, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации <адрес> ФИО5, действующая по доверенности, возражала против заявленных требований, представлен письменный отзыв, согласно которому оспариваемое решение законно и обоснованно. В силу положений ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ решение об утверждении схемы может быть принято без одновременного принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения» утвержден порядок предварительного согласования предоставления Администрацией <адрес> земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения, в случаях, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ. Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно. Заявление истца не соответствовало установленной форме. На основании ст. 39.14, пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ департаментом архитектуры принято решение об отказе в утверждении прилагаемой к заявлению схеме. Истцом оспаривается решение департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по отношению к дому № по <адрес> в <адрес> и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. В качестве способа восстановления нарушенного права избрано возложение обязанности на департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Требование об обязании Администрации <адрес> внести изменения в документацию по планировке территории, в границах которой расположен жилой дом по <адрес> в <адрес> с кадастровым номером №, является самостоятельным и из решения департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ не вытекает. Какие-либо действия (бездействия) Администрации <адрес> ФИО1 не обжалуются, в связи с чем, как способ восстановления нарушенного права, при отсутствии установления факта такого нарушения, возложение на Администрацию <адрес> какой-либо обязанности не правомерно. Полагают, что поскольку споры, связанные с неисполнением (ненадлежащим неисполнением) органом местного самоуправления полномочий, вытекают из правовых отношений, поэтому обязать к исполнению публично-правовых полномочий можно только путем оспаривания действия (бездействия), ненормативных правовых актов органов местного самоуправления. Административным истцом фактически заявлено требование об обязании органа местного самоуправления принять нормативный правовой акт, путем внесения соответствующих изменений в проект межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – <адрес> – <адрес> – ул. <адрес> – правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах <адрес>, утвержденный постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении проекта межевания части территории Центрального и Октябрьского административных округов муниципального образования городской округ <адрес>». Внесение изменений в документацию по планировке территории, в границах которой расположен жилой дом с кадастровым номером № по <адрес>, за счет средств муниципального бюджета не включено в муниципальное задание на выполнение муниципальной работы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. В условиях предельного дефицита бюджета <адрес> на 2023 год запланирована разработка документации по планировке территории для решения первоочередных задач: для строительства объектов дошкольного образования, объектов начального и среднего общего образования; формирование территории после сноса аварийных МКД; для строительства линейных объектов (автомобильной дороги, магистральные инженерные сети). Администрация <адрес>, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования. В соответствии со ст. 12 Устава <адрес> утверждение бюджета <адрес> находится в компетенции представительного органа местного самоуправления – Омского городского Совета. Понуждение Администрации <адрес> к внесению изменений в документацию по планировке территории по своей сути является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Отмечают, что ч. 8 ст. 45 ГрК РФ предусмотрена возможность подготовки документации по планировке территории, в том числе по внесению изменений в документацию по планировке территории, физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, возражала против заявленных требований, просила в иске отказать, представлены письменные возражения по иску. Согласно возражениям, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в департамент архитектуры с заявлением № № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления в собственность земельного участка под жилым домом с кадастровым номером № по <адрес>. По результатам рассмотрения заявления, департамент архитектуры письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № заявителю сообщил, что порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес> в собственность, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов». Данная муниципальная услуга предоставляется Администрацией <адрес> в лице уполномоченного структурного подразделения – департамента имущественных отношений Администрации <адрес>. Указывают, что установленным порядком подача заинтересованным в предоставлении земельного участка лицом самостоятельного заявления об утверждении схемы не предусмотрена. В силу положений ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ решение об утверждении схемы не может быть принято без одновременного принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения» утвержден порядок предварительного согласования предоставления Администрацией <адрес> земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения, в случаях, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ. Указанная муниципальная услуга предоставляется Администрацией <адрес> в лице уполномоченного структурного подразделения – департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>. Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем самостоятельно. Заявителем по форме согласно приложениям № к административному регламенту и сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю, в представленном ФИО1 обращении отсутствуют. Кроме того, при рассмотрении прилагаемой к обращению схемы департаментом архитектуры установлено, что имеются основания для отказа в утверждении схемы, предусмотренные пп. 5 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Образуемый в схеме земельный участок под жилым домом определяется в границах проекта межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – <адрес> – <адрес> – <адрес> – правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском АО <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> образом, подготовка схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка под жилым домом в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, не требуется и является самостоятельным основанием для отказа согласно пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Кроме того, образование земельного участка под жилым домом с кадастровым номером №, проектом межевания территории не предусмотрено. Внесение изменений в документацию по планировке территории, в границах которой расположен жилой дом с кадастровым номером № по <адрес> за счет средств муниципального бюджета не включено в муниципальное задание на выполнение муниципальной работы на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов. В условиях дефицита бюджета <адрес> на 2023 запланирована разработка документации по планировке территории для решения первоочередных задач: для строительства объектов дошкольного образования, объектов начального и среднего общего образования; формирование территории после сноса аварийных МКД; для строительства линейных объектов (автомобильной дороги, магистральные инженерные сети). Также ФИО1 проинформирована о том, что в случае необходимости получения градостроительной документации (проект межевания территории), ранее размещенной в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ <адрес>, необходимо направить запрос в департамент архитектуры. Таким образом, наличие утвержденного проекта межевания территории не препятствует административному истцу самостоятельно за свой счет внести изменения в проект межевания территории. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 39.14 ЗК РФ, пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, считают, что оспариваемый ответ департамента архитектуры законный и обоснованный. Также указали, что третье требование истца является требованием о необходимости возложения на Администрацию <адрес> обязанности по внесению изменений в документацию по планировке территории, в границах которой расположен жилой <адрес> в <адрес>, между тем, проект межевания территории, утвержденный постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п является действующим нормативным правовым актом, не отменен органом местного самоуправления, его принявшим, и не признан недействующим в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством. Таким образом, поскольку проект межевания территории в настоящее время не оспорен и является действующим, полагают, что оснований обязывать Администрацию <адрес> осуществить процедуры по внесению изменений в нормативные правовые акты не имеется.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица департамента имущественных отношений Администрации <адрес> участия не принимал, извещены надлежащим образом.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно выписке ЕГРН здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 29,3 кв.м, наименование: жилой дом; 1946 год завершения строительства, кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: данные отсутствуют; статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», правообладателем является ФИО1 (л.д.20-21, 51-52, 59).
Сведения о земельном участке на котором расположено здание с кадастровым номером № отсутствуют.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадь 1167 +/-12 кв.м, виды разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, правообладатель: ФИО1, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В границах указанного земельного участка расположены объекты недвижимости кадастровый №, № (л.д.53-54).
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> поступило заявление ФИО1 В заявлении указано, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке, смежным с земельным участком с кадастровым номером №. При утверждении проекта межевания части территории Центрального и Октябрьского административных округов муниципального образования городской округ <адрес> на основании постановления Администрации <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, на котором расположен жилой дом, был упущен, не смотря на то, что на нем расположен дом с кадастровым номером №. Таким образом, земельный участок под указанным домом, по неизвестной причине не был включен в проект межевания территории, в связи с чем ему не был присвоен номер регистрации и реестровый номер границ, чем нарушены права заявителя, как собственника дома для предоставления заявителю земельного участка в собственность. Просила утвердить схему расположения земельного участка, предоставить земельный участок в собственность истца (л.д.44). К заявлению приложена схема расположения земельного участка, выписка из ЕГРН в отношении жилого дома с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> направил ответ на заявление ФИО1, разъяснив, что порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ. Разъяснено в каких случаях предоставляется без торгов земельный участок, находящийся в государственной собственности. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес> в собственность, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов». Данная муниципальная услуга предоставляется Администрацией <адрес> в лице уполномоченного структурного подразделения – департамента имущественных отношений Администрации <адрес>. Установленным порядком подача заинтересованным в предоставлении земельного участка лицом самостоятельного заявления об утверждении схемы не предусмотрена. В силу ст. 39.14 ЗК РФ, 39.15 ЗК РФ решение об утверждении схемы не может быть принято без одновременного принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения» утвержден порядок предварительного согласования предоставления Администрацией <адрес> земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения, в случаях, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ. Данная услуга предоставляется департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>. Разъяснен порядок предоставления указанной муниципальной услуги. В частности указано, что в подданных документах отсутствует заявление по форме согласно приложениям № к административному регламенту и сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Кроме того, при рассмотрении прилагаемой заявителем к обращению схемы установлено, что имеются основания для отказа в утверждении схемы, предусмотренные пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Образуемый в схеме земельный участок под жилым домом определяется в границах проекта межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – <адрес> – <адрес> – <адрес> – правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском АО <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> образом, подготовка схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка под жилым домом в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, не требуется и является самостоятельным основанием для отказа согласно пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Образование земельного участка под жилым домом с кадастровым номером №, проектом межевания территории не предусмотрено. Внесение изменений в документацию по планировке территории, в границах которой расположен жилой дом с кадастровым номером № по <адрес> за счет средств муниципального бюджета не включено в муниципальное задание на выполнение муниципальной работы на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов. В условиях дефицита бюджета <адрес> на 2023 запланирована разработка документации по планировке территории для решения первоочередных задач: для строительства объектов дошкольного образования, объектов начального и среднего общего образования; формирование территории после сноса аварийных МКД; для строительства линейных объектов (автомобильной дороги, магистральные инженерные сети). Указано, что согласно п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, в целях подготовки документации по планировке территории принятие решения о подготовке документации по планировке не требуется, разъяснено о возможности получения градостроительной документации, путем направления запроса в департамент архитекторы (л.д. 40-43).
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
проектная документация лесных участков;
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Согласно ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
Согласно ч. 2 указанной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
В силу ч. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу п. ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в том числе, если: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 5 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1319-п "Об утверждении проекта межевания части территории Центрального и Октябрьского административных округов муниципального образования городской округ <адрес>" утвержден проект межевания части территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - <адрес> - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах <адрес>.
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>" в ст. 17 определено, что решение о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории <адрес> принимается структурным подразделением Администрации <адрес>, уполномоченным на осуществление функций в сфере архитектуры и градостроительства по собственной инициативе либо на основании предложений физических и юридических лиц.
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>" утверждено "Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, согласно которому в функции департамента входит принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ <адрес> (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации.
Таким образом, департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> уполномочен принимать решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ <адрес> (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивать подготовку указанной документации.
Кроме того, согласно указанному положению департамент принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка из земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности <адрес>, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием причин отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев, когда соответствующие решения принимаются территориальными структурными подразделениями Администрации <адрес>; осуществляет рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, земельных участков, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, возврат указанных заявлений в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и возврат указанных заявлений осуществляется территориальными структурными подразделениями Администрации <адрес>; принимает решение о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, земельных участков, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, когда соответствующие решения принимаются территориальными структурными подразделениями Администрации <адрес>.
Названным положением не предусмотрены такие функции департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, как предоставление земельного участка.
В судебном заседании не оспаривалось, что спорный земельный участок под жилым домом с кадастровым номером № по адресу: <адрес> определяется в границах проекта межевания территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми – <адрес> – <адрес> – <адрес> – правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском АО <адрес>.
Указанный земельный участок не сформирован, на кадастровом учете на состоит, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания, в связи с чем оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению не имелось, так как образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1546-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения" утвержден порядок согласования предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, на которых расположены здания, сооружения.
Указанным порядком предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, который как верно указано департаментом заявителем не соблюден, поскольку поданное заявление не соответствовало установленной регламентом форме.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, предоставление земельного участка, расположенного на территории в отношении, которой утвержден проект планировки и межевания жилого района, путем формирования участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, недопустимо. При отсутствии в проекте планировки и межевания территории такого участка, его формирование возможно только путем внесения изменений в проект планировки и межевания.
Согласно части 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленным законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
При этом частью 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 этой статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 данной статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются поименованным Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
С заявлением о внесении изменений в проект планировки территории истец не обращался ни в департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, ни в Администрацию <адрес>, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к нормативным правовым актам, в связи с чем возложение обязанности на Администрацию г Омска внести изменения в проект межевания территории противоречит законодательно установленным задачам правосудия и административного судопроизводства, принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, принято уполномоченным лицом, не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца
В этой связи обжалуемое решение от ДД.ММ.ГГГГ исх №№ является законным, принятым в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах компетенции департаменту архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>. Оснований для удовлетворения иска к Администрации <адрес> так же не имеется, поскольку не установлено нарушение прав и законных интересов истца со стороны Администрации <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконным решения, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх №№, о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.