ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-664/2022 от 22.08.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело а-664/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 августа 2022 г.

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Санниковой С.А.,

при секретаре Намитокове Р.А.,

с участием прокурора 37

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шашкова А.В., Саркитова Т.Д., Хубиева Х.Д., Байчорова Х.О., Фейтик Л.И., Люмановой Л.И., Саркитова А.Д., Кондрашенок С.В., Саркитова У.Д., Эбзеевой С.У., Вадковского В.А., Саркитовой Х.А., Дедиковой И.В., Куницыной Т.П., Тихоненко А.А. о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к городской Думе муниципального образования , в котором, с учетом сделанных уточнений, просят:

- признать недействующими со дня вступления в силу изменения в генеральный план городского округа муниципального образования , утвержденные решением городской Думы муниципального образования от в части установления картой функциональных зон, картой планируемого размещения объектов, функциональной зоны земель лесного фонда для земельных участков с кадастровыми номерами ;

- признать недействующими со дня вступления в силу изменения в правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования , утвержденные решением городской Думы муниципального образования от в части установления картой градостроительного зонирования территориальной зоны лесных территорий (Р-4) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

В обоснование административных исковых требований указано, что согласно карте функциональных зон (приложение к генеральному плану) в части земельных участков с кадастровыми номерами , принадлежащих административным истцам, установлена функциональная зона лесного фонда. Однако, данные земельные участки не являются землями лесного фонда, на них не расположены и никогда не были ранее расположены лесные насаждения.

Административные истцы считают, что установление функциональной зоны лесного фонда генеральным планом и территориальной зоны лесных территорий (Р-4) в правилах землепользования и застройки ограничивает их права на распоряжение своей собственностью, создает искусственные ограничения на использование земель в соответствии с видом разрешенного использования, делает невозможным межевание, перераспределение земельных участков, снижает рыночную стоимость земельных участков. При этом, установление оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков функциональных и территориальных зон произведено в нарушение требований градостроительного законодательства.

В возражении на административное исковое заявление и дополнениях к нему представитель административного ответчика городской Думы муниципального образования по доверенности 9, в отзыве на административное исковое заявление и дополнении к нему представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования по доверенности 10, в отзыве на административное исковое заявление первый заместитель руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края 11 и в дополнении к нему заместитель руководителя департамента 12 просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, считая, что порядок организации и проведения публичных слушаний уполномоченным органом соблюден, оспариваемые решения вынесены уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной законом процедурой, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, требования закона об опубликовании (обнародовании) оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности 13 в своем отзыве указал, что министерство не располагает документами, послужившими основанием для установления функциональных зон для испрашиваемых земельных участков. В настоящее время защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений осуществляет Рослесхоз, в том числе в судебном порядке.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям 14 настаивал на удовлетворении уточненных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель городской Думы муниципального образования по доверенности 9, представитель администрации муниципального образования по доверенности 10, представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности 15 просили в удовлетворении требований административных истцов отказать, считая их права не нарушенными, а оспариваемые решения законными.

Прокурор 16 в заключении полагала, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком не представлены суду достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного иска и свидетельствующие о законности оспариваемых нормативных правовых актов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия городской Думы муниципального образования на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административными истцами данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Муниципальное образование наделено статусом городского округа (Закон Краснодарского края от -КЗ «Об установлении границ муниципального образования и наделении его статусом городского округа»).

В силу статьи 26 Устава муниципального образования , утвержденного решением городской Думы муниципального образования от , к полномочиям городской Думы муниципального образования относится утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом местного самоуправления, имеющим полномочия на его принятие.

Процедура подготовки и принятия генерального плана и правил землепользования и застройки, их утверждение и внесение в них изменений регламентированы статьями 23 - 28 и 30 - 35 ГрК РФ соответственно и включает, в том числе проведение комиссией по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Обязательными приложениями к проекту генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Согласно постановлению администрации муниципального образования от «О разработке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования » утверждено положение и состав Комиссии по внесению изменений в генеральный план.

По итогам конкурса управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования с ООО НИИ «Земля и город» от 28.06.2019г. заключен муниципальный контракт на разработку проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования .

Публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования назначены постановлением администрации муниципального образования от .

Материалы по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования опубликованы в газете «Вестник муниципального образования » (104) от и на официальном сайте администрации и городской Думы муниципального образования от

На основании постановления администрации муниципального образования от «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа муниципального образования » на территории муниципального образования г.д Новороссийск состоялись публичные слушания с по .

По проекту внесения изменений в генеральный план городского округа были проведены публичные слушания, в частности, в –

Согласно протоколу публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования от , проведенных в , администрацией муниципального образования рассмотрены поступившие обращения. В процессе работы рассмотрено 20 вопросов по изменению границ и территории населённых пунктов и 85 вопросов о внесении изменений в планировочную структуру и функциональное зонирование территории поселений.

Как указано в протоколе публичных слушаний, в рамках договора по внесению изменений в генеральный план муниципального образования городской округ Новороссийск от были внесены изменения в границы семи населенных пунктов. В частности, в : исключено из границ населенного пункта 3,4 га земель сельскохозяйственного назначения с отнесением к зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, исключено из границ населенного пункта 4,0 га земель населенных пунктов, с сохранением зоны сельскохозяйственных угодий; внесены изменения в некоторые территориальные зоны, согласно сложившемуся землепользованию по данным государственного кадастра (не противоречащие градостроительным нормативам).

Иных данных о внесении изменений в генеральный план в районе протокол публичных слушаний не содержит.

Из протокола также следует, что граждане 25 и 17 в ходе публичных слушаний указали, что рассматриваемые земельные участки с кадастровыми номерами не относятся к землям особо ценных сельскохозяйственных угодий, на них не прорастает можжевельник, и они находятся в частной собственности.

По результатам публичных слушаний составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования от , рекомендующее внести ряд изменений в генеральный план, в том числе в части обращения 25 и 17 предложено направить на рассмотрение данный вопрос разработчику проекта для возможности учета.

Вместе с тем, вопреки утверждению представителя административных истцов об обязательности исполнения такого рода рекомендаций о направлении проекта в данной части на доработку, заключение о результатах публичных слушаний является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план муниципального образования от опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования в сети «Интернет» .

Проект внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования и материалы по его обоснованию размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования и направлены на согласование в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса.

Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования (часть 7 статьи 25 ГрК РФ).

Частью 9 статьи 25 ГрК РФ определено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 ГрК РФ органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

В силу части 10 статьи 25 ГрК РФ, по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями; 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

При этом, в соответствии с частью 11 статьи 25 ГрК РФ, указанные в части 10 статьи 25 ГрК РФ документы и материалы могут содержать: 1) предложения об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования); 2) план согласования указанных в пункте 1 части 11 вопросов после утверждения генерального плана путем подготовки предложений о внесении в такой генеральный план соответствующих изменений.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (часть 12 статьи 25 ГрК РФ).

Материалами дела подтверждено, что проект Генерального плана городского округа муниципального образования направлен на согласование с рядом органов государственной власти.

На основании положений части 9 статьи 25 ГрК РФ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования», постановления администрации муниципального образования от (с изменениями от от ) образована согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту «Внесение изменений в генеральный план городского округа муниципального образования , предусматривающих изменение границ и функционального зонирования территории муниципального образования ».

В период работы согласительной комиссии материалы проекта доработаны с учетом имеющихся замечаний, доработанные материалы проекта выгружены в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).

Письмом от .05-4132/2020 администрация муниципального образования через ФГИС ТП уведомила заинтересованные органы об обеспечении доступа к доработанному проекту «Внесение изменений в генеральный городского округа муниципального образования , предусматривающих изменение границ и функционального зонирования территории муниципального образования » и материалам по его обоснованию, в том числе в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края.

Согласно пункту 1.7 вышепоименованного приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от , в случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в срок, указанный в пункте 1.5 Порядка, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.

По истечении установленных законом сроков дополнительно поступило заключение .2-05-26059/20 от Министерства природных ресурсов Краснодарского края о необходимости корректировки материалов проекта «Внесение изменений в генеральный план городского округа муниципального образования » в соответствии с замечаниями, направленными письмом от .2-07-11870/20.

В связи с тем, что откорректированные материалы проекта выгружены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) УИН , заключения, поступившие после , считаются направленными с нарушением срока согласования проектных материалов и не учитывались согласительной комиссией.

По результатам работы согласительной комиссии, которая состоялась , принято решение отобразить в карте по несогласованным вопросам следующие данные:

- лесные участки, общей площадью , расположенные в границах населенных пунктов муниципального образования , указанные ФГБУ «Рослесинфорг» как ранее отнесенные к лесному фонду;

- границу ЗОУИТ (запретная зона) Министерства обороны Российской Федерации, указанную в Едином государственном реестре недвижимости «ЕГРН» и установленную в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Согласительной комиссией также принято решение согласовать проект внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования , за исключением несогласованных вопросов, отображенных на соответствующей карте, до момента их согласования; представить главе муниципального образования проект «Внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования », для принятия решения о его направлении для утверждения в городскую Думу муниципального образования , за исключением несогласованных вопросов.

Как пояснила в судебном заседании представитель администрации муниципального образования по доверенности 10 рассматриваемые земельные участки расположены за границами населенного пункта, в связи с чем, согласительная комиссия их включение в функциональную зону лесного фонда не обсуждала, рассматривались замечания о включении земельных участков в лесной фонд, расположенных в границах города.

В соответствии с картой по несогласованным вопросам (генеральный план городского округа муниципального образования ), представленной администрацией муниципального образования , рассматриваемые земельные участки входят в зону сельскохозяйственного использования (т. 3, л.д. 172).

Из протокола очередного заседания городской Думы муниципального образования VII созыва от следует, что на заседании докладчиком было доложено, что по результатам работы согласительной комиссией принято решение отобразить в карте по несогласованным вопросам следующие данные: лесные участки общей площадью 2251,38 га, расположенные в границах населенных пунктов муниципального образования , указанные ФГБУ «Рослесинфорг», как ранее отнесенные к лесному фонду; границу ЗОУИТ (запретная зона) Министерства обороны Российской Федерации, указанную в Едином государственном реестре недвижимости и установленную в отношении земельного участка с кадастровым номером . Решение городской Думы «Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования » принято единогласно.

Вместе с тем, сообщение ФГБУ «Рослесинфорг» о земельных участках, которые ранее были отнесены к лесному фонду, суду административным ответчиком не предоставлено, как и не представлено каких-либо доказательств того, что, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, при производстве согласительных процедур границы изменяемых функциональных зон были согласованы с Рослесхозом.

Таким образом, из материалов дела следует, что вопрос об изменении функциональной зоны рассматриваемых земельных участков ответчиком на публичные слушания не выносился. Каких-либо доказательств того, что генеральный план в оспариваемой части принят в результате согласительных процедур, назначенных и проведенных в соответствии с п.п. 9-12 статьи 25 ГрК РФ, суду не представлено.

Доводы административного иска о неправомерном и произвольном изменении органом местного самоуправления функциональной зоны спорным земельным участкам и отнесения их к зоне земель лесного фонда не опровергнуты. В данном случае, установление функциональной зоны земель лесного фонда, а также отнесение к последней земельных участков истцов, противоречит положениям статей 23, 24 ГрК РФ.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение городской Думы муниципального образования от является нормативным правовым актом, изданными полномочным органом местного самоуправления с нарушением порядка принятия данного акта в части установления функциональной зоны земель лесного фонда для земельных участков с кадастровыми номерами .

В соответствии со статьями 31, 33 ГрК РФ, учитывая заключение от по результатам рассмотрения поступивших предложений, на основании постановления администрации муниципального образования от подготовлен Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования (постановление по проекту опубликовано в газете «Вестник» от (222) и на официальном сайте администрации в сети Интернет .

Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки по результатам заключения комиссии опубликован в средствах массовой информации: в газете «Вестник» от (224) и на официальном сайте администрации в сети Интернет от .

Постановление от о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменения в правила землепользования и застройки по результатам заключения комиссии опубликовано в газете «Вестник» от (224) и информационное сообщение о дате, месте и времени публичных слушаний опубликовано в газете «Вестник» от (225) и на официальном сайте администрации в сети Интернет .

Заключение о результатах публичных слушаний от по проекту внесения изменения в правила землепользования и застройки по результатам заключения комиссии опубликовано на официальном сайте администрации в сети Интернет , в газете «Вестник» муниципального образования (235) от .

Решением городской Думы муниципального образования от внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования , которые официально опубликованы в газете «Вестник» муниципального образования (240) от .

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт является нормативным правовым актом, изданными полномочным органом местного самоуправления, принятым с соблюдением порядка принятия такого акта и опубликованным надлежащим образом.

Проверяя доводы административных истцов о нарушении его прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, административному истцу Шашкову А.В. принадлежит земельного участка с кадастровым номером Саркитову Т.Д. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , а также долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Хубиеву X.Д. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , также долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , а также долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Байчорову X. О. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , а также долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Фейтик Л.И. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , а также земельный участок с кадастровым номером ; Люмановой И.В. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , также долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Саркитову А.Д. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , а также долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Кондрашенок С.В. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Саркитову У.Д. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Эбзеевой С.У. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Вадковскому В.А. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Саркитовой X.А. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Дедиковой И. В. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Куницыной Т. П. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ; Тихоненко А. А. принадлежит долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером .

Место расположения земельных участков с кадастровыми номерами установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, , в районе .

Место расположения земельных участков с кадастровыми номерами установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, , в районе , в районе 5 бригады.

Решением городской Думы муниципального образования от внесены изменения в генеральный план городского округа муниципального образования , утвержденный решением городской Думы от .

Указанным нормативным правовым актом земельные участки с кадастровыми номерами отнесены к функциональной зоне лесного фонда за границами населенного пункта.

В целях приведения в соответствие с генеральным планом муниципального образования правил землепользования и застройки данного городского округа, утвержденных решением городской Думы муниципального образования от , решением городской Думы муниципального образования от внесены соответствующие изменения в названные правила.

Указанным нормативным правовым актом испрашиваемые земельные участки отнесены к территориальной зоне лесных территорий (Р-4).

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Как следует из пункта 5 статьи 1 ГрК РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 15 статьи 35 ГрК РФ органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно части 9 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 31 ГрК РФ, по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Из вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

При рассмотрении доводов административных истцов о том, что принадлежащие им участки незаконно отнесены оспариваемыми решениями городской Думы к лесному фонду, судом установлено следующее.

Статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

В силу положений пункта 1 статьи 101 ЗК РФ, пункта 1 статьи 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли состав, которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (пункт 2 статьи 101 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 17 ЗК РФ к федеральной собственности отнесены земельные участки, признанные таковыми федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании статьи 9 ЗК РФ, статей 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.

В силу пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (пункт 4 статьи 6.1 ЛК РФ).

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).

Согласно статье 7, статьям 67 - 68.2 ЛК РФ, границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Частью 1 статьи 91 ЛК РФ предусмотрено, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Согласно статье 4.2 Федерального закона от № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков - в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Между тем, согласно предоставленной информации Новоросссийского лесничества – филиала ГКУ КК «Комитет по лесу», пересечений земель лесного фонда с земельными участками с кадастровыми номерами не установлено.

Лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Доказательств, подтверждающих, что в отношении рассматриваемых земельных участков зарегистрировано право собственности Российской Федерации, суду не представлено. Наоборот, суду представлены выписки из ЕГРН о принадлежности административным истцам рассматриваемых земельных участков. Право собственности административных истцов на рассматриваемые земельные участки в установленном законе порядке не оспорено, недействительным не признано.

Из письма министерства природных ресурсов Краснодарского края от следует, что земельные участки с кадастровыми номерами пересечений с землями лесного фонда не имеют.

Из полученных ответов представителя департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) по доверенности 19 на запрос суда следует, что департаментом получена информация от уполномоченного органа - ГКУ Краснодарского края «Комитет по лесу», согласно которой у рассматриваемых земельных участков отсутствует пересечение с землями лесного фонда. В соответствии с ответом ФГБУ «Рослесинфорг», при осуществлении графического совмещения границ земельных участков истцов с границами Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества Краснодарского края пересечений также не выявлено. При этом применение ФГБУ «Рослесинфорг» картометрического метода допустимо в соответствии с действующим законодательством, а само заключение учреждения носит экспертный характер.

Представителем департамента лесного хозяйства сделан вывод, что из правоотношений по настоящему делу не усматривается нарушений имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, о назначении по делу судебной экспертизы об установлении принадлежности земельных участков к лесному фонду не просили, доказательств необходимости назначения такой экспертизы суду не представили, суд полагает возможным разрешить спор по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исходя из положений части 1 статьи 8 ЛК РФ, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, административному ответчику следовало учесть отсутствие волеизъявления Российской Федерации о принадлежности ей на праве собственности рассматриваемых земельных участков и на осуществление передачи земельных участков в лесной фонд, отсутствие документального подтверждения наложения (пересечения) границ земельных участков и лесного фонда.

Кроме того, административным ответчиком не учтено, что, согласно пункту 4 части 1 статьи 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю -ГС/22 от на запрос суда следует, что согласно сведениям ЕГРН:

- земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ,

- земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ,

- земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ,

- земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ,

- земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ,

- земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет

Все указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с категорией земель: «Земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «Для сельскохозяйственного использования», по состоянию на изменений площади, категории земель и вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН не выявлено.

Кроме того, как следует из представленных сведений, земельные участки с кадастровыми номерами ранее принадлежали агрофирме «Мысхако», затем ООО «Торговый дом «Агроторг», затем ООО «Агрофирма «Мысхако», после чего приобретены 17, а затем проданы доли названных земельных участков административным истцам.

Согласно выкопировке из генерального плана городского округа муниципального образования , утвержденного решением городской Думы от , а также в редакции решений от , от , также следует, что рассматриваемые земельные участки относились к зоне сельскохозяйственных угодий.

Согласно выкопировке из правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования , утвержденных решением городской Думы от , земельные участки отнесены к территории, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования в оспариваемой редакции земельные участки отнесены к зоне Р-4 зоне лесных территорий.

Между тем, административным ответчиком доказательств перевода указанных земельных участков из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в категорию земель - земли лесного фонда, суду не представлено.

Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 84 КАС РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе приказ Рослесхоза от «Об определении количества лесничеств на территории Краснодарского края и установлении их границ», которым определены границы Новороссийского лесничества, лесоустроительные материалы (планшет, выписки из государственного лесного реестра и др.), согласно которым рассматриваемые земельные участки не входят в границы Новороссийского лесничества, пересечений с землями лесного фонда не имеют, в федеральной собственности не находятся, не включены в границы населенного пункта, отсутствуют доказательства перевода в установленном порядке земельных участков в категорию земель лесного фонда, суд приходит к выводу, что функциональная и территориальные зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, были произвольно, в отсутствие на то законных оснований, изменены оспариваемыми решениями на зону лесного фонда (генеральный план) и зону лесных территорий (Р-4) (правила землепользования и застройки) соответственно.

Учитывая изложенное, объем заявленных требований и установленные факты, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению, а нормативные правовые акты признанию не действующими в оспариваемой части.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня вступления в законную силу решения суда. Определяя дату признания решений городской Думы муниципального образования недействующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день вступления в законную силу решения суда не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административных истцов.

При этом, в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемых нормативных правовых актов о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки не действующим в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу генеральный план и правила землепользования и застройки в отношении земельных участков административных истцов будут действовать в предыдущей редакции, без учета изменений, внесенных в них оспариваемыми решениями городской Думы муниципального образования .

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 КАС РФ и обязания городской Думы муниципального образования принять новый нормативный правовой акт о функциональном и территориальном зонировании земельных участков, принадлежащих административным истцам.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Шашкова А.В., Саркитова Т.Д., Хубиева Х.Д., Байчорова Х.О., Фейтик Л.И., Люмановой Л.И., Саркитова А.Д., Кондрашенок С.В., Саркитова У.Д., Эбзеевой С.У., Вадковского В.А., Саркитовой Х.А., Дедиковой И.В., Куницыной Т.П., Тихоненко А.А. о признании нормативных правовых актов недействующими в части - удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение городской Думы муниципального образования от «Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования » в части установления функциональной зоны земель лесного фонда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение городской Думы муниципального образования от «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования » в части установления территориальной зоны лесных территорий (Р-4) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

Обязать городскую Думу муниципального образования опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются решения городской Думы Новороссийска.

Обязать городскую Думу муниципального образования сообщить суду в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено .

Судья С.А. Санникова