ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-668/2022 от 13.04.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело а-668/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Водолажской Т.М., при секретаре ФИО5,

с участием административного истца ФИО1, с использованием систем видеоконференц-связи исправительного учреждения (отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю)

представителя административных ответчиков ФИО7, действующей на основании доверенностей от ДАТА, ДАТА и от ДАТА соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ДПНК ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3, ФСИН ФИО2, врио начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-6 ФИО2 по Хабаровскому краю, признании незаконным ответ от ДАТА, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 по <адрес>, ДПНК ФКУ ИК-6 ФИО2 по <адрес>ФИО3 В обосновании указав, что с ДАТА по настоящее время административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-6 ФИО2 по <адрес> на основании приговора Верховного суда Республики Дагестан от ДАТА. ДАТА, административный истец передал «постовому» ИУ для отправки в закрытых почтовых конвертах 3 обращения в адрес ФКУ СИЗО-1 ФИО2 по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО2 по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО2 по <адрес> отправки в закрытом виде, без цензуры со стороны администрации ИУ.ДАТА дежурный помощник начальника колонии ФИО3 возвратил конверты с пометкой на них «в открытом виде». ДАТА административным истцом подана жалоба на действия дежурного и получен ответ ( от ДАТА). ДАТА получено 2 ответа за подписью начальника ФИО2 по <адрес>ФИО6 от ДАТА

Просит признать действия дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3 выразившееся в не направлении в закрытом виде 3 обращений, ответ заместителя начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 от ДАТА на жалобу от ДАТА незаконными. Возложить на администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность устранить допущенное нарушение, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в учреждении в размере руб.

Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6

В судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме по заявленным основаниям.

Представитель административных ответчиков ФИО7 исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, прояснив, что СИЗО являются вышестоящим органом по отношению к ИК-6, сотрудники исправительного учреждения действовали в рамках своих полномочий. Ответом УФСИН по Хабаровскому краю не были нарушены права истца, в ответ разъяснен порядок отправки писем. Поддержала доводы, изложенные в возражениях ответчика.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, ходатайств об отложении не заявлял.

Административный истец ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, предоставив в суд письменный отзыв, согласно которому с предъявленными исковыми требованиями не согласны, поскольку право осужденных на переписку закреплено в статье 91 УИК РФ. Так в ч. 2 вышеуказанной статьи указано, что получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в ч.4 ст. 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке - не более семи рабочих дней. Право осужденных на обращение закреплено в ст. 15 УИК РФ. Так, ч.1 ст. 15 УИК РФ предусмотрено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Часть 4 ст. 15 УИК РФ указывает, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. Аналогичные положения содержаться также в пункте 58 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТА, где указано, что получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УПС и их должностным лицам. Уполномоченному по права человека в Российской Федерации. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации но защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Следственные изоляторы (СИЗО) являются органами исполнительной системы. В части 4 ст. 15 УИК РФ, пункте 58 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДАТА конкретно определена переписка без цензуры в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам. То есть, только в вышестоящие органы исполнительной системы предусмотрена переписка без цензуры, что не отрицается и выполняется ответчиком. По следственные изоляторы не являются по отношению друг к другу вышестоящими органами исполнительной системы, данные органы являются равнозначными в ветви исполнительной системе. Формирование исчерпывающего перечня органов, организаций и лиц. Переписка осужденных, с которыми не подлежит цензуре, принято в связи с необходимостью контроля над деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказаний. У вышеуказанных организаций нет полномочий контроля над деятельностью исправительного учреждения. Истцом не представлено доказательств негативных последствий. В соответствии со тс. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия, что содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условии содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия. Требования о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания и исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, так как административным истцом не представлено каких - либо фактических обстоятельств допущенных нарушений. Требование о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, так как административным истцом не представлено каких - либо фактических обстоятельств допущенных нарушений. Кроме того, компенсация в размере 50 000 рублей является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости.

На основании ст. 150 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков, административного ответчика.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА-О).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных прав и интересов гражданина или организации.

Судом установлено, что ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на основании приговора <данные изъяты>

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частями 1 и 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

В соответствии со ст. 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Действующее законодательство гарантирует осужденным возможность направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от ДАТА N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15 УИК), а также недопустимость цензуры жалоб осужденных, адресованных Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 15 УИК РФ, п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Как следует из материалов дела, ДАТА осужденный ФИО1 в администрацию ФКУ ИК-6 подал для направления три обращения в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 по Забайкальскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в закрытом виде. Письма впоследствии возвращены дежурным помощником начальника колонии ФИО3 с пометкой на конвертах «в открытом виде».

ДАТАФИО8 обратился с жалобой к начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю на действия ДПНК ИК-6 ФИО3

На обращение ФИО8 УФСИН России по Хабаровскому краю подготовлен ответ № от ДАТА, согласно которому по сведениям указанным в обращении осужденного ФИО1 проведена проверка, по результатам которой нарушений действующего законодательства Российской Федерации в действиях администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не выявлено. В соответствии с п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста от ДАТА: предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм). Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ. Обращения, адресованные в учреждения уголовно-исполнительной системы и не являющиеся по отношению к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю вышестоящими, подаются осужденными в открытом виде. Таким образом, ДАТА ДПНК при возврате обращений, поданных осужденным ФИО1 в закрытом виде в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН действовал в рамках действующего законодательства. Права, свободы и интересы осужденного ФИО9 нарушены не были.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает запрет цензуры переписки осужденного с теми государственными органами и должностными лицами, которые наделены полномочиями по осуществлению того или иного вида контроля над деятельностью учреждений и органов. Согласно статье 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации. Государственный орган - это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством. Исполнительные органы - это те органы, которые осуществляют государственную власть путем организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является Правительство.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России осуществляют Президент России, Федеральное Собрание России, Правительство России, суды Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от ДАТА-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от ДАТА «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определяет структуру федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Федеральная служба исполнения наказаний включена в структуру федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Эти государственные полномочия в силу п. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДАТА N 1314, ФСИН ФИО2 осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДАТА N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, в которые согласно Перечню видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденному Постановление Правительства Российской Федерации от ДАТА N 89, также включены следственные изоляторы. Таким образом, ФСИН России входит в орган государственной власти, осуществляя свою деятельность как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания, в том числе через ФКУ СИЗО ФСИН субъектов России.

По смыслу приведенных выше положений нормативных актов, в том числе и положений уголовно-исполнительного законодательства, согласно которым предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в органы уголовно-исполнительной системы и ответы на них цензуре не подлежат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обращения осужденного ФИО1, адресованные в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН по Забайкальскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, с целью собирания письменных доказательств, подлежали отправке адресатам в закрытом виде, то есть без цензуры.

Исходя из изложенного, осужденные обладают правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в указанные государственные органы, как и другие граждане Российской Федерации. Вопросы же проверки правильности указания сведений об адресатах направляемой осужденными корреспонденции находятся в компетенции администрации службы исполнения наказания.

Вместе с тем, должностные лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушили предписания вышеизложенных требований закона, тем самым нарушили права и законные интересы административного истца – осужденного ФИО1

Доводы административных ответчиков, что они действовали в пределах установленных действующим законодательством норм и правил, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку отказ в отправке обращений истца в закрытом виде влечет нарушение вышеизложенных требований закона.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании незаконным и нарушающим права осужденного ФИО1 действия должностных лиц ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в не направлении вышеуказанной почтовой корреспонденции, признании незаконным отказ в отправке корреспонденции в закрытом виде от ДАТА, признании незаконным ответ от ДАТА, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем направления данной корреспонденции в закрытом виде, подлежат удовлетворению.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Рассматривая административное исковое заявление, поданное в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ). Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых. Установив нарушение исправительным учреждением вышеизложенных требований законодательства, определяя размер компенсации за нарушение условий содержания, суд, принимая во внимание, что нарушение допущено при отсутствии должной внимательности и осмотрительности сотрудника исправительного учреждения и не носило умышленного характера, учитывая отсутствие наступления каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 2000 рублей.

В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о ФСИН ФИО2, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДАТА, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в части признания незаконным и нарушающим права осужденного ФИО1 действия ДПНК ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3, выразившиеся в отказе отправки корреспонденции в закрытом виде от ДАТА, ненадлежащем отправлении почтовой корреспонденции, признании незаконным ответ врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 от ДАТА взыскании с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере рублей. Решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ДПНК ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3, ФСИН России, врио начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, признании незаконным ответ от ДАТА взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ в отправке корреспонденции в закрытом виде трех обращений (адресованных начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Забайкальскому краю, начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области) от ДАТА ДПНК ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3.

Признать незаконными ответ врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 от ДАТА о правомерности действий сотрудника исправительного учреждения.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» обязанность устранить допущенные нарушения путем направления трех обращений в закрытом виде осужденного ФИО1, адресованных начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Забайкальскому краю, начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.

Обязать УФСИН России по Хабаровскому краю рассмотреть обращения ФИО1 от ДАТА и дать ответ в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В остальной части иска отказать.

Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДАТА.

Судья Т.М. Водолажская