ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-808/20 от 30.11.2020 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело а-808/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2020 года г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Мохначёвой С.Л.,

с участием прокурора Кононович Ю.Ф.

при секретаре Хвостовой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Миночкиной В.С. , Марченко Т.В. к Администрации Чебаркульского муниципального района, Главе Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Королю А.М. о признании недействующим нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Миночкина В.С., Марченко Т.В. обратились в суд с административным иском к Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области о признании недействующим полностью Постановления Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации по планировке и межеванию территории линейного объекта: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>», опубликованного в газете «<данные изъяты>» (13497) от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указали, что Миночкина В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям сельскохозяйственного использования, местоположение: 4,7 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>; кроме того, она является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес> а Марченко Т.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда. В непосредственной близости от указанных земельных участков расположен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., относящийся к землям лесного фонда, предоставленный в аренду ООО СК «Квадрострой» для реконструкции линейного объекта – газопровода-отвода к ГРС <адрес>. Срок договора аренды истек в июле 2019 года.

Постановлением Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации по планировке и межеванию территории линейного объекта: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес> которое является нормативным правовым актом.

Полагают, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: п.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; СНиП Магистральные трубопроводы; ст.32 закона «О газоснабжении». Кроме того, оспариваемое постановление принято без учета того, что охранные зоны планируемого к строительству газопровода, накладываются на принадлежащие административным истцам земельные участки, что противоречит существующим строительным нормам и правилам. Наличие охранных зон газопровода нарушает права административных истцов на использование принадлежащих им земельных участков в тех целях, для которых они предназначены, поскольку в зону минимально допустимого расстояния от оси данного газопровода попадает большая площадь каждого из указанных земельных участков (т.1 л.д.5-7, 37-39, т.2 л.д.121-122, т.3 л.д.18-20).

Определением судьи Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», Главное управление лесами <адрес> (т.1 л.д.215).

Определением судьи Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Глава Администрации Чебаркульского муниципального района Король А.М. (т.1 л.д.243).

Определением Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Волго-Уральский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа» (т.2 л.д.243-245).

Административные истцы Миночкина В.С., Марченко Т.В. в суд не явились, извещены о месте и времени судебного заседания.

Представитель административных истцов Миночкиной В.С., Марченко Т.В. – адвокат Пикельная Ю.Е. по нотариальным доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.26, 27, 28) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске с учетом всех дополнений. Дополнительно указала на то, что оспариваемое постановление принято в нарушение положений Устава муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», поскольку Собранием депутатов муниципального района не было принято решения о внесении изменений в схему территориального планирования Чебаркульского муниципального района, соответственно, у Главы Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Короля А.М. отсутствовали полномочия по изданию оспариваемого постановления.

Представитель административного ответчика Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Колобаев М.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.185, 186) в судебном заседании исковые требования не признал, указав на то, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативно-правового акта, не может быть признано недействующим, а может быть признано недействительным, следовательно, истцами выбран ненадлежащий способ защиты.

В письменных возражениях указано, что постановление было принято по итогам публичных слушаний, прошедших ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в официальном источнике, истцами не представлено доказательств нарушения их прав, земельные участки истцов не попадают в охранную зону планируемого к строительству газопровода, частичное попадание земельных участков в зону минимальных допустимых расстояний, с учетом разрешенного вида использования земельных участков, прав истцов также не нарушает (т.2 л.д.9-12).

Представители заинтересованного лица ООО СК «Квадрострой» - директор Окс Я.М., Кулагин Д.И., действующий на основании доверенности (т.3 л.д.14), в судебном заседании полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку истцами не представлено доказательств нарушения их прав, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

В письменных возражениях указано, что земельные участки истцов не попадают в охранную зону планируемого к строительству газопровода, земельный участок с кадастровым номером частично попадает в зону минимальных допустимых расстояний проектируемого к строительству газопровода, но в соответствии с п.1 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Учитывая это, ведение сельскохозяйственной деятельности, в соответствии с разрешенным видом использования, в зоне минимальных допустимых расстояний не запрещается, следовательно, права собственника данного участка не нарушаются.

Земельный участок с кадастровым номером имеет разрешенный вид использования для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии со ст.41 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается строительство объектов капитального строительства, возможно лишь возведение временных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства, следовательно, права арендатора также не будут нарушены.

Кроме того, административные истцы были участниками публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, где им даны были аналогичные пояснения, а Марченко Т.В. было известно о планируемом переустройстве газопровода с ДД.ММ.ГГГГ, так как именно она обеспечивала допуск на земельный участок с кадастровым номером специалистов ООО «<данные изъяты>» для проведения геодезических работ.

Полагают, что, выбранная комиссионно, новая трасса газопровода и разработанная по ней проектная документация учитывает интересы всех землепользователей и ее прохождение не требует внесения изменений в функциональное назначение земельных участков с кадастровыми номерами и .

Оспариваемое постановление не обладает признаками нормативного правового акта, и может быть признано только недействительным, полагают, что истцами избран ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Оспариваемое постановление принято в рамках предоставленных полномочий компетентным органом, при соблюдении порядка проведения публичных слушаний (т.1 л.д.192-196, т.3 л.д.7-12).

Представители Главного управления лесами Челябинской области, ПАО «Газпром» в судебное заседание не явились, извещены, ранее Главное управление лесами Челябинской области просили о рассмотрении дела без участия своего представителя (т.2 л.д.110).

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» - Терехов В.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.5, 6) в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав на то, что административными истцами не представлено доказательств нарущшения их прав оспариваемым постановлением, в удовлетворении иска просил отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ООО «Волго-Уральский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа» в судебное заседание не явился, извещены, просили о рассмотрении дела без участия своего представителя, представили письменный отзыв, в котором указали, что общество выполнило проектно-изыскательские работы для ООО СК «КвадроСтрой» в качестве проектной организации по объекту «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>» (договор от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии действующими на тот период техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями в области охраны окружающей среды, а также с необходимым предварительным согласованием с ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

Проектно-изыскательские работы выполнялись в соответствии с требованиями Свода Правил «Магистральные трубопроводы», действующими на момент подготовки проектной документации (2018 год). При этом минимально допустимое расстояние до объектов жилой застройки (50 м от оси газопровода), указанное в проектной документации, основано на п.4 примечаний к таблице 4 раздела 7 вышеуказанной редакции Свода Правил, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-эксплуатационного хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении изменения к СП «Магистральные трубопроводы», согласно которому изменился п.4 примечаний 4 раздела 7, при этом уменьшение минимальных расстояний от магистральных газопроводов до зданий и вооружений возможно только при соответствующем технико-экономическом обосновании, обеспечении эксплуатационной надежности, экологической безопасности и оснащения трубопровода средствами автоматизированного отключения при проявлении утечек, а также не реже одного раза в два года проведения диагностирования трубопровода неразрушающими методами контроля.

Полагают, что для установления зоны минимальных допустимых расстояний до 50 м от оси газопровода до объектов жилой застройки, необходимо иметь согласование охранных зон и зон минимальных расстояний с землепользователями (на чьи земельные участки накладываются данные зоны), а также проработать вопрос о разработке специальных технических условий или подготовке обоснования безопасности объекта. На сегодняшний день у подготовленной проектной документации отсутствует утвержденное положительное заключение государственной экспертизы, что не позволяет сделать вывод о правомерности/неправомерности проектных решений (т.3 л.д.27-30).

Прокурор Кононович Ю.Ф. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку порядок принятия решения соблюден, нарушения прав административных истцов не установлено.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав все письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу требований части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно требованиям части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с требованиями части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту решения – Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно частей 2, 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с пунктами 3, 4, 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;

В судебном заседании установлено следующее.

Миночкина В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: <адрес>. Участок находится примерно в 4,7 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.9-11, 42-47, 64-73).

Миночкина В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.2 л.д.131-133).

Марченко Т.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, право собственности на указанный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ: с Марченко Т.В. заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.12-25, 48-53, 74-84).

В непосредственной близости от указанных земельных участков расположен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для реконструкции линейного объекта «Газопровод-отвод к ГРС <адрес>», расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ; предоставленный в аренду ООО СК «Квадрострой» для реконструкции линейного объекта – газопровода-отвода к ГРС <адрес>, срок договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.54-62, 85-98).

Кроме того, ООО СК «Квадрострой» в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ для реконструкции трубопроводного транспорта (газапровод), земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (т.2 л.д.230).

Объект недвижимого имущества «Газопровод-отвод к ГРС <адрес>», протяженностью <данные изъяты>, литер: 1Г, находящийся по адресу: <адрес>, входит в состав основных средств ПАО «Газпром» (инв.), право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за (т.1 л.д.233, 235); передан по договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ПАО «Газпром» и ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург», в соответствии с п.8.1. договора, договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по ДД.ММ.ГГГГ, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит о своем отказе от продления договора (т.1 л.д.219, 221-227, 228-230).

Проектная документация по планировке и межеванию территории линейного объекта: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>», выполненная ООО «Волго-Уральский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа» представлена на СД-диске (т.2 л.д.8).

ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» предварительно согласовало план проектируемой трассы газопровода и кабельной линии связи для дальнейшего проектирования объекта «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес> что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании проектных материалов» (т.2 л.д.241а).

Технические условия на переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>», утвержденные ПАО «Газпром» ДД.ММ.ГГГГ, продлены на два года с даты регистрации данного письма с изменениями, что подтверждается письмом ПАО «Газпром» от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении технических условий», направленных в адрес ООО СК «Квадрострой» и ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» (т.2 л.д.242).

ДД.ММ.ГГГГ Главой Чебаркульского муниципального района Король А.М. принято Постановление Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации по планировке и межеванию территории линейного объекта: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>» (т.1 л.д.110, 214) и опубликовано в газете «<данные изъяты> (13497) от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.104-105), при публикации данного сообщения было неверно указано время публичных слушаний, которое было исправлено в газете «<данные изъяты>» (13498) от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.208-209).

Указанное постановление было принято по результатам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ, тема публичных слушаний: рассмотрение проекта планировки территории и проекта межевания территории: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>» (т.1 л.д.111-115, 106-109, 201-202, 203-204, 205-207, 212-213).

Суд полагает, что данное постановление является нормативно-правовым актом муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район».

Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии со статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в нее, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

В силу части 10 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи (Часть 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Уставом муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», утвержденным в новой редакции Решением Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.116-178), к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основании схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории … (статья 5, ч.1 п.15).

Для обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Собранием депутатов Чебаркульского муниципального района, главой Чебаркульского муниципального района могут проводиться публичные слушания (часть 1 статьи 10 Устава).

По проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, …проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Собрания депутатов муниципального района (часть 7 статьи 10 Устава).

К полномочиям Собрания депутатов муниципального района, в том числе относится утверждение схем территориального планирования муниципального района (пункт 10 части 1 статьи 20 Устава).

К полномочиям Главы муниципального района, в том числе относится утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории (пункт 10 части 1 статьи 28 Устава).

К полномочиям Администрации муниципального района, в том числе относится разработка схемы территориального планирования муниципального района, документации по планировке территории района … (пункт 18 части 1 статьи 33 Устава).

Схема территориального планирования Чебаркульского муниципального района утверждена решением Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменения в части переустройства участка газопровода – отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес> в схему территориального планирования Чебаркульского муниципального района не вносились (т.3 л.д.21).

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений наряду с публично-правовыми образованиями.

В силу ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

По смыслу приведенных норм, гражданин вправе оспорить нормативные правовые акты, регламентирующие связанные с планировкой территории вопросы, в порядке главы 21 КАС РФ при условии, что названные акты затрагивают его права и свободы.

Лицами, участвующим в деле не оспаривалось то обстоятельство, что земельные участки истцов попадают в зону минимальных допустимых расстояний от оси газопровода, следовательно, административные истцы являются участниками правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает их права и законные интересы.

Учитывая изложенное, суд полагает, что Постановление Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации по планировке и межеванию территории линейного объекта: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>» принято с нарушением требований ст. 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также порядка, предусмотренного Уставом муниципального образования «Чебаркульский муниципальный район», поскольку Собранием депутатов муниципального района не было принято решения о внесении изменений в схему территориального планирования Чебаркульского муниципального района, соответственно, у Главы Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Короля А.М. отсутствовали полномочия по изданию оспариваемого постановления.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию не действующими со дня вступления судебного акта в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 35 Федерального закона "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором официально был опубликован соответствующий нормативный правовой акт.

При этом обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов и на официальном сайте Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области следует возложить на Главу Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Короля А.М.

Руководствуясь ст.ст.14, 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Главы Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проектной документации по планировке и межеванию территории линейного объекта: «Переустройство участка газопровода-отвода к ГРС <адрес> с выносом за черту перспективного развития «<адрес>

Возложить на Главу Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области Короля А.М. обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов и на официальном сайте Администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Чебаркульский городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 18 декабря 2020 года.

Судья С.Л.Мохначёва