К делу №а-822/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Усть-Лабинск 31 мая 2018 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Куликовского Г.Н.,
секретаря Алейниковой А.В.,
с участием представителя административного
истца, действующего
по ордеру № от 21.02.18г. Позднякова Е.В.,
представителей административного ответчика –
администрации МО Усть-Лабинский район,
действующей по доверенности № от 19.01.18г. ФИО1,
действующего по доверенности № от 30.05.18г. ФИО2,
рассмотрев административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края обратился ФИО3 с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район об оспаривании решения о включении в градостроительный план земельного участка площадью 1691 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> сведений о нахождении данного земельного участка в санитарно-защитной зоне.
В обоснование административного искового заявления истец указал, что ему, на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1691 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. Данный земельный участок им был приобретен у Ш.О.А. на основании договора купли-продажи от 09 марта 2016 года. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, административный истец обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением о разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка. 21 декабря 2017 года был выдан градостроительный план земельного участка в соответствии с которым, весь земельный участок входит в санитарно-защитную зону. Нахождение указанного земельного участка в санитарно-защитной зоне явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Считает, включение земельного участка, который ему принадлежит на праве собственности в границы санитарно-защитной зоны в отсутствие таковых сведений в ЕГРН является незаконным действием органа местного самоуправления, нарушающим его право на строительство индивидуального жилого дома, в связи с чем, просит суд восстановить его нарушенное право путем обязания органа местного самоуправления исключить из градостроительного плана его земельного участка сведения о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 по ордеру адвокат Поздняков Е.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Обратил внимание суда на то, что согласно Постановления Правительства РФ № от 03 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», в соответствии с которыми санитарно-защитная зона считается установленной только с момента внесения сведений о границах санитарно-защитной зоны в ЕГРН, а в данном случае этого сделано не было.
Представители административного ответчика по доверенности ФИО1, ФИО2 в судебном заседании возражали относительно заявленных административных требований и просили в удовлетворении иска отказать. В письменных возражениях просили обратить внимание суда на тот факт, что согласно сведениям, полученным из ИСОГД, данный земельный участок входит в санитарно-защитную зону, что исключает возможность строительства индивидуального жилого дома.
Заинтересованное лицо – АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева в адрес суда направило отзыв, а также ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении иска просили отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований, на основании следующего.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частями 1-2 ст. 62 КАС РФ, лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов, организаций должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными правомочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативно правовых актов, решений, действий (бездействий).
Суд сохраняет беспристрастность, создает все условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
Как установлено в судебном заседании административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1691 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>Б, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, истцом был заказан и в последующем получен градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым весь земельный участок попадает в санитарно-защитную зону. Решением органа местного самоуправления, оформленное письмом № от 26 января 2018 года административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство по указанному основанию.
В силу п.п. 10 п. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон. По сведениям ИСОГД спорный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону.
В ходе судебного заседания было установлено, что в данном случае это санитарно-защитная зона от фермы.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2017 года) "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон №218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу п. 1 ст. 5 Закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В силу п. 4 ст. 5 Закона №218-ФЗ, границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 21 ноября 2017 года в графе «сведения о том, что данный земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия» данные отсутствуют. Соответственно, данный земельный участок в таких зонах не располагается.
В силу п.п. 5 п. 5 ст. 8 Закона №218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
В соответствии со ст. 10 Закона №218-ФЗ, в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: 1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); 2) описание местоположения границ таких зон и территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
При таких обстоятельствах, исходя из сведений ЕГРН земельный участок административного истца не входит в санитарно-защитную зону.
В судебном заседании представитель административного ответчика согласился, что действительно санитарно-защитные зоны должны быть поставлены на государственный кадастровый учет, а также должны быть внесены сведения в ЕГРН.
В соответствии с п. 25 Постановлением Правительства РФ №222 от 03 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Постановление Правительства №222) санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. То есть, законодатель определил, что санитарно-защитная зона считается установленной с момента внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. В представленной административным истцом выписки из ЕГРН такие сведения отсутствуют. Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании подтвердил, что указанная санитарно-защитная зона не установлена и о ее границах не внесены в ЕГРН соответствующие сведения.
В силу п. 30 Постановления Правительства №222 со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Соответственно, ограничения, сведения о которых указаны в градостроительном плане и которые нарушают право административного истца на строительство индивидуального жилого дома, внесены в него незаконно, так как санитарно-защитная зона не установлена в соответствии с требованиями законодательства.
В силу пунктов 5.1-5.3. ст. 87 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.
Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца подтвердил, что ФИО3 никаких уведомлений не получал, а представитель административного ответчика подтвердил, что никакие уведомления в адрес правообладателей земельных участков не направлялись.
При таких обстоятельствах, административный ответчик в отсутствие правовых оснований, не обоснованно включил земельный участок истца в некую санитарно-защитную зону.
Административный ответчик ссылается на положения Генерального плана Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района. При этом, не учел следующее.
В соответствии с вводной частью Генерального плана, Генеральный план является градостроительным документом, обосновывающим социально-экономическую модель развития поселения, долгосрочных перспектив планировочной организации территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Из текста Генерального плана: «Помимо вышеназванных групп функциональных зон, выделяется группа, обуславливающая особые условия использования территорий. Это - различные зоны планировочных ограничений. Зоны планировочных ограничений определяют режимы хозяйственной деятельности во всех типах функциональных зон, в соответствии с правовыми документами.
Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах: санитарно-защитные зоны; санитарные разрывы от линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; зоны охраны объектов культурного наследия; водоохранные зоны; зоны охраны источников питьевого водоснабжения; зоны ограничений градостроительной деятельности по условиям добычи полезных ископаемых; зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Планируемые границы зон с особыми условиями использования территорий показаны на основном чертеже – генеральном плане поселения - и схеме функционального зонирования с ограничениями использования территории поселения утверждаемой части проекта, существующие - на схеме комплексной оценки территории материалов по обоснованию.
При таких обстоятельствах, генеральный план поселения не определяет зоны с особыми условиями использования.
Административному ответчику, при определении зон с особыми условиями использования, а именно определения границ санитарно-защитных зон необходимо было руководствоваться нормами федерального законодательства, а не местным нормативным правовым актом, в соответствии с которым граница санитарно-защитной зоны является планируемой и не поставленной на государственный кадастровый учет. Более того, у органа местного самоуправления отсутствует информация о том, что организация, а в данном случае заинтересованное лицо обращалось с заявлением об установлении границ санитарно-защитной зоны.
В силу п. 1 ст. 14 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
В соответствии с п. 2 ст. 14 КАС РФ если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым применить к возникшим правоотношениям нормы федерального законодательства, которые гарантируют правообладателю земельного участка знать и в открытом доступе получать информацию о наличии тех или иных ограничений и обременений в отношении земельного участка. Законодатель прямо указал, что сведения о границах санитарно-защитных зон должны быть включены в ЕГРН и именно с этого момента санитарно-защитная зона считается установленной, что и является основанием для применение законных и обоснованных ограничений использования земельного участка, попадающего в такую зону. До внесения таких сведений, санитарно-защитная зона не считается установленной и соответственно любые действия органа местного самоуправления по ограничению в использовании земельного участка, являются незаконными.
Более того, в судебном заседании было установлено, что спорный земельный участок находится в существующей жилой застройке, вокруг находятся жилые дома, в которых проживают люди. К материалам дела приобщено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, которое было получено прежним собственником земельного участка истца.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, судом принимаются решения об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, данный вывод суда основан на исследованных судом доказательствах. Достоверных и убедительных доказательств, опровергающих доводы административного истца со стороны органа местного самоуправления не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать решение администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края о включении в градостроительный план земельного участка площадью 1691 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> сведений о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне - незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края исключить из градостроительного плана земельного участка площадью 1691 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> сведения о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края.
Судья подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Усть-Лабинского
районного суда Г.Н. Куликовский