ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-910/2021 от 27.08.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-910/2021

УИД: 91RS0-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 августа 2021 года <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики ФИО3 в составе:

председательствующего судьи Хулаповой Г.А.

при секретаре судебного заседания – ФИО4

с участием представителя административного истца – ФИО5

представителя административного ответчика – ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики ФИО3, Министерству транспорта Республики ФИО3, заинтересованные лица – ОГИБДД УМВД России по ФИО2, Муниципальное бюджетное учреждение «Город», Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, Совет ФИО11 Республики ФИО3, Служба автомобильных дорог Республики ФИО3, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить определенные действия,

установил:

ФИО6 обратился в Киевский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению Департаменту городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО3, в котором с учетом уточнений просит обязать Министерство транспорта Республики ФИО3 по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3 на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта <адрес> в <адрес>, обеспечивающего устранение нарушений п. 5.2.4 ФИО9 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее чем на 2022 год проведение капитального ремонта <адрес> в <адрес> согласно Порядку, утвержденному постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство транспорта Республики ФИО3 непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию <адрес> Республики ФИО3 непосредственно либо через самостоятельный (отраслевой) функциональный орган администрации <адрес> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать информирование Министерства транспорта Республики ФИО3 о необходимости включения в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3» на 2021 и 2022 годы мероприятий по проектированию и капитальному ремонту <адрес>, а также подготовить и направить на утверждение Симферопольским городским Советом проект решения о передаче Министерству транспорта Республики ФИО3 в безвозмездное пользование автомобильных дорог общего пользования - <адрес> в <адрес> для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого <адрес> истца сотрудниками дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения по <адрес>. В ходе проведения проверки сотрудниками дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> состояния дорожного покрытия улично-дорожной сети <адрес> установлено его несоответствие требованиям ФИО9 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес административного ответчика направлено обращение о проведении ремонтных работ дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения по <адрес>, устранении нарушений требований пункта 5.2.4 ФИО9 50597-2017. Административный ответчик, по итогам рассмотрения обращения Административного истца, в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ с исх. № К-8028 указал, что в Министерство транспорта Республики ФИО3 направлен утвержденный Администрацией <адрес> Республики ФИО3 перечень автомобильных дорог <адрес>, подлежащих ремонту/капитальному ремонту за счет средств дополнительного финансирования в 2020 - 2022 годах, в том числе Февральская. Ремонт будет выполнен при условии финансирования. Однако административный истец, считает бездействие Административного ответчика незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация <адрес> Республики ФИО3, Министерство транспорта Республики ФИО3.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное бюджетное учреждение «Город».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет ФИО11 Республики ФИО3.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба автомобильных дорог Республики ФИО3.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 заявленные исковые требования поддержал полностью, просил иск удовлетворить по доводам в нем изложенным. В дополнение представителем административного истца было указано, что доводы администрации об отсутствии денежных средств на содержание и ремонт дорог, не освобождает его от исполнения обязанностей, возложенных на него действующими нормативными актами.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта Республики ФИО3ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, мотивируя свою позицию тем, что средства на проведение работ по ремонту дороги в текущем периоде отсутствуют, средства изыскиваются, при формировании бюджета.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Направили в адрес суда свои пояснения и возражения на административное исковое заявление.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ представляет гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Как следует из материалов административного дела, административный истец является собственником жилого <адрес> (л.д. 11).

На основании обращения Административного истца сотрудниками дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения по <адрес>.

В ходе проведения проверки сотрудниками дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> состояния дорожного покрытия улично-дорожной сети <адрес> установлено его несоответствие требованиям ФИО9 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, который вместе с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ с исх. выслан Административному истцу (л.д. 12, 13).

ДД.ММ.ГГГГ Административным истцом в адрес МКУ Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики ФИО3 направлено обращение о проведении ремонтных работ дорожного покрытия автомобильной дороги местного значения по <адрес>, устранении нарушений требований пункта 5.2.4 ФИО9 50597-2017.

МКУ Департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики ФИО3 по итогам рассмотрения обращения административного истца, ДД.ММ.ГГГГ с исх. № К-8028 в письме указал, что в Министерство транспорта Республики ФИО3 направлен утвержденный Администрацией <адрес> Республики ФИО3 перечень автомобильных дорог <адрес>, подлежащих ремонту/капитальному ремонту за счет средств дополнительного финансирования в 2020 - 2022 годах, в том числе Февральская. Ремонт будет выполнен при условии финансирования (л.д. 14).

Полагая, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствует об уклонении административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности, что, в свою очередь, указывает на наличие со стороны административного ответчика незаконного бездействия, административный истец обратился с данным иском в суд.

Оценивая правомерность заявленных административным истцом требований, судом установлено следующее.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

На основании ч. 6 ст. 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 5 ч. 1 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО3 к вопросам местного значения городского округа, в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО3, утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО3» следует, что дорога по <адрес> в <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения под .

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, под которой понимается строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ) возложены на Администрацию <адрес> Республики ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Закон Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О перераспределении отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в ФИО2 и органами государственной власти Республики ФИО3».

Согласно ст. 2 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК/2020, органом государственной власти Республики ФИО3, уполномоченным на осуществление полномочий, указанных в настоящем Законе, является исполнительный орган государственной власти Республики ФИО3, проводящий государственную политику в транспортно-дорожном комплексе (далее - Уполномоченный орган).

Порядок осуществления полномочий Уполномоченным органом определяется Советом ФИО11 Республики ФИО3.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК/2020, Уполномоченный орган осуществляет следующие установленные пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения: по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог.

Согласно п. 1.1 Раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Республики ФИО3, утвержденного Постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Республики ФИО3», Министерство транспорта Республики ФИО3 является исполнительным органом государственной власти Республики ФИО3, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики ФИО3.

Постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения), перераспределенных между органами местного самоуправления муниципальных образований в ФИО2 и органами государственной власти Республики ФИО3» (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что перераспределенные полномочия в области дорожной деятельности осуществляются Министерством транспорта Республики ФИО3 за счет средств дорожного фонда Республики ФИО3.

Согласно п. 5 Порядка, в целях осуществления перераспределенных полномочий в области дорожной деятельности Уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 июля текущего года, а в 2021 году в срок до ДД.ММ.ГГГГ анализирует состояние дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3, в том числе на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики ФИО3 о предлагаемых в очередном году, а в 2021 году - о предлагаемых в текущем году мероприятиях по развитию дорожного хозяйства на территории соответствующего муниципального образования.

Взаимодействие Уполномоченного органа с органами местного самоуправления муниципальных образований в ФИО2 осуществляется в порядке, утверждаемом Уполномоченным органом (п. 6 Порядка). Форма представления органами местного самоуправления муниципальных образований в ФИО2 информации, указанной в пункте 5 настоящего Порядка, утверждается приказом Уполномоченного органа.

Согласно п. 7 Порядка, по результатам проведенного анализа состояния дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3 Уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 августа текущего года, а в 2021 году в срок до ДД.ММ.ГГГГ утверждает приказом Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3 (далее - Перечень мероприятий) на очередной год, а в 2021 году - на текущий год по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Для обеспечения осуществления перераспределенных полномочий в области дорожной деятельности изменения в Перечень мероприятий вносятся Уполномоченным органом самостоятельно и (или) на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики ФИО3 (п. 8 Порядка).

В соответствии с п. 9 Порядка, для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3 и осуществления перераспределенных полномочий в области дорожной деятельности автомобильные дороги передаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики ФИО3 Уполномоченному органу в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 18 Закона Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГPK «О бюджетном процессе в ФИО2», исполнительные органы государственной власти Республики ФИО3 осуществляют следующие бюджетные полномочия: участвуют в разработке проектов республиканского бюджета, отчетов об исполнении республиканского бюджета, отчетов об исполнении консолидированного бюджета Республики ФИО3, утверждают планы организационных мероприятий по составлению проекта республиканского бюджета и порядок организации исполнения республиканского бюджета, исполняют республиканский бюджет, исполняют расходные обязательства Республики ФИО3, предоставляют межбюджетные трансферты из республиканского бюджета, временно осуществляют отдельные бюджетные полномочия органов местного самоуправления и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 171 Бюджетного кодекса РФ, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Исходя из ст. 179.3 Бюджетного кодекса РФ, в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Статьей 129 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Согласно п. 4.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики ФИО3, утвержденного Постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Республики ФИО3 осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики ФИО3, в том числе за счет средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получаемых в форме межбюджетных трансфертов, а также за счет привлечения внебюджетных источников.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики ФИО3 либо иным главным распорядителем средств бюджета Республики ФИО3, определенным Советом ФИО11 Республики ФИО3 в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики ФИО3, иными главными распорядителями средств бюджета Республики ФИО3 и бюджетов государственных внебюджетных фондов - соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы (п. 1.6 Порядка).

Кроме того, статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» закреплено, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы городских округов.

Как следует из комплексного толкования ст. 7, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», для осуществления капитального строительства (ремонта) объектов (предпроектные решения и согласования) необходима выдача технических условий. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ФИО9 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, ФИО9 50597-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» включен в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которого обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Пунктом 5.2.4 ФИО9 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Указанным приложением (таблицей) установлены разные сроки устранения недостатков дороги, в зависимости от категории дороги и имеющихся дефектов, вместе с тем, указанные сроки не превышают 20 (двадцать) дней с момента обнаружения.

Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 00 мин. государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по <адрес> дорожное покрытие всей проезжей части <адрес> в <адрес>, в нарушение требований пункта 5.2.4 ФИО9 50597- 2017, имеет множественные дефекты в виде выбоин, проломов и иных повреждений.

Сведения о несоответствии дорожного покрытия п. 5.2.4 ФИО9 50597-2017 также приведены в сопроводительном письме УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с исх. .

Административный истец ежедневно передвигается по дороге <адрес>, как на автомобиле, так и пешком. При этом недостатки эксплуатационного состояния дороги представляют реальную опасность для безопасности участников дорожного движения, которым является и административный истец. Тем самым нарушаются его права как участника безопасного дорожного движения, установленные ст. 3, п. 1, п. 3 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Учитывая, что с момента обнаружения имеющихся дефектов истекли сроки их устранения, установленные приложением А к ФИО9 50597-2017, то имеет место незаконное бездействие административных ответчиков: Администрации <адрес> Республики ФИО3, которая в данном случае представляет интересы муниципального образования - собственника дороги Министерства транспорта Республики ФИО3, которое, в настоящем случае, осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики ФИО3.

Доводы Муниципального казенного учреждения Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики ФИО3 о прекращении производства судом по административному делу а-23 50/2020, являются необоснованными по следующим основаниям.

Как следует из части 1 статьи 195 КАС РФ повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Основанием для обращения в суд с административным иском по делу а-23 50/2020 послужило бездействие администрации и департамента выражающееся в наличии одной выбоины (длиной - 480 см., шириной - 160 см., глубиной - 10 см., общей площадью 7,68 кв.м.), расположенной возле <адрес> в <адрес>, которая в период рассмотрения дела была устранена (отремонтирована), соответственно, отсутствовал предмет спора (при этом ч. 1 ст, 46 КАС РФ установлен запрет на одновременное изменение основания и предмета административного иска), в результате чего ДД.ММ.ГГГГ административный истец отказался от иска по делу а-23 50/2020 (См. протокол <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Мирового судьи судебного участка Киевского судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу ).

При этом из содержания настоящего административного искового заявления усматривается, что основанием заявленных ФИО1 требований является продолжающееся до настоящего времени неустранение множественных повреждений покрытия проезжей части <адрес> в <адрес>, приведенных в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 00 мин, государственным инспектором дорожного надзора ОДН ФИО10 МВД России по <адрес>; в сопроводительном письме УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с исх. ; фототаблице от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, в настоящем административном деле административным ответчиком выступает Министерство транспорта Республики ФИО3, которое в административном деле а-2350/2020 не участвовало. Таким образом, с учетом того факта, что основанием для обращения ФИО1 в суд с настоящим административным исковым заявлением являются иные основания, возникшие после дела а-2350/2020, а также иной состав лиц, то правовые основания для прекращения производства по делу а-910/2021 на основании статей 194,128 КАС РФ, отсутствуют.

Исходя из общепринятого понимания, подтвержденного судебной практикой вышестоящих судебных инстанций, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно предписаниям части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу предписаний пункта 2 статьи 3 КАС РФ защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений является основной задачей административного судопроизводства.

Согласно абзацу 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Бездействие Администрации <адрес> Республики ФИО3 в данной части влечет нарушение федерального законодательства. Обратного административными ответчиками не доказано, подтверждающих фактов суду не представлено.

В п. 3 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также закреплено право участников дорожного движения свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

С учетом того, что административный истец зарегистрирован и фактически проживает по адресу: Февральская, 12, <адрес>, бездействие Администрации <адрес>, которое выразилось в ненадлежащем исполнении обязанности по надлежащему содержанию дорог и обеспечения дорожной деятельности, привело к нарушению права административного истца на свободное и беспрепятственное передвижение.

Учитывая изложенное выше, заявленные исковые требования в части признания бездействия административного ответчика незаконным, подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, учитывая, что полномочия Администрации <адрес> по ремонту автомобильных дорог являются расходными обязательствами, устранение незаконности которых подлежит осуществлению исполнительному органу местного самоуправления, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, суд приходит к выводу необходимым определить срок исполнения решения суда в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд находит, что данный срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

При подаче административного иска, истцом была уплачена государственная пошлина на сумму 300 рублей, что подтверждено платежным поручением.

Учитывая, что судебное решение состоялось в пользу административного истца, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в размере 300 рублей подлежат взысканию с административного ответчика Администрации <адрес> Республики ФИО3.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики ФИО3, выразившееся в содержании дорожного покрытия, расположенного по <адрес>, в состоянии не соответствующем требованиям законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов.

Обязать Министерство транспорта Республики ФИО3 по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3 на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта <адрес> в <адрес>, обеспечивающего устранение нарушений п. 5.2.4 ФИО9 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее чем на 2022 год проведение капитального ремонта <адрес> в <адрес> согласно Порядку, утвержденному постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство транспорта Республики ФИО3 непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию <адрес> Республики ФИО3 непосредственно либо через самостоятельный (отраслевой) функциональный орган администрации <адрес> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать информирование Министерства транспорта Республики ФИО3 о необходимости включения в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики ФИО3» на 2021 и 2022 годы мероприятий по проектированию и капитальному ремонту <адрес>, а также подготовить и направить на утверждение Симферопольским городским Советом проект решения о передаче Министерству транспорта Республики ФИО3 в безвозмездное пользование автомобильных дорог общего пользования - <адрес> в <адрес> для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного постановлением Совета ФИО11 Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации <адрес> Республики ФИО3 в пользу ФИО1 государственную пошлину в сумме 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО3 через Киевский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Г.А. Хулапова