ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АП12-132/2022 от 24.06.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № АП 12-132/2022

Р Е Ш Е Н И Е

24 июня 2022 года г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Цыкалова Н.А., при секретаре Эминове А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанова Антона Ильясовича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 7-14-38/2022 от 20 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанова Антона Ильясовича,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее УФК по Республике Калмыкия, УФК по РК, Управление, Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия) Нарановой Г.Б. № 7-14-38/2022 от 20 мая 2022 г. министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Рубанов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Рубанов А.И. в установленный законном срок подал в суд жалобу, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях виновного противоправного поведения (неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей). Указал, что ответ, направленный в УФК по Республике Калмыкия Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия за подписью заместителя министра ФИО1 об исполнении представления от 30 сентября 2021 г., не согласован с ним (министром Рубановым А.И.). Согласно должностным обязанностям министр курирует направление деятельности министерства в общем, а заместители министра курируют и отвечают непосредственно за закрепленные за ними отделы министерства. В частности, вопросом о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» занимается соответствующий отдел, который курирует заместитель министра ФИО1.

Министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Рубанов А.И. в суд не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Хойнов Г.А., подтвердив факт извещения Рубанова А.И. о времени и месте судебного заседания, указал, что в связи с занятостью министр Рубанов А.И. не возражал против рассмотрения жалобы без его участия. Хойнов Г.А. поддержал доводы жалобы, просил производство по делу в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Рубанова А.И. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель УФК по Республике Калмыкия Сангаджиева О.М. в судебном заседании, считая постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения. Указала также, что Министерство как юридическое лицо по факту неисполнения представления УФК по РК от 30 сентября 2021 г. к административной ответственности не привлекалось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дело № 7-14-38/2022, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного лица или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом правонарушения по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.

Объективную сторону правонарушений по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья должен выяснять законность вынесенного представления, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Как следует из материалов дела Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия на основании приказа № 306 от 9 июля 2021г. 12 июля по 31 августа 2021 г. в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерство) проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:

1. В нарушение пункта 1 статьи 18, пункта 7 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, Министерством в 2020 году допущено неверное применение кода вида расходов по государственному контракту на выполнение работ по устройству наружного освещения автомобильной дороги в размере 10 829 356,80 рублей, а именно: произведены кассовые выплаты по виду расходов «244 Прочая закупка товаров, работ и услуг», тогда как данные работы в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, относятся к капитальному ремонту и подлежат отражению по виду расходов «243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;

2. В нарушение абзаца 2 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (в ред. от 13.12.2019), пункта 4.3.8.2 Соглашения от 14.03.2019 № 108-17-2019-009, Министерством в 2020 году не обеспечено заключение контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных региональным проектом, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов федерального проекта;

3. В нарушение абзаца 2 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «ж» пункта 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (в ред. от 13.12.2019), пункта 4.3.8.1 Соглашения от 14.03.2019 № 108-17-2019-009, Министерством в 2020 году не обеспечено завершение выполнения мероприятий (в том числе по приемке), включенных в региональный проект, до 1 декабря текущего года;

4. В нарушение пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 20 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19.03.2015 № 105, Министерством, как ответственным исполнителем государственной программы, допущено несоответствие содержания государственной программы Республики Калмыкия «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия» региональному проекту «Дорожная сеть» (Республика Калмыкия), а именно: наименования и значения показателей регионального проекта, указанные в государственной программе, не соответствуют наименованиям и значениям показателей регионального проекта;

5. В нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «и» пункта 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (в ред. от 27.02.2019), пункта 4.3.3 Соглашения от 14.03.2019 № 108-17-2019-009, Министерством не достигнут показатель регионального проекта «Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии», предусмотренный паспортом федерального проекта «Дорожная сеть», за 2020 год: плановое значение показателя - 58,40%, фактическое значение показателя - 58,35%;

6. В нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «г» пункта 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (в ред. от 27.02.2019), пункта 17 (1) Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных ростановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (в ред. от 25.12.2020), пунктов 4.3.5.1-4.3.5.2 Соглашения от 14.03.2019 № 108-17-2019- 009, Министерством не соблюдены сроки представления отчетности, предусмотренной Соглашением, а именно: отчет о расходах бюджета Республики Калмыкия за 1-3 кварталы направлен с просрочкой от 2 до 89 рабочих дней, отчет о достижении значений результатов регионального проекта за 2020 год направлен с просрочкой на 1 рабочий день;

7. В нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 9.1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), Министерством при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги при применении проектно-сметного метода допущено завышение, в результате ошибочного внесения в локальную смету возвратного материала «Лом асфальтобетонный», на общую сумму 73 703,33 рублей, из них за счет средств федерального бюджета 4 017,73 рублей;

8. В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Министерством в 2020 году допущено неправомерное использование бюджетных средств, а именно: принят и оплачен подрядной организации ИП ФИО2 первичный учетный документ - Акт о приемке выполненных работ ф. КС-2 от 27.11.2020 № 2, содержащий возвратный материал «Лом асфальтобетонный», являющийся прибылью заказчика, вследствие ошибочного внесения в локальную смету, на общую сумму 73 703,33 рублей, из них за счет средств федерального бюджета 4 017,73 рублей.

Управлением по итогам проведения плановой выездной проверки в адрес Министерства 30 сентября 2021 г. за исх. № 65-09-04/17-7332 направлено Представление с требованием устранения нарушения и принятием мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 31 декабря 2021 г.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

В названном представлении были указаны: характер допущенных нарушений бюджетного законодательства; нормы, которые были нарушены финансовым органом в своей деятельности; мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений; сроки их устранения.

Оценивая представление УФК по РК от 30 сентября 2021 г., требования, предъявляемые к представлению (в том числе и к их содержанию), выданным Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия, в данном случае были соблюдены.

При этом в период проведения указанной проверки и на момент получения представления Рубанов А.И. исполнял обязанности министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, а потому довод жалобы о том, что выявленные нарушения вменяемые Рубанову А.И. имели место до его назначения, является несостоятельным, противоречит материалам дела.

Частью 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ определен круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, которыми являются руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (которым в Республике Калмыкия является Управление Федерального казначейства по РК), и их заместители.

Таким образом, указанное представление выдано должностным лицом, осуществляющим государственный финансовый контроль, в пределах компетенции и в соответствии с должностными полномочиями.

От Министерства 30 декабря 2021 г. в Управление поступила информация об исполнении представления с приложением копий документов.

Согласно письму Управления от 28 января 2022 г. пункты 1, 7, 8 сняты с контроля за исполнением. Однако пункты 2, 3, 5, 6 представления не исполнены, то есть требования принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанный в данных пунктах, устранить нарушение, изложенное в п. 4 представления, не исполнены.

Таким образом, предписание исполнено Министерством частично, что послужило основанием для составления 11 апреля 2022 г. протокола об административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Рубанова А.И.

Доказательства, свидетельствующие об объективных, уважительных причинах неисполнения представления в указанный срок заявителем не представлены, судом не установлено.

Представленные в материалы дела протокол и постановление по делу об административном правонарушении, соответствуют требованиям КоАП РФ, регламентирующих порядок их составления, вынесения, а также предъявляемым требованиям относительно их содержания. Нарушений статей 28.2, 29.10 КоАП РФ, влекущих недопустимость указанных процессуальных документов, судом не установлено.

Доводы жалобы об отсутствии вины министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Рубанова А.И. в совершении административного правонарушения были предметом рассмотрения заместителем руководителя Управления Федеральная казначейства по Республике Калмыкия и обоснованно отвергнуты как несостоятельные. Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и виновность Рубанова А.И. подтверждены, в том числе, следующими доказательствами: представлением от 30 сентября 2021 г.; протоколом об административном правонарушении № 17-10/1170 от 11 апреля 2022 г.; Указами Главы Республики Калмыкия от 19 августа 2021 г. № 139, от 11 ноября 2021 г. № 175 о назначении на должность, находящимся в открытом доступе в сети Интернет; и другими материалами дела.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.

Довод о том, что письмо об устранении нарушений, изложенных в предписании, направлено в адрес Управления за подписью заместителя министра ФИО1 без согласования Рубанова А.И. при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом рассмотрен, ему дана надлежащая оценка. Оснований не согласиться с выводами должностного лица Управления Федеральная казначейства по Республике Калмыкия у суда не имеется.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что в действиях министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанова А.И. отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, не имеется.

Обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением министра Рубанова А.И., позволяющих применить положения ст. 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от административной ответственности по малозначительности, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено министру по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанову А.И. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание, которому подвергнут министр Рубанов А.И., соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к нему соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанова А.И. допущено не было.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 7-14-38/2022 от 20 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанова Антона Ильясовича оставить без изменения, жалобу министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Республики Калмыкия Рубанова Антона Ильясовича - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Судья: Н.А. Цыкалова