ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 28.08.2024 N АКПИ24-492 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа ФАС России от 05.03.2024 N 153/24 "Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) ООО "Няганские газораспределительные сети" на территории г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры""

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2024 г. N АКПИ24-492
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Хатовой В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Няганские газораспределительные сети" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2024 г. N 153/24 "Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) ООО "Няганские газораспределительные сети" на территории г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",
установил:
приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2024 г. N 153/24 "Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) ООО "Няганские газораспределительные сети" на территории г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее также - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 2 мая 2024 г., N 78046 и размещенным в ту же дату на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), утвержден тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) ООО "Няганские газораспределительные сети" на территории г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 286,18 руб. за 1000 куб. м (без НДС) (пункт 1).
Пунктом 2 Приказа установлено, что тариф на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам), утвержденный этим приказом, учитывается при формировании цен на газ для потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
Пунктом 3 Приказа признан утратившим силу приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2017 г. N 1/17 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) ООО "Няганские газораспределительные сети" (ООО "НГРС")".
В соответствии с пунктом 4 Приказа он действует до 1 марта 2029 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Няганские газораспределительные сети" (далее также - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Приказа недействующим, ссылаясь на нарушение регулирующим органом при его принятии требований Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 23 августа 2005 г. N 388-э/1 (далее - Методика), к порядку принятия нормативного акта об установлении тарифов на транспортировку газа, а также нарушение принципов формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
В частности, указано, что в нарушение пункта 20 Основных положений извещение о дате, времени и месте проведения заседания по установлению тарифов, назначенного на 15 февраля 2024 г., а также материалы, подготовленные для его проведения, направлены Обществу за два дня до названной даты - 13 февраля 2024 г., в связи с чем Общество было лишено возможности представить мотивированные возражения и направить своего представителя, просьба о проведении заседания в очном или заочном формате с использованием систем видеоконференц-связи регулирующим органом проигнорирована. Заседание проведено без вызова представителя Общества и не было перенесено, что противоречит пункту 21 Основных положений.
В нарушение подпунктов "а", "б", "з" пункта 11 Основных положений и пункта 21 Методики при расчете необходимой валовой выручки исключены следующие связанные с транспортировкой газа экономически обоснованные расходы: на аренду газопроводов-отводов, а также недвижимого и движимого имущества, необходимого для эксплуатации магистрального газопровода, полученного во владение и пользование по договору аренды от 8 июня 2022 г., заключенному с Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Договор аренды), в сумме 22 397,47 тыс. руб.; на лизинг (аренду) транспорта в сумме 7 754,62 тыс. руб.; на выплату лизинговых платежей в сумме 3 747,82 тыс. руб. в год по договору лизинга от 23 сентября 2022 г.; на аренду спецтехники на сумму 3 360 тыс. руб. в год. Также не учтены предусмотренные пунктом 2.2.8 Договора аренды расходы на капительный ремонт имущества в размере 28 500,00 тыс. руб. и 12 965,20 тыс. руб. и расходы на прочие услуги, ранее учтенные в тарифе, такие как: услуги по вырубке и расчистке от древесно-кустарниковой растительности, замена ограждений крановых узлов и ГРС, аварийный запас, в сумме 28 210,40 тыс. руб.
Административный ответчик - Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) в письменных возражениях на административный иск указала, что Приказ издан компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, тарифы являются экономически обоснованными, каких-либо процедурных нарушений при принятии Приказа не допущено.
Заинтересованное лицо - Минюст России в письменном отзыве на административное исковое заявление указало, что оспариваемый нормативный правовой акт, принятый компетентным органом, прошел государственную регистрацию, опубликован в установленном порядке, не противоречит актам большей юридической силы.
В судебном заседании представитель административного истца Б. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
Представители ФАС России Г. и Ш. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хатовой В.Э., полагавшей, что требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом ФАС России от 22 июля 2010 г. N 3467-э общество с ограниченной ответственностью "Няганские газораспределительные сети", Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, осуществляющее деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, в разделе II "Транспортировка газа по трубопроводам" под регистрационным N 86.2.23.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации (статья 23 Закона о газоснабжении).
В силу подпункта "г" пункта 7 Основных положений федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II Основных положений осуществляет государственное регулирование в том числе тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Таким органом, исходя из Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является ФАС России, которая устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на транспортировку газа по трубопроводам (пункт 5.3.21.16).
Из пунктов 16, 17 Основных положений следует, что государственное регулирование цен (тарифов), в том числе по транспортировке газа, осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений.
При установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующих органов последние выдают организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, предписание о представлении соответствующих предложений об установлении (изменении) цен (тарифов) (пункт 18 Основных положений).
18 октября 2023 г. ФАС России направила предписание N ВК/85843/23 "О предоставлении предложений об установлении (изменении) цен (тарифов)", согласно которому Обществу предписано представить в срок до 1 декабря 2023 г. предложения об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам г. Ханты-Мансийска и поселков Ханты-Мансийского района в соответствии с пунктом 24 Основных положений и разделом III Методики для целей всестороннего и надлежащего рассмотрения тарифной заявки.
По результатам рассмотрения представленных Обществом в ФАС России на основании приведенного предписания документов Приказом утверждены тарифы. Приказ зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в установленном порядке.
Доводы административного истца о том, что ФАС России нарушен порядок издания Приказа не нашли своего подтверждения.
Пунктом 19 Основных положений установлено, что для предварительного рассмотрения представленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, предложений об установлении (изменении) цен (тарифов) и подготовки проекта решения регулирующим органом назначается ответственный из числа членов правления и создается экспертная группа, заключение которой должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении (изменении) цен (тарифов); анализ указанных предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующими органами при установлении (изменении) цен (тарифов) в соответствии с данными основными положениями.
Извещение о дате, времени и месте проведения заседания правления, а также материалы, подготовленные для его проведения (заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) или копия решения о рассмотрении вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа, заключение экспертной группы, проект решения правления регулирующего органа), направляются членам правления и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, не позднее чем за 5 дней до его проведения (пункт 20 Основных положений).
Заседание правления регулирующего органа, на котором рассматриваются предложения по установлению (изменению) цен (тарифов), считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов правления. На заседание приглашается представитель (представители) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности. В случае отсутствия представителя указанной организации заседание переносится по решению правления регулирующего органа на срок не более 10 дней. При повторной неявке представителя заседание может быть проведено в его отсутствие (пункт 21 Основных положений).
Пунктом 7 Регламента подготовки вопросов для рассмотрения на заседании коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций, утвержденного приказом ФАС России от 16 ноября 2015 г. N 1090/15 (далее - Регламент), закреплено, что на основании представленных материалов к заседанию коллегиального органа секретарь коллегиального органа формирует проект повестки очередного заседания коллегиального органа, которое может проходить как в очной, так и в заочной форме. В заочной форме проводятся заседания коллегиального органа, в повестку которых включаются вопросы, ранее рассмотренные на очном заседании коллегиального органа, либо вынесенные в соответствии с поручением (согласием) председателя.
Материалами дела установлено, что 8 февраля 2024 г. на электронную почту 1972lu@mail.ru (указана Обществом в ФГИС "ЕИАС" как электронная почта для направления корреспонденции) должностного лица - главного бухгалтера Общества, ответственного за расчеты тарифов на транспортировку газа, ФАС России направлен расчет тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) Общества на 2024 год.
Изучив представленный ФАС России расчет, Общество 12 февраля 2024 г. направило на имя директора Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмо за N 116/1 о возможности передачи имущества в безвозмездное пользование в связи с тем, что из состава затрат исключаются затраты по аренде, лизинговые платежи по приобретению вездеходной техники, необходимой для эксплуатации газопровода.
13 февраля 2024 г. ФАС России направила Обществу письменное уведомление N ВК/11246/24 о том, что 15 февраля 2024 г. на заседании Правления ФАС России в заочной форме будет рассматриваться вопрос об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) Общества на территории г. Ханты-Мансийска и поселков Ханты-Мансийского района, Обществу предложено предоставить письменное уведомление об отсутствии или о наличии замечаний по рассматриваемым вопросам.
14 февраля 2024 г. Обществом в адрес ФАС России передано письмо N 128, в котором указывалось о несогласии с предлагаемым размером тарифа и содержалась просьба о проведении заседания Правления ФАС России в очном формате с участием представителей Общества и Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. К данному письму был приложен ответ Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2024 г. N 13-Исх-1511 на обращение от 12 февраля 2024 г. N 116/1.
Из протокола заочного заседания коллегиального органа ФАС России (Правления ФАС России) от 15 февраля 2024 г. N 5 следует, что пятым на данном заседании рассмотрен вопрос об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) Общества на территории г. Ханты-Мансийска и поселков Ханты-Мансийского района, при этом обсуждена позиция Общества, выраженная в письме от 14 февраля 2024 г. N 128, о несогласии с предлагаемым размером тарифа и о проведении заседания Правления ФАС России с участием представителей Общества и Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По результатам представленных мнений Правлением ФАС России принято решение об утверждении Приказа без переноса заседания.
Из изложенного следует, что материалы, подготовленные для проведения заседания Правления ФАС России, в том числе заключение экспертной группы, проект решения регулирующего органа были направлены Обществу 8 февраля 2024 г., представленная Обществом позиция, выраженная в письме от 14 февраля 2024 г. N 128, рассмотрена, заседание Правления ФАС России проведено в форме, предусмотренной пунктом 7 Регламента.
Следовательно, Приказ издан полномочным органом с соблюдением установленной процедуры и порядка его издания и введения в действие, поскольку Основные положения не содержат указаний на то, что в случае нарушения процедуры рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) принятое решение является недействительным.
Частью второй статьи 21 Закона о газоснабжении предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя в том числе из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов).
Пунктом 14 Основных положений закреплены факторы, которые принимаются во внимание регулирующим органом при рассмотрении экономических обоснований затрат и прибыли.
Пунктами 3, 4 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7, определено, что тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, которые находятся у газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях.
Оспаривая Приказ, административный истец фактически не согласен с неучтенными ФАС России расходами Общества на капитальный ремонт и аренду имущества, переданного по Договору аренды, на лизинговые и арендные платежи за специализированную технику, необходимую для обслуживания газопровода, на услуги по вырубке и расчистке от древесно-кустарниковой растительности, на замену ограждений крановых узлов и ГРС и на содержание аварийного запаса труб.
Основными положениями в пункте 24 закреплено, что к заявлению об установлении (изменении) цен (тарифов) прилагаются следующие материалы: а) расчет цен (тарифов), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации; б) бухгалтерский баланс организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, на последнюю отчетную дату в случае его отсутствия в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; в) постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство; г) обоснование необходимой прибыли; д) планы капитальных вложений указанной организации на соответствующий период с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды; е) сравнительные данные по статьям затрат и размеру балансовой прибыли за предыдущие три года; ж) копии правоустанавливающих документов на основные средства, предназначенные для оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) магистральным газопроводам; з) схемы газопроводов с указанием их балансовой принадлежности и акты по разграничению эксплуатационной ответственности со смежными газораспределительными и (или) газотранспортными организациями; и) копии лицензий на осуществление регулируемого вида деятельности (в случае, если такой вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 21 Методики установлено, что расчет расходов на капитальный ремонт производится по следующим составляющим с учетом следующих подходов - исходя из необходимости выполнения ремонтных работ и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату.
При проведении расчета тарифов и обосновании величин отдельных статей расходов применяются следующие цены (тарифы) на продукцию (услуги), приобретаемые субъектом регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности: регулируемые государством цены (тарифы); цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров); прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов (пункт 19 Методики).
Пунктом 2.2.8 Договора аренды к обязанностям арендатора отнесено поддержание имущества в исправном состоянии, в том числе обеспечение его противопожарного состояния, осуществление за свой счет текущего и капитального ремонта имущества, несение расходов по содержанию имущества (в том числе по оплате коммунальных услуг (тепло-, водо-, электроснабжения и прочих услуг по содержанию), а также расходов, возникающих в связи с эксплуатацией имущества.
На основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2022 г. N 13-Р-3184 "Об утверждении на 2023 год графика проведения проверок использования государственного имущества, находящегося в казне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и переданного в пользование третьим лицам" бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр имущественных отношений" проведена проверка государственного имущества, переданного по Договору аренды Обществу, о чем 3 марта 2023 г. составлен акт проверки (далее - Акт проверки).
По результатам проверки в разделе 4 Акта проверки указано на необходимость текущего ремонта 9 домов операторов, ограждений крановых узлов (61 км, 66 км, 68 км, 93 км магистрального газопровода, ограждения кранового узла N 24 (газопровод - отвод), ограждения кранового узла N 5 (газопровод - отвод п. Выкатной), ограждения камеры приема и запуска очистных устройств, а также ограждения емкости сбора конденсата (93 км магистрального газопровода).
Из представленных ФАС России документов усматривается, что расходы Организации по статье затрат "Капитальный ремонт" были учтены с 2017 года в размере 29 500 тыс. руб. ежегодно, при этом расходы Общества по указанной статье затрат в 2021 году составили 33 779,03 тыс. руб., в 2022 году - отсутствовали, в 2023 году - 30 909,66 тыс. руб.
В тарифной заявке Обществом отражены расходы по данной статье затрат в размере - 142 798,98 тыс. руб., при этом какое-либо обоснование увеличения расходов на капитальный ремонт отсутствовало. Не представлены договоры на выполнение работ по капительному ремонту согласно требованиям пункта 19 Методики, отчеты о выполнении работ по капитальному ремонту за период 2021 - 2023 гг., в связи с чем у ФАС России отсутствовала возможность определить, какие объекты ремонтировались Обществом, с целью исключения двойного учета расходов на капитальный ремонт объектов, ранее учтенных при установлении соответствующего тарифа.
Помимо этого, в состав расходов на капитальный ремонт Обществом заявлены расходы на капитальный ремонт ВЛ 10 кВт (участок газопровода с 168 - 183 км) на сумму 28 500 тыс. руб. и капитальный ремонт линейной части газопроводов в размере 12 964,20 тыс. руб., о необходимости ремонта которых в Акте проверки не указано.
Из экспертного заключения ФАС России об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) Общества на территории г. Ханты-Мансийска и поселков Ханты-Мансийского района (далее - Экспертное заключение) следует, что при анализе расходов на услуги по транспортировке газа экспертами рассмотрены плановые показатели на 2024 год, заключенные и планируемые к заключению договоры, уровни утвержденных и прогнозных цен и тарифов на потребляемые товары, работы и услуги, планы и расчеты по планируемым Обществом в 2024 году целевым расходам.
В пункте 1.4 раздела 7.5 Экспертного заключения расходы по статье "капитальный ремонт", запланированные Обществом в размере 142 798,98 тыс. руб., не учтены со ссылкой на то, что Договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора осуществлять капитальный ремонт арендуемого имущества.
При этом в судебном заседании установлено, что предоставленные с тарифной заявкой документы включали в том числе Договор аренды, пункт 2.2.8 которого возлагает обязанность по капитальному ремонту имущества на арендатора. Несмотря на это, вышеупомянутая ссылка в Экспертном заключении на законность тарифного решения не влияет, поскольку фактическая необходимость выполнения капитального ремонта в тарифной заявке подтверждена не была.
По смыслу пункта 21 Методики расчет расходов по обычным видам деятельности, связанных с транспортировкой газа, на расчетный период действия тарифов в отношении арендной платы производится по следующим составляющим с учетом следующих подходов - исходя из заключенных договоров аренды с собственником арендуемого имущества, состава и стоимости арендуемого имущества, налога на имущество и других обоснованных расходов в составе арендной платы; в отношении услуг сторонних организаций (расходов на оплату услуг связи, ведомственной и вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных, маркетинговых, нотариальных и других услуг) - исходя из необходимости потребления данных услуг субъектом регулирования в регулируемом виде деятельности и прогнозируемых на расчетный период цен и тарифов на их оплату.
Обществом расходы на аренду (лизинг) на 2024 год, включающие аренду (лизинг) здания, транспорта, газопроводов-отводов и ГРС, прочего имущества, заявлены в размере 40 708,50 тыс. руб.
Пунктом 1.2 раздела 7.5 Экспертного заключения не учтены расходы по статье "аренда (лизинг)". Как указано в данном заключении, величина арендной платы подлежит учету в размере, необходимом собственнику для покрытия амортизационных отчислений, уплаты иных расходов, без учета рентабельности и других расходов. При этом Обществом не представлены документы, подтверждающие соответствующие расходы арендодателя.
Так, в составе тарифа на транспортировку газа Общество заявило к учету арендную плату по Договору аренды, заключенному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ведение бухгалтерского учета такими органами осуществляется на основании утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция).
Пунктом 94 Инструкции закреплено, что по объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, амортизация на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации.
Следовательно, расходы регулируемой организации на аренду объектов, с использованием которых осуществляется регулируемая деятельность, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в части компенсации арендодателю амортизации надлежит подтвердить документами, из которых следует, что на указанные объекты начисляется амортизация в порядке, установленном законодательством о ведении бухгалтерского учета (инвентарные карточки, выписки со счетов бухгалтерского счета), а также предусмотренным пунктом 94 Инструкции нормативным правовым актом, подтверждающим, что на имущество казны начисляется амортизация.
Такие документы Обществом представлены не были.
В части подтверждения расходов на аренду (лизинг) транспорта от Общества поступили: договор лизинга от 23 сентября 2022 г. с ООО "Ресо-Лизинг" на вездеход "Хищник-3903"; договор аренды транспортного средства "Мастерская передвижная с КМУ" от 31 декабря 2020 г. N 7-АР с ИП С., являющимся директором Общества; 7 договоров аренды легковых автомобилей с физическими лицами - сотрудниками предприятия; расчет затрат на аренду транспортных средств, включенных в расчет тарифа по транспортировке газа по магистральному газопроводу на 2024 год.
При этом в нарушение пункта 21 Методики Обществом не были представлены документы, содержащие информацию о составе лизинговых платежей и арендной платы исходя из стоимости арендуемого имущества, равно как в нарушение пункта 19 Методики не представлены документы, подтверждающие проведение Обществом конкурентных процедур на заключение договоров аренды транспортных средств.
В подтверждение расходов на услуги по вырубке и расчистке от древесно-кустарниковой растительности, замену ограждений крановых узлов и ГРС и аварийный запас от Общества поступили: коммерческое предложение ООО "АВАЛОН", коммерческое предложение ООО "Гридер", карточка партнера, устав ООО "Гридер", референс-лист проектов ООО "ЗСК", неподписанная смета на монтаж ограждения крановых узлов в формате excel-файла, а также образец паспорта на панельное ограждение, перечень аварийного запаса труб, подписанный начальником участка Общества, техническое задание на поставку аварийного запаса труб, подписанное директором Общества, и коммерческое предложение от ООО "ТСС".
При этом в нарушение пункта 19 Методики Обществом не представлены документы, подтверждающие проведение конкурентных процедур на заключение соответствующих договоров, равно как не представлены сами договоры на оказание вышеперечисленных услуг.
В пункте 9 Методических указаний предписано, что фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов - дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При установлении тарифа орган регулирования обязан исходить из экономически обоснованных затрат и прибыли, а не заявленных субъектом, осуществляющим регулируемый вид деятельности.
Из представленных ФАС России документов, в том числе Экспертного заключения, следует, что экспертами проведен анализ всех понесенных Обществом затрат по всем представленным административным истцом показателям, по которым в заключении приводится обоснование и содержатся выводы.
Выводы экспертов не противоречат пунктам 5 и 9 Методических указаний и административным истцом не опровергнуты.
При установлении тарифов регулирующий орган в силу пункта 24 Основных положений и пункта 24 Методических указаний исходил из представленных в соответствии с указанными нормами материалов.
Согласно пункту 26 Методических указаний в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности, или иных обосновывающих причин субъекту регулирования предоставлено право обратиться с заявлением о пересмотре тарифа в течение периода регулирования.
Учитывая, что Приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Няганские газораспределительные сети" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2024 г. N 153/24 "Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) ООО "Няганские газораспределительные сети" на территории г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ