Категория специалистов | Наименование должности (профессии) <7> | Целевая аудитория |
Обязательные | Медицинский психолог/психолог | ЦРГ 12 - 13.13 |
Рекомендуемые | Логопед (афазиолог) | ЦРГ 12.7, 12.8, 12.9, 12.12, 12.13; ЦРГ 13, 13.3, 13.8, 13.9; остальные ЦРГ - при необходимости |
Врач-психотерапевт | ЦРГ 12 - 12.13, 13 - 13.13 | |
Врач-сексолог | ЦРГ 12 - 12.13, 13 - 13.13 | |
Врач-психиатр | ЦРГ 12 - 12.13, 13 - 13.13 | |
Переводчик русского жестового языка | ЦРГ 12.9, 12.11, 12.13; ЦРГ 13.9, 13.11, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости | |
Тифлосурдопереводчик | ЦРГ 12, 12.9, 12.13; ЦРГ 13, 13.9, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости |
N п/п | Наименование мероприятия | Получатель мероприятия | Специалисты, реализующие мероприятие | |
обязательные | рекомендуемые | |||
1. | Социально-психологическая диагностика: первичная (входящая); повторная (контрольная) | Инвалид | Медицинский психолог/психолог | Логопед (афазиолог) (при необходимости); переводчик русского жестового языка; тифлосурдопереводчик |
2. | Информирование | Инвалид | Медицинский психолог/психолог | Врач-психотерапевт; врач-психиатр; переводчик русского жестового языка; тифлосурдопереводчик |
3. | Психологическое консультирование: индивидуально-личностное; семейное | Инвалид | Медицинский психолог/психолог | Врач-психотерапевт; врач-сексолог; переводчик русского жестового языка; тифлосурдопереводчик |
4. | Практические занятия (психологическая коррекция) | Инвалид | Медицинский психолог/психолог | Логопед (афазиолог); переводчик русского жестового языка; тифлосурдопереводчик |
5. | Психологические тренинги | Инвалид | Медицинский психолог/психолог | Переводчик русского жестового языка; тифлосурдопереводчик |
6. | Социально-психологическое просвещение | Инвалид | Медицинский психолог/психолог | Врач-психотерапевт; переводчик русского жестового языка; тифлосурдопереводчик |
Наименование мероприятия | Содержание мероприятия | Формат реализации мероприятия | |
Социально-психологическая диагностика первичная (входящая) | - анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида; - беседа в целях сбора социально-психологического анамнеза инвалида (с учетом доступности для инвалида диалогового взаимодействия), в том числе опрос, анкетирование (при необходимости с использованием адаптированных бланков (отрицательная контрастность, увеличенный размер шрифта и другое), а также анкет в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля (с учетом возможностей остаточного зрения инвалида); - исследование психической деятельности и личностных особенностей инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических и личностных тестов; при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала, а также с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), остаточное зрение и (или) слух; - исследование психической деятельности и личностных особенностей инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук нейропсихологическими методиками; - исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук методами аппаратно-программной диагностики; - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у инвалида с помощью нейропсихологических методик (при необходимости); - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у инвалида при помощи логопедических методик (при необходимости); - исследование коммуникативных навыков и навыков поведения в социуме (при необходимости); - выявление симптомов посттравматических расстройств; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе: | Индивидуальный | |
- | оценку социально-психологического статуса инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован); | ||
- | разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-психологической реабилитации и абилитации инвалида с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, а также потребности сопровождения реабилитационного курса услугами сурдоперевода и другое | ||
Информирование | - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации; - об особенностях психоэмоционального функционирования инвалида, обусловленных военной травмой (при необходимости); - о способах построения оптимального взаимодействия с инвалидом (поиск компромиссного поведения, формирование толерантного (благожелательного, принимающего) отношения, инициация общения и другое) (при необходимости); - о средствах и методах психологической поддержки инвалидов, в том числе о деятельности служб поддержки и экстренной психологической помощи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (чат-боты психологической поддержки; сайты и страницы в социальных сетях общественных организаций инвалидов и реабилитационных организаций, оказывающих услугу по социально-психологической реабилитации), а также "телефонов доверия" экстренной психологической помощи; - об организациях, реализующих мероприятия социально-психологической реабилитации и абилитации; - о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу инвалида | С, ПС - индивидуальный, групповой; на дому - индивидуальный | |
Психологическое консультирование | Индивидуально-личностное психологическое консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных полученной военной травмой и инвалидностью проблем, включая: - коррекцию самосознания, в том числе внутренней картины болезни и инвалидности (формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию и инвалидности); - формирование копинг-компетентности и коррекцию мотивационной, ценностно-смысловой сфер, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и другое; - гармонизацию психоэмоциональной сферы, включая коррекцию психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия (аутоагрессия) и другие); - проработку актуальных негативных переживаний (тревога, сниженный фон настроения, гнев и другое) и психоэмоционального напряжения, сопровождающих полученную травму и инвалидность; - проработку глубинных переживаний (обида, одиночество (изоляция), потеря самоэффективности, потеря близких боевых товарищей, чувство вины выжившего, идентификация себя с убитыми, последствия пребывания в плену и другое); - работу с негативными внутриличностными изменениями (изменение иерархии ценностей, временной направленности, трансформации "Я"-образа, преодоление неадекватных механизмов психологической защиты); - снятие или снижение остроты и интенсивности травматических переживаний; - поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности и реабилитационной приверженности личности к социальному восстановлению; - восстановление целостности временной протяженности жизненной перспективы (прошлого - настоящего - будущего, с акцентом на формирование позитивной перспективы будущего); - восстановление, обретение нового смысла жизни; - работу с переживаниями инвалида по поводу изменения состояния здоровья и изменений внешности (при наличии беспокоящих инвалида внешних дефектов); - трансформацию "Я"-физического образа (принятие посттравматических изменений в теле, на лице); - психологическую подготовку к повторным хирургическим операциям, протезированию, в том числе слухопротезированию и так далее (при необходимости); - восстановление, формирование социальных позиций (ролей) инвалида, искаженных полученной травмой и инвалидностью (профессиональной, семейной, супружеской и других); - устранение проявлений агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самоконтроля; - трансформация негативных представлений о себе и об окружающем мире в адекватно-позитивные; - профилактику суицидального, аддиктивного поведения и другое | С, ПС - индивидуальный, групповой; на дому - индивидуальный | |
Семейное консультирование, целью которого является решение: - проблем супружеских отношений, в том числе сексуальной дисгармонии (гармонизация супружеского взаимодействия), родительско-детских отношений и другое; - внутрисемейных проблем (в частности, гармонизация взаимоотношений, минимизация эмоциональной изоляции, установление адекватной коммуникации, оптимизация установок семьи на будущее, профилактика кризисных ситуаций в семье) и другое | |||
Практические занятия (психологическая коррекция) | - коррекция нарушений психоэмоциональной сферы психотерапевтическими методами; - коррекция нарушений психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - преодоление неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования; - обучение совладанию с реакциями на течение и последствия ранения, военной травмы, в целом; - коррекция психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия и другое); - коррекция агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - восстановление функции самоконтроля и саморегуляции; - снижение и профилактика психоэмоционального напряжения инвалида, которое выражается в социально неприемлемых действиях, посредством замещения их на социально приемлемые (фото-арт-терапия, библиотерапия и другие); - коррекция коммуникативного поведения различными психотерапевтическими методами, а также освоение конструктивных способов разрешения конфликтов (в том числе с целью преодоления и профилактики возникновения межличностных конфликтов); - формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии инвалида с представителями социума; - формирование у инвалида понятия о личных, в том числе телесных, границах (собственных, других людей) в целях безопасности и эффективности при межличностном взаимодействии (при необходимости); - коррекция нарушений или восстановление когнитивных функций посредством нейрокоррекционных методик, а также с использованием аппаратно-программных методов с опорой на сохранные анализаторы (слуховой, тактильный, двигательный), с учетом возможностей остаточного зрения (при необходимости); - коррекция нарушений соматогнозиса, пространственных представлений с учетом возможностей остаточного зрения, а также с опорой на сохранные анализаторы (слуховой, тактильный, двигательный); - развитие, восстановление тонкой дифференциации движений пальцев рук, в том числе аппаратно-программными методами; - восстановление речевых функций посредством логопедических занятий (при необходимости); - активизация и развитие творческих способностей и творческого потенциала инвалида средствами арт-терапии, музыкотерапии и так далее | С, ПС - индивидуальный, групповой; на дому - индивидуальный | |
Психологические тренинги | - поддержание сохранных компонентов личности, а также развитие личностных качеств у инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и другое); - обучение навыкам эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии инвалида с представителями социума; - обучение конструктивным способам разрешения конфликтов (преодоление и профилактика возникновения межличностных конфликтов); - формирование навыков преодоления неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования; - обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций и повышение уровня психологической защищенности с целью профилактики девиантного, суицидального, аддиктивного поведения и другое; - обучение техникам эмоциональной саморегуляции (мобилизации, релаксации) (дифференциация эмоций, осознавание собственного эмоционального состояния и овладение техниками его нормализации и так далее); - восстановление (обучение) навыков безопасного и эффективного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ (при необходимости) и другое | С, ПС - групповой; на дому - индивидуальный | |
Социально-психологическое просвещение | Социально-психологическое просвещение инвалида и (или) члена семьи посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и другое, в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций, включает: - саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации инвалида к ведению здорового образа жизни, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и так далее (с учетом сенсорной доступности материала инвалиду); - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и другое); - просвещение члена семьи о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о болеющем члене семьи и другое) (при необходимости) | С, ПС - индивидуальный, групповой; на дому - индивидуальный | |
Социально-психологическая диагностика повторная (контрольная) | - анкетирование и опрос инвалида, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации; - проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта инвалида и другое, с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования, при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала, а также с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), остаточное зрение и (или) слух: | Индивидуальный | |
- | исследование психической деятельности и личностных особенностей инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических, а также личностных методик (опросники, тесты); | ||
- | исследование психической деятельности и личностных особенностей инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; | ||
- | исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук нейропсихологическими методиками; | ||
- | исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук методами аппаратно-программной диагностики; | ||
- | исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у инвалида с помощью нейропсихологических методик (при необходимости); | ||
- | исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у инвалида при помощи логопедических методик (при необходимости); | ||
- | исследование коммуникативных навыков и навыков поведения в социуме (при необходимости); | ||
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики инвалида, которое должно содержать: оценку социально-психологического статуса инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован); | |||
- | оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); | ||
- | рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); | ||
- | оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями социально-психологической реабилитации и абилитации |
N п/п | Наименование реабилитационного мероприятия | Минимальная продолжительность 1 мероприятия, час |
1. | Социально-психологическая диагностика первичная (входящая) и повторная (контрольная) | 1,0 |
2. | Информирование | 0,5 |
3. | Психологическое консультирование | 1,0 |
4. | Практические занятия (психологическая коррекция) | 0,75 |
5. | Тренинги | 1,5 |
6. | Социально-психологическое просвещение | 0,75 |
ЦРГ | Рекомендуемый диапазонный показатель количества мероприятий по социально-психологической реабилитации и абилитации | Итого | |||||
Социально-психологическая диагностика (константа) | Информирование | Психологическое консультирование | Практические занятия (психологическая коррекция) | Тренинги | Социально-психологическое просвещение | ||
12 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 3 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.1 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.2 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.3 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.4 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.5 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.6 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.7 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.8 | 2 | 1 - 2 | 4 - 15 | 5 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.9 | 2 | 1 - 2 | 4 - 15 | 5 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.10 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.11 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.12 | 2 | 1 - 2 | 7 - 15 | 2 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
12.13 | 2 | 1 - 2 | 4 - 15 | 5 - 20 | 1 - 4 | 1 - 2 | 14 - 40 |
13 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 3 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.1 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.2 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.3 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.4 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.5 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.6 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.7 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.8 | 2 | 1 - 2 | 4 - 15 | 5 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.9 | 2 | 1 - 2 | 4 - 15 | 5 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.10 | 2 | 1 - 2 | 6 - 15 | 3 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.11 | 2 | 1 - 2 | 5 - 15 | 4 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
13.12 | 2 | 1 - 2 | 7 - 15 | 2 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 25 - 35 |
13.13 | 2 | 1 - 2 | 4 - 15 | 5 - 10 | 1 - 3 | 1 - 2 | 14 - 35 |
N п/п | Наименование реабилитационного оборудования <8> | Код группы/подкласса <9> | Наименование вспомогательных средств и ТСР | Форма предоставления услуги | Примечание (цели, ЦРГ) | |
С, ПС | На дому | |||||
1. | Средства для тестирования и оценки психических функций организма | 04 25 06 | Наборы диагностических методик, диагностические пособия | + | + | Для диагностики: ЦРГ 12 - 13.13 |
Аппаратно-программные комплексы с программами тестирования психической и двигательной сферы человека | + | - | Для диагностики: ЦРГ 12 - 12.8, 12.11, 12.12; ЦРГ 13 - 13.8, 13.11, 13.12; ЦРГ 12.9, 12.10, 12.13, 13.9, 13.10, 13.13 (с опорой на остаточные возможности анализаторов) | |||
2. | Вспомогательные средства для тренинга когнитивных (познавательных) навыков | 05 12 | Вспомогательные средства для тренировки памяти (05 12 03) <10>: комплексы упражнений для развития и тренировки памяти (в том числе в формате компьютерных программ); методики улучшения памяти (по типу таблиц Шульте с адаптированными под цели улучшения памяти инструкциями, мнемотехнические техники, игры для развития памяти); онлайн-игры и приложения для смартфона | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 12.8, 12.11, 12.12; ЦРГ 13 - 13.8, 13.12; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий (05 12 06): настольные игры; нейропсихологический карточные игры для восстановления серийной организации движений; методика "Последовательность картинок" (Х. Бидструпа); домино тематики последовательности действий | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 12.8, 12.11, 12.12; ЦРГ 13 - 13.8, 13.11, 13.12; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства для тренировки внимания (05 12 09): развивающие комплекты для развития внимания; тренажеры для развития внимания; головоломки, настольные игры для развития внимания; различные лото, домино | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 12.8, 12.11, 12.12; ЦРГ 13 - 13.8, 13.11, 13.12; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства для тренировки внимания (05 12 09): адаптированные настольные игры | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.11, 12.13; ЦРГ 13, 13.8, 13.11, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия (05 12 12): развивающие комплекты; игры, требующие навыка описания предметов и действий по существенным признакам; наборы карточек для развития логики | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать (05 12 15): комплекты упражнений на развитие умения классифицировать; методика В.М. Когана (методика совмещения признаков) | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства обучения способности решать различные проблемы (05 12 18): головоломки и настольные игры | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства обучения способности решать различные проблемы (05 12 18): тактильные шашки, шахматы, нарды | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства обучения навыкам индуктивного/дедуктивного мышления (05 12 21): сборник головоломок для развития мышления; игры на развитие аналитических процессов; настольные игры, в том числе в адаптированном формате | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие (05 12 24): развивающие наборы и логические игры для развития ассоциативного процесса; головоломки | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||||
3. | Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии | 04 26 | Настольные игры на развитие памяти; развивающие наборы; модульные наборы психолога (в частности, боксы психолога с различным наполнением) | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
4. | Вспомогательные средства для перцептивной тренировки (тренировки восприимчивости) | 04 36 | Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать (04 36 03): счетные палочки Кюизенера, доски Сегена; развивающая панель, звуковая панель; наборы карточек на сравнение предметов (по размерам, объему, площади, массе, углам, формам, назначению и другое) | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ - 13, 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции (04 36 09): сенсорные мешочки; музыкальные инструменты; природные материалы для тренировки сенсорной дифференциации | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции (04 36 09): сенсорная комната | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции (04 36 09): световой стол для рисования песком | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||
5. | Устройства для тренировки пальцев и кистей рук | 04 48 12 | Силиконовые мячи для тренировки кистей рук различных текстур; различной плотности и ширины резинки и резиновые или силиконовые эспандеры; шнуровки; комплект тактильных дисков для развития тактильной чувствительности рук и ног | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 12.2, 12.5 - 12.8, 12.13; ЦРГ 13 - 13.2, 13.5 - 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости |
Настенные панели для эрготерапии | + | - | ||||
6. | Устройства для тренировки рук, туловища и ног | 04 48 15 | Сенсорная тропа для ног; наборы (модули) для тренировки верхних конечностей | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.3 - 12.8, 12.13; ЦРГ 13, 13.3 - 13.8, 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости |
Аппаратно-программные комплексы восстановления утраченных двигательных функций, в том числе с использованием виртуальной реальности | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала | |||
7. | Устройства с биологической обратной связью для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов | 04 48 24 | Аппаратно-программные комплексы с биологической обратной связью, в том числе с использованием виртуальной реальности | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
8. | Вспомогательные средства обучения социальному поведению | 05 27 06 | Специальные альбом с тематикой повышения социального интеллекта, дидактические карточки для развития эмоций | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ 13, 13.8; 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
9. | Средства для поддержания памяти | 22 27 16 | Устройства для уведомления или напоминания о приеме лекарств, портативные записные книжки, ноутбуки с поддержкой памяти, системы отображения речи, системы напоминаний о времени каких-либо действий | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.8, 12.13; ЦРГ 13, 13.8; 13.13; остальные ЦРГ - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
10. | Средства для рисования и рукописи | 22 12 03 | Наборы цветных ручек, фломастеров, карандашей, мелков, пастели; гуашь, акварель, кисточки; линейки, фигурные трафареты | + | + | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
Цветные карандаши для слепых и слабовидящих, тактильные линейки | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.9, 12.10, 12.13; ЦРГ 13, 13.9, 13.10, 13.13 | |||||
Держатели для ручек, карандашей, кисточек | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 12.2, 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.13; ЦРГ 13 - 13.2, 13.5, 13.6, 13.7, 13.8, 13.13 | |||||
11. | Вспомогательные средства, записывающие, воспроизводящие и отображающие звуко- и видеоинформацию | 22 18 | Тактильно-звуковые 3D-пособия, тифлофлешплеер, аудиомагнитофон, цифровой диктофон, наушники-плеер | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
Телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, медиаплеер | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12, 12.9, 12.11, 12.13; ЦРГ 13, 13.9, 13.11, 13.13 | |||
Аудиомагнитофон, телевизор, медиаплеер, цифровой диктофон, наушники-плеер | + | - | Для практических занятий: ЦРГ 12 - 13.13 - при необходимости и с учетом (сенсорной и когнитивной) доступности материала |
N п/п | Наименование методики | Целевая реабилитационная группа | Примечание |
Диагностические методики | |||
1. | Исследование когнитивных функций и интеллектуальной сферы | ||
1.1 | Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия) | Все ЦРГ | Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13. Допускается вариация комбинаций методик (индивидуация объема батареи, комплекта методик) с учетом психофизиологических особенностей инвалида |
1.2 | Нейропсихологическое блиц-обследование (Т.Г. Визель) | Все ЦРГ | Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
1.3 | Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы (И.М. Тонконогий) | Все ЦРГ | Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13. Допускается вариация комбинаций методик (индивидуация объема батареи, комплекта методик) с учетом психофизиологических особенностей инвалида |
1.4 | Экспериментальные методики патопсихологии (Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал) (С.Я. Рубинштейн) | Все ЦРГ | Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13. Допускается вариация комбинаций методик (индивидуация объема батареи, комплекта методик) с учетом психофизиологических особенностей инвалида |
1.5 | Краткая шкала оценки психического статуса (М.Ф. Фолштейн) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
1.6 | Методика диагностики интеллекта по тесту Векслера | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | При необходимости |
1.7 | Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | |
1.8 | Методика "Кольца Ландольта" | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения и одновременным отсутствием обеих верхних конечностей | Методика применяется при сохранности навыка письма и рисования |
1.9 | "Последовательность событий" (А.Н. Бернштейн) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | |
1.10 | Методика скрининг обследования больных с афазией (М.М. Щербакова, С.В. Котов) | ЦРГ 12.8, 12.9, 12.13, 13.8, 13.9, 13.13 | Все остальные ЦРГ - при необходимости |
1.11 | Методика оценки речи при афазии (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) | ЦРГ 12.8, 12.9, 12.13, 13.8, 13.9, 13.13 | Все остальные ЦРГ - при необходимости |
1.12 | Шкала для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга (С.А. Дорофеева) | ЦРГ 12.8, 12.9, 12.13, 13.8, 13.9, 13.13 | Все остальные ЦРГ - при необходимости |
1.13 | Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике (Л.Н. Собчик) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | |
2. | Исследование эмоциональной и личностной сферы | ||
2.1 | Проективные методики ("Рисунок семьи", "Рисунок человека", "Несуществующее животное", "Дом-Дерево-Человек" и другие) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения и одновременным отсутствием обеих верхних конечностей | Проективные методики используются с учетом состояния интеллектуальной сферы инвалида (ЦРГ 12, 12.8, 12.13, 13, 13.8, 13.13); остальные ЦРГ - при сохранности навыка письма и рисования, а также с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания |
2.2 | Тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейг) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | Проективные методики используются с учетом состояния интеллектуальной сферы инвалида (ЦРГ 12, 12.8, 12.13, 13, 13.8, 13.13); остальные ЦРГ - с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания |
2.3 | Цветовой тест М. Люшера | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | Проективные методики используются с учетом состояния интеллектуальной сферы инвалида (ЦРГ 12, 12.8, 12.13, 13, 13.8, 13.13); остальные ЦРГ - с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания |
2.4 | Метод цветовых выборов (Л.Н. Собчик, модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | Проективные методики используются с учетом состояния интеллектуальной сферы инвалида (ЦРГ 12, 12.8, 12.13, 13, 13.8, 13.13); остальные ЦРГ - с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания |
2.5 | Тест Руки (Э. Вагнер) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | Проективные методики используются с учетом состояния интеллектуальной сферы инвалида (ЦРГ 12, 12.8, 12.13, 13, 13.8, 13.13); остальные ЦРГ - с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания |
2.6 | Опросник САН (самочувствия, активности и настроения) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.7 | Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) | Все ЦРГ | Методика используется с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.8 | Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева) | Все ЦРГ | Методика используется с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.9 | Ценностные ориентации (М. Рокич) | Все ЦРГ | Методика используется с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.10 | Двадцать утверждений самоотношения (М. Кун, Т. Мак-Партланд, модификация В.И. Юрченко) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.11 | Методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.12 | Методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.13 | Шкала депрессии А. Бека (адаптация Н.В. Тарабриной) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.14 | Госпитальная шкала тревоги и депрессии (А. Зигмонд, Р. Снейт, адаптация А.В. Андрющенко) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.15 | Симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Check List-90-Revised) (Л. Дерогатис, адаптация Н.В. Тарабриной) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.16 | Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки (адаптация С.Н. Ениколопова) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.17 | Личностный опросник (Eysenck Personality Inventory) (Г. Айзенк) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.18 | Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.19 | Я-структурный тест Г. Аммона (Ю.А. Тупицын) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.20 | Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.21 | Тест-опросник Шмишека (Г. Шмишек, адаптация В.М. Блейхер) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.22 | Опросник Мини-Мульт (СМОЛ - сокращенный многофакторный опросник для исследования личности) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.23 | Тип отношения к болезни (ТОБОЛ) (Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.24 | Опросник "Стратегии совладающего поведения" (Р. Лазарус, С. Фолкман; адапт. Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; доп. стандартизирована Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой и другие) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.25 | Уровень субъективного контроля личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.26 | Шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптация О.А. Кравцовой, М.А. Падун, А.В. Котельниковой) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
2.27 | Опросник оценки реабилитационной приверженности личности (ОРПЛ) (вариант, адаптированный для лиц, получивших военную травму) (Е.В. Морозова) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
3. | Исследование сферы межличностных взаимоотношений | ||
3.1 | Методика "Незаконченные предложения" (Д. Сакс, С. Леви) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
3.2 | Диагностика межличностных отношений (ДМО) (модификация Л.Н. Собчик) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
3.3 | Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
3.4 | Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд) | Все ЦРГ, кроме инвалидов с нарушениями функций зрения | Проективные методики используются с учетом состояния интеллектуальной сферы инвалида (ЦРГ 12, 12.8, 12.13, 13, 13.8, 13.13); остальные ЦРГ - с учетом доступности понимания инвалидом выполняемого задания |
3.5 | Шкала социального самоконтроля (М. Снайдер, адаптация Н.В. Амяга) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
3.6 | Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
4 | Диагностика ПТСР | ||
4.1 | Структурированное клиническое диагностическое интервью: Модуль I. "Посттравматическое стрессовое расстройство" | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Клиническое диагностическое интервью ведется специалистом, самостоятельное заполнение бланка инвалидом не требуется согласно протоколу исследования |
4.2 | Шкала для клинической диагностики ПТСР (Ф. Уэзерс, адаптация Н.В. Тарабриной) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Клиническое диагностическое интервью ведется специалистом, самостоятельное заполнение бланка инвалидом не требуется согласно протоколу исследования |
4.3 | Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций (военный вариант) (Т. Кин, адаптация Н.В. Тарабриной) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
4.4 | Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий (И.О. Котенев) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
4.5 | Шкала оценки интенсивности боевого опыта (Т. Кин, адаптация Н.В. Тарабриной) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
4.6 | Шкала оценки влияния травматического события (М. Горовиц, адаптация Н.В. Тарабриной) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
4.7 | Краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР (Б. Харт, адаптация И.О. Котенева) | Все ЦРГ | Личностный опросник дается с учетом доступности понимания инвалидом смысла утверждений. Текстовый (печатный) вариант опросника при нарушении зрительных функций предъявляется: с учетом возможности остаточного зрения на адаптированных бланках (повышенная контрастность, укрупненный шрифт и так далее); в устном формате при отсутствии зрения |
5. | Коррекционные методики | ||
5.1. | Альбом для тренировки мозга от нейропсихолога (Н.К. Талызина) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.2. | Альбом для развития мозга от нейропсихолога (Н.К. Талызина) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.3. | Гимнастика для ума (О.И. Марычева, К.А. Габараева) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.4. | Восстановление высших психических функций (Л.С. Цветкова) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.5. | Нейропсихология письма, чтения и счета: нарушение и восстановление (Л.С. Цветкова) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.6. | Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность (Л.С. Цветкова) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.7. | Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления (М.Г. Храковская) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.8. | Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений. Грубая форма афазии (1 и 2 часть) (Л.Б. Клепацкая) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.9. | Развитие речи, мышления, внимания. Грубая форма афазии (Л.Б. Клепацкая) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.10. | Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговыми травмами (В.Н. Григорьева, М.С. Ковязина, А.Ш. Тхостов) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.11. | Понимание и формирование речи. Грубая форма афазий (Л.Б. Клепацкая) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.12. | Восстановление речи. Упражнения и тексты. Средняя и легкая формы афазии (Л.Б. Клепацкая) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.13. | Восстановление речевых функций у больных с разными формами афазии (В.М. Шкловский, Т.Г. Визель) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. Адаптированный вариант предъявления методики, с опорой на сохранные анализаторные системы: ЦРГ 12.9, 12.10, 12.11, 12.13; 13.9, 13.10, 13.11, 13.13 |
5.14. | Программа психологического сопровождения пациентов с синдромом неглекта (Е.В. Никитаева) | ЦРГ 12.8, 12.13, 13.8, 13.13 | Остальные ЦРГ - при необходимости. |
Критерии эффективности реализации услуги | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |
1. | Полнота выполнения услуги (P) | |||
2. | Достижение конкретных целей (C) | |||
3. | Реабилитационный эффект (R) | |||
4. | Удовлетворенность результатами оказанной услуги (U) | |||
Общий балл: |
Реабилитационный эффект (R), % | Показатель реабилитационного эффекта | Показатель реабилитационного эффекта, балл |
0 - 9 | Отсутствует | 0 |
10 - 54 | Незначительный | 1 |
55 - 75% | Удовлетворительный | 2 |
75 и > | Высокий |
Категории МКФ | Результаты социально-психологической диагностики первичной (входящей) (в баллах) | Результаты социально-психологической диагностики повторной (контрольной) (в баллах) | ||||||||
НЕТ затруднений | ЛЕГКИЕ затруднения | УМЕРЕННЫЕ затруднения | ТЯЖЕЛЫЕ затруднения | АБСОЛЮТНЫЕ затруднения | НЕТ затруднений | ЛЕГКИЕ затруднения | УМЕРЕННЫЕ затруднения | ТЯЖЕЛЫЕ затруднения | АБСОЛЮТНЫЕ затруднения | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
b 117 Интеллектуальные функции | ||||||||||
b 126 Темперамент и личностные функции | ||||||||||
b 130 Волевые и побудительные функции | ||||||||||
b 140 Функции внимания | ||||||||||
b 1400 Устойчивость внимания | ||||||||||
b 1401 Переключение внимания | ||||||||||
b 1402 Разделение внимания | ||||||||||
b 1403 Сосредоточение внимания | ||||||||||
b 144 Функции памяти | ||||||||||
b 1440 Кратковременная память | ||||||||||
b 1441 Долговременная память | ||||||||||
b 147 Психомоторные функции | ||||||||||
b 1470 Психомоторный контроль | ||||||||||
b 1471 Качество психомоторных функций | ||||||||||
b 152 Функции эмоций | ||||||||||
b 1520 Адекватность эмоций | ||||||||||
b 1521 Регуляция эмоций | ||||||||||
b 156 Функции восприятия | ||||||||||
b 1560 Слуховое восприятие | ||||||||||
b 1561 Зрительное восприятие | ||||||||||
b 1564 Тактильное восприятие | ||||||||||
b 1565 Визуально пространственное восприятие | ||||||||||
b 160 Функции мышления | ||||||||||
b 172 Функции вычисления | ||||||||||
d 130 Копирование | ||||||||||
d 135 Повторение | ||||||||||
d 166 Чтение | ||||||||||
d 170 Письмо | ||||||||||
d 240 Преодоление стресса и других психологических нагрузок | ||||||||||
d 330 Речь | ||||||||||
d 440 Использование точных движений кисти | ||||||||||
d 4402 Манипулирование (пальцами и кистями рук) | ||||||||||
d 710 Базисные межличностные взаимодействия | ||||||||||
d 720 Сложные межличностные взаимодействия | ||||||||||
d 730 Отношения с незнакомыми людьми | ||||||||||
d 740 Формальные отношения | ||||||||||
d 7400 Отношения с людьми, обладающими властью и авторитетом | ||||||||||
d 7402 Отношения с равными по положению индивидами | ||||||||||
d 750 Неформальные социальные отношения | ||||||||||
d 760 Семейные отношения | ||||||||||
d 7600 Отношения "родители-дети" | ||||||||||
d 7601 Отношения "дети-родители" | ||||||||||
d 7602 Отношения детей в семье | ||||||||||
d 770 Интимные отношения | ||||||||||
d 7701 Супружеские отношения | ||||||||||
Результат | ||||||||||
Количество исследуемых категорий МКФ, которым был присвоен балл от 4 до 1 (a) | Реабилитационный эффект по услуге (R) | Количество категорий МКФ, по которым наблюдается положительная динамика (b) | ||||||||
R = ___ / ______ * 100% = | ||||||||||
Общее количество категорий МКФ по услуге | ||||||||||
36 |