ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Административный регламент лицензирование образовательной деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-19820 от 22.10.2021 Верховного Суда РФ
статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности , утвержденным приказом Рособрнадзора от 29.07.2019 № 1109, суды пришли к выводу, что Рособрнадзором в связи с заявленными университетом обстоятельствами не совершались незаконные действия (бездействие) и не принимались незаконные решения. Суды исходили из того, что договор аренды, срок действия которого истекал до истечения срока окончания предоставления испрашиваемой государственной услуги, не является документом, соответствующим целям лицензирования образовательной деятельности, в связи с чем запрос, оформленный уведомлением 29.04.2020
Постановление № 13АП-325/2021 от 30.08.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Всеволожского района Ленинградской области от 25.11.2019 по делу № 3-477/2019 ректор Института признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно: в невыполнении в установленный срок Предписания «Л». В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о лицензировании, пунктом 70 Административного регламента № 1134 и на основании постановления мирового судьи № 3-477/2019 Институту вновь выдано предписание от 06.02.2020 № 07-55-05/14-Л/ВВ со сроком устранения нарушений до 20.04.2020. Службой в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона № 99-ФЗ, Положением о лицензировании образовательной деятельности , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании), и на основании постановления мирового судьи № 3-477/2019 издан приказ от 19.02.2020 № 166 «О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Религиозной духовной образовательной организации высшего образования «Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии» до 20.04.2020, об издании которого
Постановление № А18-2499/18 от 05.02.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации в сфере образования, предоставляющих государственную услугу по лицензированию образовательной деятельности, приложение № 1 к Административному регламенту (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 244 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности», далее – Административный регламент)). В соответствии со ст. 43.3 Административного регламента уполномоченный орган принимает решение о возврате лицензиату заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований: а) лицензирование образовательной деятельности лицензиата в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ не отнесено к компетенции уполномоченного органа; б) если лицензиатом не представлены в уполномоченный орган надлежащим образом оформленное заявление о прекращении осуществления образовательной деятельности. В соответствии с Приказом Рособрнадзора от 12.03.2015 № 279 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и
Постановление № 20АП-746/2021 от 18.02.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
такого заключения может служить основанием для выдачи или для отказа в выдаче соответствующей лицензии. Как следует из материалов дела, министерством 03.02.2020 направлен запрос в МЧС России о предоставлении сведений из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Однако согласно ответу от 03.02.2020 МЧС России сведений о заключении в отношении объекта ФГБО УДПО «НИПК» не имеется. В соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 244, в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии при переоформлении лицензиями в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», уполномоченным органом проводятся документарная проверка и внеплановая выездная проверка без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры. Предметом документарной
Постановление № 11АП-3093/2022 от 06.04.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
присоединяемого юридического лица, что имеет место в рассматриваемом случае. В случае переоформления лицензии на основании части 5 статьи 91 Закона об образовании условия лицензии не меняются, поскольку реорганизованное юридическое лицо (присоединенное) фактически не прекращает своего существования, но юридически перестает быть самостоятельным юридическим лицом. Процедура подачи и рассмотрения заявлений о переоформлении лицензий на осуществление образовательной деятельности регламентируется положениями указанного выше Административного регламента. В пункте 35 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе по переоформлению лицензии: а) лицензирование образовательной деятельности лицензиата в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ не отнесено к компетенции уполномоченного органа; б) отсутствие у лицензиата действующей лицензии; в) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые лицензиат в соответствии с Федеральным законом № 273 -ФЗ не вправе реализовывать (при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не предусмотренных лицензией); г) наличие у лицензиата неисполненного предписания (при переоформлении
Постановление № А40-132128/20 от 29.06.2021 АС Московского округа
При этом документы, представляемые соискателем лицензии и подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программами (не подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации), должны быть действующими, не должны содержать недостоверной или искаженной информации, и соответствующими гражданскому законодательству. Приказом Рособрнадзора от 29.07.2019 № 1109 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (далее - Административный регламент) (действовавший в период спорных правоотношений), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Рособрнадзором в процессе предоставления государственной услуги, а также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Рособрнадзора, его федеральными государственными гражданскими служащими (далее - должностные лица), а также взаимодействия Рособрнадзора с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями в процессе предоставления государственной услуги. Как следует из
Решение № 3-13/15 от 03.03.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
и прямо перечисленных в указанном положении вопросов. Такие особенности для лицензирования образовательной деятельности и установлены положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, которые являются специальной нормой по отношению к общим законодательным нормам в сфере лицензирования, и, как указано выше, предусматривают необходимость принятия в установленном порядке нормативных правовых актов - административных регламентов, частью которых является порядок предоставления необходимых документов, а также непосредственно утверждение бланков, форм обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги. Следовательно, право лицензирующих органов на утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий и др., может быть реализовано в сфере лицензирования образовательной деятельности только с соблюдением условий и порядка, установленного специальными положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Доводы представителей заинтересованного лица об отсутствии в оспариваемом Приказе Минобразования РС (Я) признаков нормативного правового акта, являются необоснованными. Анализ исследованных судом правовых норм указывает на необходимость утверждения форм соответствующих заявлений нормативным правовым актом, действующий
Решение № 12-127/20 от 06.03.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)
наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности); наличие решения суда об аннулировании лицензии. Заявления от ЧОУ ВО «УРИБ» о прекращении осуществления образовательной деятельности в Рособрнадзор до проведения плановой документарной проверки не поступало (л.д. 103). Согласно пункту 24 Приказа Рособрнадзора от 29 июля 2019 года № 1109 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности » для прекращения действия лицензии лицензиат представляет (направляет) в Рособрнадзор заявление о прекращении осуществления образовательной деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена образовательная деятельность. Таким образом, в установленной законом форме ЧОУ ВО «УРИБ» заявление не направило, следовательно, оснований полагать, что событие административного правонарушения отсутствовало, оснований не имеется. Доводы жалобы о том, что Административным регламент, на который в постановлении ссылается судья, не определяются фактические