постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2019 по делу Арбитражного суда Республики Коми № А29-9615/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью «ТПМ +» (далее – общество «ТПМ+») к акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» (далее – общество «Воркутауголь») о взыскании 7 354 064 руб. 52 коп. задолженности, возникшей с 01.07.2016 по 06.12.2016, и 509 303 руб. 23 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 21.07.2018, по договору аренды локомотива серии ТЭМ2МК от 09.02.2015 № 19/4-1550, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - открытого акционерного общества «Кировский машзавод имени 1 мая» и общество с ограниченной ответственностью «Северкомплектстрой», установил: решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2018 иск удовлетворен. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2019, решение от 15.10.2018 изменено, с общества «Воркутауголь» в пользу общества «ТПМ+» взыскано 3 398 400
на нормы действующего законодательства по переоформлению права бессрочного пользования. 04 июня 2012 года на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2012 N 103-р между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (Арендодатель) и ОАО "СК "Татфлот" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 071-4733 (далее - договор), согласно которому Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:4200 площадью 1 794 961 кв. м, расположенный в г. Казань, Вахитовский район, разрешенное использование: под водную акваторию в Лесной гавани, от волнолома до причальной стенки порта и от острова "Локомотив " до причалов местного флота (далее - Земельный участок) . Соглашением от 27.12.2013 N 071-562 о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 04.06.2012 N 071-4733 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (Арендодатель 1) передало Комитету земельных и имущественных отношений (Арендодатель 2) с 01.01.2014 свои права и обязанности арендодателя по Договору
имущественных отношений Республики Татарстан (арендодатель) и ОАО "СК "Татфлот" (арендатор) на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2012 N 103-р (в порядке переоформления у ОАО "СК "Татфлот" ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования участком) был заключен договор аренды земельного участка от 04.06.2012 N 071-4733 (далеедоговор N 071-4733), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:4200 площадью 1 794 961 кв. м, расположенный в городе Казань, Вахитовский район, разрешенное использование: под водную акваторию в Лесной гавани, от волнолома до причальной стенки порта и от острова "Локомотив " до причалов местного флота (далее - Земельный участок). Соглашением от 27.12.2013 N 071-562 о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору N 071-4733 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (арендодатель 1) передало Комитету земельных и имущественных отношений (арендодатель 2) с 01.01.2014 свои права и обязанности арендодателя по Договору. Уведомлением Комитет земельных и имущественных отношений
проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего. Как следует из обжалуемых актов, Завод владеет железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным тупиком) на основании договора аренды от 01.12.2017 № 112, заключенным между истцом и собственником пути – обществом с ограниченной ответственностью «Завод ТехноНиколь-Сибирь». Железнодорожный путь истца примыкает к железнодорожному пути необщего пользования ответчика, принадлежащему ему на праве собственности. В свою очередь железнодорожный путь ответчика примыкает к железнодорожному пути общего пользования, принадлежащего Компании (станция «Юрга 1»). Договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов локомотивами , принадлежащими перевозчику, между Заводом и Компанией (перевозчик) не заключено. Таким образом, проезд вагонов до железнодорожного пути истца предполагает необходимость эксплуатации железнодорожного пути ответчика. Истец направил в адрес ответчика проект договора, по условиям которого Общество (исполнитель) предоставляет Заводу (заказчик) принадлежащий ему железнодорожный путь
договора). Фактическим временем окончания аренды локомотива является время истечения 12-ти часов от времени явки локомотивной бригады, указанной в маршруте машиниста согласно пункту 3.7., при условии возврата локомотива в эксплуатационное локомотивное депо. Возвратом локомотива в эксплуатационное локомотивное депо, считается сдача локомотива дежурному по депо, с указанием даты и времени разделе 1, графе "Окончание сдачи ТПС" маршрута машиниста ф. ТУ-ЗВЦУ. В случае смены локомотивной бригады вне эксплуатационного локомотивного депо (на перегоне, железнодорожной станции и других пункта), аренда локомотива продлевается по последующим открытым маршрутам машиниста ф. ТУ-ЗВЦУ на каждые 12 часов, независимо от количества последующих смен локомотивных бригад. При этом временем окончания аренды будет считаться время истечения последних полных 12-ти часов от времени явки указанной в пункте 3.7. Договора, первого открытого маршрута машиниста с условием сдачи локомотива в эксплуатационное локомотивное депо (пункт 3.8 Договора). Управление локомотивом осуществляется только локомотивными бригадами Арендодателя. Арендодатель самостоятельно определяет состав локомотивной бригады, предоставляемой для управления локомотивом, при условии,
следованию пассажиром в пункт смены локомотивных бригад. Ответственный представитель арендатора обязан подтвердить нахождение локомотива в аренде, проставив в 5 разделе маршрута машиниста формы ТУ-ЗВЦУ свою должность, роспись и фамилию, либо штамп арендатора, заверенный личной подписью только за фактическое отработанное время на хозяйственных работах. Следование локомотива резервом к месту хозяйственных работ и обратно по окончанию их, арендатор оплачивает полностью. В случае смены локомотивной бригады вне эксплуатационного локомотивного депо (на перегоне, железнодорожной станции и других пунктах), аренда локомотива продлевается по последующим открытым маршрутам машиниста ф. ТУ-ЗВЦУ на каждые 12 часов, независимо от количества последующих смен локомотивных бригад. При этом временем окончания аренды будет считаться время в полных часах от истечения последних полных 12-ти часов от времени явки указанной в пункте 3.7 договора первого открытого маршрута машиниста с условием сдачи локомотива в эксплуатационное локомотивное депо. Договор вступил в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2016, с оговоркой о пролонгации. Действие договора
по сделке с обществом с ограниченной ответственность «Тепловоз» (далее – ООО «Тепловоз»). В рассматриваемой ситуации, по утверждению заявителя, отсутствуют нарушения пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налога, установленных статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Общество настаивает на реальности взаимоотношений с ООО «Тепловоз», указывает, что целью заключения сделки с ООО «Тепловоз» явилось приобретение услуги аренды транспортного средства – тепловоза с экипажем. Факт оказания услуг ООО «Тепловоз», а именно аренда локомотива для производства маневровых работ на путях необщего пользования в пользу Общества подтверждается актами об оказании услуг и бухгалтерской отчетностью Общества, где отражены соответствующие факты хозяйственной жизни Общества. После оказания услуг Общество надлежащим образом оплатило их в соответствии с условиями договора № АА-258 от 14.09.2012 и дополнительных соглашений к нему, что подтверждается выписками из банка и платежными поручениями. Работа арендованного локомотива на путях необщего пользования фиксируется в Журнале формы ТУ-69 по учету актов допуска локомотивных
обратно, при этом Арендодатель предоставляет услуги локомотивной бригады, собственными силами выполняет снабжение всеми необходимыми горюче-смазочными материалами и проведение плановых ремонтов указанных локомотивов, а Арендатор в свою очередь обязался принять и своевременно оплачивать арендную плату. Размер арендной платы согласован сторонами в разделе 4 (четыре) Договора. В соответствии с пунктом 4.3. Договора на основании подписанного Сторонами акта о выполненных работах (оказанных услугах) Арендодатель в срок до 14 (четырнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлялась аренда локомотива , представляет Арендатору счет-фактуру. Арендатор обязан произвести оплату полностью по выставленному счет-фактуре в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента окончания отчетного месяца. Во исполнение принятых на себя обязательств в период с января 2019 года по март 2023 года Арендатору были оказаны услуги на общую сумму 66 905 090 (Шестьдесят шесть миллионов девятьсот пять тысяч девяносто) руб. 72 коп., которые последним оплачены частично в сумме 61 212 030 (Шестьдесят один миллион двести двенадцать тысяч
№9/2016 от 16.05.2016 между ООО «ТЭК «Мереть» и ООО «Скинест АГВ» (л.д. 49—56 т. 3). Вместе с тем, суд полагает, что причинно-следственная связь между предъявленным размером убытков и допущенным ООО «ТРК» нарушением обязательства истцом по встречному иску не доказана. Так, условиями пункта 2.1 договора аренды №9/2016 от 16.05.2016, предусмотрено, что он вступил в силу с момента подписания сроком действия по 31.07.2019. Локомотив 2ТЭ116 №1667 принят ООО «ТЭК «Мереть» по акту от 29.06.2016. Таким образом, аренда локомотива 2ТЭ116 №1667 с учетом срока, на который он привлечен на праве аренды, безусловно не свидетельствует о его привлечении в связи с нарушением обязательств ООО «ТРК», а не в результате осуществления обычной хозяйственной деятельности. Об указанном также свидетельствуют полученные при первоначальном рассмотрении дела (протокол и аудиозапись судебного заседания 02.04.2018) в порядке статьи 64 АПК РФ, показания свидетеля ФИО5, занимающего в период с конца 2011 года по январь 2017 года должность главного инженера ООО «ТЭК «Мереть»,
социального страхования РФ по Оренбургской области от 06.07.2023 (л.д.107) следует, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты (инвалид 2 гр.). В базе данных персонифицированного учета сведения о работодателях, осуществляющих пенсионные отчисления за период с 01.01.2022 по 06.07.2023 на застрахованное лицо ФИО1 отсутствуют. В соответствии с договором аренды № от 01.07.2022 ООО “Промтранс” и ИП ФИО2 заключили договор аренды тепловоза серии ТЭМ2, зав.№, 1976 года постройки. Согласно справке ООО “Промтранс” аренда локомотива без экипажа, договор бессрочный, для использования на железнодорожных путях ООО “СарматАвто”. Указанные обстоятельства сторонами не оспорены. Договором аренды локомотива №-Н от 06.07.2022 ИП ФИО2 Передал указанный локомотив в аренду ООО “Симпериал Логистика”. Согласно договору маневровый локомотив обслуживается машинистами арендодателя, без составителей поездов. Имущество передается в аренду для целей оказания арендодателем услуг арендатору по осуществлению маневровых работ на подъездных путях необщего пользования ООО “СарматАвто”. Таким образом, установлено, что свою деятельность на территории ООО “СарматАвто” осуществляют