«Кооперативы Финансы» Саморегулируемая организация обязана: применять в отношении своих членов меры за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации - исключать из членов саморегулируемой организации (2.2.7.4). Вместе с тем, пунктом 4.13 Устава предусмотрено право исключения кредитного кооператива из членов саморегулируемой организации. СРО «Кооперативы Финансы» вправе принять решение об исключении кредитного кооператива из членов саморегулируемой организации в случае: 4.13.1. несоблюдения членом саморегулируемой организации требований базовыхстандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации; 4.13.2. неоднократной неуплаты кредитным кооперативом в течение одного года членских взносов; 4.13.3. выявления недостоверных сведений в документах, представленных кредитным кооперативом для приема в члены саморегулируемой организации. На основании пункта 8 статьи 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного
Также апелляент,указал, что исключение является крайней мерой и должно применяться в случаях, когда последствия бездействия лица носят неустранимый характер. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.12.2015 №223-ФЗ Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовыхстандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок. В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Союза является саморегулирование в сфере финансового рынка, объединяющего кредитные кооперативы – самостоятельно и инициативная деятельность, которая осуществляется кредитными кооперативами, и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности кредитных кооперативов и контроль за соблюдением требований указанных стандартов. По требованиям п.1 ч.4 ст. 11 ФЗ от 13.07.2015 №223-ФЗ саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении финансовой организации из членов саморегулируемой организации в случае несоблюдения членом саморегулируемой организации требований базовых
мерах дисциплинарного воздействия по отношению к кредитным кооперативам – членам Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие», утвержденному решением общего собрания членов партнерства (протокол от 20.08.2011 № 2), в редакции, утвержденной Решением Правления от 26.09.2016 (Протокол №9), в редакции, утвержденной Решением Правления (Протокол от 25.06.2019 № 16) (далее также – Положение о мерах дисциплинарного воздействия), СРО применяет к кредитным кооперативам участникам следующие меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение ими базовыхстандартов, принятых в СРО внутренних стандартов и иных внутренних документов: a. Вынесение виновному кооперативу – участнику замечания по факту малозначительного дисциплинарного нарушения, обязывающего его предпринять необходимые действия для недопущения подобных нарушений в будущем. b. Предъявление требования, обязывающего участвующий в СРО кредитный кооператив устранить выявленные нарушения в установленные сроки. c. Вынесение участвующему в СРО кредитному кооперативу предупреждения в письменной форме. d. Наложение штрафа на виновный кредитный кооператив в размере, установленном в разделе II Положения. e. Исключение из членов СРО. О рассмотрении нарушений,
усматривается из материалов дела Кредитный потребительский кооператив «Сберегательный союз Крыма» является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» (т. 1 л.д. 15). На основании части 1 статьи 14 Закона № 223-ФЗ саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовыхстандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации. При проведении инспекторской проверки 21.06.2018 отчетов о деятельности КПК «Сберегательный союз Крыма» за первое полугодие 2018 выявлен убыток кредитного кооператива , возникший во втором квартале 2018. Также, при анализе предоставленных кредитным кооперативом данных регистров бухгалтерского учета за этот же период выявлены операции по выдаче денежных средств из кассы кредитного кооператива неустановленному лицу в размере, сопоставимой с суммой возникшего убыткам. В адрес кредитного кооператива 07.08.2018 было направлено письмо № 1824 о том, что 09.08.2018 состоится заседание Дисциплинарного комитета СРО «Кооперативные Финансы».
с учетом ограничений, установленных статьей 6 настоящего Федерального закона, при условии, если такая деятельность служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом кредитного кооператива (п.п.2.4.8 Устава). Согласно акту инспекторской проверки СРО «Кооперативные Финансы» от 11.09.2018 года, действующая редакция устава и внутренних положений КПК «Гарантия» соответствует требованиям Федерального закона от 18 июля 2009 года, №190-ФЗ «О кредитной кооперации». Деятельность КПК «Гарантия», соответствует требованиям законодательства в сфере кредитной кооперации, БазовымстандартамКооператива и внутренним стандартам саморегулируемой организации. Договоры займов, указанные в исковом заявлении истцов по делу были заключены в соответствие Положению о порядке и условиях предоставления займов членам кредитного потребительского кооператива «Гарантия» утвержденным решением очередного общего собрания уполномоченных членов КПК «Гарантия» 24 мая 2013 года, согласно п.3.4 Положения, процентная ставка по займам (потребительским, денежным) для членов Кооператива устанавливается в размере не более 36% годовых от суммы займа. ФИО1 и ФИО2 пользовались услугами КПК «Гарантия» с
базовые стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы. В соответствии со статьей 7 главы 3 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы (утв. Банком России, Протокол от 14.12.2017 № КФНП-44) (далее - Базовыйстандарт), установлено, что для предоставления информации получателю финансовой услуги кредитный кооператив обязан использовать согласованные с получателем финансовой услуги при заключении договора об оказании финансовой услуги способы взаимодействия (телефонная связь; телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления и (или) способы обеспечения доступа получателя финансовой услуги к информации ( например, размещение информации в личном кабинете получателя финансовой услуги (при наличии), иные способы взаимодействия). Исходя их прямого трактования указанного требования Базового
190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив создается на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу. Принципы создания кредитного кооператива устанавливаются уставом кредитного кооператива. Согласно пункту 3.1 Базового стандарта корпоративного управления кредитного потребительского кооператива КПК создается и осуществляет свою деятельность на основе принципа общности - объединения физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному или социальному принципу, предусмотренному Базовым стандартом и определяющему критерий (критерии) объединения членов КПК (пайщиков). В силу п.3.5 Базовогостандарта кредитный кооператив проверяет соответствие лица, подавшего заявление на вступление в члены кредитного кооператива (пайщики), принципу общности до принятия решения о его принятии в члены кредитного кооператива (пайщики). Пункт 3.21 Базового стандарта ограничивает в качестве критерия определения социальной общности принадлежность членов кредитного кооператива (пайщиков) к некоммерческой организации, если она существует только для обеспечения основания для вступления в члены кредитного кооператива (пайщики) и не осуществляет иную деятельность в качестве основной. В ходе осуществления проверки КПК «Содействие» установлено,
базовые стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы. В соответствии со статьей 7 главы 3 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы (утв. Банком России, Протокол от ДД.ММ.ГГГГ № КФНП-44) (далее - Базовыйстандарт), установлено, что для предоставления информации получателю финансовой услуги кредитный кооператив обязан использовать согласованные с получателем финансовой услуги при заключении договора об оказании финансовой услуги способы взаимодействия (телефонная связь; телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления и (или) способы обеспечения доступа получателя финансовой услуги к информации (например, размещение информации в личном кабинете получателя финансовой услуги (при наличии), иные способы взаимодействия). Кредитный кооператив обязан обеспечить возможность взаимодействия с получателем