ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Членство в сро - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А40-75417/20 от 07.12.2021 Верховного Суда РФ
по контролю (надзору) за их деятельностью; на Росреестр возложена обязанность внести сведения об Ассоциации в государственный реестр СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд округа руководствуясь статьей 20 Закона № 315-ФЗ, Положением о Росреестре, Положением о надзоре, указал, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса (далее - Градостроительный кодекс) членство в СРО является обязательным для индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в
Определение № А40-180218/20 от 01.02.2022 Верховного Суда РФ
случаи, в которых членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий архитектуры, инженерно-технического проектирования и разработки проектов, тепло-, водо-, газоснабжения не является обязательным. Принимая во внимание полномочия Ростехнадзора в части порядка осуществления государственного надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведения Реестра СРО, основанных на обязательном членстве в СРО, учитывая положения статьи 47 Градостроительного кодекса, которыми определены случаи, в которых членство в СРО не является обязательным, а также придя к выводу о том, что лица, для которых не требуется специальное членство в СРО, могут объединиться в СРО, ведение государственного реестра которых отнесено к полномочиям Росреестра, суд округа отменил принятые по делу судебные акты, признав незаконным оспариваемое решение. Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда округа ввиду следующего. Понятие СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства дано
Определение № 13АП-12663/18 от 02.07.2019 Верховного Суда РФ
позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию: 1) о намерении добровольно прекратить членство в такой СРО, в том числе с последующим переходом в другую СРО; 2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса. При этом частью 13 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации СРО и добровольно прекратившие членство в СРО в целях перехода в другую СРО по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя либо в целях создания СРО на территории субъекта Российской Федерации, в котором по состоянию на 04.07.2016 отсутствовала СРО, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса (далее - вновь созданная СРО), вправе подать заявление в СРО, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой СРО в
Определение № А40-75417/20 от 18.11.2021 Верховного Суда РФ
Положение о надзоре) является Ростехнадзор, пришли к выводу о том, что у Росреестра отсутствовали правовые основания для внесения сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций, в связи с чем признали оспариваемый отказ законным. Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд округа руководствуясь статьей 20 Закона № 315-ФЗ, Положением о Росреестре, Положением о надзоре, указал, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) членство в СРО является обязательным для индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в
Определение № А56-114039/20 от 28.02.2022 Верховного Суда РФ
представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, правовой позицией, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, суды пришли к выводу о несоответствии решения антимонопольного органа нормам действующего законодательства, нарушении прав и интересов учреждения. Судебные инстанции исходили из отсутствия в действиях учреждения вмененных нарушений, поскольку предъявление такого требования к участникам закупки, как членство в СРО , с учетом начальной (максимальной) цены работ соответствует целям и потребностям закупки и не противоречит законодательству. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию управления по спору, не опровергают выводы судов, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела, не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, в связи с чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. При
Постановление № А45-4465/17 от 14.12.2017 АС Западно-Сибирского округа
к таким работам. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам (часть 6 статьи 55.8 ГрК РФ). Основания прекращения членства в СРО установлены в части 1 статьи 55.7 ГрК РФ. В частности, членство в СРО прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена СРО организации из СРО; 2) исключения из членов СРО по решению СРО; 3) смерти индивидуального предпринимателя - члена СРО или ликвидации юридического лица - члена СРО. Указанный перечень оснований для прекращения членства в СРО является исчерпывающим. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 04.07.2016,
Постановление № А56-45018/17 от 24.08.2018 АС Северо-Западного округа
- ГрК РФ). В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 04.07.2016, Закон № 191-ФЗ дополнен статьей 3.3, которая устанавливает условия добровольного прекращения членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в СРО в целях перехода в другую СРО по месту своей регистрации с переводом средств компенсационного фонда: подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в СРО в целях перехода в другую организацию; документальное подтверждение факта принятия решения о приеме в члены иной СРО; семидневный срок перечисления средств компенсационного фонда с момента получения уведомления и документов, подтверждающих прием в члены иной СРО. В соответствии с частью 5 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус СРО, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию: 1) о намерении добровольно прекратить
Постановление № А56-19054/17 от 25.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
"КСК" (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Саморегулируемой организации Ассоциация строительных организаций "Опора-Строй" (далее – ответчик, СРО Ассоциация "Опора-Строй"), в котором с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило признать незаконным решение общего собрания членов СРО Ассоциация "Опора-Строй" от 14.10.2016 об исключении истца из организации ответчика, признать Общество добровольно прекратившим членство в СРО Ассоциация "Опора-Строй" с 20.11.2016 в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию – Ассоциацию саморегулируемая организация "Строй Форум" (далее - Ассоциация "Строй Форум"); обязать СРО Ассоциация "Опора-Строй" перечислить средства компенсационного фонда в размере 300 000 руб., внесенные Обществом в СРО Ассоциация "Опора-Строй" 19.04.2013, в Ассоциацию "Строй Форум", а также взыскать 15 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины. Определением суда от 31.03.2017 Ассоциация "Строй Форум" привлечена к участию в деле в качестве
Постановление № А10-7889/2021 от 11.10.2022 АС Восточно-Сибирского округа
статей 1, 52, 53, 55.8, 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статей 133, 702, 749, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность являться членом саморегулируемой организации (СРО) установлена только для застройщика или технического заказчика; для осуществления строительного контроля на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, членство в СРО не требуется, так как строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства; договор на осуществление строительного контроля относится не к строительному подряду, а к оказанию услуг; уровень ответственности члена СРО должен определяться исходя из размера обязательств по договору подряда, а не по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление строительного контроля. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Кассационная жалоба рассматривается
Постановление № 17АП-19880/17-ГК от 12.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, ООО "Лидер" с 16.11.2009 являлось членом СРО Союз "Строители Урала" на основании заявления № 25 от 12.11.2009 о приеме в члены НП "Строители Урала" (НП "Строители Урала" переименовано с 09.06.2015 в СРО Союз "Строители Урала"), протокола № 8 от 16.11.2009. 01.12.2016 ООО "Лидер" в адрес СРО Союз "Строители Урала" направлено уведомление о намерении в добровольном порядке прекратить членство в СРО Союз "Строители Урала" с 01.07.2017. Указанное заявление получено СРО Союз "Строители Урала" 08.12.2016. 21.03.2017 в отношении ООО "Лидер" принято решение об исключении из числа членов СРО Союз "Строители Урала" и прекращении действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании п. 3 ч.2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ (выписка из протокола № 1очередного общего собрания). Полагая, что решение общего собрания участников от
Решение № 2А-3846/2016 от 14.12.2016 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов СРО. При этом согласно части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступать в СРО в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами СРО в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в СРО , обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в СРО вступить в другую СРО. В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив, обязанный быть членом СРО в соответствии с законом подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения требования об обязательности о вступлении (членстве) в СРО. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц кредитный потребительский кооператив граждан «БОНУС», местонахождение: Ставропольский край,
Решение № 2-2759/2015 от 21.08.2015 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)
О.В., заинтересованного лица ИП Середина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Фаизовой М.Т. о признании незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки №№, размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок и действия (бездействие) Управления муниципального заказа администрации города Твери и Департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в части не включения в извещение о проведении электронного аукциона требования к участникам электронного аукциона – обязательное членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и наличие свидетельства о допуске к проведению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с монтажом, усилением и демонтажем технологических конструкций, у с т а н о в и л: Фаизова М.Т. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными извещение о проведении электронного аукциона для закупки № №, размещенного ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте гос. закупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=№)
Решение № 12-31/19 от 13.08.2019 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)
заявок до 06.05.2019, определив в конкурсной документации:. - требования о членстве участника закупки не только в саморегулируемой организации (далее СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, но в СРО в области инженерных изысканий, - требования о предоставлении выписки из реестра членов СРО не только в области архитектурно-строительного проектирования, но в СРО в области инженерных изысканий, хотя изыскательские работы не являлись самостоятельным объектом закупки, исключив таким образом возможность претендовать на участие в конкурсе субъектов, которые имеют членство в СРО для выполнения проектных работ и в силу норм ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ хотя не имеют членство в СРО в области инженерных изысканий, но вправе привлекать для изыскательских работ иных лиц, имеющих такое членство, ограничив таким образом потенциальных претендентов на участие в конкурсе. Данные действия главы Администрации Объединенного сельского поселения Липчанского Ю.А. должностным лицом квалифицированы по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, как установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской
Решение № 2А-940/20 от 02.07.2020 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)
объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса СРО в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 2) прекращение своего членства в СРО в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии СРО в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 3) создание кредитного кооператива (при наличии СРО в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы). Таким образом, в силу части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, прекратившие членство в СРО , обязаны в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в СРО, вступить в другую СРО. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее – ФЗ № 223-ФЗ) определено, что членство финансовой организации в СРО является обязательным. Кредитный потребительский кооператив «ЕДИНСТВО» (КПК ЕДИНСТВО») (ОГРН №, ИНН №; адрес (место нахождения): <адрес> зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по г. Лабинску Краснодарского края. В